Покаяние, или исповедь, как одно из семи церковных таинств включает в себя в качестве существенного элемента воздействие благодати. Это воздействие благодати в таинстве покаяния проявляется двояким образом: предваряющая благодать готовит грешника к покаянию, а само совершение таинства покаяния дарует раскаявшемуся освящающую благодать. Эта самая существенная сторона таинства покаяния останется без рассмотрения в настоящей статье, т.к. все, что связано с благодатью, относится к области богословия. Однако всегда сохраняет силу утверждение св. Фомы Аквинского, принятое Церковью, что благодать, хотя и является свойством сверхъестественным, не упраздняет естество, но совершенствует его. Если человек не проявляет никакого естественного желания стать лучше, а вполне доволен собой и своими грехами, благодать не будет ему дана. Поэтому человек должен подготовиться к принятию благодати своими собственными естественными усилиями, по примеру сотника Корнилия (ср. Деян 10, 1-8). И именно здесь, в сфере естественных усилий человека, вступает в свои права метафизика.
Метафизика - это наука о самых общих и самых абстрактных понятиях, которые может сформулировать человеческий интеллект. К таким понятиям относятся понятия бытия, реальности, единства, истины, добра, причины, материи. Вершиной и целью метафизики является выход на самое главное понятие - понятие Бога. Как говорили схоласты, метафизика подготавливает путь к вере. В настоящей статье мы рассмотрим, как метафизика подготавливает человека к осознанию своей греховности и, как следствие, к покаянию. Разумеется, под метафизикой мы подразумеваем классическую метафизику в традициях Аристотеля и Фомы Аквинского.
1. Осознание реальности и единства мира как предпосылка покаяния
"Покайтесь!" - такими словами начинаются многие проповеди Иоанна Крестителя и Господа Иисуса Христа. Но за этим кратким призывом сокрыта большая философская глубина. Здесь и признание свободы человека поступать так или иначе, и признание объективной истины и добра, и, не в последнюю очередь, понятие о Боге, принимающем наше покаяние. Может быть, наивные евреи, жившие в Палестине в начале I в. нашей эры, не нуждались в уроках метафизики, чтобы понять призыв к покаянию. Но Церковь обращается с этим призывом к людям XXI в., и здесь без метафизического введения не обойтись. У самих священников едва ли найдется достаточно времени на решение метафизических проблем современного человека, обращающегося от неверия к вере. Священник имеет власть отпускать грехи, но подготовить человека к исповеди, объяснить ему, что такое грех, не только с богословской, но и с философской точки зрения, - задача мирян и, не в последнюю очередь, христианских философов.
С чего же начать в разговоре о покаянии? Разумнее всего с того, с чего начинает свои "Метафизические рассуждения" испанский схоласт Франcиско Суарес (1548-1617), - а именно, с понятия бытия, его реальности и единства. Для евреев, воспитанных на Ветхом Завете, не составляло проблемы поверить в объективную реальность существующего вне нас мира и в серьезность последствий каждого нашего действия, совершаемого в этом мире. Сколько раз в Ветхом Завете описывается, как Господь наказывал людей за их поступки, совершенные даже по неведению. Эти библейские повествования должны были воспитать у евреев серьезное отношение к реальному миру и жизни в нем. Даже такое, казалось бы, невинное мероприятие, как перепись населения, может, согласно Ветхому Завету, привести к тяжелым последствиям, если совершается вопреки воле Божией (ср. 2 Цар 24). Иначе устроено восприятие человека XXI в. Средства массовой информации, бульварная литература и общественное мнение стремятся создать ощущение, что события в мире так многочисленны и так сложно переплетены, что от наших поступков практически ничего не зависит. В основе этого мнения, конечно, лежит убежденность в том, что Бога нет, а в мире правит случай. Современный человек не склонен верить в то, что между грехом Давида и смертью его первого сына от Вирсавии есть какая-либо причинная связь. Поэтому задачей христианской метафизики является прежде всего рассеять эти современные мифы.
Начать следует, однако, не с разговора о случайности, но с разговора о реальности и единстве мира. Многие современные люди, воспитанные в духе субъективизма и воспринимающие мир как театр, не хотят слышать об объективной реальности мира и о своей ответственности за то, что в мире происходит. Особенно трудно вести такой разговор с постсоветскими людьми, которым слова об объективной реальности мира и ответственности человека напоминают трескучую коммунистическую риторику. Действительность, однако, такова, что воспитание, дававшееся в советских школах, где упор делался на реальность мира и чувство ответственности человека перед реальным миром, в большей степени соответствовало христианской точке зрения, нежели субъективизм и прагматизм, прививавшийся в западных школах и ныне захлестнувший нашу молодежь.
