Дипломатия Великой Скифии около 722 года

Петр Золин
Медведская И. Н.
О скифском вторжении в Палестину
http://annals.xlegio.ru/blacksea/skif_pal.htm
старательно омолаживает скифов и киммерийцев.

Киммерийцы появились в Азии в конце VIII в. до н.э., за сто лет до гибели Ассирии.
Очевидно, и Библия сохранила память о лидерстве киммерийцев, назвав Гомера отцом Аскеназа (Быт. 10:3). Обычно эту формулу скифологи рассматривают как подтверждение более позднего появления скифов в Передней Азии. Между тем принципы генеалогического построения Таблицы народов не поняты до конца. Библейский автор, группируя народы по «племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их» (Быт. 10:5), другими словами, по этнополитическому, лингвистическому и географическому признакам, эти принципы последовательно не проводит. Специалисты предлагали видеть в Таблице народов принцип различения по хозяйственному укладу жизни — городской, кочевой, островной (т.е. мореплаватели) и даже предлагали различать народы по политическим симпатиям и антипатиям Иудейского царства.[7] Хронологический принцип в этой связи исследователями не рассматривается, в формуле «отец — сын» хронологический смысл не заключен. Внутри каждой генеалогической линии, восходящей к одному из трех сыновей Ноя, очевидно, использовался критерий культурно-политического лидерства, существовавший во время составления памятника — не ранее VIII в. до н.э.

Википедия констатирует, что их упоминают Гомер [1] и Каллин [2]. В «Одиссее» Гомера киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на «керберии» [3] (см. Кербер). О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей [4]. Эфор помещает их около озера Аверн в Италии [5].
Геродот называет киммерийцев доскифским населением Украины (степи между Дунаем и Доном) (Her.4:11), где проглядывает проукраинская редакция.

Около VIII века до н. э. киммерийцы были изгнаны из своей родины перешедшими через Дон с востока скифами и переселились во Фракию. Связи с фракийцами были обоюдосторонними, о чём свидетельствуют находки фракийских вещей в киммерийских могильниках, и наоборот. Во Фракии они соединились с трерами и в союзе с ними несколько десятков лет, в начале VII века до н. э., грабили Малую Азию. Они уничтожили Фригийское царство, угрожали существованию Лидийского: царь Лидии Гигес пал в битве с ними.

Геродот суммирует сведения о киммерийцах так.
11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)[10]. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
12. И теперь еще в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа[11]. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.
13. Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря[12], под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах.
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html
[10] 453. . Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н.э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи.
 
[11] 454. . Упомянутая здесь группа киммерийцев, по видимому, раньше кочевала в Кубанской области, в то время как племена, кочевавшие в Южной России и в Крыму, проникли по западному побережью Черного моря до Геллеспонта и Боспора Фракийского.
 
[12] 455. . Здесь Черное море.

