Дипломатия царя Таная

Петр Золин
 
Дипломатия царя Таная
Танай (у Иордана – Танаузис; лат. Tanausis) - эпический скифский царь, задолго до основания Рима (около 33 или 40 или даже 43 века назад) воевавший с фараонами Египта. Возможно, с ним связан образ мифического Тантала. Еще больше связей у него с крылатым ангелом смерти Танаитом. Лингвисты допускают восхождение корня "тан" к временам палеолита...
Танец жизни, как и пляска смерти, идут с незапамятных времен.
По данным Павла Оросия (V в. н.э.), около 1234 г. до н.э. произошло сражение скифов с египетским царем Весозом, желавшим "смешать войной юг и север". Другие античные авторы называли царя скифов того времени Танай (Танаис: так назывался и Дон). Путали Везосиса с Сесострисом XIX в до н.э.
В науке эту войну обычно относят к эпохе Рамсеса II. Оросий говорил так: "В 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз, или желая смешать войной юг и север, разделенные почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, первым объявил войну скифам, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения.
На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело.
Прежде всего, они принуждают самого Весоза в испуге бежать в свое царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резней покорили всю Азию и сделали ее своей данницей...". (ВДИ. 1949. № 4. С.267).
Так позднеантичные римские авторы на основе известных им преимущественно устных источников отразили характерные черты египетско-скифской дипломатии. Цари Египта или просто желая воевать или присоединить скифов к своему царству, первыми объявляли войну скифам, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения. Вероятно, речь идет о передовых скифских отрядах, контролировавших Южное Причерноморье.
Дипломаты Скифии отвечали, что глупо богатейшим царям предпринимать войну против неимущих, ибо им, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Поэтому скифам не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело.
Этот сюжет в духе сообщений русских источников, что князь Святослав свои походы предварял сообщением : «Иду на Вы…»
Прежде всего, скифы  принуждают египетских царей (здесь - самого Весоза) в испуге бежать в свое царство, на оставленное им войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резней покорили всю Азию и сделали ее своей данницей…
Такая ситуация точно была в 612 – 584 гг. до н.э., когда скифский царь Мадий вывел войска из Приазовья и более чем на четверть века покорил ряд стран южнее Кавказа. Около 610 г. От него в Палестине откупился египетский царь Псамметих. Но  позднеантичные римские авторы подчеркивали, что речь идет о событиях задолго до основания Рима.

Примерно во времена хеттов Баал (Бел, отклик на северного Велеса-Волоса) и Танит стали финикийскими божествами, затем почитались в Риме. Город Таанак на путях из Египта через Ханаан в Сирию и северные страны известен и веками ранее до Рамсеса. Его правитель Иштя-рясур верно служил египтянам. Здесь найдены символы времен Авраама и Моисея, напоминающие древние символы и скандинавского эпоса, даже по чередованию магических числе: 8,2,3,5 ... Во времена Христа этот город уже не существовал.
Возможно, в п память о реальном Танае (?) недалеко от Абариса гигсосов у низовий Нила встал город Танис (рядом с будущей Александрией).
Таная упоминают несколько античных авторов, но иногда относили ко временам даже до ассирийского царя Нина (отсюда до Плина и Сколопита. Танай по ратной славе признавался равным Везосису (Сенусерту или Рамсесу)- "они вели войны с отдаленными народами, а не с соседями, и, довольствуясь победой, искали не власти себе, а славы своим народам" (1949. № 1. С.248).
Гето-аланский историк Иордан около 525 г. н.э. приводил такую версию о Танае: "И вот, когда готы жили (в Скифии), ринулся на них войною Весозис, царь египетский; у готов был тогда королем Танаузис. На реке Фазисе (Риони), откуда в изобилии происходят фазийские птицы для пиров владык во всем мире , Танаузис, готский король, встретился с Весозисом, царем египетским, и, жестоко его поражая, преследовал до Египта; если бы не воспрепятствовало течение непереходимой реки Нила и укрепления, которые Весозис приказал некогда воздвигнуть для себя по причине набегов эфиопов, то Танаузис прикончил бы его там же, в его стране (здесь больше связей с походом Сесостриса-Сенусерта почти 40 веков назад).