Таким образом, метафизическая вера в объективную реальность внешнего мира и в способность человека реально воздействовать на окружающий мир своими поступками является необходимой предпосылкой всякого искреннего покаяния. Когда мы говорим о реальном воздействии наших поступков на окружающий мир, мы неявно исповедуем важный метафизический принцип единства бытия. "Все виновны за всех," - так сформулировал в нравственном аспекте этот метафизический принцип Ф. М. Достоевский. Любой наш поступок оказывает воздействие на внешний мир и, в силу единства мира, проявляющегося в единстве его законов и во взаимосвязи его частей, воздействует не только на какой-то локальный, замкнутый мирок, но на весь мир в целом. Это также хорошо было известно евреям, воспитанным на Ветхом Завете. Грех первосвященника Илии отразился на судьбе всего ветхозаветного священства, грехи Саула и Давида - на дальнейшей судьбе израильских царей. А о том, что судьба Израиля теснейшим образом связана с судьбой человечества, нет смысла лишний раз напоминать.
Здесь современные люди опять находят лазейку. Некоторые рассуждают так: Господь все равно всех спасет, так что в конечном счете, греши или не греши, все кончится хорошо; некоторые прямо говорят о переселении душ и о новых шансах после смерти. Наконец, некоторые говорят, что в силу господствующего в мире его величества случая зло часто приводит к добру, а добро к злу, поэтому с одинаковой вероятностью можно достичь положительного эффекта, поступая хорошо или дурно. Ошибочность таких рассуждений в том, что они не учитывают, что центром, обеспечивающим единство бытия, является Бог, а также то, что бытие, помимо свойства единства, обладает также такими свойствами, как истинность и благость.
2. Покаяние и истина
Франcиско Суарес пишет, что всякая вещь, чтобы получить право именоваться доброй, должна быть прежде всего истинной, поэтому в порядке изложения свойств бытия истинность (verum) предшествует благости (bonum). Разумеется, и покаяние, для того чтобы быть благим, должно быть истинным, т. е. искренним. Неспособен к покаянию скептик, который вопрошает вместе с Понтием Пилатом: "Что есть истина?" Покаяние предполагает метанойю, обращение ума, а также вхождение в себя, самопознание. Это замечательным образом отражено в молитве Соломона (3 Цар 8.46-49):
"Когда они согрешат пред Тобою, - ибо нет человека, который не грешил бы, и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя, и обратятся, и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: "мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны"; и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему: тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их, и сделай, что потребно для них".
Таким образом, покаяние предполагает поворот от ложного восприятия своих поступков к их истинному восприятию, т. е. восприятию их такими, какими они выглядят в очах Господа (ср. 2 Цар 11.27: "И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа").
Поскольку все философы отмечают трудность постижения истины, неудивительно, что люди часто по неведению или по греховной слабости совершают то, что является объективно злом. Проблема не в том, что люди заблуждаются и грешат, а в том, что в последнее время люди вообще склонны отрицать понятие объективной истины и, следовательно, объективного зла. Истина и ложь, а следовательно, добро и зло становятся предметом консенсуса. Человек, не задаваясь вопросом о том, как выглядит то или иное поведение в очах Господа, сам определяет, что добро и что зло. Другой распространенный вариант современного поведения основывается на вере в так называемое личное вдохновение и характерен прежде всего для протестантов, хотя и не только для них. Что такое личное вдохновение? Человеку кажется, что он безошибочно знает, как выглядят те или иные вещи или поступки в очах Господа, т. е. что ему открыта воля Божия. Это состояние опытные монахи называют прелестью или бесовским наваждением. Неправота человека, пребывающего в прелести, состоит в том, что он закрывает глаза на трудности в достижении истины. Отталкиваясь от скептической позиции агностика, человек впадает в другую крайность: таковы метафизические корни прелести. Отношение современного человека к проблеме греха очень метко описал основатель монашеской конгрегации Miles Jesu отец Альфонсо Дуран в своей книге "The Challenge of Atheism to the World":
"Совесть заглушается и грех исчезает с лица земли... всегда было правдой, что грешить - это человеческое, каяться -это божественное, но грешить и не каяться - это дьявольское. Нет ничего более противочеловеческого, чем сказать: "Люди не могут совершать заблуждение или грех". Это слепота и самоосуждение в глубине собственных заблуждений. Может ли быть что-либо хуже этого?"