Важным индикатором истории северных народов остается Урарту.
В связи с тем, что население Урарту было этнически неоднородное[16][17], под происхождением урартов в последнее время в научной литературе понимают собственно происхождение правящего племени, племени носителя письменного урартского языка. По поводу собственно урартского элемента существует консенсус учёных о непосредственной связи урартского языка с хурритским[9][22][23], а также о вероятном распространении урартов по Армянскому нагорью из района Ревандуз в Западном Азербайджане, где располагался древний город Мусасир[7][16][30][31]. Вероятно, что древний урартский город Мусасир находился на территории первоначального расселения этого племени[7][31].
Образование Урарту (XIII — конец IX вв. до н. э.)
Северяне продолжали тревожить Ассирию по многовековой традиции. Вот стандартное (повторяющееся) введение к надписям Ададнерари I XIV в. до н. э. (среднеассирийский диалект аккадского. КАН, I, №№ 3-5 и многие другие. См. сводку ARAB, I, § 73.)
Ададнерари, светлый князь, герой, наместник богов, основатель городов, истребитель мощных воинств2) касситов (Вавилон),3) кутиев (Курдистан),4) лулумеев (округа Урмия)5) и шубарейцев (хурриты),6) побивший всех врагов вверху и внизу, поправший страны их от Лубду(юг Ассирии)7) и Рапику(граница с Вавилоном)8) до Элухата (крепость Митанни у истоков Тигра),9) держащий всех людей, расширивший границы и пределы, царь, к ногам коего Ану, Ашшур, Шамаш, Адад и Иштар склонили всех правителей и князей, славный первосвященник Энлиля, сын Арикденилу, наместника Энлиля, ишшакку (правителю от имени) бога Ашшура, покорившего страну Турукки и Нигимхи (хурритов и союзников) до пределов ее, всех правителей гор и холмов обширных пределов кутиев, покорившего страну Кутмухи (север Месопотами)12) и всех ее союзников, полчища ахламеев (северных арамеев), сутиев (ханаанеи и евреи), яуриев и их страны, расширившего границы и пределы, внук Эллильнерари, ишшакку Ашшура же, который побил войско касситов и рука которого победила всех ненавистников его, расширившего границы и пределы, потомок Ашшурубаллита, царя сильного, чье первосвященство славно в грозном Экуре (всей Вселенной) и чье благополучие царствования было утверждено до дальних мест, подобно горе, покорившего страну Мусру (обозначение самых дальних стран, включая Египет) рассеявшего всех многочисленных шубарейцев,18) расширившего границы и пределы. (Вестник древней истории. 1951. № 2. стр. 265-266.).
Lulum;. Лулумеи (в более старых текстах — лулубеи) жили в стране Замуа — в верховьях рек Адема и Малого Заба вплоть до озера Урмии. Из их числа часто вербовались рабы в городах Ассирии и Аррапхи (совр. Керкук). В урартском языке слово lulu означает «враг», «чужак». Лулумеи были, по всей вероятности, родственны касситам и эламитам.
;ubar; — жители страны Субарту, т. е. северной Месопотамии, и, возможно, также части Армянского нагорья. В среднеассирийских надписях под шубарейцами обычно понимаются хурриты — жители Митанни (Ханигальбата).
Далее в некоторых вариантах к Элухата прибавлялось «покоривший Таиду, Шуру, Кахат, Амасаку, Хурра, Шудухи, Кабула, Ушшукани и Ирриду, всю область гор Кашияэри до Элухата, крепость Суду, крепость Харран — вплоть до Гаргамиша на берегу Евфрата».
Область Кашияэри — совр. Тур-Абдин, горы на севере Месопотамии; Ушшукани — столица Митанни Вашшукканни, совр. Телль-Фехерия (?) недалеко от Рас аль-Айна; Хурра — область Хурри хеттских текстов (чтение «Харри» относят к недоразумениям); Гаргамиш — Каркемиш, совр. Джераблус. Остальные названия относятся к различным митаннийским городам долины Тигра и района современного Несбина (Нисибиса в греко-римскую эпоху).
Страна Мусру (Муцру, Музру) была расположена к северу от Ассирии по Большому Забу. Может быть, то же, что позднейший Мусасир. Позднее «Муцру» — название Египта. См. ниже, № 2, прим. 9.