 Когда же он, не имея никакой возможности нанести ему, засевшему там, вред, возвращался обратно, то покорил себе чуть ли не всю Азию, принудив покоренных платить дань Сорну (Соран - влиятельный царь Скифии около 400 г. н.э.), царю мидян, который тогда был дорогим ему другом. Многие победители из его войска, обозрев подчиненные провинции во всем их могучем плодородии, покинули боевые отряды своего племени и по собственному желанию поселились в разных областях Азии.
Помпей Трог говорит, что от их имени и рода произошли поколения парфян.
Потому-то и до сего дня их называют на скифском языке беглецами, т.е. парфянами. Они, соответственно своему происхождению, являются единственными стрелками среди племен почти всей Азии и отважнейшими воинами. Некоторые выводили такую этимологию из их имени (о котором мы сказали, что парфяне означает "беглецы"); те зовутся парфянами потому, что бежали от своих родичей. Готского же того короля Танаузиса после его смерти они стали почитать в числе богов своего племени".
Гето-готская версия события с именами типа Танауз (Буз, Идариз и т.п.) сближается с праславянской. Славу Скифии Танай подкрепил, но вот из отечественной истории его имя выпало. Средневековые еврейские ученые по античной традиции вели словено-русов от сыновей Ханаана.
1. ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950; 2. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. Смоленск, 1995, с.25-40. http://www.russika.ru/t.php?t=2087

Сведения о скифском царе Танае нередко пытаются подменить акцентировкой внимания на Танаузисе Иордана (6 век н.э.). Этим грешит и Википедия.
Танаузис (лат. Tanausis) – легендарный король готов, упоминаемый в «Гетике» Иордана[1].Согласно Иордану, начав войну в с египетским царём Везосисом (лат. Vezosis) на Фазисе (совр. Риони) дошёл до Нила, после чего завоевал Азию; от части войска Танаузиса, осевшего в Азии, будто бы произошли парфяне. После смерти стал почитаться в качестве одного из племенных богов.
Иордан в своём сочинении ссылается в качестве источника на Орозия, который, в свою очередь, использовал сочинение Юстина Epitoma Historiarum Philippicarum, представлявшее собой сокращённое изложение труда Помпея Трога Historiae Philippicae, не дошедшего до наших дней[2].
Вместе с тем Танаузис Иордана и его деяния являются существенной переработкой и расширением эпизода в произведении Юстина: у последнего в одном эпизоде упоминаются скифский царь Танай (лат. Tanaus) и египетский царь Везосис, Юстин говорит, что, в отличие от ассирийского царя Нина (лат. Ninus), они предпринимали дальние военные походы, но не воевали с соседями «не стремясь к установлению своего господства [над соседними землями], но ради славы своих народов»[3], т.е. у Юстина отсутствуют как указания на войну между Танаем и Везосисом, так и на покорение Танаем соседних территорий.
; Иордан. О происхождении и деяниях гетов (De origine aqtibusque Getarum), 47
; Иордан. О происхождении и деяниях гетов, комментарий 136. Спб. Алетейя. 1997
; Marcus Junianus Justinus. Epitoma Historiarum Philippicarum, I.1.1(лат.)
Цель в принципе понятна – сделать Таная героем готской истории и подальше оторвать от прошлого
Авторы комментариев к Иордану указывают на вероятную его логику.
138 По-видимому, Иордан устанавливает, что скифы Орозия являются “готами”. Он читал у Орозия (Oros., VII, 37, 4—5, 9), что Радагайс (ум. в нач. V в.), вождь двенадцати тысяч готов, — “язычник и скиф” (“paganus et Scytha”), “язычник-варвар и поистине скиф” (“paganus barbarus et vere Scytha”), и сам повторил про Радагайса, что он — скиф (Rom., § 321).
139 Здесь важны слова Иордана, что “Данапр” — местное название, которое употребляют местные жители. О Днепре — Борисфене, Данапре, Варе — см. прим. 614, 678.
140 Иордан повторяет, быть может за Помпонием Мелой (Mela, I, 115), что Танаис (Дон) течет с Рифейских гор (с Урала).
