Поворот все вдруг

Александр Кларенс
продолжение
начало   http://www.proza.ru/avtor/mizarra&book=16#16


     – Так, пятилеток в середину, Нюшку на руки.
     – Валь, ну что вы будете мотаться в такую даль!
     – Ничего, пусть покатаются.
     – Смотри, тебе видней…
     – Виталий, ты скоро?
     – Пару минут потерпите, масло проверю…


     – Марина, приезжайте почаще. У нас круг общения маленький, и вы про нас забываете.
     – Валя, редко в город выбирается, Полина ещё маленькая.
     – Ничего себе, маленькая! Это Танюшка наша маленькая, а в Новгороде уже побывала… Виталик фотографий наделал уйму, распечатать только вот не успел.
     – Может лучше вы к нам?.. Вам что – сели и приехали… Виталик водит хорошо.
     – Десять лет за рулём… Видела бы ты его первую машину! Как она не разваливалась на ходу – одному Богу известно.
     – В какой церкви Нюшу крестили?
     – На подворье Валаамского монастыря.
     – Там и окормляетесь?
     – Я бы с радостью, да ездить далековато. Женя нормально переносит, а Таню на руках таскать туда да обратно – тяжело всё-таки.
     – А Виталий?
     – Он не всегда свободен. То работа, то с Антоном какие-то дела… Вот так и мотаемся без своего прихода.
     – Устроится. Дочка подрастёт, – проще будет.
     – Подрастёт, куда же ей деваться… Ну что ты, маленькая… тиш-тиш-тиш… спи, моя хорошая, мама рядом… Вы не думали?..
     – Пока нет… Посмотрим.
     – А что смотреть! Пока молодые… Ты не поверишь, сколько проблем с Женей решилось само собой с рождением Танюши! Я даже не ожидала. Правда говорят, что если бы погодками были, то повозиться бы пришлось.
     – Это верно… У нас в школе много таких.
     – Кто вам мешает! Только вы сами. Смотри, – какая помощница у тебя выросла, шестой год уже!
     – …Полина, потерпи, сейчас Виталий заведёт, и поедем домой.
     – …Ну что, дамы, не притомились?
     – Поехали уж… Антон, выбивай свою трубку!


     – Ну, друзья мои, настала пора прощаться. Надеюсь, вам было не только интересно, но и полезно, полезно для души. Думаю, что всё происходит так, как должно. Согласитесь, – подустали мы друг от друга. Вроде бы и не чужие уже, но и не близкие.
     – Антон, а где Вы получили мастерскую?
     – В старом фонде на Фурманова. Маленькая, но мне хватит, я не монументалист. Там даже укромное место есть для печатной машинки. На машинку, правда, я ещё не заработал. Но это вопрос времени.
     – Думаете совмещать?
     – …Полезное с приятным.
     – Что для Вас полезное и приятное?
     – Ты знаешь, Илья, я себе такой вопрос задавал. Получается, что и то, и другое. Начиналось всё по-разному… Скульптурой вполне осознанно я начал заниматься с десяти лет… Да, двадцать шесть лет назад. До этого было просто удовольствие от процесса. А писанина изначально была своего рода отдушиной, этакая палочка-выручалочка. Потом втянулся, стал выстраивать… вырабатывать свой стиль.
     – Уже выработали?
     – Нет, конечно! Думаю, если суждено сделать что-то значительное в этой области, то идти придётся через смену стилей, степень погружения в автобиографию… Возвышение мотиваций.
     – В литературе тоже?
     – А что вы думали, друзья мои! Это часть нашей жизни. Напоследок хочу открыть вам секрет… Не шелестите, не стоит… Секрет в том, что никакого секрета нет. Я однажды цитировал, – цель оправдывает средства! Какова цель – таковы средства. Помнится, было множество попыток принизить, опошлить смысл этого выражения. Но при этом забывался основной принцип определения средств. Не то чтобы забывался, а ненавязчиво затушёвывался. И весь праведный гнев обрушивался на средства, дискредитируя тем самым идею мотивации как движущей силы душевной и духовной эволюции. Не в понимании Шри Ауробиндо, но эволюции отдельно взятой личности за короткий промежуток времени, называемый жизнью… Не мудрёно?
     – Сказали бы такое два года назад, – мы бы уже спали.
     – Вот видите!.. А ведь я рос вместе с вами. Крестился недавно. Год назад мне подумать было об этом странно… У моего близкого родственника родилась дочурка, вторая. У нас договор: сколько времени я провожу с его детьми – столько времени он возит меня по моим делам.
     – Пора Вам свою машину приобретать.
     – Да как-то не получается. То нет денег, то денег нет. Да и дочки его мне по душе… На этом прекратим официальные дозволенные речи. А теперь – пить чай, кофе. И не вздумайте оставить на столе хоть маленький кусочек торта.


