Университетское образование. Проблемы, перспективы

Максим Гуреев
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.


На сегодняшний день ни для кого не секрет, что система университетского образования в современной России преодолевает ряд проблем. Часть из них выросла из различных социокультурных ситуаций, не решённых ещё в СССР; другая часть носит специфический характер в связи с теми объектами, явлениями и процессами, которые являются плодами постсоветской модернизации отечественного общества в целом. Углубляясь в различные грани критического научного анализа мы, разумеется, не должны терять второй стороны «медали» – появившихся на постсоветском пространстве перспектив для нынешнего и дальнейшего полноценного развития системы высшего образования. В данной работе мы предпримем попытку выявить и то, и другое (и проблемы, и перспективы), установить их значение для современного российского общества.
На наш взгляд, логичнее начинать с проблемных граней интересующего нас сложного комплексного объекта, поскольку только беспристрастная диагностика, смелый трезвый взгляд на не всегда утешительную социальную реальность дают нам объективные шансы что-то выправить, изменить в лучшую сторону. Целесообразно сначала признать доказанные факты, а уже вслед за этим усовершенствовать суть и протекание той или иной ситуации.
В первую очередь отметим, что проблема, по определению, – это не есть нечто непреодолимое и катастрофическое до самого основания. На самом деле, она лишь фиксирует на уровне определений те ситуации, которые достигли некого хронического, затянувшегося состояния, не были решены вовремя. Тем не менее, ЛЮБЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАТЬ МОЖНО И НУЖНО. При этом необходимо помнить о следующей закономерности: чем выше уровень административных полномочий и функций каждой конкретной личности, тем бОльшая на неё возлагается ответственность за реализуемую ею общественно значимую деятельность. Исходя из этого, мы сформулируем первую проблему, которая имеет очевидно стратегический характер (ибо, как правило, «рыба гниёт с головы»):

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА:

советские чиновники, отвечавшие в 80-90-е годы за развитие системы университетского образования, в основной своей массе не смогли достойно ответить на вызовы бурно менявшейся в то время социальной реальности. Одна их часть продолжала бездарно цепляться за те стандарты и нормативы развития, которые безвозвратно уходили в прошлое (не забываем фразу Гераклита Эфесского о том, что «невозможно дважды войти в одну и ту же реку»). Другая, – наоборот, не желая учитывать особенностей российского менталитета (имеющих, образно говоря, многовековую выдержку), стала оголтело внедрять в отечественную систему образования духовно чуждые ей установки западной идеологии. В частности, неоднократно наблюдались подмены смыслов, оказались с ног на голову перевёрнуты различные либеральные установки и гуманистические ценности, с помощью которых нетерпеливые и поверхностно мыслящие реформаторы пытались бороться с ханжеством и тоталитаризмом. Крайне часто возникает ощущение того, что мало кто из чиновников на уровне министерства образования РФ, федерального агентства по образованию и прочих административных структур осознаёт всю серьёзность происходящих со всеми нами метаморфоз.


2) ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Если отталкиваться от того, что гуманизм в своих исходных идейных основаниях – это мировоззрение, ключевыми принципами которого являются любовь и уважение к людям, их равноправие по отношению друг к другу, соблюдение социальной справедливости, забота о благе всех и каждого [1], то следует отметить, что, к сожалению, манифестации такового применительно к постсоветским реформам российского образования во многом так и остаются «на бумаге». Например, если брать содержание обновлённого варианта Федерального Закона об Образовании, то в нём достаточно отчётливо прописана целевая установка на «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры» [2]. Однако, на самом деле, нередко можно заметить, что воспитание детей и подростков до сих пор осуществляется по устаревшей схеме, согласно которой некоторые косно мыслящие педагоги пытаются подогнать развитие всех их «под одну гребёнку». При этом вполне очевидно, что к каждому реципиенту в рамках реализации образовательной программы необходимо подобрать какой-то особенный, специфический ключ. Тактика «кнута и пряника» должна применяться в очень и очень гибких формах, дабы не нарушить психологического равновесия учащихся и в то же самое время не потерять высокого уровня трудовой дисциплины и педагогического авторитета. Если же методики воздействия на студентов и школьников оказываются неадекватными по отношению к постоянно изменяющейся социальной реальности, то это чревато дисбалансом во всех сферах общества без исключения, когда те становятся выпускниками.


3) КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА.

Несмотря на то, что российское государство на протяжении одного только ХХ столетия неоднократно обжигалось о процессы оттока интеллигенции «за кордон» (как правило, в страны Западной Европы и США, но не только в них), необходимый опыт так и не был учтён его представителями в должной мере. Следует отдавать себе трезвый отчёт в том, что если крупные чиновники (не только министр образования, но и многие другие, в том числе по восходящей субординационной сетке до президента страны) по-настоящему заинтересованы в повышении уровня культуры (в частности, образования) как можно большего количества граждан, то они просто обязаны заниматься не урезанием фондов оплаты труда преподавателей (которые и без того на сегодняшний день являются, как бы это громко ни звучало, позорно мизерными), а целенаправленной чисткой средств массовой информации, которые за последние 20-30 лет в значительной степени подорвали и унизили авторитет реального, а не искусственного, высшего образования, и прочие истинно (а не псевдо-) гуманистические ценности. Более подробно об этом можно прочитать в моей ранней публикации «“Скользкие” грани современной системы образования в России. Проблемы Высшей Школы» (Электронный научный журнал «Психология, социология и педагогика». – №5 (Май) 2012. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/05/571).


4) ПРОГРАММНАЯ ПРОБЛЕМА.

Вопреки жарким публичным дискуссиям и нередко ожесточённым идеологическим спорам образовательная программа различных ВУЗов за свежие 15-20 лет изменялась чиновниками неоднократно. Несмотря на разглагольствования различных теоретиков (часть которых просто не понимает сути обсуждаемого предмета и мыслит крайне абстрактно, без учёта реальных условий и обстоятельств развития специфической российской цивилизации; а другая часть пытается предательски оправдать финансовые инвестиции западных и прочих государств в их «реструктуризируемые» административные посты), на наш взгляд, и введение в контрольную систему ЕГЭ, и переход на двухступенчатую модель образования, и повсеместная компьютеризация образовательных учреждений не только не принесли ранее манифестированных масштабных положительных плодов, но и оказались очевидно провальными. Не говоря уже об инициированном совершенно глупом сокращении количества российских ВУЗов и их филиалов. Во всяком случае, если мы оцениваем массовый уровень произошедших и происходящих изменений, а не какие-то частные победы интеллектуалов, вырванные из общего контекста. С учётом того, что по формальным показателям современные университеты, действительно, стремительно модернизируются (совершенствуется их общий имидж, презентабельность; растёт количество международных связей; становится всё более доступной рекламная информация об их деятельности), качественное содержание образовательных процессов во многом просто выхолащивается. Достаточно отчётливо это видно на таких актуальных примерах, как невозможность для большинства учащихся усвоить огромный объём знаний по программам «двойного диплома» (им бы своё, отечественное, образование получить, не залезая в дебри сравнительного межкультурного и прочего анализа!), а также постоянные метаморфозы со ФГОС и прочими стандартами. Многие современные преподаватели вместо того, чтобы совершенствовать качество реального педагогического процесса в университете, отслеживать и учитывать уровень изменяющихся познавательных потребностей и интересов студентов, заполняют множество никому ненужных бюрократических отчётов и пишут модульные программы, которые абсолютно не приспособлены к реальному рынку труда и содержанию познавательных потребностей современных учащихся.


5) ПРОБЛЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЁННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Несмотря на проводимое государственными ВУЗами обновление материально-технической базы, данный процесс идёт крайне медленно и, как правило, затрагивает только частные виды компьютеризации аудиторий, лабораторий и других кабинетов, либо презентационные сегменты интерьера современного университета (памятные доски, бюсты значимых исторических личностей, наиболее активных деятелей образования и т.п.). Что касается своевременного обновления библиотечных фондов, покупки нового инвентаря, повышения качества жизни преподавателей и студентов (в частности, наболевший жилищный вопрос, по поводу решения которого сотрудники ректората с миллионными окладами и премиальными уже традиционно «умывают руки»), то в данных темах мы регистрируем именно проблемы, а не просто легко и быстро разрешаемые ситуации.


6) ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА.

Если сравнивать два состояния гражданского сознания, актуальных для нашей страны (советское и российско-федеративное), то мы должны видеть определённую разницу в реализации информационных потоков. Вплоть до конца 80-ых – начала 90-ых годов ХХ века российская интеллигенция (в частности, работники образования) испытывала определённый информационный голод, настоятельную потребность в расширении своего кругозора и в свободном доступе к иноязычным источникам (или хотя бы переведённой на русский язык иностранной научно-образовательной и прочей литературе). Это было обусловлено и относительно длительной политикой «железного занавеса», и традиционным консерватизмом самих граждан, в массе своей интересовавшихся другими культурами лишь на поверхностно-любительском уровне. Однако, спустя некоторое время под влиянием либерализации общественного пространства произошёл определённый информационный бум, усилившийся к началу XXI столетия ввиду активного распространения компьютеров и интернет-сетей. Массовое сознание во многом оказалось просто психологически неготовым к тому, что открылись ранее закрытые «шлюзы» информации, технологии и источники; и дело здесь не только в увеличении объёмов воспринимаемого, но и, самое главное, в качестве такового. Современные студенты без доверия к опытным педагогам и необходимых рекомендаций с их стороны по поиску требуемой информации могут не только заблудиться в море сетевого мусора, но и подвергнуться многочисленным опасностям исторической и прочей фальсификации, плагиата (вкупе с тотальным эпигонством) и даже государственных диверсий.

Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, университетское образование современной России всё же содержит в своём развитии ряд достоинств и преимуществ по сравнению с его зарубежными аналогами. Перечислим далее наиболее значимые стратегические меры, необходимые для реализации перспектив совершенствования отечественных ВУЗов.

1) СИСТЕМНАЯ РЕВИЗИЯ ВСЕХ УРОВНЕЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАЧИНАЯ С ВЫСШЕГО.

Бессмысленно заботиться о качестве образования «снизу», налагать всё новые и новые виды проверок на непосредственных исполнителей (педагогов) в то время, как кадровый состав министерских инстанций не обновляется вообще или обновляется только в худшую сторону. Даже элементарный здравый смысл говорит любому человеку о том, что заниматься какой-либо деятельностью, связанной со влиянием на массовое сознание, имеет право только профессионал именно в этой сфере. Образно говоря, «кесарю – кесарево», гуманитарию – человеческое; в противном случае любая, даже самая совершенная система под натиском внутренней некомпетентности неизбежно придёт к состоянию дисфункциональности. Истинные эксперты, разбирающиеся в современных проблемах российского образования, должны взять на себя роль цензоров, способных «отделять зёрна от плевел», нужное от излишнего, национально адаптированное от сущностно чуждого. На фоне такого целеполагания, несомненно, грядут массовые кадровые чистки в министерстве образования, различных комитетах и департаментах, ректоратах конкретных ВУЗов; однако, эти «жертвы» не просто неизбежны, но и необходимы. Социальная справедливость должна ориентироваться на все уровни общественного бытия людей, и образование – отнюдь не исключение, а, наоборот, достаточно принципиальный передовой индикатор культурных изменений, происходящих в стране.


2) ПОСТРОЕНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ ИЕРАРХИИ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН.