141 Иордан придает этим словам оттенок характеристики страны; выражение Scythicus algor подобно другому, тоже характеризующему Скифию — “пустыни скифские” (“solitudines Scythicae”).
142 Река Танаис из века в век объявлялась рубежом между Азией и Европой. На одной из самых ранних средневековых карт, на так называемой карте Беата (VIII в.), около Танаиса и Мэотиды поставлена надпись: “Здесь конец Азии, здесь начало Европы” (“Hic finis Asiae, hic capud [caput] Europae”). В “Хорографии” Помпония Мелы (Mela, I, 8, 15; II, 1) указано, что границей между Европой и Азией служит река Танаис.              .
Из полиэтничных скифов (как ранних индоевропейцев) происходили и геты.[2]

Контекст Иордана, напомним, следующий.
«И вот, когда готы жили там (примерно в округе Меотиды — Азовского моря), ринулся на них войною Весозис, царь египетский; у готов был тогда королем Танаузис. На реке Фазисе, откуда в изобилии происходят фазийские птицы для пиров владык во всем мире , Танаузис, готский король, встретился с Весозисом, царем египетским, и, жестоко его поражая, преследовал до Египта; если бы не воспрепятствовало течение непереходимой реки Нила и укрепления, которые Весозис приказал некогда воздвигнуть для себя по причине набегов эфиопов, то Танаузис прикончил бы его там же, в его стране.
Когда же он, не имея никакой возможности нанести ему, засевшему там, вред, возвращался обратно, то покорил себе чуть ли не всю Азию, принудив покоренных платить дань. Сорну, царю мидян, который тогда был дорогим ему другом. Многие победители из его войска, обозрев подчиненные провинции во всем их могучем плодородии, покинули боевые отряды своего племени и по собственному желанию поселились в разных областях Азии.
Помпей Трог говорит, что от их имени и рода произошли поколения парфян. Потому-то и до сего дня их называют на скифском языке беглецами, то есть парфянами. Они, соответственно своему происхождению, являются единственными стрелками среди племен почти всей Азии и отважнейшими воинами. Некоторые выводили такую этимологию из их имени (о котором мы сказали, что парфяне означает „беглецы“); те зовутся парфянами потому, что бежали от своих родичей. Готского же того короля Танаузиса после его смерти они стали почитать в числе богов своего племени».
После кончины Таная, когда войско при его преемниках совершало походы в других странах, некое соседнее племя попыталось захватить готских женщин как добычу. Наученные мужьями, женщины сильно сопротивлялись и прогнали наступавших на них врагов с большим позором. Достигнув такой победы и полагаясь на еще большую свою отвагу, они, возбуждая друг друга, спешно вооружились и избрали двух храбрейших жен, Лампето и Марпезию, которых и поставили во главе государства". Далее приводились основные сюжеты из истории амазонок как скифских женщин.[3]
Иордан включает амазонок, с некоторыми чертами из многообразных мифов о них, в историю готов, последовательно проводя свою тенденцию — углубить древность готского племени. Переход к рассказу об амазонках сделан Иорданом весьма неловко: сообщив о том, что «царь египетский Весозис» воевал со «скифами» и что «скифы» были мужьями амазонок (Get., § 44), Иордан в то же время заявляет, что врагами Весозиса были «готы». Таким образом, получается, что амазонки были женами готов; древность же амазонок в глазах всех не подлежала сомнению. [4]
Образ древнего царя с именем, созвучным античному Танаису (Дону), все более учитывается в ранней отечественной истории.[5] [6] [7] [8]
1. ; Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота и др.; ВДИ. 1947—1949; указ. 1950; латинский текст — http://www.forumromanum.org/literature/justin/texte2.html
2. ; Иордан Гетика http://www.krotov.info/acts/06/iordan/iordan04.html
3. ; http://www.krotov.info/acts/06/iordan/iordan04.html
4. ; http://www.krotov.info/acts/06/iordan/iordan06.html
5. ; Васильева Н. И. Русская Скифия: Великая скифия.
6. ; Н. И. Васильева. Русы Циркумпонтиды и скифо-сибирского мира (арийская проблема) - М.: Метагалактика, 2006.
