Экспертиза комиссии Законодательного собрания СПб

Храм Трезвенного Общества
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Экспертная оценка комиссии Законодательного собрания Петербурга по правопорядку и законности
под председательством депутата Крамарева А.Г.
Оценка роли постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 года № 231 “Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ” в борьбе с наркоугрозой в Российской Федерации.
Противоречия со статьёй 4 Федерального закона Российской Федерации “О наркотических средствах и психотропных веществах” № 3-ФЗ от 8 января 1998 года.
Данное постановление Правительства РФ фактически устранило уголовную ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в личных целях для многотысячной “армии” участников незаконного оборота наркотиков и, следовательно, противоречит норме Федерального Закона РФ, фиксирующей основной принцип государственной антинаркотической политики: “государственная политика. в области противодействия незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств”.
Противоречия с Решением совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации (СБ РФ) от 28 июня 1999 года “Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года”.
Данное постановление Правительства РФ резко увеличивает доступность наркотических средств и психотропных веществ на нелегальном рынке для всех, кто желает их приобрести и, следовательно, принципиально препятствует выполнению задачи, поставленной Решением совещания СБ РФ в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: “реализация стратегий” должна приводить к значительному сокращению распространения наркотиков”.
Последствия в области профессионального и политического имиджа Госнаркоконтроля, необходимого для успешной координации органов государственной власти.
Председатель Госнаркоконтроля неоднократно утверждал в СМИ, что возглавляемая им структура обладает полномочиями достаточными для решения задач, возложенных на неё соответствующими Указами Президента Российской Федерации. Эти Указы не предлагают такого пути борьбы с наркотиками, какой выбрало Правительство Российской Федерации. Если в самое ближайшее время данное постановление Правительсвта РФ не будет отменено (самим Правительством Российской Федерации или в результате действий Генеральной прокуратуры Российской Федерации), то роль “государственного арбитра” в области борьбы с наркотиками Госнаркоконтроль утратит. И это станет препятствием для результативной координации деятельности органов государственной власти в области борьбы с наркоугрозой в регионах России.
Последствия в области доступности запрещённых наркотиков (на примере марихуаны).
Данное постановление Правительства РФ фактически легализует хранение самого распространённого среди молодёжи наркотического средства: марихуаны в количествах до 20 грамм (даже Голландия, начиная в 1978 году с легализации 30 грамм марихуаны, в последующем уменьшила её разрешённое количество до 5 грамм). При нынешнем уровне правосознания населения несерьёзно считать нормы административного права реальным препятствием для участия молодёжи в незаконном обороте марихуаны. Если сегодня в Петербурге правоохранительная система не спсобна добиться повышения стоимости марихуаны выше 30-50 рублей за 1 грамм (данные ГУВД на 1.01.2004 года), то данное постановление создаёт условия для того, чтобы её цена снизилась буквально до копеек. В условиях отсутствия зримых успехов в борьбе с курением табака, курить марихуану не будут только ленивые и те, кто вообще не курит.
Искажение европейского опыта борьбы с наркотиками.
Координатор рабочей группы, разработавшей проект данного постановления Лев Левинсон утверждает, что оно соответствует европейскому законодательству. Это ложь. В странах Евросоюза нет единого подхода к формам социального контроля наркотиков. Есть близкий нам опыт Швеции, с запретом немедицинского потребления и далёкий для нас опыт Голландии с правом индивида самому решать, потреблять наркотики или нет. Россия, как и Швеция, является обществом, в котором ставка традиционно делалась на коллектив, а не индивида. Внедрение норм, чуждых нашему менталитету и культуре будет разрушительным для России.
О возможности отделить сбытчиков от потребителей наркотиков.
Данное постановление Правительства, по словам его разработчиков, позволяет отделить сбытчиков от простых потребителей. Это иллюзия, рассчитанная на наивного обывателя, недостижима, потому что в реальной жизни около 40% наркопотребителей одновременно занимается и наркоторговлей. Существующая судебная практика и без этого постановления решает эту проблему. Около 2/3 обвиняемых за совершение наркопреступлений осуждается в России к лишению свободы или условно, или с отсрочкой исполнения приговора, именно потому, что они являются наркозависимыми. Данное постановление правительства не решит эту проблему и поэтому это утверждение не может быть аргументом в его защиту.
Последствия для борьбы с уличной торговлей наркотиками в крупных городах.
Уличная наркоторговля - бич крупных российских городов. Для органов государственной власти этих городов результативная борьба с уличной торговлей наркотиками стала большой проблемой. Уже сегодня неспособность власти ликвидировать места “открытой” (места массового скопления наркопотребителей, в которых продажа наркотиков производится всем “вызывающим доверие” покупателям) продажи наркотиков даёт основания населению утверждать, что власть “либо коррумпирована, либо не профессиональна”. По мере “осознания” участниками НОН перемен обусловленных данным постановлением Правительства, региональные власти будут вынуждены распрощаться с мыслью о эффективной борьбе с уличной наркоторговлей.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Егоршин Виктор Михайлович, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор:
- Отрицательно отношусь к постановлению. Это не выход. Сейчас проблема решается на 2 уровнях: правовом и медикаментозном. Правоведы в выигрыше, так как разрабатываются законы новые, медики выигрывают тоже, так как везде объявления о помощи наркологической, а они прекрасно знают, что неизлечима наркомания. Обычный срок ремиссии 6,7 месяцев. Народ дурят рекламой. У государства есть препараты, которые могут излечивать. Диабетики получают инсулин, почему государство не может выдавать наркоманам лекарство, снимающее ломку?! Тогда наркобизнес лишиться базы.


Сергей Иванович Преображенский, представитель МАБНН по республике Карелия:
- К Постановлению №231 отношусь отрицательно. Ребятам, которые работают непосредственно «на земле», как-будто дали по рукам. Очень больших усилий стоит отправить преступников за решётку, а здесь идёт послабление, своеобразная амнистия.