На сегодняшний день мы сплошь и рядом можем наблюдать серьёзные искажения ценностной картины мира людей, что прямо или косвенно отображается и в процессе развития системы образования. Вполне закономерно имеет место и обратный процесс влияния деформированного образования на сознание граждан. Исходя из этого, контролирующие органы и выразители так называемого общественного мнения должны в первую очередь обращать внимание не на сухие статистические выкладки (по поводу того, сколько людей поступает в те или иные ВУЗы и какое количество реципиентов оканчивает таковые с соответствующими дипломами), а на качество профессиональной деятельности выпускников и её морально-нравственное наполнение. На наш взгляд, следует помнить о том, что различные исторические прецеденты западноевропейской цивилизации неоднократно доказали тезис по поводу совместимости гения и злодейства. Интеллектуальное развитие, оторванное от истинных корней духовности, неизбежно ведёт человечество к погибели, что мы можем ретроспективно видеть и на примере развития нашей страны в советские годы.
Исходя из этого, не забывая о тактической и стратегической важности развития различных технических наук (принципиальными открытиями и изобретениями в сфере которых Россия может по праву и достоинству гордиться по сей день), на наш взгляд, первостепенное значение следует, всё-таки, отдавать усвоению ключевых гуманитарных знаний. Например, успешный математик или тем паче физик-ядерщик, полностью игнорирующий основы этики (или, как её называли древние греки, практической философии), в принципе не может довести себя и свою страну до добра. Независимо от того, к какому складу ума и души каждый конкретный человек пытается отнести своё собственное развитие, – то есть, допустим, к «физикам» или «лирикам» – он в любом случае обязан учитывать в своей общественной и личной жизни полноценные общечеловеческие нормы и ценности, репродуцировать здоровые представления о Красоте, Добре, Любви, Истине и т.д. К тому же, примеры исторических личностей различных эпох (Платон, Блез Паскаль, В.К. Тредиаковский и др.) говорят нам о том, что при настойчивом желании и соответствующем вдохновении можно успешно сочетать деятельность обоих полушарий. Актуальной на все времена является прописная истина, согласно которой желание достичь определённой цели ищет средства, а нежелание – причину, чтобы ничего не делать.


3) КАРДИНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ФОНДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

Заработная плата педагогов должна напрямую зависеть от всех факторов, взятых в комплексе, а не только от занимаемой должности (преференциями в нашей стране пользуются, как правило, только начальники): опыт работы, трудовой стаж в этой конкретной сфере, конкретное (а не усреднённое) количество проведённых часов, качество проведения занятий.
Подводя итог нашей работе, хочется отметить, что, несмотря на увиденное нами количественное преобладание проблем развития российского образования над его перспективами, мы всё же должны помнить и ценить тот уникальный культурно-исторический опыт, которым поделились с нами предыдущие поколения, прошедшие множество кровопролитных войн, сумевших сделать огромное количество изобретений мирового уровня и сохраняющих по сей день высокий уровень истинного (а не купленного, как во многих других буржуазных странах) Патриотизма.



                Список использованных источников.

1. Словарь иностранных слов для школьников и студентов [Текст] / сост. Е. Грубер. – М.: Локид-Пресс, 2005. – 656 с. – С. 131.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: – Дата обращения: 28.03.2015. – Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
 


Январь 2015




На иллюстрации:

1) премьера телепередачи НТ «Деграде: Оттенки Культуры» (14.10.2013: https://www.youtube.com/watch?v=MxvlUTqnMOg);
2) «Ярославов день 2012», победители конкурса молодых учёных НовГУ;
3) «Ярославов день 2010», ректорский приём;
4) XI Московский Международный Энергетический Форум «ТЭК России в XXI веке» (10.04.2013: http://www.mief-tek.com/821.php). Круглый стол «Качество национального человеческого капитала как ключевой фактор конкурентоспособности России. Роль и место высшего образования и науки».