7. ; Вернадский Г.В.Древняя Русь http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv1.htm
8. ; работы П.М.Золина по поисковым системам Интернета

Чтобы уточнить периоды действий скифских царей Танаев (от Танаиса - Дона), стоит видеть некоторые различия образов египетских властителей Сесостриса и Везосиса. Авторы Википедии эти различия видят.
Сесострис, Сезострис (греч. ;;;;;;;;;) — наиболее популярное имя египетской политической истории у классических писателей, встречающееся также в формах Сезоосис, Сезонхосис, Сезотис, Сострис и др.
По сообщениям Геродота, Диодора Сицилийского и Страбона, Сесострису приписывали не только завоевание всей Азии, Европы до Фракии, Ассирии, Мидии, Эфиопии, Скифов, Персии, Бактрии и т. д., но также и различные законы (напр., учреждение каст, распределение поземельной собственности, регулирование общественной и даже домашней жизни), введение многих обычаев (напр., чтобы легче управлять изнеженным народом, он заставлял, будто бы, мужчин ткать, носить две одежды и т. п.), учреждение культа Сераписа.
Имя Сесостриса — несомненно собирательное. Иосиф Флавий видит в нем Сисака (Сусакима) Библии; Манефон и позднейшие фиванские жрецы отождествляли его с Рамсесом II. Последнее объясняется особенной популярностью этого царя, оставившего множество памятников, построек, надписей и изображений своих военных подвигов; кроме того, его еще при жизни называли уменьшительным именем Сетсу-Ра.

Патриотизм жрецов, в стремлении создать национального героя, равного Киру, Дарию и Александру Македонскому, перенес на него деяния других царей (Усертесенов, Тутмосов, Сети) и дополнил их продуктами измышлений (напр., поход на скифов, покорение Персии и Европы; здесь неизбежно возникает вопрос о степени измышлений и части в них правды: П.З.). Барельефы ассирийских царей у Нар-ель-Кельба в Финикии и хеттские скульптуры в Малой Азии также считались победными памятниками Сесостриса. Среди прообразов Сесостриса следует упомянуть и Сенусерта III, могущественного и наиболее воинственного фараоне XII династии.
Геродот. История Книга II. 102-111 При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Источник —
Описывая поход Сесостриса на Скифию, Геродот никаких скифских царей этого периода не упоминает ( Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота). Для Геродота скифские правящие династии появились за «тысячу лет» до войн Скифии и Персии – т.е. в 16 веке до н.э. Уже после Геродота римские авторы нашли сведения, значительно углубляющие историю Скифии. Геродот во 2 книге после описания ряда ранних царей Египта сообщал следующее.

«102. …Перейду к их преемнику, имя которого было Сесострис. Сесострис, как говорили жрецы, первым отправился на военных кораблях из Аравийского залива и покорил народы на Красном море110. Он плыл все дальше, пока не достиг моря, непроходимого для судов из-за мелководья. Когда он возвратился в Египет, то, по словам жрецов, с большим войском двинулся по суше, покоряя все народы на своем пути. Если это был храбрый народ, мужественно сражавшийся за свою свободу, тогда царь ставил на их земле памятные столпы с надписями111, гласившими об имени царя, его родине и о том, что он, Сесострис, силой оружия покорил эти народы. Если же удавалось взять какие-нибудь города без труда и сопротивления, то он ставил те же столпы с надписями, как и у храбрых народов, и, кроме того, еще прибавлял изображение женских половых органов, желая показать этим, что они трусы.
103. Так Сесострис прошел по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев112. До этих-то народов — не дальше — дошло, по-моему, египетское войско, так как в этих странах еще есть такие столпы, а дальше — уже нет. Отсюда Сесострис повернул назад к югу, и когда подошел к реке Фасису, то оставил там часть своего войска. Я не могу точно сказать, сам ли царь Сесострис поселил в этой стране часть своих воинов, или же некоторые из них, удрученные долгим блужданием, самовольно поселились на реке Фасисе.
104. Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами.
Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян. А сирийцы, живущие на реках Фермодонте113 и Парфении, и их соседи-макроны говорят, что лишь недавно переняли обрезание у египтян. Это ведь единственные народы, совершающие обрезание, и все они, очевидно, подражают этому обычаю египтян.
