Три дня в Тичино. Документальная повесть

Татьяна Андреева-Красных
Это рассказ о медитационном ретрите в кантоне Тессин (Тичино), Швейцария, длившемся три дня. Словами и глазами участника "кухонной команды".
Тексты с фотографиями разбросаны в Живом Журнале

http://aspasia-roma.livejournal.com/477760.html#cutid1
http://aspasia-roma.livejournal.com/478600.html#cutid1
http://aspasia-roma.livejournal.com/477235.html#cutid1

Как известно, "серьезный студент", как это называется в Випассане по Гоенке, это тот, кто уже сделал три 10-ти дневных и еще не... Хотела сказать "не просветлился", но поняла, что знать не знаю, что такое "просветлиться". Тогда так. "Серьезный студент по Гоенке",  возможно, тот, кого в других традициях называют "ищущим" (у Ауробиндо Гхоша, например). Этот самый "серьезный экземпляр" время от времени осознает, что "систематически немедитировать дома" неверный подход к делу. И значит это только то, что необходимо  систематически, а Гоенка - наш учитель Випассаны - рекомендует, раз в год, необходимо делать 10-ти дневный молчальник. А иначе ты и никакой не Випассанист... Елки-палки!

Однако, Ваш покорный слуга, как говорили в старые добрые времена, не таков. Вернее, не слуга, а служанка, если следовать физиологии... Но так уже точно никогда не говорили: Ваша покорная служанка... Что-то я совсем в словоблудии погрязла. Так вот.
Мышь делает обычно не один, а существенно больше ретритов. Особенно, если они в хорошем месте - красивом и теплом. Когда это подходящее время года - желательно, весной и летом... А уж если не 10-ти дневный, а трех - то и думать нечего... Надо ехать! Суть в том, что трехдневные медитационные собрания для себя! считаю оптимальными. Достаточно времени, что достичь стадии "без мыслей". Однако они очень редко организуются. Это можно понять: работы по организации мероприятия столько же, как для более длительных ретритов (10, 20 и прочее), а трехдневное мероприятие в "послужный список" не засчитывается...

Но тут мне  везуха пошла: и три дня,  и в южной Швейцарии... Да еще, против всякого ожидания, Кот тоже согласился поехать.

Известно, что Костя у нас "тибетский буддист", и однажды сделал со мной 10-ти дневный... Мол, чтобы у нас была общая "духовная" жизнь... Но этого одного раза ему было достаточно, чтобы  он на Випассану по Гоенке забил (кто не понимает, о чем речь - смотрите Код дисциплины, сразу ясно станет!). Вернее, Костя еще один раз сделал со мной вместе в Швейцарии  пару лет назад три дня зимой, где его припахали на сервис... И вот тут уже "не вынесла душа поэта"... После "сервиса"  мы на тему его участия в Випассане не говорили...

Однако когда я мельком сказала :"Три дня в Тисине...", реакция была иной.
- Тисин? Так это же мои любимые места... Пошли мою заявку тоже, ладно, Мышь?
- Уверен, что хочешь повставать в четыре утра... Ты у нас большой любитель ранних подъемов...
Кот надулся: он очень не любил, когда я проходилась по его неспособности вовремя вставать... Для него в полвосьмого утра - проблема... А уж в четыре часа на рассвете - смертельно...
- Тисин! Ты понимаешь, что это такое, Мышь? Едем!

Я ждала - не могла  дождаться, когда же мы поедем. Ведь, кроме предвкушения самого ретрита, было ожидание южной Швейцарии. Этот регион обладает двумя самыми желанными качествами (или лучше сказать - чертами?). Это цивилизованная страна (от отличие от Италии), но при этом итало-говорящий край со средиземноморским климатом! Кто меня знает, понимает эти слова! Я же историк Античности и соответственно Тессин входит в мир "моих детских грез".

19 августа, день сборов, как и положено - суматоха. Не столько для меня - ведь у меня такие ретриты по пять штук в год, так что система сбора вещей отлажена. Больше сложностей в смысле подготовки для Кота, который задавал мне кучу вопросов, потихоньку выводя из равновесного состояния обычных дней. Когда я одна дома,  и при своих регулярных занятиях, то у меня "радостный умиротворенный дух". Теперь же оказывался "радостный растрепанный". Но делать нечего - сборы есть сборы... Наконец уставший Кот ушел спать необыкновенно рано для себя, а это было всего лишь десять вечера... Мне же предстояло еще полить, пересадить, и прочее - в саду... Уже достаточно давно мой сон резко сократился, и стало обычным проводить ночью в кровати четыре-пять часов... Да, это связано с медитационной практикой - предчувствую этот вопрос и сразу отвечаю. 

Однако последние несколько месяцев,  в связи с тем, что я планирую и реорганизую участок и дом, нахожусь целыми днями на ногах на солнце и прочее... Мое физическое состояние чуть другое.  Мне оказалось трудно заснуть не только от эйфории ожидания, но и от боли в мышцах и пылающей физиономии, переобщавшейся с солнышком...

