Проза.ру

Я - патриот!

За два часа Женька разделался с математикой, русским и даже успел один раз прочитать параграф по физике.

- Тааак! Что там у нас еще? – заглянул он в дневник. – Обществознание. Написать сочинение. Ну это мы быстро.

Женька взглянул на часы – время поджимало, скоро во двор выйдет Денис, они договорились встретиться в шесть вечера. Ну ничего! Сочинение – дело плёвое, тем более Людмила Андреевна дала план, по которому его надо писать. Да и написать можно сразу в чистовик.

Мальчик открыл тетрадь и аккуратно вывел на середине строчке:
                                 
                                                      Сочинение.

                                                                   "Я – патриот."

И что дальше писать? Ага, первый пункт плана – «Что такое патриотизм? Считаете ли вы себя патриотом?».

- Конечно, считаю! – подумал Женька и написал в своей тетради.

"Патриотизм – это любовь к родине. Я считаю себя патриотом, потому, что я люблю свою родину. "
 
- Классно! Начало есть. Что дальше? «В чем выражается ваш патриотизм?» Это и ежу ясно!

"Я всегда смотрю футбольные матчи и болею за Россию. А еще я дерусь с нерусскими, то есть теми, кто её обижает. А еще…"

- А что ещё? Вроде все, а вспомнил!

"А еще во время Олимпиады я буду болеть  только за русских!"

- Достаточно, что там у нас третьим пунктом? – Женька прочитал еще один вопрос. – «Что еще вы можете сделать, чтобы стать патриотом?»

Этот вопрос поставил мальчика в тупик. Что он еще может сделать? Болеть за «Зенит», когда он играет против англичан? Но он и так написал, что всегда переживает за наших. Как назло ничего в голову не приходило. Женька даже разозлился на Людмилу Андреевну – зачем она такие сложные темы дает?

Мальчик посмотрел на часы – до встречи с Денисом осталось десять минут. И тут его взгляд упал на календарик, который папе подарили в этом году с фотографией президента и приглашением на выборы. Женьку озарила идея.

- Точно! – воскликнул он и написал:

"Когда я вырасту, я всегда буду ходить на выборы – так делают настоящие патриоты. А еще я буду служить в армии."

Ну вот и все! Мальчик обрадовано сложил ручку, перечитал еще раз написанное и остался собой доволен. Ну и что, что мало? Вон Лев Толстой и то короткие рассказы писал.

Женька убрал все тетради и учебники в рюкзак и побежал на улицу. Денис уже вышел.

Мальчики пошли на детскую площадку, где еще резвилась малышня, но оба знали, что когда стемнеет, сюда придут совсем большие подростки, принесут музыку и будет весело. Вскоре к друзьям подошли близнецы Саша и Паша, тоже их одноклассники.

- Нам сегодня батя денег отвалил, - похвастались они. – Чтобы мы дома не мешались под ногами – у родителей гости. Так что сегодня и мы пируем.

Близнецы выложили на лавочку из пакета кучу сладостей. Чего там только не было и шоколадные батончики, и орешки, и чипсы. В общем пир получился на славу, запивали все эти сладости вкусным лимонадом.
Женька с Денисом так объелись, что даже не стали ждать старших, им просто захотелось пойти домой и улечься на диван. Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая выгуливала здесь своего младшего внука.

- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?

Ребята переглянулись, хочешь не хочешь, а придется подобрать фантики.

- А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.

- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.

- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, вот поднимите её и выбросите!

Вот пристала. Женька терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.

- Вот еще! – ответил он старушке. – Будем мы еще чужой мусор подбирать!

- Значит вы не патриоты! – вздохнув, сказал Никитична и сама тяжело наклонилась, но подняла эту бутылку.

Женьку обидело её замечание.

- Как это мы не патриоты? При чем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!

Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:

- Оле-оле-оле-оле! Росси-и-ия - Чемпион!

Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.

Первым уроком на следующий день было обществознание. Оказалось, что Женька единственный из всего класса написал сочинение. Больше никто – ни Денис, ни Саша с Пашей, даже отличница Даша Петровская пришла без домашнего задания, хотя у неё есть уважительная причина – она сегодня первый день пришла после болезни.

- Ну, что ж, Женя, ты – молодец, - сказала Людмила Андреевна. – Раз ты единственный из класса написал это сочинение, то выйди к доске и прочитай его всем.

Женька обрадовался – вот повод утереть всем нос. Он прочитает свое сочинение и Людмила Андреевна при всех его похвалит и поставит пятерку. Мальчик бодро вышел к доске и начал читать.

Однако, после того, как он закончил читать Людмила Андреевна долго молчала, как будто ждала продолжения. А в классе послышались смешки – девчонки почему-то хихикали.

- Это всё, Женя? – спросила учительница.

- Ну, да! А что еще?

- Ребята, вы считаете, что Женя достаточно раскрыл тему?