Что до самих египтян и эфиопов, то я не могу сказать, кто из них и у кого заимствовал этот обычай. Ведь он, очевидно, очень древний. А то что [финикияне и сирийцы] переняли этот обычай вследствие торговых сношений с Египтом, этому есть вот какое важное доказательство. Все финикияне, которые общаются с Элладой, уже больше не подражают египтянам и не обрезают своих детей.
105. Назову еще одну черту сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи. У эллинов, правда, колхидское полотно называется сардонским, а привозимое из Египта — египетским.
106. Что до столпов, которые воздвигал египетский царь Сесострис в [покоренных] землях, то большей части их уже не существует. Но все же мне самому пришлось еще видеть в Сирии Палестинской несколько столпов с упомянутыми надписями и с женскими половыми органами. И в Ионии также есть два высеченных на скале рельефных изображения этого царя114: одно — на пути из Эфеса в Фокею, а другое — из Сард в Смирну. В том и другом месте это рельефное изображение мужчины-воина в 41/2 локтя высотой; в правой руке он держит копье, а в левой лук. Соответственно и остальное вооружение египетское и эфиопское.
На груди у него от одного плеча до другого вырезана надпись священными египетскими письменами, гласящая: “Я завоевал эту землю моими плечами”. Кто этот воин и откуда, он, правда, здесь не объясняет, но зато в другом месте называет себя. Впрочем, иные, видевшие эти рельефы, считают их изображениями Мемнона. Но тут они далеки от истины.
107. Когда этот египетский царь Сесострис на обратном пути, как рассказывают жрецы, с множеством пленников из покоренных стран прибыл в Дафны у Пелусия, то брат его, которому царь поручил управление Египтом, пригласил Сесостриса с сыновьями на пир, а дом снаружи обложил дровами. А, обложив дом дровами, он поджег его. Когда Сесострис заметил огонь, то тотчас же обратился за советом к супруге (она ведь сопровождала царя в походе). А та посоветовала взять двоих из шести сыновей и положить в виде моста над огнем, самим же перейти по их телам и спастись. Сесострис так и сделал, и двое его сыновей сгорели, остальным же вместе с отцом удалось спастись115.
108. Возвратившись в Египет, Сесострис отомстил своему брату и заставил множество приведенных с собою пленников работать вот на каких работах. Они должны были перетаскивать огромные камни, которые при этом царе были приготовлены для [строительства] святилища Гефеста, и рыть все каналы, существующие и поныне в Египте. И таким образом они, не помышляя о том, сделали эту страну неудобной для езды верхом и на повозках116. Ведь с этого времени по всему Египту, хотя он и представляет собой равнину, нельзя проехать ни верхом, ни на повозке. Причиной этому множество каналов, пересекающих страну в разных направлениях. А перерезал каналами свою страну этот царь вот ради чего. Все жители Египта, города которых лежали не на реке, а внутри страны, как только река отступала, страдали от недостатка воды и вынуждены были пить солоноватую воду, которую вычерпывали из колодцев. Поэтому-то Сесострис и перерезал Египет каналами117.
109. Этот царь, как передавали жрецы, также разделил землю между всеми жителями и дал каждому по квадратному участку равной величины. От этого царь стал получать доходы, повелев взимать ежегодно поземельную подать. Если река отрывала у кого-нибудь часть его участка, то владелец мог прийти и объявить царю о случившемся. А царь посылал людей удостовериться в этом и измерить, насколько уменьшился участок для того, чтобы владелец уплачивал подать соразмерно величине оставшегося надела118. Мне думается, что при этом-то и было изобретено землемерное искусство и затем перенесено в Элладу. Ведь “полос” и “гномон”, так же как и деление дня на 12 частей119, эллины заимствовали от вавилонян.
110. Этот-то египетский царь был единственным царем, который властвовал также и над Эфиопией. Он оставил также памятники — две каменные статуи высотой в 30 локтей120, изображавшие его самого и его супругу, и четыре статуи своих сыновей высотой в 20 локтей каждая. Они стоят перед храмом Гефеста. Еще много времени спустя, когда персидский царь Дарий пожелал поставить свою статую перед этими древними статуями, жрец Гефеста не позволил этого сделать, заявив, что Дарий не совершил столь великих подвигов, как Сесострис Египетский. Сесострис, по его словам, ведь не только покорил все те народы, что и Дарий, да к тому же еще скифов, которых Дарий не мог одолеть. Поэтому-то и не подобает ему стоять перед статуями Сесостриса, которого он не смог превзойти своими подвигами. И Дарий, как говорят, должен был согласиться с этим.