Отец Альфонсо, как и многие другие современные богословы, рисует пессимистическую картину современного общества. Однако не следует забывать, что Бог создал человека по Своему образу и подобию, т. е. обладающим разумом и волей. Разум по природе стремится к истине, равно как и воля - к благу. Поэтому жизнь без истины - это нечто противоестественное для человека. Разум человека так же жаждет истины, как тело жаждет пищи. Поэтому в деле покаяния сама природа человека призвана ему помочь. Отсюда то чувство облегчения и радости, которое испытывает кающийся, возвращающийся на путь истинный.
3. Покаяние как обращение к добру
Еще одним основным свойством бытия, согласно схоластической метафизике, является благость (bonum). Но если бытие является благим и человек всегда действует ради блага, ибо его воля неспособна желать зла, откуда берутся зло и грех, и почему вообще возникает потребность в покаянии, т. е. в обращении от зла к добру? Этот вопрос аналогичен вопросу о том, откуда берется заблуждение, если разум, в том числе и человеческий разум, по природе стремится к истине. Св. Фома Аквинский считает, что во всяком злом деле, которое совершает человек, он ищет для себя не зла, а блага. Таким образом, согласно св. Фоме Аквинскому, причиной греха прежде всего является человеческое заблуждение. Однако дело обстоит сложнее, когда св. Фома Аквинский ставит вопрос о причине грехопадения дьявола. Ведь согласно учению Церкви, сформулированному на IV Латеранском Соборе в 1215 г., дьявол и другие демоны по природе были созданы Богом добрыми, но сами по своей воле сделались злыми (Denz.-Sch., 800). Причиной грехопадения ангелов не могло быть заблуждение, ибо знание ангелов в своем роде совершенно. Св. Фома Аквинский приходит к выводу, что причиной грехопадения ангелов явилась непропорционально сильная любовь к себе, проявившаяся в неупорядоченном желании богоподобия. Таким образом, первыми грехами дьявола и других демонов были эгоцентризм и зависть. За эти грехи дьявол и демоны были лишены благодати, что породило новый грех: ненависть к Богу, наказавшему их, и ненависть к тем разумным Божиим творениям, которые устояли в благодати.
Следует также иметь в виду, что демоны, будучи существами чисто духовными, не могли грешить телесно. Здесь еще одно отличие между грехами демонов и грехами людей. Будучи наделен телом, которое заявляет о своих правах, человек способен поставить благо тела выше блага души. К такой неупорядоченности демоны, естественно, не способны.
Таким образом, в свете учения св. Фомы Аквинского мы можем разделить грехи на два рода: грехи чисто человеческие (т. е. обусловленные слабостью воли или разума) и грехи демонические (грехи, вытекающие из эгоцентрической установки). Грехи второго рода традиционно считаются более опасными; в нравственном богословии они именуются по природе своей смертными, хотя и допускают незначительность содержания, в силу которой могут в конкретных случаях оказаться простительными. Впрочем, в человеке как существе духовно-телесном телесный и духовный элементы легко переплетаются, в том числе и в грехах.
До какой степени нравственного падения может дойти человек, мы видим, например, из красноречивых слов св. ап. Павла (Рим 1.29-31): "...они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы."
Апостол нарисовал достаточно мрачную картину. И все же, как и в предыдущем разделе, когда мы говорили об истине и лжи, мы и здесь должны сказать, что Бог наделил человека волей, стремящейся к бесконечному благу и не могущей удовлетвориться никаким конечным благом. Разум подсказывает воле, что только Бог может дать человеку счастье. Поэтому когда человек раскаивается в своих грехах и обращается к Богу, он испытывает радость. И напротив, пребывая в грехе, человек не может не испытывать чувство скорби и тесноты.
4. Покаяние и свобода воли
Еще одной метафизической проблемой, связаной с покаянием, является проблема свободы воли. Современные философы, следуя Спинозе, склонны отрицать существование свободы воли, а следовательно, и ответственность человека за совершаемые им поступки. От философии Спинозы недалеко в этом плане ушел и марксизм с его определением свободы как осознанной необходимости. Легко понять, что сама идея греха, т. е. свободно совершенного злого поступка, несовместима с отрицанием свободы воли. Отсюда неприятие многими современными людьми и самого понятия греха, и ответственности за грех. В наивном виде это неприятие выражается в непонимании, к примеру, "проклятия женщины, по сути дела виновной не более только что начавшего ходить ребенка и разбившего какую-нибудь вещь в отсутствие родителей" (цитата из атеистического журнала "Антирелигиозник", № 1, 1933 г.).