При этом я совсем забыла, вернее, сделала вид, что не помню, одну "детальку". Неделю назад позвонили из центра и спросили, не соглашусь ли я "сервИсить", то есть не медитировать, а работать... Стараюсь входить в положение, и обычно не отказываюсь "наотрез". Вот и в этот раз сказала: Да, менеджером - согласна...
- Кто будет менеджером - решает учитель.
- Я знаю. Однако замечу, что делала полный сервис несколько месяцев назад... Поэтому хочу сидеть, а не работать...
- Вот так все говорят...
- Ладно. Уговоримся так - если никого не найдете - я буду работать! ОК?

Разговор этот все равно оставался где-то на периферии... Но я не учитывала  такого поворота событий... Иначе, верьезно полагая "сервИсить" от слова "сЕрвис", я бы взяла свою еду: орехи, зерна на проростки... Ведь тогда мне позволено много из того, чего нельзя "нормальному, сидящему" студенту.  Я же всю свою специальную еду позабыла...

Утром 20 августа мы выехали рано... Коту пришлось прогнуться - нужно было приехать к 7.30 на мусорку и оставить массу отходов, собранных за неделю. При этом уже в 8 часов следовало нарисоваться в Линдау для смены масла... Костя, как обычно в стрессовых ситуациях, вышел из берегов. Мне приходилось как можно деликатнее удерживать его от обычной привычки "истерить". Но мы оба оказались достаточно напряжены эмоционально. Однако Кот успел на работу к 9 утра, мне же достались четыре часа на прогулку по окрестностям. То есть радостным было хотя бы то, что я могу одна, без сотоварища, приходить в себя после утреннего стресса. Мысли и эмоции меня чуть лихорадили... Но взявшись за Анапану (сосредоточение на дыхании) заметила, что успокаиваюсь быстро. Через час мир вокруг меня заиграл другими красками - ведь когда умолкает внутренний диалог... Это уже совсем иное восприятие окружающего и себя самого... Да что мне Вам говорить - сами знаете...

Около часа дня я подошла к стоянке около здания  Омикрона - компании в Австрии, где работает Кот,  и мы рванули в Тессин. Я успокоилась настолько, что язвительные замечания Кота об опоздании на полчаса... И также о том, что мне не совестно его мариновать на жаре... Мне, конечно, затронули, но не очень!  Догадываетесь, как весело я посмеялась над его выпадами... Как бы то нИ было - мы начали путь на трехдневный ретрит от городка под названием Klaus, Vorarlberg.

Через час, чуть постояв в пробке перед  тоннелем, проехали под главным альпийским разделом Европы на север и юг, и оказались в кантоне Тессин. Это в самом деле удивительный момент. Вот ты в холодном суровом краю центральной альпийской Швейцарии, несколько мгновений - и южный склон великого горного массива. И понимаешь, как близко пальмы и мимозы...


От Линдау нам удобно ехать на юг по автобану через перевал Сант-Бернардино. Поверите ли, что от моего дома до озера Комо оказывается... Да, да, три с половиной часа! Конечно, по дороге на ретрит мы не удержались от соблазна и остановились около первого приглянувшегося нам замка.
- Кот, сфоткай поселок. Какая чистота и порядок. Не итальянская... Ничего удивительного... Посмотрела, кто делает реставрацию... Догадываешься - немцы...
- Мышь, ты уже циклишься на национальных чертах... Что будет по мере продвижения к Италии...
И ведь не только же чистота и порядок. А как Вам цветочки в горшках?! Немцы они и в... (да не в Африке!) Они и в Италии - немцы. Не права. И в итало-говорящей Швейцарии - немцы. Короче, Вы видите, куда я клоню... Кот полагает, что это мой шовинизм-национализм или еще какой "-изм" проглядывает. Может, ему видней!? На то он и Кот?!

Однако замечено точно вот что: как хорошо, спокойно и радостно становится нам обоим в подобных местах. Я еще могу объяснить свой вариант: историк, с детства люблю романскую культуру... Но почему Кота так тянет в подобного  рода "каменные миры"? Как только мы стали с ним ездить вдвоем, он сразу начал предпочитать романскую культуру...
?
Что? Что я за балда!? Это потому, что я предпочитала это?
Может и так...

Насладившись природой с архитектурой в симбиозе, мы собрались с духом и сели в машину для последнего пролета в полтора часа. В это время меня разморило после малосонной ночи. К тому же я делала Анапану постоянно, что поддает сонности. У нас с Котом обычай, во время поездок слушать  книги Кастанеды или Успенского-Гурджиева. Что мы и делали, пока меня, засыпающую, не затронули слова Кота:
- Вот скажи мне, за свою Випассану... Почему я должен ею заниматься... В чем ее, так сказать...
- Да я знаю, Кузенок, что ты хочешь спросить...
Думаю, что уже совсем провалившись в черную яму сна, я ответила Коту. Но через некоторое время, под смех Кости, я открыла глаза...
- Мышь, тебя Успенский усыпляет?
- Нет. Но лучше остановиться на пять минут и выпить чаю... Я и на вопрос отвечу... Я же не ответила... Или?
- Не до конца... Но засыпая, кое-что сказала...