111. После кончины Сесостриса, рассказывали жрецы, царский престол унаследовал его сын Ферон. Этот царь не вел никакой войны и имел несчастье ослепнуть, и вот по какому случаю. В то время вода в реке поднялась очень высоко, локтей до 80, так что затопила поля. Затем поднялась буря и река разбушевалась. Царь же в своем преступном нечестии, говорят, схватил копье и метнул в реку, в самую пучину водоворота. Тотчас же его поразил глазной недуг, и царь ослеп. Десять лет был он лишен зрения, а на одиннадцатый год пришло к нему из города Буто прорицание оракула, что срок кары истек и царь прозреет, промыв глаза мочой женщины, которая имела сношение только со своим мужем и не знала других мужчин. Сначала царь попробовал мочу своей собственной жены, но не прозрел, а затем подряд стал пробовать мочу всех других женщин. Когда наконец царь [исцелился] и стал вновь зрячим, то собрал всех женщин, которых подвергал испытанию, кроме той, чьей мочой, омывшись, прозрел, в один город, теперь называемый Эрифраболос. Собрав их в этот город, царь сжег всех женщин вместе с самим городом. А ту женщину, от мочи которой он стал вновь зрячим, царь взял себе в жены. Исцелившись же от своего глазного недуга, он принес во все почитаемые храмы посвятительные дары, среди которых особенно достойны упоминания два каменных обелиска, оба из цельного камня, вышиной в 100 локтей и в 8 шириной.
http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/herodot2.htm
110. Красное море — здесь Индийский океан, которого достиг египетский царь в походе в страну благовоний Пунт (сомалийское побережье).
111. Надписи принадлежат не Сесострису III, а Рамсесу II.
112. Геродот путает царя Сесостриса с царем Псамметихом I, который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но никогда не вторгался в Скифию.
113. На р. Фермодонте греки, по преданию, разбили амазонок и затем привезли их в скифские степи (совр. Дон).
114. Имеется в виду наскальный рельеф в Сипиле и Кара-Бель в области Смирны (сов. Измир) с изображением бога в виде воина. Он принадлежит, однако, не египтянам, а хеттам.
115. Хеттский рельеф в Сипиле изображал царя с супругой и сыновьями, попирающими распростертого на земле врага. Осведомитель Геродота сочинил, быть может, на этом основании рассказ, переданный Геродотом.
116. Это неверно: лошади и боевые колесницы впервые ввели вожди семитских (молодцы !!! П.З.) племен гиксосы, которые властвовали над частью Египта в 1670 — 1570 гг. до н.э.
117. Каналы служили в Египте для орошения полей, а не для снабжения питьевой водой.
118. Во времена Геродота в Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денег не было в обращении. После завоевания Египта персидские сатрапы (особенно Арианд) стали чеканить огромное количество серебряной монеты и, пользуясь высоким курсом серебра, скупали все продукты, добываемые в стране.
119. Гномон (солнечные часы) — вертикальный штифт, отбрасывающий тень на вогнутую поверхность (;;;;; — модель небесного свода). Гномон и полос, по преданию, были вывезены в Грецию из Вавилона Анаксимандром Милетским (около 547 г. до н.э.). Двенадцать делений дня — часы дневные.
120. Имеются в виду две 13-метровые статуи, лежащие у Мит-Рахине. Одна из них в 1954 г. перевезена в Каир.

Идут споры о реальности выхода Сесостриса в Скифию и на Кавказ в столь ранний период. Но если принять другие данные Помпея Трога, Юстина, Павла Оросия и иных позднеантичных авторов, то вероятность раннего похода Египта в сторону хотя бы Кавказа не исключена. Ведь скифы еще в начале цивилизационной истории доказали, что они древнее египтян. Они достигли господства в Европе и Азии примерно за 2800 лет до основания Рима. Н.И. Васильева. Краткая история Великой Скифии http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_489.htm Затем идут сведения о выходе в Южное Причерноморье дружин Плина и Сколопита, Сагила и Панасмагора.