18) Имеется в виду участие Ашшурубаллита, совместно со страной Алше (Алзи), в разгроме Митанни в правление хеттского царя Суппилулиумы.
http://annals.xlegio.ru/urartu/avi/001.htm
Уже в середине 13 века Ассирия воюет с Уруатри , что видно из надписи Салманасара I (Шульмануашареда; середина XIII в. до н. э. Среднеассирийский диалект аккадского. КАН, I, № 13).
...Когда Ашшур, мой владыка, чтобы его почитали, избрал меня законно и для правления черноголовыми1) дал мне скипетр, меч и посох и даровал мне законный венец владычества, — в то время, в начале моего первосвященства2) возмутились против меня Уруатри; воздел я руки к Ашшуру и великим богам, моим владыкам, устроил сбор3) моих войск. К хребтам (?) гор их могучих я поднялся. Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха,4) Нилипахри и Зингун5) — 8 стран и их ополчения я победил, 51 их поселение я разрушил, сжег, похитил их полон, их имущество; всех Уруатри6) я склонил к ногам Ашшура, моего владыки, в три дня;7) я отобрал8) их потомство, захватил (?) и забрал себе для службы и для работы; тяжкую подать гор я наложил на них навеки. Город Арину, укрепленное место, горный хребет (?), который прежде возмутился, презрел Ашшура, — этот город, с помощью Ашшура и великих богов, моих владык, я победил, разрушил, посеял над ним пепел (?), а прах его собрал и насыпал в воротах моего города Ашшура на будущие времена. В то время всю страну Мусру9) я склонил к ногам Ашшура, моего владыки.
(Следует описание завоевания Ханигальбата, т. е. Митанни).
После того кутии,10) которым нет счета, как звездам на небе, обученные истреблению, восстали против меня, стали мне неприятелями, повели вражду. Я вознес руки к Ашшуру и великим богам, моим владыкам — верным согласием справедливо ответили они мне. Я оставил лагерь войск моих и лишь треть избранных колесниц моих взял с собой и бросил на битву с ними. От границы страны Уруатри до Кутмуха11) в отпавшей стороне, краю далеких беру,12) я пролил жизнь их обширного войска, как воду, телами бойцов их я наполнил широкую степь. Полон его,13) скот его и богатство его я доставил в мой город Ашшур.
(Вестник древней истории. 1951. № 2. стр. 266-267).
Уруатри после этого не исчезла. В итоге государство Урарту с обилием связанных с ним источников отчасти становится и индикатором истории народов севернее Кавказа. Особенно киммерийцев.
Из текстов ассирийского царя Салманасара I (Шульману-ашареду I, годы правления 1280—1261 гг. до н. э.) видно, что «цари Урарту» в этот период находились в длительном военном противостоянии с Ассирией, причём организованные военные кампании ассирийцев регулярно приносили им успехи в войнах с урартами. Более сильные в тот период ассирийские войска, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту являлся захват ценностей и угон скота[1].
Многие ассирийские тексты называют урартов словом «наири», которое, вероятно, являлось названием народа, населявшего Урарту. Перечисление нескольких «стран Уруатри» в сочетании с упоминанием многочисленных «царей Уруатри» и «царей Наири» свидетельствует, по мнению ряда исследователей, о том, что в этот период Урарту ещё не было единым государством, а представляло собой союз родственных племён. Но это может быть и свидетельством формирования Урарту именно из целого ряда северного народов и населения Армянского нагорья.
Ассирийские грабительские походы были способны превратить Южный Кавказ в пустыню, если бы регион не подпитывался переселенцами с севера. Постепенно создавалась база для мощного отпора агрессору. Первая попытка отпора во времена  царя Арамы признается неудачной. Под предводительством Салманасара III (Шульману-ашареду III) в 858—856 годах до н. э. ассирийцы разрушили первые столицы Урарту, города Сугунию и Арзашку ( точное местонахождение не установлено), и успешно продвинулся вглубь Урарту.