Ретрит. День 0.
  По прибытии мы увидели почти пустой двор. Двое мужчин сидели за столиком. Заметив нас, они разошлись по своим "рабочим местам", то есть столам. Я подсела с человеку с бородой. Сержио, как я узнала позднее, был менеджером мужской части ретрита. И организатором самого мероприятия. Услышав мое имя он доброжелательно заметил:
- А... Я с Вами уже разговаривал, Тэт. Это я Вам звонил и спрашивал про сервис... Этот вопрос актуален - мне нужны работники...
- Слушайте, я только что сделала сервис, 10 дней...
- Я знаю, но мне нужны люди...
- Большой курс, Сержио?
- Маленький! Совсем крохотный... И работы будет не очень много...
Я почувствовала, что сидящий рядом Кот смотрит на меня...
- Давайте посмотрим условия в центре... Сколько человек в комнате...
- Точно! Лучше так... Я все Вам покажу, Тэт...
Оказалось, что комната для помощников, очень большая, с тремя окнами на третьем этаже, удобно расположена... В случае же отказа от работы мне предстояло жить в соседнем помещении. При беглом осмотре мне показалось, что там не меньше, чем семь человек размещается... (потом выяснилось, что пять участников, и одна, как у сотрудников, двухярусная кровать!)
- Ладно, Серж, я согласна... ДОлжен же кто-то работу делать. Если все откажутся - то и курса не будет...
- Вы меня так выручили... Я это очень ценю...

Глава и голос Сержа были в самом деле растроганными. Однако у меня внутри было беспокойно. Конечно, если тебя вынуждают работать, когда ты собирался покайфовать три дня... Мало приятного. Я помнила глаза Кости... Он очень боялся, что меня припашут. Дело в том, что четыре года назад, делая сервис на кухне, я получила тяжелое кровоизлияние в мозг... Сейчас не место говорить обо этом, но, зная Кота, понимала, что он испугался за меня. Увидел возможность повторение прошлого опыта... Мне же было досадно отчего-то еще, я не знала точно, что же это было в самом деле! Стараясь быть уравновешенной и просто наблюдать дыхание, сосредотачиваясь внутри, приняла позицию - как есть, так и отлично... Однако маленькая деталь выдавала мое расстройство: я сыроедка. И факт, что я слупила две миски вкусного супа, приготовленного командой кухни ретрита, подтверждает, что у меня внутри было гадко. Это достаточно редко для меня последние пару лет, поэтому и обращало на себя внимание.

Выбор места сна на следующие четыре ночи был ограничен двойной кроватью: внизу, а значит, можно треснуться головой, если резко встать ночью, или лезть наверх, и тогда можно свалиться...
Я выбрала последний вариант: еще не хватало, чтобы четвертая участница вертелась у меня над головой ночью... Что же до того, что вставать в темноте в туалет, решила, что не буду пить чай позднее чем, скажем, восемь вечера...
Мы встретились с Котом через полчаса.
- Мышь, зачем ты согласилась на работу?
Помолчали...
- Я полагаю, что меня приперли и вынудили. Я не приезжала сюда работать. Следовательно, я буду делать то и столько, чтобы не перенапрягаться... Знаю свои права, Кот. Не беспокойся, не перетружусь, как четыре года назад...
- Я очень на это надеюсь...
- Так что Вы будете ходить в грязные туалеты. Я  их мыть не буду... А если кто что скажет, что я укажу им на то, что согласилась помогать, сделала одолжение... Лучше путь помалкивают... Не беспокойся, Кот, все пройдет в лучшем виде...
- Я вообще думаю, что туалеты мыть не нужно. Если каждый после себя щеткой помотает в унитазе...
Кот старался поверить в хороший исход событий. Да и я сама тоже пробовала надеяться, что обойдется без эксцессов.
- Мышь, я хочу чтобы ты получила удовольствие не только от конфронтации. Но и от медитации!
- А так и будет, Кот. Ничто и никто не лишит меня радости от ретрита и работы над собой.

Я заглянула на кухню, и прошлась по полкам, надеясь, что будет комбайн, чтобы размешивать мою еду. За этим занятием меня застал мужчина. Как я догадалась, главный персонаж на кухне. Он был возмущен моим поведением. Как по мановению палочки нарисовался Серж.
- Вы, видно, не сказали молодому человеку, что я здесь буду работать...
- А... Конечно! Это Тэт. Но мы лучше познакомимся после вечерней медитаци... Правда ведь, ПАоло?!

Ах Вы еще меня мурыжить здесь будете после медитации? Как бы не так... Медленно походила по первому этажу, делая вид, что не вижу активно бегающих "кухонных" женщин. Одна из них подбежала ко мне, показывая: Мол, надо убирать... Я продолжала пить чай. притворяясь, что не понимала, о чем они... Было ясно, что мне еще предстояло некоторое время "переварить" факт мой работы на кухне... А это даже хорошо... Меньше ответственности, чем у менеджера... И вовсе я не собираюсь вставать утром, когда Вы захотите...