И здесь интересно, как подается образ Везосиса.
Везосис (лат. Vezosis Aegyptius rex) – легендарный египетский царь, который, по данным позднеантичной римской историографии, безуспешно воевал со скифами.
В эпитоме Юстина сочинения Помпея Трога «Historiarum Philippicarum», относимой по языку к концу II или к началу III в. н. э., сказано:
I, 1 Азия платила им (скифам) дань в течение 1500 лет; конец уплате дани положил ассирийский царь Нин. ... 4 Ассирийский царь Нин первый изменил старинный, дедовский обычай народов небывалым стремлением к власти: он первый стал воевать с соседями и покорил неопытные еще в сопротивлении народы вплоть до пределов Либии. Правда, раньше его жили египетский царь Везосис и скифский — Танай, из которых первый доходил до Понта, а последний — до Египта. Но они вели войны с отдаленными народами, а не с соседями и, довольствуясь победой, искали не власти себе, а славы своим народам...[1]
Оригинальный текст (лат.)  [показать] Но по этой версии Танай живет ранее Нина, уже после которого появились в Южном Причерноморье дружины Плина и Сколопита. Этот образ Таная символизирует период выхода на юг пращуров хеттов и Касков, завоевательные походы гутиев (кутиев).
Вместе с тем – напомним, -  Павел Орозий в «Истории против язычников» эту историю уже отнес к 753 + 480 г. до н.э. (1233):
14. 1. За 480 лет до основания Города Весозис, царь Египта, стремясь либо объединить войной, либо соединить властью север и юг страны, разделенные почти как небо и земля, первый объявил скифам войну, отправив предварительно послов, чтобы те передали условия подчинения: 2. на них скифы ответили послам, что могущественнейший царь напрасно затеял против бедного народа войну, которую скорее он сам должен бояться из-за превратностей войны: успехи будут ничтожны, потери же очевидны; сверх того, они, не дожидаясь у себя, пока он к ним придет, собираются по своей воле пойти к нему навстречу в качестве добычи.
3. И немедленно принялись выполнять сказанное: сначала они заставили бежать в свое царство приведенного в ужас царя Весозиса, брошенное же им войско они перебили и захватили все оружие; они бы опустошили весь Египет, если бы не были сдержаны болотами. 4. Возвратившись оттуда, они тотчас обложили данью покоренную в результате бесконечных войн Азию; они, пребывающие там без мира на протяжении пятнадцати лет, в конце концов возвратились назад, движимые настоятельными требованиями своих жен, которые угрожали, что, если мужья не вернуться, то детей они себе будут искать от соседних народов.[2]
Иордан в «Происхождении и деяниях гетов» полагал, что скифы Орозия являются “готами”[3] и пересказал эту историю так, как отмечено выше.
1. ; Юстин Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum Philippicarum». Перевод: Деконский А. А.; Рижский М. И. М.: РОССПЭН, 2005 ; см. также Латинский текст
2. ; Павел Орозий. Истории против язычников. I-14
3. ; Иордан. Происхождении и деяниях гетов. Прим. 138
4. ; Иордан. Происхождении и деяниях гетов. Getica, 47

Понятно, что образ скифского царя Таная требует дальнейших уточнений. И вместе с тем в истории скифской дипломатии вполне объективно можно говорить.
По сведениям позднеантичных римских авторов, примерно во 2 тыс. до н.э. с царями Египта воевал скифский царь Танай. При нем скифы отвечали египетским  послам, сообщавшим о начале войны фараоном против Скифии:
«…Могущественнейший царь напрасно затеял против бедного народа войну, которую скорее он сам должен бояться из-за превратностей войны: успехи будут ничтожны, потери же очевидны. Сверх того, мы, не дожидаясь у себя, пока он к нам придет, собираемся по своей воле пойти к нему навстречу в качестве добычи».
Эта политика отчасти напоминает политику тавроскифа Святослава с его знаменитым обращением к врагам: «Идем на вы…»
http://www.hrono.ru/biograf/svyatosl.html