     – Поехали.
     – Тоха, что ему надо?
     – Хм… интересно…
     – Что?
     – Тон твоего вопроса. Первый раз такой слышу по отношению к Эрнандо.
     – У меня странное предчувствие…
     – Странное?.. или всё-таки другое?
     – Что-то происходит… непонятное.
     – Новый сюжет?
     – Вот-вот! В самую точку… Тебя дожидаться?
     – Не надо. Погуляю, зайду к Турчаниновым. Когда ещё увижу! Да и увижу ли.
     – Как Ира, не в курсе?
     – Мама с дядей хотели её наказать, нашли комнату в коммунальной квартире. Эрни вмешался, – будет жить на Петроградке в отдельной. Надеюсь, – не пропадёт девчонка, голова есть… надеюсь.
     – Куда, в Голландию?
     – Обломилась им Голландия. Светлана без дочери там не нужна, тем более с братом… Дворянские корни из России на западном рынке не котируются… В Германию.
     – А там что, – родственники?
     – Никого там нет, уезжают туристами с пустыми чемоданами… Бегут… из страны.
     – Крысы.
     – Не надо, Виталик, у нас разные поводы для недовольства. Они решили   радикально… Социальная хирургия.
     – В Лёшкином стиле.
     – Я тоже так думаю. Хотя сначала подозревал Светлану… Виталий, если Ира обратится за помощью – не отказывай, пожалуйста, ради меня.
     – Прикипел?
     – Я уж и не знаю… Раздвоение личности… хочется быть в трёх местах одновременно.
     – Какое третье?
     – Рядом с Соней… Иногда появляется почти неуловимое чувство, что я действительно там, с ней… Смотрю оттуда на самого себя и киваю, – живи, мол, дальше, но и нас не забывай…
     – Тоха, давай сменим тему… Что-то аж мороз по коже.
     – Настроение какое-то… похоронное… кто-то умирает, кто-то уезжает. И мы с ними уезжаем и умираем.
     – Тоха, прошу!..
     – …Высади на канале, пройдусь пешком.
     – Когда появишься?
     – Позвоню… если повезёт.
     – Ни пуха.


     – Антон Георгиевич! Рад тебя видеть, проходи. По коньячку?
     – Вино закончилось?
     – Антон… Сейчас ко мне придёт человек из очень влиятельной организации. Нужный нам человек. Он хочет познакомиться.
     – И только?
     – Возможно, у него есть к тебе предложение.
     – Какого рода?
     – Среднего. Шучу!.. Не знаю. Это будет между вами.
     – Познакомимся, чего ж не познакомиться.
     – Прими в качестве пожелания, – для меня очень важен положительный результат вашей беседы.
     – В наёмные убийцы не пойду.
     – Да ну тебя с твоими шуточками… Никто тебе такое предлагать не станет. Думаешь, у них может быть недобор? Никогда в такое не поверю.
     – Да уж… Когда он появится?
     – С минуты на минуту.
     – Лимон есть?
     – Красная смородина.
     – Оригинально.
     – Проверял – лучше чем с лимоном.
     – Наливай.


     – Геннадий Юрьевич, здравствуйте, проходите… Уже здесь… Как Вы сказали… Что Вы, можно без церемоний… В комнате… Схожу в магазин, пополню запасы… Да, конечно…


     – Здравствуйте… Геннадий Юрьевич.
     – Антон.
     – По отчеству?
     – Пусть буду Георгиевич.
     – Шутить изволите?
     – Мне бы у Вас поучиться.
     – То есть?
     – Вы же знаете моё отчество, так что не будем устраивать театр.
     – Достойное заявление, вполне в Вашем стиле.
     – Вы пришли ко мне, правила диктую я. Это, надеюсь, понятно?
     – Я пришёл к Эрнандо Всеволодовичу.
     – Я могу привести его обратно, вы мило побеседуете, а я поеду по своим делам.
     – К Турчаниновым.
     – А говорили, что Эрни не стукач.
     – Вы слишком претенциозно всё воспринимаете.
     – Что поделать! Я не сторонник объективного подхода  к личности.
     – Я тоже. Поэтому пришёл я, а не кто-нибудь другой.
     – В каком Вы звании?
     – Разве это важно?
     – Любопытствую я.
     – Майор.
     – Ну-с, майор Геннадий… Юрьевич, я Вас слушаю.
     – Я бы и сам с удовольствием послушал.
     – «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой. Владимир в горнице высокой с дружиной пировал своей». Продолжать?
     – Как пошло. Не Ваш стиль.
     – Вы первый человек оттуда, с которым я встречаюсь в жизни. Растерялся!
     – Давайте к делу.
     – Вот это по-нашему! Вы чем будете закусывать, – красной смородиной или по-старому, занюхивать рукавом? Только без пафоса, пожалуйста. Не люблю я этого.