Около 844 года до н.э. во главе Урарту встал Сардури I (сын Лутипри), который возвел новый урартский столичный город Тушпу на восточном берегу озера Ван и создал целую сеть оборонительных крепостей на подступах к столице. Со времени правления ассирийского царя Салманасара III ассирийские и урартские источники свидетельствуют о централизации власти в Урарту и возникновении продолжительной  урартской царской династии. Выбор места для столицы связывают с тем, что на месте Тушпы существовал древний культовый центр поклонения урартскому богу солнца, Шивини[13]. У западного подножья Ванской скалы сохранилась крепостная стена, сложенная из крупных привозных камней, достигающих 6 м в длину и 1 м в высоту. На этой стене сохранились надписи на ассирийском языке, свидетельствующие о постройке крепости царём Сардури, сыном Лутипри.

В конце IX века при царе Ишпуини, сыне Сардури I, (годы правления ок. 828—810 до н. э.) происходит дальнейшее усиление центральной власти Тушпы. Расширяются границы Урарту: с юга к Урарту присоединяется территория между озёрами Ван и Урмия, а также территория южнее озера Урмия; на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс, где неизбежно Урарту затрагивает интересы северных царей.

Едиными богами страны признаются Халди, Тейшеба и Шивини. Увеличивается число  клинописных табличек на урартском языке.
Со вступлением на престол сына Ишпуини — Менуа на территории Урарту проводятся массовые строительные работы, что без значительных людских сил были бы невозможны. В период правления Менуа (810—786 гг. до н. э.) были сооружены крепости, защищающие подступы к Вану, дворцы и храмы во многих урартских поселениях, а также канал, снабжающий водой город Тушпу, сохранившийся до наших дней. Период правления Менуа пересекается с периодом правления знаменитой ассирийской царицы Семирамиды.
Считается, что затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту. Хотя многие постройки вблизи озера Ван при жизни Менуа, включая канал к Тушпе, связывались с его именем, через некоторое время они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в её время. Армянский средневековый историк Моисей Хоренский приводит легенды о личном участии царицы в сооружении построек вблизи Вана во времена Менуа. Во времена правления Менуа также интенсивно велись ирригационные работы по всей стране, и продолжилась экспансия урартов на север в Закавказье и на юго-запад, где границы Урарту достигли среднего течения Евфрата.

Руса I, который вступил в 735 году до н. э. на престол сразу после очередного поражения от ассирийцев, нашёл государство в плачевном состоянии.Но ему удалось решительными действиями сохранить государственность Урарту и долгое время не допустить дальнейших потерь урартских земель.
«С моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту» — выгравировал на стеле Руса I.

Руса I подавил большинство мятежей в разных регионах страны и долгое время мудро избегал конфронтации с Ассирией. Во время царствования в Ассирии Салманасара V между Урарту и Ассирией установилось перемирие. В период перимирия Руса I уделил много времени внутреннему строительству, особенно в районе северной части озера Урмия, где его усилиями возник крупный урартский центр — город Улху. Кроме этого, Руса I отстроил новую столицу Урарту — Русахинили на скале в нескольких километрах от Тушпы. И это время уже очень близко периоду вытеснения киммерийцев скифами из Причерноморья.
В 722 году до н. э. (нередко этим годом датируется и исход киммерийцев из Приазовья) к власти в Ассирии пришёл более решительный и воинственно настроенный Саргон II, младший сын Тиглатпаласара III. Саргон II сверг с престола своего старшего брата Салманасара V и решил вернуть Ассирии былое могущество. В 722—719 до н. э. годах Саргон II был занят военными действиями на западе — в Сирии и Палестине, а с 718 года до н. э. перенёс военные действия на север.

Действия Саргона II всегда были тщательно подготовлены, в его резиденции, Дур-Шаррукине, сохранились клинописные таблички с систематическими разведывательными донесениями из Урарту. Разведывательным данным придавалось такое значение, что ответственным за донесения из Урарту был назначен сын Саргона II, Синахериб, который впоследствии стал царём Ассирии. С 718 по 715 годы до н. э. Саргон II и Руса I не решались вступить в прямые сражения. Их борьба развернулась на территории страны Манна, лежавшей к востоку от озера Урмия. Несколько раз за этот период Саргон II захватывал страну маннейцев и сажал на престол угодного ему царя, а Руса I в ответ организовывал восстание маннейцев в пользу царя лояльного Урарту.

Наконец, в 714 году до н. э. Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Урарту, сразу после получения донесения о неудачном военном походе Русы I против киммерийцев.
В связи с этим и возникает вопрос. Ударившие в тыл киммерийцам скифы не осуществляли ли политику Русы 1 ?!
Документы той поры оказываются как бы тайной дипломатической почтой и данными разведки ("Хрестоматия по истории древнего мира" под ред. В. В. Струве. Том I. Древний Восток. "Учпедгиз", Москва, 1950 г.).
Письменные донесения разведчиков царю Саргону. Глиняные таблетки конца VIII в. до н. э. из царского архива в Ниневии. Язык — ассирийский диалект аккадского.
Harper, Assyrian and Babylonian Letters; Waterman, Royal Correspondence of the Assyrian Empire (HABL).

ПИСЬМО ОТ АШШУРРИСУИ (1) (?) ЦАРЮ САРГОНУ II (2).
(Приветствие не сохранилось, кроме слов: мир царю, моему господину.)

5 наместников У[рарту] приш[ли] в Уаси (3): Ситину, начальник области [...] тени, Каккадану (4), который [в области, что] напротив страны уккийцев (5), Сакута, [начальник] области Каниун, Сиплия (6), [начальник] области Альши (7), Туту(??), [начальник] области Армиралиу (8) — вот их имена. Они пришли в Уаси из го[рода?] начальника (?)... Сейчас они подняли свои тамошние силы, войско их будет с[ильным (?)]. Царь выступил из Турушпы (9) и пошел в Каниун (10).
О том, что писал царь, господин мой: «Пошли лазутчиков» — я послал двумя частями. Одни прибыли и рассказали эти известия, а другие пока еще не выходили (из Урарту).

