Филькина грамота... Башка понимаешь

Раиса Пацук
(из Рубрики "Не смейте забывать УЧИТЕЛЕЙ")
 
          МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ КИРЮШКИН

...Его можно назвать БЕССМЕРТНОЙ Легендой нашей школы...У него учились все(дети нашего посёлка) , начиная с 40 годов по 80 е годы прошлого столетия!!!ВОТ ЭТО Был , действительно УЧИТЕЛЬ: МАТЕМАТИКИ!!!ФИЗИКИ!!!! ГЕОМЕТРИИ и СТЕРЕОМЕТРИИ!!!!ЧЕРЧЕНИЯ и РИСОВАНИЯ!!! 
Он был моим классным руководителем с 5 по 8 классы...Он был строг и требователен! обладал своеобразным подходом к ученикам ... Кто не помннит его знаменитые обескураживающие выражения- БАШКА ПОНИМАЕШЬ ?   или ...Филькина грамота?
Мне эти выражения пришлось на себе испытать.
Закончив начальную школу с одной лишь четвёркой ( по таджикскому яз... почему именно с 4 ... расскажу в теме- УЧИТЕЛЯ таджикского языка ) я была одной из лучших и в последующие годы .... Но ,в 5 классе математику стал вести Михаил Фёдорович ..... и ко мне он был ОЧЕНЬ требователен !!! ОСОБЕННО!!! так как  Мой брат -ВИКТОР и сестра -Нина, закончившие школу, задолго до меня , были его любимыми учениками ... ТАК вот он меня хотел приравнять к ним !! но СВОЕОБРАЗНО !!!
Сколько раз мне приходилось слышать в свой адрес: БАШКА , ПОНИМАЕШЬ... брат твой , ЧЕРНЫШ , такой способный был ... а ТЫ?!?(у нас  с братом разные отцы , его погиб на фронте в 1941г, ему тогда всего лишь 3 месяца было)
СОТРИ С ДОСКИ СВОЮ ФИЛЬКИНУ ГРАМОТУ!!! кричал М Ф,и в это же время крутил пальцем у моего виска ...Вызов к доске на его уроке, был для меня психологическим кошмаром ..... меня трясло ... и я , от страха, забывала самые простые математические действия ...ЮМОР да и только!  и со слезами на глазах!!!
На хлопке в 8 классе вообще изводил .... Сестра твоя столько собирала хлопка .... а ты? ... БАШКА , ПОНИМАЕШЬ...ЧТО У ТЕБЯ В МЕШКЕ? кило 5 ?
...И мне казалось, что только за мной и следил ... возвращал меня ощипки оббирать, и с рядков подбирать упавший хлопок.
Не дай бог , если видел , что мы кураком бросались (курак-это недозрелая, ещё закрытая коробочка хлопка)...БАШКА , понимаешь .... люди трудились ... хлопок выращивали , а вы только вред приносите!!!
  НО всё это было только своеобразным методом воспитания .. В целом, я ему благодарна не только за то , что получила от него массу безобидных и приятных воспоминаний.. но и очень хорошие знания и умения.