Кажется достаточно примечательным разговор с Котом. Это был наш последний обмен впечатлениями на следующие три дня.
- Ты заметил, Костя, что они сделали так, чтобы женщины шли в зал пешком, а мужчины - на лифте..
- Да, Тэт. Меня это тоже смутило.
- Пустяк. Я понимаю. Но в память западает. А вот еще интересный моментик, Кот. На кухне четыре женщины и один мужчина. И он - главный. Это уже не мелочь. Не находишь?
- Нет. Это в самом деле - не пустяк. Вспоминается о последней ведьме Европы, сожженной в Швейцарии в начале 19 в. У них тут патриархат. Тэт, и условия жизни у мужчин лучше... А в Трибеле, немецком центре, все наоборот...
- Ничего, Кот, не беспокойся, я им Кузькину-Едрюськину покажу. На мне где сядут, там и слезут... Патриархат у них, туды его в качель. Видали таких?! Один мужик на кухне - и командовать будет!
- Да уж, Тэт. В Германии феминизм, здесь им и не пахнет...
- Да. Джентельменства от них я не дождусь... Прорвемся, Котик! Не таких видели...

С опозданием в полчаса (итало-говорящий регион, что же Вы хотите!?) началась первая, вступительная медитация. За эти 40 минут Гоенка в общем напомнил ситуацию на ретрите. И была проведена формальная инициация на обучение: студенты повторяли за учителем слова-просьбу о начале курса Анапаны: Мол, разреши, Банте, чтобы мы учились у тебя... Как-то так. Я же, упрямо не включалась в процесс, заткнув уши самыми мощными затычками и наслаждаясь погружением в безмолвие.

Нашим АТ - ассистентом учителя, оказалась, как мне пришло в голову в первый момент, "развалина около 90 лет". Женщина, одетая в яркую красивую одежду, смесь монашеской оранжевой робы с модным платьем,   с изысканными вышитыми узорами... Ее глаза, противу всей перекошенной согбенной фигуры, глядели молодо. Речь ее показалась правильной английской.
- Мона Милне - британка. Я знаю ее уже несколько лет. Мы живем в соседних городах...
- Вот оно что, Сержио. У Вас, как я поняла, маленькая, но сильная группа Випассаны в Тессине?
- Да, наверное, можно так сказать... Идемте вниз, разделим обязанности назавтра.

Было уже десять вечера. Для меня день начался с пяти утра, и еще что-то обсуждать не хотелось... Ребята говорили, кто когда встает. Мне достался подъем и появление на кухни от 5 до 6 утра. Я ничего не говорила - мне было до лампочки...
- Ну что, можно спать?
- Конечно,  Вы видно устали, Тэт? Далекая дорога.

Я не ответила и быстро поднялась наверх. С затычками в ушах я почти мгновенно провалилась в сон, осознав, что трое   женщин появились через пять-десять минут. Одна из них включила было свет, но заметив меня в кровате, тут же потушила его. Я знала, что делаю. С затычками я не буду слышать утренний, четырехчасовой гонг. Это даст мне возможность хорошо поспать перед трудовым днем. Когда я проснусь? Какая разница! Когда захочу... Пять человек утром на кухне - не нужно. Я это знаю отлично. Если не встану в то время, на которое мне было указано, и не появлюсь в маленькой кухне,где уже будут четверо, значит, не надо...

Стоит ли говорить, что без гонга я спала столько, сколько было нужно моему организму. И беззаботно открыв глаза в шесть тридцать, на час позже появилась на кухне...
   

Ретрит. День 1.

Первый день сервиса на ретрите начался с того, что я отлично выспалась. А разве ж это не самое главное?
К тому же, помним мой опыт работы, и я отлично знаю, что вся команда для приготовления завтрака совершенно не нужна. Кухня маленькая, и лишний полунужный человек там ни к чему...
?
Вы хотите сказать, что вот именно так я оправдывалась перед собой, когда осознала, что давно должна быть на кухне...
Начнем со слова "должна"...
....
В самом деле у меня было легкое чувство вины... Но именно с ним я уже много лет работаю: это не просто ненужное явление - вина. Она уродует не только нашу жизнь, но и тело, ум и все остальное... Неприятное ощущение отдавало в привычную область левой стороны грудины... Мы знаем, что здесь годами у Мыши была постоянная сокрушающая боль... Тем не менее я пришла в кухню... Ни говоря ни слова...
!
Именно! Нельзя оправдываться. На постоянном "извините", "не прав", держится и расцветает чувство вины... Оглядев кухню и бегающих итальянцев, я спросила шеф-повара Паоло:
- Что   мне делать?
- А...У... Вот что. Возьми яблоки, и очисть шкурку. Будем делать дессерт для обеда... Я готовлю глазурь, ты - приготовишь фрукты.
- Ладно.

Паоло принес две чистилки для овощей, быстро схватил яблоко и испробовал, какой инструмент лучше. С удовлетворенным хмыканьем он вручил мне яблоко и резалку... Я стала неспеша чистить яблоки... Моя неторопливость резко контрастировала с суетящими работниками. Я вчера заметила, что они все в поте носятся... В этом серьезная трудность...
Здесь зарыта собака!


Нельзя подхватывать бешеный темп своих соседей - кто бы они ни были. Это не помогает решить задачу быстрее, но выматывает тебя. Многие полагают, что в попыхах носясь у всех на виду, создают имидж много и успешно работающих... Оглядев суетящуюся четверку, решила: Не пойдет. Тем временем, буквально за пару минут, у меня начались неприятные ощущение в грудине и участилось дыхание.

