Что значит читать? Для неграмотных ученых

Николай Мальцев-Ганичев 2
   


                ЧТО ЗНАЧИТ ЧИТАТЬ?
               
               

       "В.А.Артемов совершенно правильно заметил однажды, что речь превращается в деятельность, когда за нее начинают платить деньги." (Леонтьев А.А., Основы психолингвистики:Учебник для студ. высш. учеб.заведений.-...-М.:...2005,С.63.)
"ЧИТАТЬ,несов., 1 спр. Произносить вслух или про себя написанное. Научить читать и писать." (Толковый словарь русского языка для школьников. Автор-составитель Ю.В.Алабугина.)
       "Чтение книг - научных ли , художественных ли - серьезное творческое действие. Мы подчиняемся влиянию каких-то неуловимых , заключенных в читаемом ферментов. Как в природе, в этом новом организме "автор-читатель" ферменты работают избирательно. Каждый читающий откликается, улавливает только свои ферменты из мыслей автора, даже незначительных слов героев, их поступков, движений, общего цвета и тона, оттенка написанного."(Вельмина Н.А. Таинственное ожерелье.- М.: Мысль, 1988, с.93.)
       Если поинтересоваться у этимологов, то мы узнаем: читать - "чинить сети",новгор. (Даль). Читать - моросить, чит - изморось. Читать от "почитать", "считать", "причитать"
(М.Фасмер). Во времена А.Радищева "читать" было бы "беседовать".
       Читать - это значит совершать какое-то действие. Это действие совершает читающий или читатель. Именно он - читатель и есть действующее лицо. Он на что-то, или на кого-то, действует так, чтобы это как-то изменялось, трансформировалось, преобразовывалось, становилось иным. Этим таинственным субъектом оказывается читатель. Оказывается предметом собственного действия на себя. Книга, исцарапанная стена пещеры, стенка кабины лифта, клочок бумаги с составами - все это оказывается средством, с помощью которых трансформации подвергает читатель-пользователь сам себя, свои внутренние структуры. Именно этому он обучается, когда научается пользоваться средствами письменности и изготавливать их. Читая книгу, пользователь трансформирует не книгу, работает не над книгой. В отношении книги у него совершенно противоположная задача, т.е. сохранить это средство в том виде, в котором оно ему досталось. Предмет его труда - это он сам. После
прочтения книги он становится другим.
       Если принять результаты исследований современных психологов, нейропсихофизиологов..., то преобразованию подвергаются нейронные связи, нейронные структуры в процессе пользования человеческим существом средством письменности. За приобретенную возможность заниматься трансформацией целенаправлено своей нервной системы человеческое существо платит довольно дорого... Именно это мы попытаемся раскрыть для читателей чуть позже. Раскрыть для читателей - это значит таким образом изготовить средство письменности, пользуясь которым читатель создает задуманные нами условия, в которых он трансформирует себя с ожидаемым и предсказуемым для нас в определенных характеристиках результатом.