  Крутым переломом моего отношения к нему ( преодоления психологического страха )послужил случай на уроке математики во втором полугодии 5 класса .
  Я вышла к доске решать большой пример .Как сейчас помню в 13 действий!!!И с этого примера всё и началось . М Ф по -видимому, специально запланировал решение этого примера только мной, от начала и до конца !!! потому  что раньше, мы выходили к доске и решали по одному действию.
  А здесь мне пришлось пыхтеть одной .. целый урок ... В классе был отличник МИХАИЛ БЕКЕНОВ. И он решил этот пример вперёд меня .. и говорит М Ф .. -А вы поставите ПАЦУК ту оценку , которая получится в ответе ? М Ф отвечает -ПУСТЬ только решит БАШКА ПОНИМАЕШЬ ... ПОСТАВЛЮ !!! и в ответе у меня получилось ПЯТЬ !!! так наступил переломный момент в моём психологическом сознании , и дела в учёбе на его уроках у меня стали улучшаться, и улучшаться !!!
Кроме математики и алгебры , он преподавал Рисование и Черчение
Я очень любила рисовать и чертить на его уроках ... У меня получались красивые орнаменты .. он нас учил рисовать .. именно РИСОВАТЬ!...и ЧЕРТИТЬ!... Я у него узнала о СИММЕТРИЧНОСТИ РИСУНКА ...как показать , что предмет имеет ОБЪЁМ.. УДАЛЕНИЕ ...и т д .
  А ЧЕРЧЕНИЮ  вообще обучал , как будующих КОНСТРУКТОРОВ ... МЫ МОГЛИ показать объект в разных плоскостях ... и читать чертежи .... соблюдать масштаб .... и это не только простым карандашом, а обводить тушью и соблюдать ,при этом, размер штриха .
Чертежи принимал , как главный конструктор .. измеряя штрих рейсфедром...Мои чертежи принимал без замечаний ... и возвратов ... и в этом  мне не было равных . Даже должники счерчивали их у меня .. делали хитрое приспособление ставили стпки книг .... ложили стекло, под него ставили настольную лампу  и перечерчивали ....

  Мои способности к рисованию перешли к моим дочерям. Их у меня три .... ВСЕ хорошо рисовали в школе , я им передавала полученные навыки на уроках рисования у М Ф. Женя и Анфиса в Турсунзаде ходили в художественную школу .. побеждали в  КОНКУРСАХ рисунков ,как в ТУРСУНЗАДЕ(в ТАДЖИКИСТАНЕ) так и на СТАВРОПОЛЬЕ , где нам пришлось прожить с 1993 по 2003 годы... Сейчас они обе художницы, Женя закончила с КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ  4 годичное художественное училище в Ставрополе ,имеет специальность ХУДОЖНИКА - Промышленной ГРАФИКИ и РЕКЛАМЫ и работает по специальности в типографии.
Анфиса закончила с КРАСНЫМ дипломом Строительное училище в  Ставрополе, отделение ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ...
Но она больше ХУДОЖНИК свободный и победила в конкурсе молодых художников Испании, в этом году . БЫЛА ПРИНЯТА В МЕЖДУНАРОДНУЮ ЛИГУ ХУДОЖНИКОВ.ПОЛИНА же повторила мой спортивный путь ....ОНА была членом сборной Таджикистана по ВОЛЕЙБОЛУ ... И серебрянным призёром Командного Первенства Республики.Много ездила по стране ( тогда ещё СССР)
  Сделала познавательное  отступление от темы о Михаиле Фёдоровиче сознательно .. так как не зря вначале упромянула о том , что он ЛЕГЕНДАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ нашей школы ....и перефразируя слова О Грибоедове , которые написаны его женой у него на памятнике , ХОЧУ сказать:
-МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ!УМ и ДЕЛА ваши, будут Вечны в нашей ПАМЯТИ...СПИТЕ СПОКОЙНО!!!
-Я вас помню с самого раннего детства ..
-Помню как вы нам показывали УЧЕБНЫЕ фильмы по вечерам летом ....а мы сидели на земле ,  на разостланном брезенте, во дворе старой школы ...
-Помню , как вы устраивали нам танцы уже в средних классах ...
-Помню , как вы сконструировали Элетрический звонок в школе ,и он сам звонил      
АВТОМАТИЧЕСКИ, в определённое время... и вы объясняли нам его устройство .....
-ПОМНЮ , как вы остались ОДНИ ,и жили в комнате при школе , а мы приходили к ВАМ мыть 
полы и убираться ..
-Помню ... уже будучи взрослой, тоже учительницей и уже мамой ... приходила к ВАМ .. а  Вы уже и не узнавали .....
СПАСИБО ВАМ за то , ЧТО ВЫ БЫЛИ ....