Випассана в действии. Легко замечаешь, как меняется химия тела, что происходит внутри легко понимается как реакция на то, что вне...
Вот и начали медитировать прямо на кухне. Снующие люди затягивали меня в вихрь нервозности, но я упрямо возвращалась к умиротворенному ритму. От напряжения работы и суматоки окружающих у меня изменились натяжения мышц лица... Заметив это вовремя, сразу включила внимания возврата к проблемным мышцам головы. Так, попеременно проходясь мысленным взором по телу, не перераставая в полном сосредоточении чистить свои яблоки...

Напряжение внутри меня ослабевало. Боль в грудине прошла... Мне показалось, что суетящиеся итальянцы стали бегать меньше. Они начинали заговаривать со мной.Через полчаса прозвучало:

- Итальянский кофе...
- Паоло, ты настоящий шеф, заботящийся о сотрудниках...
- Да, Тэт. Ты же выпьешь кофе с нами? Молоко, сахар?
- Кофе чуть выпью. Только черный, без ничего...

Роза, высокая худая итальянка из Брешии, спросила меня про завтрак
- Спасибо, Роза. Я не ем приготовленную пищу...
- Что, совсем без завтрака?
- Нет. Съем пару фуктов. Благо у нас яблоки, два сорта винограда, нектарины и персики... Зачем же мне есть вареную овсянку, заедать все это белым-полубелым хлебом с пятью сортами джема. Да еще замешанного на белом сахаре?
- Ты уверена, что тебе хватить пару фруктов?

Последний вопрос задал шеф-повар.
- Так ты сыроедка, Тэт?
- Да. И ем очень мало. По количеству. Но зато достаточно по качеству. В таком климате жиры нужны по минимуму... Мое тело само мне говорит, что и сколько... Не беспокойся, я сделала больше десятка ретрита и этой мой третий сервис...

 Последний обязательный ситтинг всей группы в любом центре Випассаны происходит с 6 до 7 часов вечера. У меня это обычно самый "продуктивный" в плане разных необычных, как модно теперь говорить - эзотерических - явлений. Так оказалось на этот раз в первый день ретрита. За заднем фоне мыслительного аппарата всегда возникают основные вопросы, которые хочется разрешить на мероприятиях такого рода. Что там скрывать: хочется, чтобы такие длительные молчальники порадовали нас интересными открытиями. Ответами на вопросы, которые в обыденной жизни не удается (не возможно) найти.
Тэт тоже не исключение. И садясь в вечернюю сидку, напомнила космосу, что и у нее есть вопросы к творцам (творцу). А именно: отчего же правая сторона головы болит. И точка. Правый глаз хуже видит. И общее ощущение давления на всей правой части тела помнится мне с раннего детства. Этот стандартный набор вопросов пронесся во мне, перед тем, как внутри установилось блажество молчания.
Ох уж это состояние - "без мыслей". Какая же это сладость... Но сегодня я не потчую читателей этой лирикой. У меня есть новости поинтереснее. С моей, практической точки зрения.
?
А чуть терпения. Еще немного - и многолетняя тайна моего тела преоткроется.

Так вот. В состоянии "остановки мира" много интересного происходит. И главное, что делать ничего не надо - на то оно и "неделание". Наблюдая, как положено в Випассане, за ощущениями тела, в очередной раз проходя мысленным взором через ощущения на поверхности кожи и заглядывая внутрь тела, я заметила такую штуку.

Растягивая позвоночник вверх, постоянно подправляя осанку, стала ощущать тепло в том месте, что называют "тимус", вилочковая железа. Эта самая штука, которая отвечает за то, что мы всю жизнь не болеем (улыбка!) велика по размеру в детстве. С возрастом тело увеличивается в размерах, тимус остается прежним. Что приводит к потере иммунитета, болезням и смерти. У меня не один раз в длительных ретритах случался феномен разогрева этой части тела. Что мной понималось как проход энергии с трудом и напряжением через сердечную чакру и, как следствие процесса, ее открытие. В этот раз пришедшие мне идеи были такими.

Тимус с годами совсем пропадает... Я вот его чувствую отлично на данный момент. Последние пару месяцев придумала и пробую несколько упражнений на возврат к оптимальной иммунной системе. Что, если попридержать мое внимание эти несколько дней в районе сердечного центра. С целью усиления железы, укрепления здоровья и прочих таких же вещей... Ради развлекушки, чтобы не засыпать, а сонливость все сильнее наваливалась, я внезапно ярко увидела свою вилочковую железу... И она словно бы стала медленно увеличиваться в размерах. Меня это позабавило, что и материлизовалось маленьким смешком. Сильнее выражать эмоции сидящей около АТ перед аудиторией Тэт не стоит... Студенты должны видеть нас, помощников, серьезными экземплярами...