Здравая метафизика утверждает, что человек, как существо телесно-духовное, наделен свободой воли и в этом подобен ангелам и Богу. Свобода воли человека делает его ответственным за свои поступки перед судом прежде всего собственной совести, т. е. собственного разума, выносящего суждение о добре и зле, а также дает человеку возможность влиять на судьбу мира в целом. Эта метафизическая истина ныне практически позабыта, но когда-то была очень хорошо известна народу, воспитывавшемуся на Ветхом Завете. В качестве примера приведем диалог царя Саула с пророком Самуилом (1 Цар 13.8-14):
"И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: "теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа"; и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему."
В этом отрывке из Священного Писания четко отражена метафизическая идея необратимости последствий свободного человеческого выбора. Будучи, по словам св. ап. Павла, педагогом, Ветхий Завет подготавливал сознание людей к адекватному восприятию трагичности их бытия как оставленных перед лицом неумолимой необратимости последствий своих свободных поступков, тем самым подготавливая их и к должному восприятию благовестия о спасении. Благая весть о спасении, в том числе спасении от роковой необратимости последствий нашего свободного выбора, начинается с чуда, совершенного Иисусом Христом в Кане Галилейской, когда по ходатайству Девы Марии Иисус могущественно вмешался в естественный ход событий и спас щедрых, но неблагоразумных молодоженов от травмирующих последствий их собственной нерасчетливости. Трудно представить себе также, чтобы Иисус сказал апостолу Петру, что из-за троекратного отречения последнего Бог не упрочит его служения как главы всех апостолов. Но здесь кончается область метафизики и начинается область сверхъестественной теологии. Задача метафизики в данном случае, как и всегда, является подготовительной: показывая человеку трагичность его бытия в мире, где он, по словам английского богослова Фрэнка Шида, волен выбирать свои действия, но не волен выбирать последствия своих действий, метафизика готовит человека к радостному принятию благой вести об искуплении.
5. Метафизика греха
Строго говоря, грех есть понятие богословское, и вы едва ли найдете специальную статью о понятии греха в философских словарях или энциклопедиях. Философы-материалисты скорее всего отошлют вас к психологам, которые обычно говорят о грехе как о чисто субъективном переживании. Схоластическая метафизика, не вторгаясь в область чисто богословскую, позволяет определить грех как добровольно занятую ложную позицию по отношению к Богу, ближнему и самому себе. Разумеется, метафизика может лишь дать определение и философский анализ греха, не касаясь таких специфических богословских проблем, как субъективная вменимость греха, разделение грехов на смертные и простительные, прощение греха и т. п. Но это метафизическое введение в понятие греха является чрезвычайно важным, особенно для современного человека.
А. Грех против Бога
Метафизика определяет Бога как бесконечное необходимо существующее нематериальное личностное Бытие. То, что человек - творение Божие, это метафизическая истина, вытекающая из того, что человек не имеет причины своего бытия в самом себе. Материалисты, впрочем, заявляют, что причина бытия человека - это акт зачатия, совершенный его родителями. При этом совершенно не учитывается двойная, духовно-телесная природа человека. Душа как духовная составляющая человеческого естества, будучи нематериальной по своей природе, не может иметь в качестве своего бытия никакой материальный процесс. Эта метафизическая истина о человеке имеет в качестве своего важного следствия вывод о наличии определенных отношений между человеком как бытием конечным и Богом как Бытием бесконечным. Разум даже без помощи благодати способен признать, что эти отношения не являются отношениями равенства, но являются отношениями зависимости, включающей элемент свободы, т. е. отношениями по сути сходными с отношениями сыновства. В таком случае грех против Бога состоит в отказе признать истинный характер взаимоотношений между Творцом и творением. У падших ангелов этот грех проявился в неупорядоченном желании сделаться равными Богу. Примерно таким же образом согрешили прародители, пожелавшие стать, как боги, знающие добро и зло (ср. Быт 3.5). Грех против Бога может также проявиться в игнорировании отношений зависимости между Богом и человеком, в нежелании признать Бога Отцом. Об этой разновидности греха против Бога пишет св. ап. Павел в Послании к Римлянам (Рим 1.18-25):
"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся: то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь."
Этот текст свидетельствует о важности приуготовляющей роли естественного разума в упорядочении отношений между человеком и его Творцом. И из всех созданных человеческим гением наук именно метафизике выпадает на долю эта ответственнейшая из задач. Вкратце можно сказать, что покаяние в грехе против Бога должно проявиться в воздании славы Богу и в принятии твердого решения способствовать всеми силами осуществлению воли Божией, т. е. распространению божественной благости.
