Псково-печерский старец Афиноген и бесы

Диакон Георгий Малков
Из книги диакона Георгия Малкова и П.Ю. Малкова "У пещер Богом зданных". М.: "Правило веры", 1999


...Изгнание бесов, как известно, - труднейшее и весьма опасное иноческое послушание: его поручают только самым опытным и молитвенно-защищенным старцам, ибо они, по сути, постоянно находятся на, так сказать, самой "передовой линии" сражения с "духами злобы поднебесной". Искушения врага и духовные опасности подстерегают их здесь на каждом шагу. Но отца Афиногена всегда ограждали от вражеских нападений искренняя вера, непрестанная молитва и удивительно смиренная незлобивость, как бы срастворенная спокойной монашеской рассудительностью.
Даже нередкие прямые столкновения его со злыми силами не нарушали его духовного равновесия: и в имевших место в его жизни "беседах'' с бесами (случалось и такое!) он никогда не терял присущего ему душевного равновесия и твердого упования на Господа, "сокрушающего вся злая".
В этом смысле весьма характерны рассказы старца о двух подобных встречах его с бесами - в 1975 году. Вот как повествует об этом сам отец Афиноген.

"3 июля 1975 г.
Расскажу еще один случай. Это было не так давно, может с полгода тому назад.
Я был один в своей келье, и вот - в дверь входит лукавый дух.
Вначале в моем сердце появился страх от появления беса. Но это скоро прошло.
Вот и говорит мне бес: "Отец Афиноген! Я пришел к тебе с вопросом. Ответишь мне?" Я спросил: "Какой вопрос?" Бес отвечает: "Если бес захочет покаяться, то простит его Бог или нет?" Я говорю ему: "А ты помнишь, что сказал Господь Антонию?" Бес отвечает: "Нет, не помню - я там не был, там был другой. А что сказал Господь Антонию?" Я ответил: "Когда Антоний три ночи молился и просил Господа, чтобы Господь открыл ему эту тайну, то Господь сказал ему: "Я знаю, что бес каяться не будет. Но чтобы он не имел себе оправдания на Суде, так скажи ему: "Пусть встанет лицом на восток и, стоя на одной ноге, непрестанно говорит: "Боже милостиве! Прости мне древнюю злобу". Пусть так стоит три года. Вот если он это исполнит, то прощу его". Тогда мой собеседник унылым голосом говорит: "Ох, я так не могу"... И скрылся от меня.

13 августа.
После этого [беса] другой появился.
Мать привезла свою дочь, девушку лет 18, - отчитывать. Я пока читал, "он" ее все мучил; [потом] хотел убежать, а мне кричит: "Эй ты, попик, за что меня ругаешь?" Когда я кончил читать, то все успокоилось, а "он" говорит: "Ох, как я устал, как мне тяжело было".
Из моей кельи [все] ушли, а "он" сел в коридоре и не уходит.
Я вышел и спрашиваю: "Ну ты что же уселся и не уходишь?" А "он" отвечает: ''Отец  Афиноген! А ты знаешь - кто я? Я - бывший Архангел. У меня тысячи молодчиков - и хорошо работают. Теперь все - наши".
Я ему говорю: "Ну не все, есть верующие, Божии". А он: "Ну - это маленькая кучка, а то все - наши". Потом продолжает: "Знаешь, отец, ведь скоро конец этому свету". "Вот, - говорю, - вам тогда попадет''. А "он" отвечает: "Знаем мы, но зато теперь - наша воля''.
И я ушел к себе в келью. Вот какие явления бывают у нас".