Внезпано мне пришла такая мысль: уже около месяца я не принимаю свои лекарства. Для щитовидки в том числе... Ретрит хорошее место экспериментировать на тему отмены таблеток. Я же, зная, что мои болезни в значительной мере психо-соматические, и идут от страхов из детства, с опаской двигаюсь в направлении отмены таблеток. Так вот. Раз я стала работать с тимусом, то и на щитовидку посмотреть - сам бог велел... И стала на нее глядеть... И увидела свою засохшую, давно не работающую, порезанную в возрасте 13 лет, железу... Так мне ее, бедную, стало жалко... А ты, горемыка, не грусти. Буду тебя дома питать хорошим йодом, вниманием, и ты снова станешь работать. Железа стала представляться мне яркого цвета, орошаемая кровью... Шея запылала, приятное тепло пошло по позвоночнику... И вот тут-то...

Как же я раньше-то этого не видела! Эврика! Ну конечно! Почему у меня правая часть головы болит? Глаза с разным зрением... А как же еще может быть? Ведь в 13 лет мне отрезали часть железы, кусочек, который тогда назывался "узловым зобом". После этого и началось ощущение в теле: мол, правая часть меньше, сжалась. Как Вы понимаете, зоб был на правой стороне. Неужели нашлась причина ряда проблем?

Дальше было больше... После медитации, для переваривания информации, я прилегла расслабиться на кровать. Через несколько минут блаженное расслабление стало уносить меня... И вдруг! Как молния! Эврика!  Такому и Архимед позавидует (улыбка!). Я о том, что вторая "эврика" за вечер: когда зашивали рану после операции,  сделали брак. Если Вы будете наблюдать меня говорящей, то увидите уродливое подтягивание кожи на шее. Мышцу пришили к коже. Всю жизнь этот перекос тянет тело... Наконец-то до меня дошло! А что, если в самом деле мне теперь известны причины проблем "правой стороны" и это можно изменить?

Теперь, дорогой читатель, Вам не будет удивительно узнать, что я записалась на прием к двум хирургам-косметологам. С ними я буду обсуждать целесообразность "разделения" мышцы и кожи на шее. И вероятность серьезных вмешательств этих "мелочей" во всю мою жизнь.
?
Да я и сама знаю, что мне Нобелевскую премию за такое открытие не дадут. Да разве это деньги? Я о премии.
!
Точно! Вы сами знаете отзыв: Так не ради же денег, елки-палки... А истины для!


После приведения в порядок кухни после обеда, то есть примерно к часу дня, работники получали часовой отдых. Следующее совместное с участниками мероприятие - групповая медитация в 14.30. То есть мы могли заняться всем, чем хотели... В это время небо стало затягивать тучами. И какими! Ведь горы вокруг немалые, до трех тысяч метров... Так что внизу еще светло-тепло, а со стороны пиков тянет холодом и темнотой...
Мне еще нужно было прогуляться, хоть полчаса. Потому что вечерняя программа, с ее двумя часами обязательной "сидки" без движения, предполагала некоторую активность крови в нижней части тела. Студенты должны медитировать в это время, так что можно было сделать легкие упражнения на травке. У меня появилось любимое дерево - огромная акация, внутри которой мне было так спокойно. Я заходила под ветки, и радостно прижималась к корявому стволу... Первые капли обрадовали меня несказанно: кожей ловила редкие прохладные крапинки... Которые постепенно становились сильнее. Вскоре нужно были идти в отель, ибо гром и молнии веселились вовсю... И приближались все быстрее к Примаденго.

С радостью ощущала прохладу, внезапно прервавшую жару южного дня. Лило неслабо. Паоло вышел на балкон. Вместе мы постояли пару минут, с улыбками восхищаясь красотой грозы в горах. Роза и Одиль болтали и продолжали, теперь уже не столь спешно, что-то делать по кухне. Через минуту все трое сидели за столиком и уплетали остатки многочисленных блюд. Позвали меня.
- Тэт, ты есть сегодня будешь?
- Ты не можешь, чтобы меня не подколоть, Роза! Не буду есть. Ты же знаешь, я уже съела свой авокадо.

Глубоко дыша, я разминала позвоночник, опершись руками на железные перила. Что-то мне подсказало, что в такую грозу лучше не держаться за металл... Я отпустила руки и продолжала упражнения. В один из моментов после усиленного вытягивания всего тела вверх, я стала медленно разводить руки в стороны. Как на фото выше. Молнии били, одна за другой... По моему телу проходило неописуемое блаженство. Не хотелось опускать руки вниз. Так, словно ловя молнии, я стояла несколько минут...

Внезапно на кухне все и все зашевелилось, и заскочил Паоло:
- Тэт, иди, мне нужна твоя помощь... Отнеси стопку тарелок в мужской зал.

Он прошел вместе со мной за часть помещения, куда мне не следовало бы ходить - у нас есть помощники мужчины. Это быстро пробежало в голове. Следующей мыслью было: Пока он мне это показывал, сам и отнес бы... Что порожняком-то идти...
Подивившись, как мне показалось, странному поведению Паоло, я отнесла две нетяжелые стопки тарелок на мужскую часть. В это время мне стало невероятно жарко... Я решила, что это оттого, что пришлось дважды проходить рядом с пылающими комфорками... Хоть и показалось тоже странным... Ведь у меня уже несколько месяцев отличная теплорегуляция: ни тепло, ни холодно мне не бывает...
Маленькие странности продолжались. Откуда ни возьмись, в полном смысле слова подскочила Роза с криком: мне нужна твоя помощь и толкнула на женскую сторону кухни. Там мы взялись за края коробки с массой грязной посуды и занесли в мойку... Мне показалось, что жар усилился. При этом невероятная слабость охватила меня... Я была близка к тому, чтобы просто упасть... В этом миг, на огромной скорости, в кухню забежал Сержио, сразу ко мне: идем, я тебе покажу, где ты сегодня будешь проводить вечерний дискурс... И почти бегом погнал меня на два этажа вниз... Руки и ноги у меня тряслись... Пот лил градом. Тошнило...

