Дети как расходный материал

Михаил Журавлёв
Самозабвенно рапортуя об успехах – действительных и мнимых, руководители современных учреждений дополнительного образования детей делают благое дело для вверенных им в управление заведений. Начальство, как известно, любит ставить галочки. А каждый отмеченный очередной грамотой, дипломом, бронзовой статуэткой, газетной заметкой, телерепортажем успех – это, безусловно, такая галочка. По количеству галочек начальство составляет своё мнение о работе учреждения: много галочек – оно успешно, мало галочек – надо обратить внимание, нет галочек – может, стоит его закрыть. Для преподавателей, работающих в этой Системе, каждая галочка важна. Их количество учитывается раз в 5 лет при определении тарификации. Грубо говоря, эти самые галочки – практически единственная форма отчётности, влияющая на оплату труда преподавателя. При этом, как-то полностью выпало из поля зрения создателей такой системы отношений, что дети приходят в учреждения дополнительного образования отнюдь не для галочки. Их влечёт ДЕЛО. Кто-то любит музыку и хочет постичь её тайны. Кого-то влекут спортивные рекорды и красота физического совершенства. Кому-то не представить себе своего досуга без кисти и красок, запечатлевающих красоту окружающего мира и мира внутри нас. А кем-то овладевает сильнейшее желание технического творчества и тяга к совершению открытий. Одним словом, каждый приходящий после школы основной в дополнительную ищет удовлетворения своих внутренних душевных запросов и жаждет получить знания и навыки, без которых дальнейший путь в профессию невозможен. Казалось бы, именно к этому и призвана Система дополнительного образования детей, создававшаяся десятилетиями трудом и гением подвижников советской школы. Но так ли это ныне?
В век разгулявшегося с ураганной силой рынка главными критериями оценки всякого учреждения становится те, что можно выразить числом. Среди таковых бесспорно наличие или отсутствие конкурса при поступлении. Казалось бы, самоочевидная вещь. Если уровень преподавания высок, среди населения о школе гремит слава, туда тянутся, и образуется конкурс. А если в коллективе работают слабые педагоги, обстановка нездоровая, люди не идут туда. Но на деле с детскими образовательными учреждениями всё определяется совсем иначе. Главным критерием становится территориальная доступность. Загруженные на двух-трёх работах, вкалывающие по полторы-две нормальных нагрузки, чтобы прокормить семью, родители, не имеют столько свободного времени, чтобы два-три раза в неделю отвозить своё чадо через весь город, забитый пробками, на другой конец города. И в 99% случаев выберут заведение не лучшее, а ближайшее. В итоге, по конкурсным показателям выигрывают не те школы, что реально лучше, а те, что расположены в «спальных районах» и не имеют конкуренции по соседству.
Разберём две ситуации. Две примерно одинаковых по уровню преподавания школы. Но в одной, по вышеуказанной причине, высокий конкурс, а в другой недобор. Как будут вести себя их директора, как и все мы, поставленные в «рыночные условия», а следовательно, вынужденные выдавать «цифры»? Школа с недобором будет биться за каждого ученика, тянуть неуспевающего, подтягивать слабых и придумывать какие угодно формы облегчённого обучения, чтобы, во-первых, не потерять контингент, а во-вторых, хоть и на низком уровне, но выдавать хоть какой-то результат. Это могут быть конкурсы и олимпиады «для середнячков», спартакиады среди начинающих, прочие мероприятия с нарочито заниженным уровнем оценки. Разумеется, в таких школах (спортивных, музыкальных, художественных) всегда будет появляться возможность развернуться таким – всегда, увы, немногочисленным – педагогам, которые умеют развить даже самые слабые способности. И такие школы будут кровно заинтересованы в таких специалистах. Ведь именно от них, и только от них будет зависеть то, окажутся ли среди учеников такой школы яркие ребята, способные конкурировать на более высоком уровне, и такие, кто сможет продолжить профессиональное обучение, поступив в средние специальные и в высшие учебные заведения по соответствующему профилю. Разумеется, при нормальной кадровой политике, директора таких школ будут всеми силами привлекать в свои коллективы наиболее яркие педагогические силы, ибо это единственное, чем можно удержать на плаву школу, по объективной причине не добирающей контингент.
Принципиально иная ситуация в школе с конкурсом при приёме. Приёмные комиссии, естественно, будут выбирать лучших. Так сказать, снимать сливки, оставляя за бортом менее ярких детишек. При этом, следует понимать, что подтвердит любой психолог, работающий с детьми, что природные данные ребёнка в6-7-летнем возрасте проявляются совершенно иначе, чем в 12-13-летнем, и что вовсе не обязательно 7-летний вундеркинд в процессе обучения превращается в 16-летнего гения. Чаще бывает наоборот. Яркие рано проявившиеся таланты к 13 годам угасают, уступая новым качествам. Это справедливо и для художественного творчества, и для спорта, и для технических видов деятельности. Поэтому ни один здравомыслящий педагог никогда не может сказать про 7-летнего новичка, что из него точно вырастет яркий артист или учёный. Что происходит дальше? Строго по законам природы, в процессе взросления значительная часть принятых «вундеркиндов» утрачивает свою яркость, а то и вовсе начинает выдавать результат «ниже среднего», либо перестаёт интересоваться тем видом деятельности, в котором перестала блистать. Следуя духу и букве своих Уставов, школы избавляются от них. Та школа, в которой конкурс на место при приёме, с лёгкостью отсеивает «слабых», ибо на их место всегда приходят новые. А что происходит с преподавателями? Если педагог, по-настоящему вкладывающий душу в своего воспитанника, не дай Бог, «прикипает» к нему, для него такой отсев – моральная травма. Естественно, в таких коллективах закрепляются такие учителя, для которых отсев дело нормальное, стало быть, души в своих воспитанников они не вкладывают, а хладнокровно точат мастерство. Более того, в таких коллективах по определению не может оказаться тот, кто готов работать с любым и умеет максимально развить даже самые слабые дарования малыша. Ведь не даровитые в такое заведение не попадают. В результате непродолжительной селекции в коллективе такой «преуспевающей» школы естественным образом закрепляются те, кто умеет красиво преподнести «готовенькое», просто-напросто эксплуатируя уже имеющийся при поступлении в учебное заведение талант.

(опубликовано в газетах "Новый Петербургъ", "Гатчинский вестник")