- Да! – крикнули мальчики.

- Нет, - ехидно сказали девочки.

- Нет? А что еще можно добавить? Почему вы считаете себя патриотами и что вы делаете для того, чтобы ими стать?

Девчонки притихли. Никто не поднимал руку, даже Петровская, сидела и морщила лоб, напряженно думая.

- Так-то, - думал Женька. – А то раскричались тут! Сами-то ничего не могут сказать.

- Садись, Женя, - сказала Людмила Андреевна. – Ты вроде написал некоторые правильные вещи - что болеешь за Россию, мечтаешь, чтобы она выигрывала. В дальнейшем пойдешь служить в армию. Все это так! Но этого мало! Все вы говорите, что любите нашу страну, а на поверку оказалось, что кроме как болеть за неё на конкурсах и соревнованиях вы больше ничего не  делаете.

- А у меня брат – хоккеист, - крикнул Денис. – Он за сборную играет.

- Это хорошо! Только ведь не каждый может так помогать нашей Родине. А что делать тем, кто не умеет играть в хоккей или в футбол, кто никогда не станет блестящим спортсменом. Они что, не будут патриотами?

Шестиклассники призадумались. Женьке очень хотелось найти ответ на это вопрос, но он не мог ничего придумать.

- А как вы думаете, - продолжала Людмила Андреевна. – Можно ли сделав малое дело стать патриотом?

- Нет! – дружно ответили мальчики, девочки на этот раз промолчали.

- Вы так считаете? А если предположим, вы сегодня подберете мусор на улице, можно ли вас считать патриотами?

Женька поморщился – и учительница тоже про мусор, сговорились они что ли с Никитичной?

- При чем здесь мусор-то? – пробурчал он.

И тут руку подняла Петровская.

- Я поняла, - с сияющим лицом произнесла она. – Человек, который любит свою Родину хочет, чтобы она была красивой, чтобы все ей любовались. Если мы уберем сегодня мусор в каком-нибудь парке, завтра мы не будем уже там мусорить. И тогда у нас будет чисто и мы будем еще больше любить нашу Родину.

- Совершенно верно, Даша, - улыбнувшись сказала Людмила Андреевна. – Ведь наш город – это часть России, а значит часть нашей Родины. Вы еще маленькие, но даже вы можете стать патриотами через малые дела, например, хотя бы убрать мусор на улицах нашего города. Теперь вам понятно?

- Да! – хором сказал класс.

Урок закончился и Женька вместе со всеми вышел из кабинета.

- У меня есть идея, - шепотом сказал он Денису, - только никому не говори!

Мальчик обрисовал другу свою мысль и Денис был в восторге.

- Может близнецам скажем? – спросил он. – Они бы нам помогли.

- Ну, хорошо, - нехотя согласился Женька. – Значит сегодня в шесть на детской площадке.

Когда Женька вышел на детскую площадку, то с удивлением увидел весь класс, и мальчишки и девчонки – все пришли.

- Вы чего? – спросил он, грубо.

- Мы узнали, что вы собираетесь приводить в порядок детскую площадку, и тоже решили помочь, - ответила Петровская.

- И кто вам сказал? – мальчик недобро посмотрел на близнецов – в Денисе он был уверен.

- Какая разница, кто сказал? – Петровская посмотрела на него с улыбкой. – Дел тут по горло, всем хватит. Надо мусор собрать, скамейки поправить, качели покрасить и песочницу починить.

Даша стала командовать, кто что будет выполнять. Женька сначала, хотел было вообще уйти, но оглянувшись увидел, что все горят желанием приступить к работе. Он подумал, что вместе со всеми работать будет интереснее.

В этот день ребятам удалось сделать немного – только мусор убрали, его оказалось очень много.

- Давайте встретимся завтра, - предложила Даша. – Я принесу краску.

- А мы инструменты, - сказали близнецы.

Так ребята пришли и на следующий день. И снова начали с уборки мусора, казалось вчера все убрали, а сегодня появился новый. Зато Паша и Саша починили две скамейки, а девочки их покрасили.

На следующий день история повторилась – когда ребята пришли, то увидели новые бутылки, пачки из под чипсов и орешков.

- Мы что так, каждый день будем приходить? – взбунтовались некоторые ребята.

Даша была растеряна, она понимала, что сейчас кто-то может уйти, а пройдет время и никого уже не заманишь на эту площадку.

- Я придумал! – вскричал Женька. – Тут же нет урн для мусора, нам надо их сделать.

На следующий день все мальчики после уроков пришли в мастерскую Бориса Ивановича. Изготовление урн заняло несколько дней, в которые ребята не ходили на детскую площадку. А когда пришли, то поразились – площадку было не узнать. Все скамейки аккуратно покрашены, вокруг них чисто выметено. А еще девочки посадили цветы в старых заброшенных клумбах.
Когда поставили урны мусора стало действительно меньше. Теперь ребята разделились на пары и ходили на площадку по очереди.