Что за фигня... Моя попытка куда-то уединиться и прийти в себя  не удалась. Как назло, каждый из помощников нуждался во мне...
Так продолжался целый час. Мне стало легче. Еще через час я была в норме. Но вопрос остался: Что это было?!

Два ответа мне было подсказаны.
?
Откуда я знаю, кем?!

1. Каким-то образом (понимаю, что это чушь!) в меня попала молния.
2. Многочасовая работа на кухне с постоянным вытягиванием позвоночника сместила участки моего сколиоза - и такая реакция тела.
3. "Молчание внутри", самадхи, всколыхнуло некие эмоционально-физические пласты. Тело отреагировало.

А Ваши соображения?

Ретрит. День 2.

В обед я съела пару сырых овощей. Хоть Марьяна, менеджер женской половины, итальянка южного типа, с очень темной кожей, несколько раз звала меня за стол с другими... Я слышала, как обедающие женщины несколько раз повторяли слова "бэби, бэби".
- Паоло, это они обо мне? Кажется, мое легкое платьице у них ассоциируется с детством. Я специально сделала это платье для работы на кухне. Когда жарко, но нужно соблюдать "код одежды", пришлось шить что-то для ретрита...
- Нет, Тэт. Это они говорят, какая ты молодая...
- Паоло, ты им сказал, сколько мне лет?

Паоло быстро обратился к женщинами... Те стали хохотать в голос.
- Они говорят, что ты - бэби. Очень молодо выглядишь... Сколько бы лет тебе не было...
- А...
- Тебя это оскобрило, Тэт?
- Нет. Я не была уверена, к кому относятся восклицанья.
- Ты давно сыроедничаешь? Только год? Видно, чувствуешь себя хорошо, раз продолжаешь...

Мы еще немного поговорили с Паоло о моей форме питания... В это самое время я мысленно "гоняла" энергию кундалини вверх-вниз, разогревая позвоночник... Не то ради удовольствия, не скажу точно... В это время мне нужно было вытирать огромные чаны. Они уже были сухими, и я решила поднять посудины на верх... Продолжая "разогревать" позвоночник, и установив на высоту двух метров очередной чан, поняла, что-то не так. Женщины перестали есть, и Паоло внимательно на меня смотрел...
?
Ах вот оно что? Они наблюдали, как такая вот бэбэ поднимает чаны одна? Я даже не почувствовала веса. Ведь эти огромные кастрюли поднимала не я, и некоторая энергия, которую я четко ощущала в себе... Закончив дело при обсолютном молчании публики, почла за блага убраться... Мало ли чего? Вдруг следующий эпитет, которым меня наградят, будет на "бэби" и нечто вроде.... Сами придумаете?
Улыбка!
 
"Саза Ида" стоит на склоне. Это сторона, на которую выходят окна кухни и комнаты для помощников. Такими видами можно было себя баловАть 24 часа в сутки. Можно медитировать в таких условиях, не так ли?!

Второй день "порадовал" рядом ощущений и эмоций. О которых никак не хочется писать.
Не хочу об этом писать?!
?
Вот именно. Значит, это самое важное.
Тогда Вам придется это почитать (послушать).

На очередной часовой сидке, в полном молчании ума, мне стали приходить события недавнего прошлого.
У меня есть очаровательная кошка - Дотти. Сейчас мы отдали ее на месяц родителям Кота, чтобы иметь возможность сделать этот ретрит и поехать в отпуск в Южную Италию в конце сентября. У меня было много сложностей с этим зверем. Как и масса радостей... Если честно, то существо удивительное...

Случилось несколько эпизодов, которые, видно, где-то в глубине меня, не дают покоя моему существу.
Так вот. В медитации мне стала приходить картинка, когда я, рассвирипев на кошку, которая не смогла терпеть больше, а дверь на улицу была закрыта...
Вы понимаете, что мучимый поносом зверь сделал свое дело под столом... Я пришла в неистовство и очень грубо выбросила кошку за дверь...
На самом деле я сама была виновата, потому что Дотти отчаянно орала, давая знать, мол, что-то не так. Но поскольку она периодически громко чего-то требует, я не поняла, что ее нужно было выпустить...

Интересно, что я пишу эти строки, и эмоциональная буря снова поднялась во мне... Напряглась шея, заболела грудина...
Вот-вот... Именно для этого мы и делаем Випассану, чтобы быть свободными от этой старой болезненной памяти... Эта самая картина: отчаянно орущая кошка, мой гнев и крики...

