Табор уходит в небо, или Светлый образ цыганки Рад

Лилит Мазикина
"Табор уходит в небо" - фильм у цыган бывшего СССР культовый просто. Это вообще не обсуждается.

А вот не-цыганами ещё как обсуждается. Вечный камень преткновений. Мнения обычно двух видов:

* Ах, какой замечательный фильм! Цыгане - такой светлый, свободолюбивый народ! С гордыми прекрасными женщинами!
* Окститесь! Это не фильм, а приторный леденец! Цыгане, они не такие гламурные, и женщины у них не имеют такой власти и гордости, и вообще, цыгане с этого фильма стопудово плюются, такой он нежизненный!

Я даже видела столкновение двух чудесных журналистов, нецыганского, Дмитрия Фалеева, и цыганского, Михаила Бузылёва: первый пришёл ко второму в блог и попытался развести его на беседу о том, что фильм неправильный и всё не так показывают. Он был непонят абсолютно.

Потому что с точки зрения цыган, ВСЁ ПОКАЗЫВАЮТ ТАК.

Самые большие непонятки у зрителей обычно вызывает быт цыган. У Горького описываются сплошные живописные лохмотья, а на Киевском вокзале можно увидеть так вообще понимаете, что; а тут мониста, оборки, песни, все дела.

Но тут, ребятушки, всё просто объясняется. У Горького описываются котляры, недавно освобождённые от румынского рабства, а в фильме снимаются русские цыгане, которые были известные щёголи и весь быт, кроме украшений и кибиток, под себя переделали.

Цыган это, как ни странно, ни отвращает. Они предпочитают считать, что получился такой абстрактный, собирательный образ цыган, этакие сферические цыгане в вакууме. Пусть будет, это же сказка.

А мы давайте лучше не о сказке, а о Раде поговорим. Ибо интересный, скажу я вам, это персонаж!

Так вот, больше всего "знатоков цыганской культуры" удивляет то, что цыгане не возмущаются образом Рады. Да, соглашаются, всё в ней не так. А образ правильный.

Всё дело в том, что знатоки, незнатоки и цыгане смотрят на одну и ту же Раду, а видят совершенно разное. Одним это - свободолюбивая цыганская женщина, другим - ложь про свободолюбивую цыганскую женщину, а третьим - главная героиня притчи о том, к чему приводят гордыня и пренебрежение цыганскими обычаями.

Кто такая Рада по факту? Незамужняя девушка, единственная дочь своего отца (есть ещё сын, но он фактически ускользает из внимания), которую он, видя в её лицо лицо её покойной матери, только что не боготворит. Она заводила в девчоночьей компании, но непохоже, что у неё есть настоящие подруги. Когда она идёт на заработки в город, под песню "Лоли пхабай" (в которой интересны слова про "меня красивей нету", словно нарочно подобранные под Раду), она выглядит старше своих незамужних товарок. Девушка-то засиделась! Перебирала-перебирала, никак выбрать не могла - гордыня мешала. Она же "раны" - королевна! Отец позволяет ей всё, и потому она сама позволяет себе всё.

И я не о показе груди, нет! Хотя эта сцена русскими цыганами и воспринимается очень и очень неодобрительно, но это просто взято из реалий цыган-котляров того времени. Я о другом.

Возьмём самую, казалось бы, безобидный недостаток Рады - щеголеватость. Все цыганки носили по несколько юбок в XIX веке (беря пример с окружающих мещан и дворян), но у Рады их - может быть, это только и кажется, но есть такое впечатление - у Рады их двойное количество. И все по ходу целые. Не скупится папочка-то на обновки доченьке. А она и рада пользоваться. Но если бы она только этим ограничилась!

Посмотрите на её украшения. Незамужняя девушка должна довольствоваться бусами да браслетами. Но Рада, ничтоже сумняшеся, решила нацепить на себя всё, что только придумано красивого. То, что для таких украшений, как "венец" и монисто, статус у неё не тот - это украшения мужних жён, кстати, довольно дорогие - это Радочку не волнует. Она же королевна, она такая вся великолепная, что такую малость ей не могут не простить. Подумаешь, делов-то - нацепила атрибуты чужого статуса.

Можно подумать, что она противостовляет свою гордость устоям необдуманно, по легкомыслию своему характерному. Нет! Вот что ей даёт приятного курение трубки? Да ничего не даёт. Просто курить разрешается только взрослым мужчинам и старикам обоего пола. Это опять атрибут статуса. Этой трубкой Рада показательно себя ставит на одну доску со старейшинами. Ей прощается - видимо, за отца; к её закидонам привыкли.

Наверное, именно это её и бесит.

А как она издевается над свои женихом! Все девушки так делают, но ни одной в голову не придёт переступить границы, когда игра превращается в жестокость. Но Рада слишком легкомысленна, чтобы понимать, где она - жестокость, и границ не видит. Она прилюдно унижает Лойко (в сцене с подсеканием ног кнутом). Но её гордынюшке этого мало!

Что она требует от Лойко? Невозможного!

Прилюдно, при старейшинах табора, поклониться и поцеловать ей руку, унизив не только себя, но, гораздо больше - старейшин, приравняв своим действием их к какой-то девчонке-соплюхе.

Разорванный пополам страстью к Радде и пониманием, что поступить так - для нормального цыгана - невозможно, Лойко убивает её.

Прилюдно.

Зная, что подписывает себе этим смертный приговор - за такое без суда казнят, что отец Рады по праву родственника и делает

И вот последние слова Радды, с цыганской точки зрения, и могут быть моралью. Она знала, что её убьёт Лойко. Она стремилась к этому, понимая, что зашла далеко и остановиться не может, и, видимо, мучаясь от этого.

Такой вот высокий цыганский трагизм..