     – С некоторых пор мы стали испытать своего рода потребность в специалистах Вашего направления.
     – Майор!..
     – Геннадий Юрьевич.
     – Как скажете… Зачем же так! Не копеечное, вроде, мероприятие, а начинаете с вранья. Нехорошо.
     – Что Вы имеете в виду?
     – Якова Блюмкина.
     – Ну, это было давно.
     – Вы хотите сказать, что с тех пор вы ничего не предпринимали в этом направлении?
     – В целом, – да, Вы правы. Но это совсем другое подразделение, со своими задачами и довольно таки узким перечнем… э-э… услуг.
     – Ищите своих блюмкиных, я-то вам каким боком!
     – Нам нужны разные, не только такие как он.
     – Хорошо, попробуем иначе… У меня нет ничего, что я мог бы вам предложить.
     – Или не хотите?
     – Поймите меня правильно, – у меня работа, семья, увлечения. Вы в этом списке до сегодняшнего дня не значились.
     – Возможно. Бывает, что список заканчивается неким пунктом со значением Икс.
     – Есть такой. Но это не по Вашей части.
     – Как знать… Вы хороший имитатор. Лучший из тех, кого я встречал в своей жизни.
     – Спасибо, приятно слышать, честное слово.
     – В этом качестве Вы можете принести огромную пользу.
     – Товарищ майор, Вы настолько себя уверенно чувствуете? Я ведь имитатор, как Вы изволили выразиться.
     – Неужто угрожаете!
     – Вы меня неправильно поняли… Или я неточно выразился… Пользу кому?.. людям? Приношу сколько могу. Государству?.. а если власть поменяется? Что будет со мной, с моей семьёй! Вы обо мне позаботитесь?..
     – Почему бы и нет.
     – Вот, майор, опять неверный посыл. Кто Вас направил? «И нет…» На нет и суда нет.
     – Вы отказываетесь обсуждать наше предложение?
     – Я его ещё не слышал… Остаётесь только Вы… Скажите, майор, с вами можно быть партнёром?
     – Конечно!
     – Я с Вас трещу! Сами-то себе верите? Я, например, не верю. И ни один здравомыслящий человек не поверит.
     – Потому что Вы не представляете масштабов и перспектив, которые могут перед Вами открыться. Да выполнение одного серьёзного задания решит все ваши финансовые проблемы! Купите «Вольво» последней модели…
     – Ну, Эрни, ну молодец!.. Браво!
     – У нас много источников. Если бы мы основывались только на его донесениях, то меня бы здесь могло и не быть.
     – Вы сказали про «открывающиеся перспективы». Кто их открывает?.. опять вы? А если правая нога вашего начальства вздумает их закрыть вместе со мной?
     – Всё в Ваших руках.
     – Ой ли?.. Нет, и ещё раз нет.
     – Опрометчиво с Вашей стороны.
     – Я устал. И от Вас тоже… Скажу честно, – приди Вы ко мне четыре года назад, я бы и пяти минут не думал. А сейчас – увольте.
     – Уволить не трудно. Принимают не каждого. Вам оказывается честь и доверие, а Вы пренебрегаете.
     – Про честь не надо. Да и про доверие тоже. Если я Эрнандо уже доверять не смогу, то вам не смогу по определению. Ищите себе блюмкиных, горных, руцких. Кашпировского вы себе уже нашли. Что вам ещё! Весь мир хотите?.. а он вас?..
     – Жаль, что разговор не получился, искренне жаль.
     – Не переигрывайте. Наверняка у вас в рукаве полная колода таких как я. Не стоит близко всё принимать. Да Вы и не можете, Вам по службе не полагается.
     – Значит всё-таки нет?
     – Без вариантов. Вне вашей конторы – всегда к Вашим услугам. В структуре – никогда… Как Вы вообще могли подумать, что я пойду на поводу!
     – Были сведения. Ваши поездки в Среднюю Азию…
     – Там была другая жизнь. Считайте, что Вам она приснилась. И я был совершенно другим человеком, постарайтесь это понять.
     – Я понимаю… Что ж, приятно было познакомиться. Прощайте.
     – Прощайте, майор.


окончание  http://www.proza.ru/2009/08/15/645