Астры

Елена Рябчевских
Сегодня прекрасный день: конец августа, тепло и солнечно. Небо ярко- голубое, прохладный воздух чист и прозрачен, с едва заметной горчинкой быстро приближающейся осени.  Мне почему-то кажется, что он пахнет астрами.

Помню, была подростком лет двенадцати, когда однажды  меня отправили на базар за фруктами. На Госпитальный, один из самых больших рынков Ташкента, с длинными рядами деревянных столов, на которых аккуратно сложены горы юсуповских помидоров,  огурцов, яблок, черного и зеленого винограда,  свежевыпеченных лепешек. Поодаль продают мраморные арбузы  с почти незаметными темно-зелеными ниточками-полосками, и длинные мирзачульские дыни, распространяющие вокруг себя дивный  аромат.

Возле одного из прилавков, на табуретке, вдруг замечаю пышный букет астр. Останавливаюсь, как завороженная. Как красиво! Светло-сиреневые,  почти круглые головки на коротких стебельках горделиво смотрят вверх, а на свету отливают перламутром.  Неизвестный сорт, но сразу видно - редкий, необычный.  Обхожу табуретку  со всех сторон, слегка приоткрыв от восхищения рот. Старик-узбек в тюбетейке и теплом стеганом халате внимательно наблюдает за мной. Поднимаю глаза:

- Сколько стоят ваши цветы?
- Рубль.
- Какое счастье, у меня как раз остался рубль!
Благоговейно беру букет в руки.
- Девощика, рубль – щитука!

У меня нет таких денег. Я растерянно начинаю отделять одну тонкую веточку и не знаю, какую выбрать: на каждой - всего три-четыре прекрасных соцветия. Старик, видя мое расстроенное лицо и отчаянные усилия, в конце концов, машет рукой: «Ладно, бери всё!».

«СПАСИБО!»

Прижав букет к груди, бегу домой и ставлю его в самую красивую вазу. После этого целый день не могу отойти: любуюсь прекрасными цветами, провожу по нежным лепесткам рукой; закрыв глаза, наслаждаюсь горьковатым, изысканным запахом. А вечером, засыпая, смотрю, как  полная луна освещает цветы и в ее призрачных лучах они кажутся облитыми жидким серебром. Волшебство, ирреальность, мистика!

Именно тогда я и  влюбилась в астры. Думаю, это уже навсегда.


29.08.09