О выставке одной картины одного художника

Алексей Алексеевич Васильев
Работа художника и журналиста во многом схожа. В начале творческого процесса перед одним — белый холст, перед другим — белый лист. Первый заполняет холст красками в соответствии с законами гармонического сочетания цветов, композиции, перспективы и золотого сечения. Другой — в соответствии с правилами орфографии и стилистики.

А что, если последнему, мне, например, не расставлять буквы, уныло набирая их на клавиатуре в определенном порядке, а, презрев закоснелые правила, вырезать литеры из… мармелада. И швырнуть их в белую плоскость бумаги! Интересно, смогу ли я после этого рассчитывать на премию (пусть для начала не Нобелевскую), хотя бы от редактора?

Художникам творить гораздо проще. Им дозволено импровизировать. Вот и крымский живописец Владимир Хоришко не стал долго скорбеть над девственностью белого холста. Для начала он закрасил квадратное полотно черной краской. А это уже поступок. Однако Хоришко опередили. И чтобы не слыть плагиатором (призрак Малевича не дремлет) — заляпал хаотически квадрат чем-то желто-коричневым. Судя по запаху — все же краской. И объявил крымской художественной общественности о создании Одной Картины космической направленности.

С идеей проводить в Крыму выставки «одной картины» выступил в 1987 году ведущий крымский искусствовед Подуфалый. Рудольф Трофимович явно давал фору крымским мастерам кисти с надеждой, чтобы те не разменивались по пустякам и смогли сосредоточиться на создании серьезных работ. То бишь добиться вершин не количеством, но качеством! Оправдалась ли эта затея? К сожалению, безвременно ушедший искусствовед не даст нам ответа на этот вопрос…

Практика проведения моно-выставок не нова. В свое время одиночно выставлялись «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Пшеничные поля» Ван Гога, «Сирень на солнце» Клода Моне, «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана Вечеллио, «Святое семейство» Андреа Мантеньи, «Явление Христа народу» Александра Иванова… И вот теперь — Хоришко.

 В последние теплые выходные лета, отложив поездку на море, в кабинет искусств библиотеки

им. Франко прибыли маститые крымские художники и искусствоведы. Пожаловали, чтобы насладиться шедевром (иначе к чему весь сыр-бор?), ощутить катарсис, получить откровение, да что там — испытать оргазм от встречи с прекрасным!

И вот творческая элита наедине со свежесозданным шедевром… Восхищаюсь этими людьми! Мягкими, интеллигентными, тактичными… Вы не задумывались, почему на подобные мероприятия не приглашают, скажем, боксеров-тяжеловесов? Правильно, спортсмены выдали бы отзыв мгновенно в виде хука в голову. Наши чудесные искусствоведы, рассевшись за столами с минералкой, более часа, не без труда, подбирали слова и выказывали свое восхищение увиденным…

Однако в их спичах чувствовалась напряженность. И тогда, чтобы разрядить двусмысленную атмосферу, Хоришко выложил последний козырь: он ухватил картину за край и… повернул ее по оси, как пропеллер! Да-да, полотно удивительным образом было закреплено сзади не вверху! Картина насажена на особый шарнир, и все это творение можно было вертеть! Мол, смотри откуда угодно — отовсюду гениально!

Это нововведение гораздо упростило работу критиков: теперь каждый, кто брал слово, непременно восхищался чудесным коловращением полотна. А последний из ораторов даже процитировал стихи советского поэта Александра Тимофеевского. Стихи были посвящены писателю, но оказались весьма уместными и в коллективе живописцев:

Он ищет читателя, ищет
Сквозь толщу столетий, и вот —
Один сумасшедший — напишет,
Другой сумасшедший — прочтет.

Лучше и не скажешь. Так и в изобразительном искусстве: каждое полотно обязательно найдет своего благодарного зрителя и злобного критика. Например, такого, который в жаркий субботний день забрел на выставку одной картины. И написал по этому поводу одну статью. И попросил редактора, чтобы тот убрал из этого газетного номера все остальные материалы. Кроме данного. Газета одной статьи — это прорыв! Подписчики были бы в восторге! Но редактор-ретроград не пошел на эксперимент… А я вам сразу сказал: художникам творить гораздо проще!

"Крымское время" 29 августа  2009