В. Грех против ближнего
Метафизика, уча о единстве бытия, в корне отметает эгоистическую позицию, которая видит центр мира в ego. С точки зрения метафизики, основой единства мира является бесконечное необходимо существующее Бытие, т. е. Бог; человек же является творением, бытие которого является не необходимым, но контингентным. Иными словами, человек должен постоянно помнить, что он мог бы не существовать и обязан своим существованием единственно благости своего Творца. Такое видение мира и самого себя должно исключить присущую эгоистам оценку всего происходящего лишь с позиций собственной выгоды. В сочетании с реализмом, т. е. признанием объективной реальности внешнего по отношению к ego бытия, вышеуказанное видение мира должно привести человека к осознанию того, что и прочие люди стоят в силу единства человеческой природы в таких же отношениях к миру и Творцу, как и он сам. Отсюда вытекает важный этический принцип: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф 7.12). Всякое нарушение этого принципа противоречит основному постулату метафизики, утверждающему единство человеческого рода в многообразии человеческих индивидов, и является грехом против ближнего. Попытки противопоставить этому принципу установку, продиктованную личным или коллективным эгоизмом, отметаются как неразумные любой здравой метафизикой.
Метафизика, впрочем, не ограничивается призывом воздать ближнему справедливость. Поскольку воля человека должна сознательно следовать воле Творца, а воля Творца есть распространение божественной благости, то человек обязан активно содействовать благу ближнего, т. е. любить ближнего. Этого требует от человека так называемый естественный закон. Покаяние в грехе против ближнего должно, следовательно, проявиться не только в возмещении ущерба, но и в сознательном решении делать все возможное во благо ближнему. Поэтому известный призыв слуги Божиего доктора Ф. Гааза: "Спешите делать добро!" - есть веление не только сердца, но и здравого смысла.
С. Грех против самого себя
Поскольку Бог желает блага всякому созданию, Он желает блага также и лично каждому человеку. Метафизика требует от человека содействия в осуществлении цели, поставленной Богом при сотворении мира. Цель же Бога не может быть иной, кроме как распространение божественной благости. Следовательно, чтобы способствовать осуществлению божественной цели, человек должен желать блага и самому себе.
Как может человек воспрепятствовать собственному благу? Во-первых, неумеренной жаждой стать богом, т. е. поставить себя в центр мироздания, заставить всех, даже Творца, исполнять свою волю. Таков был грех прародителей. Любовь к себе до презрения к Богу в силу объективных законов мироустройства, согласно которым центром, обеспечивающим единство мира, является бесконечное, необходимо существующее Бытие, не может принести человеку подлинного блага. Покаяние в этом грехе гордости и эгоизма должно проявиться в интеллектуальном прозрении: надо увидеть мир таким, каким его создал Бог, и свое настоящее, отнюдь не центральное место в мире. Во-вторых, человек может воспрепятствовать своему благу через зависть к благу ближнего. Таков был грех Каина. Покаяние в этом грехе зависти должно проявиться в осознании того, что благо ближнего -это цель Бога-Творца, а препятствовать осуществлению поставленных Богом целей - значит идти "против рожна" (ср. Деян 9.5) и потому не может быть во благо завидующему. В-третьих, человек может воспрепятствовать собственному благу, подчинив душу деспотизму тела. Как правило, это уже следствие неверной метафизической установки. Покаяние в этом грехе, т. е. эгоизме плоти, должно начаться с осознания человеком истинной ценности собственной души: "Что пользы человеку, если он весь мир приобретает, а душе своей повредит? И какой выкуп даст человек за душу свою?" Обычно люди оправдывают грехи плоти якобы насущными плотскими потребностями, игнорировать которые опасно для физического и психического здоровья. Но при этом часто забывают, что у души также имеются насущные потребности, и главной из таких потребностей, как отметил еще Аристотель, является потребность в созерцании Бога.
Лучше всего выразил суть потребностей души св. Августин, сказавший: "Ты, Боже, создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не обретет покой в Тебе". Покаяние в эгоизме плоти должно проявиться в осознании человеком своего подлинного достоинства.
Заключение
Мы рассмотрели покаяние с метафизической точки зрения. Это, безусловно, наложило существенное ограничение на характер и глубину поднимаемых нами проблем. Например, мы не смогли поговорить о роли благодати в покаянии и о прощении грехов в силу умилостивительной жертвы Христа. Но как благодать опирается в своем действии на естество, так и вера опирается на здравый смысл, квинтэссенцией которого является здравая метафизика. Поэтому любая проблема, связанная с верой, в частности, проблема покаяния, имеет свой метафизический аспект. Последний мы и постарались осветить.