II
РАЗВЕДОВАТЕЛЬНОЕ ДОНЕСЕНИЕ ЦАРЕВИЧА СИНАХЕРИБА ЦАРЮ САРГОНУ II

Царю, моему господину, — твой раб Синахериб (11). Да будет мир царю, моему господину. Ассирия благополучна, храмы благополучны, все крепости царя благополучны; сердце царя, моего господина, да будет весьма довольно.
Уккийцы (12) писали мне:

 «Царь урартский как пошел в страну Гамир (13), так войско его было полностью перебито. Сам он и наместники его с войсками их засели (14) [в ......]. Два областеначальника [......] пришел [......], захватил [......], пусть не приходит; [наместни]ки (?) страны его [......], которые установлены (?) [......]» [Тако]ва весть уккийцев.
Ашшуррисуа (15) писал мне: «Весть об урартском [царе]: То, что я писал прежде — это так. У них была большая резня. Теперь страна его успокоилась. Великие его ушли каждый в свою страну. Каккадану (16), его туртан (17), схвачен. Царь урартский сам находится в [области] Уазаун» (18). Такова весть Ашшуррисуи.
Набу-ли, наместник г. Хальсу (19), писал мне: «Я писал гарнизонам крепостей, что на границе, относительно вести об урартском царе. Как он пошел в страну Гамир, (так) войско его было полностью перебито. Перебито трое великих его с войсками их. Сам он бежал и вступил в свою страну. К лагерю его они еще не подошли». Такова весть Набу-ли.
Мусасирский [правитель] (20), его брат и его сын пошел приветствовать царя урартского. Гонец хубушкийского (21) [правителя] также пошел приветствовать его. Так сообщают мне все гарнизоны крепостей, что на границе.
Письмо, которое принес из Табала (22) Набу-ли, начальник дома Ахат-абиши (23), я отправил к царю, моему господину.

Эта переписка явно касается реального государства (Гамир), созданного выходцами из округи Азовского моря и Подонья.

III ПИСЬМО ОТ АШШУРРИСУИ САРГОНУ II

Царю, моему господину, — твой раб Ашшуррисуа. Да будет мир царю, моему господину.
Маннеи (24) среди поселений урартского [царя] в области морского побережья восстали, грабили [и] поднялись [в горы]. Абалукуну, наместник Мусасира (25), и Туннаун, Кар-Сипара (26), отправились к границе страны маннеев для [охранной] службы. Урартский [царь] — в Турушпе (27), приносит жертвы. Все наместники при нем.

IV ПИСЬМО НАМЕСТНИКА САРГОНУ II

Царю, моему господину, — твой раб Ашшуррисуа (28). Да будет мир царю, моему господину.
Относительно Нараче, военачальника, о котором я писал царю моему господину: «20 командиров, которые говорили против царя, схвачены». Теперь царь урартский вступил в Турушпу и осадил (или запер?) их. Остальные люди, которые грабили (?) вместе с ними, вместе с командирами, вместе с «бородачами» (29) всего 100 человек — убиты.
Урсине, второй туртан (30), брат Аблиукну, [был] схвачен в Турушпе. Аблиукну пришел в Турушпу к нему, к своему брату этому. Он спросил у них кинжал. Никто не приблизился. Он поднял [кинжал], и они отпустили их.
Относительно Исияу, о котором писал царь, господин мой, - никто [ничего] не знает. Дом свой он [покин]ул (?). Я неоднократно спрашивал, но никто не может сказать — жив он или умер. Гонец, которого я послал в Бит-ки[...(?)] — его нет, я его не видел. Он не раз спрашивал, но никто не мог ему сказать. Теперь я пишу — они должны спросить. Я разузнаю и напишу царю.