Мне это досаждало на ретрите очень сильно... Почему снова и снова этот эпизод приходит ко мне? Я уже давно извинилась перед Дотти и простила себя... Где смысл повторения этой истории перед моим мысленным взором? Будто нечего вспоминать на трехдневном ретрите...

Вечером второго дня я не могла заснуть. Мне казалось, что это от кухонного переутомления днем. Но никакого напряжения не было для меня. Работа было отдыхом. Сидеть в часовой медитации куда труднее.
Может, не могу спать от многих эмоций, которые поднимались со дня моего существа и кто знает, чего еще... В голове еще раз прокрутила вечернюю беседу учителя. Я полагаю, что дискурс "День 3" трехдневного ретрита - это полная программа о Випассане. Здесь сказано все, что нужно для понимания сути техники, как и человеческой жизни вообще. Только мне нужно было 12 штук десятидневных ретритов, чтобы осознать это...

Так вот оно что?!
"Эврика". Да будет с нами великий Архимед, впервые заоравший так по-гречески, найдя ответ на вопрос о золотой короне!

Я снова и снова вижу этот эпизод с кошкой, чтобы понять сколько гнева во мне еще живет!?
Всегда полагала, что основная проблемная эмоция у меня - страх. И казалось, что во мне нет злости. Мол, с этим я справилась... А вот нет же! Еще как! мной владеет гнев...

Спасибо Дотти! И этот дурацкий эпизод с кучей, которую мне сделала Дотти под столом, обрел иные уровни смысла...

Не очень красиво, не так ли?
Но, может, нужно?!
Как по-Вашему!?
Ретрит. День 3.
Мы подошли к окончанию повествования. Я знаю, это всегда грустно. Ведь мы становимся частью жизни людей, с которыми сталкиваемся. Даже если это только в книге или экране компьютера.
Последний день ретрита Випассана по Гоенке – это разговоры. Легально. Все могут говорить.
?
Правда ведь? Я тоже думаю, что это ужасно. Но в этом есть смысль. Для новичьков. Они обычно и обмениваются впечатлениями. Я же еще раз напомню Вам о моих друзьях. Вот какими они были или остались в памяти.
Паоло, продающий недвижимость, пообещал помочь мне найти кусок земли в Тичино для долгосрочной аренды. Я вовсем не хочу еще что-то покупать. Хватает мне сложностей с владением дома в Ахберге.
- Тэт, я тоже был вегетарианцем и даже пробовал сыроедение. Да вот женился... И животик растет... А ты хорошо себя чувствуешь на своей чуднОй диете, я полагаю?
- Хорошо. Моносыроедение - это мой способ. Я к нему долго шла. Не грусти, Паоло, может твоя супруга в один светлый день перестанет тебя вкусно, по-итальянски! кормить!?

Мишель, одинокий молодой человек, со свободным образом жизни. Он только что вернулся из Индии, где путешествовал несколько месяцев.  От него же я узнала, что он был менеджером центра Випассаны в Италии. Нового центра, который ныне в Этрурии (Тоскане). Он сообщил мне, что с моим интересом более комфортных условий жизни (не более двух человек в комнате) южные центры пока по подходят.

Роза доставала меня вопросами, которые, как  казалось бы человеку из Северной Европы, не уместны. Первая наша беседа такого рода была следующей:
- Тэт, а где ты работаешь? Что делаешь?
- Ничего не делаю. Просто живу. Нет, не шучу. Вполне серьезно.
- Так разве бывает? Какая у тебя работа?
- Свободный образ жизни. Делаю, что хочу. Живу, где считаю нужным.
- Как, как?
- Делаю, что хочу...
На недоуменные лица своих сотоварищей по кухне нельзя было не рассмеяться....

Чуть позднее Тэт заметила Паоло:
- Ты хочешь узнать, сколько мне лет? Так? Но как истинный немец,  задать такой вопрос женщине не можешь?!
- Точно. Ты меня прям в краску    вогнала...
- Мне полтинник.
- Я так и подумал, Тэт. Когда ты сказала, что живешь, где хочешь, и делаешь, что считаешь нужным.
- Да, Паоло. Обычно к 50 годам люди достигают некоторой степени свободы...

С Одиллией, которая не говорила ни на каком языке, кроме итальянского, я никогда не разговаривала.

Паоло нужно было уезжать сразу после обеда: его ждал важный клиент в Локарно. Поэтому мне пришло спросить у менеджера мужской половины Сержио добро на фотографирование всей кухонный команды до окончания ретрита. Что не позволяется. Но надежда была - здесь же итальяно-говорящая часть. Со всеми вытекающими...
Я не ошиблась. Сержио дал "добро". Так и меня оказались фотки, сделанные еще на функционирующем ретрите.

Я описала часть событий, происходящих на "физическом плане" достаточно подробно. И это было замечено читателями.
Так была попытка указать на некоторые процессы "других планов сознания". Это, во всяком случае, в комментариях не видно, не было замечено. Возможно те, кто увидел второй и третий смыслы моих писаний, просто не считает нужным обоэтом говорить. Возможно, я бы действовавала точно также.

Как Вы заметили, что ретриты - это место для обильного общения. Хоть они и называются - молчальники.
Улыбка!


Пусть все живые существа будут счастливы!

Ваша ТА