Все в районе стали узнавать шестиклассников и часто их хвалили. Но особой похвалой стали для Женьки слова Никитичны при виде его и Дениса:

- А вот и наши патриоты идут!

Инициативу шестиклассников поддержали ребята из седьмого и пятого классов. Теперь очень уютно стало и в школьном дворе и на центральной улице района. А на празднике Последнего звонка директор школы, Наталья Сергеевна вручила «Маленьким патриотам» грамоты и наградила поездкой в цирк.

После праздника Женя подошел к учительнице по обществознанию.

- Людмила Андреевна, а я написал новое сочинение. Можно его сдать?

                                              Я – патриот.
"Я родился и расту в России. Я люблю мою страну. Я хочу, чтобы все люди её любили и ей гордились.

Конечно, я болею за Россию, когда наши играют в футбол или выступают в каком-то международном конкурсе. Но это не всё. Ведь наш город, это часть нашей Родины, а наш район, это часть нашего города, то есть наша малая Родина. Мы с одноклассниками решили, начать обустраивать наш район, чтобы он стал самым красивым и им можно было гордиться.
Мы расчистили от мусора и починили детскую площадку, и теперь дети там играют с удовольствием. Туда приводят малышей даже из соседних районов. Мы немного-то и сделали, но все называют нас патриотами.
А когда я вырасту, то смогу принести еще больше пользу своей стране, стану чемпионом, или что-нибудь открою, или просто буду хорошо работать на благо Родины.

Мне нравится быть патриотом. Я хочу чтобы все люди стали патриотами. Ведь это так легко – любить свою страну, свой город, свой район."

Людмила Андреевна прочитала сочинение и сказала с улыбкой:

- Теперь, Женя, я могу поставить тебе пятерку, ты не просто написал хорошее сочинение, ты сам понял, что такое быть Патриотом.

А летом Денис и Женя поехали в лагерь, там их скоро тоже стали называть патриотами, но это уже совсем другая история.


Рецензии
Ну, вообще-то это жизнеутверждающий рассказ. И написан здорово.
Разве, что маленький пустячок: "А еще я дерусь с нерусскими, то есть теми, кто её обижает".
Это, думаю, осталось на совести учительницы Жени, которая не успела объяснить всем, что "обижают хулиганы и шпана всякая". И национальность здесь никакой роли не играет. Для того, чтобы вырасти патриотом и приличным человеком, не обязательно быть русским. Да, и, вообще, где грань, если все родились в одном роддоме, ходили в одну школу, служили в одной армии, работали в одной стране?

Михаил Брук   05.01.2010 17:38     Заявить о нарушении правил
Михаил, Вы знаете, эту фразу я включила в рассказ, чтобы добавить достоверности подросткового мышления. Я выросла в той местности, где очень много башкир, китайцев, кавказцев. И ни к кому у меня нет ненависти, всех я воспринимаю как людей, отдельно от национальности.
Сейчас я работаю в той же школе, что и училась. У нас много ребят - башкир, татар - хорошие ребята, есть умные, есть не очень, но всех сильно дразнят, у них есть свои прозвища - "чёрный", "китаёза" и так далее. Отчего это? Как это переделать? Я сама учительница, и пыталась объяснить, что человек хорош сам по себе, как личность. Но...
Слишклм много сейчас нацизма по телевизору. Кстати, такими вот "патриотами", которые не любят иностранцев, чаще всего оказываются ребята из низшей среды, которым заняться нечем, которые сами себя в жизни не нашли и уже не найдут. Увы!
Но я хочу ещё написать второй расссказ про этого Женьку, когда он пересмотрит своё мнение о "нерусских".

Валерия Смирнова 2   05.01.2010 18:46   Заявить о нарушении правил
Вообще-то, Валерия! Как я убедился, писать складно, доходчиво и понятно умеет совсем небольшое число людей. Я и сам, давным-давно, сел писать статью. В аспирантуре учился. Два месяца мучался пока добрался до заключения. А потом в редакции издательства "Наука" работал. И убедился: более 90% корифеев умственного труда едва могут связать два три слова и высказать содержательную мысль. В основном тяжеловестные словесные штампы и ничего более.
Так что, ученикам старших классов это тем более не по силам. С одной стороны отсутствие жизненного опыта, с другой тлетворное внешнее влияние отечественных лидеров и рыночных отношений (в последних они видят только деньги). И, конечно, гормоны, не дающие сосредоточиться.
Думаю, что при публичной дискусси, они бы смогли сказать больше, чем написали. А, если еще попутно перед ними поставить вопросы и "спровоцировать" нестандартную ситуацию, то еще бы и думать начали.

Михаил Брук   06.01.2010 09:59   Заявить о нарушении правил

На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.
Разделы: авторы / произведения / рецензии / поиск / вход для авторов / регистрация / о сервере     Ресурсы: Стихи.ру / Проза.ру