V ПИСЬМО АГЕНТА ЦАРЯ К ЦАРЮ САРГОНУ II

Царю, моему господину, — твой раб Габбу-ана-Ашшур (31).
Относительно приказания, которое дал мне царь, господин мой, относительно службы, так как урартский [царь] вошел якобы в дом (храм?) в г. Курбане (?) (32): Мои гонцы, которые должны были пойти, пойдут к Набу-ли, к Ашшурбелдану, к Ашшуррисуе (33). Мы не [забыли] за[писать ни од]ного имени. [Ка]ждый [де]лает свою работу, лишнего никого нет.
Мы неоднократно слыхали следующее: урартский [царь] не выходил из г. Турушпы (34), [а м]ы службу, о которой ц[арь д]ал нам приказание, н[есем], не небрежем [ею]. В 16 (?) день месяца ду'уза я прибыл в Курбан, в 20 день месяца аба написал письмо царю, моему господину.

VI ПИСЬМО НАМЕСТНИКУ ОБЛАСТИ ВЕРХНЕГО ЗАБА ОТ УРЗАНЫ, ПРАВИТЕЛЯ МУСАСИРА

Таблетка Урзаны — глашатаю дворца. Да будет тебе мир. О том, что ты писал: «Придет ли к тебе (?) царь урартский? Где он находится?» наместник Уаси и наместник округа уккийцев (35) приходили, совершили обряды (или: работу) в храме. Он говорит (36): «Царь придет, [сейчас] он находится в Уаси. Наместники задерживаются, они придут, будут совершать обряды в Мусасире» (37). О том, что ты писал: «Без разрешения царя никто не должен приступать к обрядам» — когда царь Ассирии приходил, разве я звал (?) его? Что он делал, этот делает, и на это нет отчета.

VII ПИСЬМО ОТ БЕЛИДДИНА, ЦАРЬКА АЛЛАБРИИ (?) САРГОНУ II

Царю, моему господину, — твой раб Белиддин.
Относительно вести о [царе] урартском: В Уаси прибыли гонец [царя] андийского (37) и гонец [царя] зикиртийского (38) и сообщили ему: «Царь Ассирии [идет] на нас». Как только он повидал гонцов, он отправился в Зикирту — сам он со своим войском — и хуб[уш]кийский царь (39) [тоже] на 5 переходов удалился (?) и повернул. Своим вельможам он сказал: «Собирайте ваши войска для разгрома царя Ассирии. Я строю [войска] в боевой порядок из-за этого наступления (?), поэтому [и ты] строй (их) в боевой порядок из-за наступления».

VIII ПИСЬМО АГЕНТА ЦАРЯ ОТ УПАХХИР-БЕЛА ЦАРЮ САРГОНУ II

Царю, моему господину,— твой раб Упаххир-Бел (40). Да будет мир царю, моему господину. Страна царя благополучна, крепость благополучна, сердце царя, моего господина, да будет довольно.
Я посылал лазутчиков за вестью о [царе] урартском. Они вернулись и сообщили следующее: «Наместник, который напротив нас (41), — а с ним заместитель наместника — несет [охранную] службу напротив [области] визиря. От города к городу вплоть до Турушпы (42) тамошние собираются в строй. Прибыл гонец от Аргишти (43) [и сказал]: «Относительно работы, о которой я известил тебя — [эту] работу не делай. Корми своих лошадей, пока я не пришлю к тебе гонца».
О балках, которые задержали в Эзиате (44): я посылал итуайцев (45) с начальником поселения.. На походе я послал их на разведку (?) и заместитель их начальника поселений и с ним 9 человек были ранены, двое из них умерло. 3 наших людей они ранили. Таково известие о них.

IX ПИСЬМО АШШУРРИСУА К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ЦАРЯ

Заместителю (46), моему господину, — твой раб Ашшуррисуа (47). Да будет мир царю, моему господину.
Почему, господин мой, я отвергнут? Я жалуюсь (?), как пёс! До сих пор я послал господину моему три письма, — почему господин мой не смилостивится, не велит прислать мне ответа на письмо? Пусть господин мой вернет меня на мою должность. Я бегал, как сын, у твоего отца, и у тебя ...... я бегал, руки были полны [хлопот]. То, что я написал, господин мой, пусть сделают! Вот теперь, я написал, господин мой пусть прикажет быстро прислать ответ на письмо!

Перев. И. М. Дьяконова.

ПИСЬМО ОТ АШШУРРИСУИ ЦАРЮ САРГОНУ II
Царю, моему господину, твой слуга Ашшуррисуа. Да будет мир царю, моему господину. В благополучии страна царя, в благополучии укрепленный город. Да будет в благополучии царь, мой господин.
Страна Гуриания [и] страна Нагну (48) [находятся] между страной Урарту и страной Гамир (49). Последняя платит дань народу Урарту. Когда народ Урарту двинулся против страны Гамира [и] когда было нанесено поражение народу Урарту, воины в таком количестве как оттуда ... 8 000 людей ... (Далее текст сильно фрагментирован.)

Перев. Д. Г. Редера.

1. Агент ассирийского царя.
2. Ассирийский царь (722—705 гг. до н. э.).
3. Город на южной границе Урарту.
4. Военачальник урартийского царя Аргишти II, поднявший восстание против последнего.
5. Племя обитавшее на юге от озера Ван.
6. Области Урарту.
7. Область в бассейне р. Арсаниса (вост. Евфрата, ныне Мурад).
8. Область в южной части Урарту.
9. То-есть Тушпы (ныне Ван), столицы Урарту. Царь, упоминаемый здесь, — Аргитти II (714—680 гг. до н. э.).
10. См. выше прим. 6.
11. Позднее (в 705 г. до н. э.) сменил на ассирийском престоле Саргона II.
12. См. выше прим. 5.
13. То-есть страну киммерийцев (ср. библ. Гомер), обитавших в это время в восточной Каппадокии.
14. Буквально: вошли в качестве гарнизонов.
15. См. выше прим. 1.
16. См. выше прим. 4.
17. Великие — наименование вельмож; туртан — главный военачальник.
18. Округ города Уаси (см. выше прим. 3).
19. Хальсу означает укрепленный город. Здесь — как наименование определенного географического пункта.
20. См. «Письмо Салгона II богу Ашшуру», прим. 26.
21. На южной границе Урарту.
22. См. прим. 1. «Переговоры с городом Вавилоном».
23. Ахат-абиша — дочь Саргона II, отданная замуж за Амбариса, царя Табала. Амбарис восстал в 713 г. до н. э., но был побежден Саргоном и уведен в плен.
24. О маннеях см. «Письмо Саргона II богу Aшшypy», прим. 2
25. См. прим. 26 к «Письму Саргона II богу Ашшуру».
26. Местоположение неизвестно.
27 См. выше прим. 9.
28. См. выше прим. 1.
29. Вероятно, ветераны, в отличие от новобранцев.
30. См. выше прим. 17.
31. Агент ассирийского царя.
32. Город Курбан в начале VIII в. до н. э. принадлежал Ассирии и был резиденцией ассирийского наместника. Смысл фразы неясен.
33. См. выше прим. 1.
34. См. выше прим. 9.
35. См. выше прим. 5.
36. Вероятно, ошибка: вместо «они говорят». Очевидно, ассирийский царь запрашивал через глашатая дворца, бывшего наместника соседней с Мусасиром области Урзану, прибудет ли урартский царь в Мусасир, и давал понять, что без разрешения ассирийского царя представители других держав не должны прибывать в Мусасирский храм.
37. См. прим. 26 к «Письму Саргона II богу Ашшуру».
38. См. там же. Письмо датируется 714 г. до н. э.
39. См. выше прим. 21.
40. Агент ассирийского царя.
41. То-есть области, пограничной с крепостью Упаххир-Бела.
42. См. выше прим. 9
43. Царь Урарту Аргишти II (714—680 гг. до н. э.).
44. Может быть, соответствует греч. Амдзете (в зап. Армении).
45. Кочевники, нанимавшиеся на полицейскую службу.
46. Уполномоченный ассирийского царя.
47. См. выше прим. 1.
48. В восточной Каппадокии.
49. То-есть страна киммерийцев (в Каппадокии).
http://www.detskiysad.ru/raznlit/vostok57.html


То есть допускается, что влияние страны Гамир в какой-то период дошло до Каппадокии.

Если признать, что скифы вытеснили киммерийцев из Приазовья около 722 г. до н.э. , то киммерийцы создали свое государство у северных рубежей Урарту вскоре после этого вытеснения. Судьбы киммерийцев и скифов в последующем веке мы еще коснемся. Но в данном случае ясно, что конкретных дипломатических сюжетов, связанных с народами Великой Скифии, становится со временем все больше. И эти сюжеты подкрепляются письменными источниками, соответствующими по времени этим конкретным сюжетам.