Сафонов Б. Ф

Олег Шушаков
Сафонов Борис Феоктистович родился 26.08.15 г. в селе Сергиевском Тульской области в семье крестьянина. Русский. Окончил школу 2-й ступени, а затем ФЗУ в Туле. В 1931 г. поступил в кружок планеристов Тульского аэроклуба, а в 1932 г. был зачислен курсантом-летчиком. Его инструктором в аэроклубе была Валентина Гризодубова.
В РККА с августа 1933 г. В ноябре 1934 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Затем служил младшим летчиком в 106-й истребительной эскадрилье 40-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.
С 1938 г. служил в 4-й эскадрилье 15-го истребительного авиаполка. Летал на И-15.
Член ВКП(б) с 1939 г.
В 1939 г. был назначен заместителем военного комиссара истребительной эскадрильи по комсомолу 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного Флота.
Сложные метеорологические и рельефные условия Заполярья требовали специальной подготовки летчиков для пилотирования в условиях ограниченной видимости и четкой ориентации на местности, характер которой почти исключал возможность вынужденной посадки.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал эскадрильей 72-го сап, а затем 2-м гиап ВВС СФ. Летал на И-16, на левом борту, которого было написано крупными буквами «За Сталина!», а на правом – «Смерть фашистам!».
22.06.41 г. совершил первый боевой вылет. Над полуостровом Рыбачьим вместе с В. Воловиковым он атаковал He.111. Летчики вели огонь до полного израсходования боекомплекта, однако задымившему «Хейнкелю» удалось скрыться в облачности.
24.06.41 г. старший лейтенант Сафонов первым из лётчиков-североморцев сбил вражеский самолет - бомбардировщик Не.111, участвовавший в налёте на военно-морские базы Полярное и Ваенга.
Погода была безветренная, и пыль, поднятая самолетом Сафонова, задержала взлет ведомых. В двух атаках он повредил бомбардировщик и убил стрелка, а затем, сблизившись с противником до 70 метров, длинной очередью отстрелил вражескому самолету хвост. Машина упала в бухте Зеленцы.
Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, парашюты, погнутые от удара пулемёты…
27.06.41 г. Сафонов сбил разведывательный самолет Hs-126.
 14.07.41 г. был награжден орденом Красного Знамени,
В июле-августе 1941 г. немцы предприняли массированные налеты на советские аэродромы и порт Мурманска. Только за пять дней августа капитан Сафонов сбил пять самолетов лично.
Вспоминает гвардии капитан Сорокин[1]: «Каждый наш летчик, овладевший сафоновскими приемами воздушного боя, чувствовал себя неотделимой единицей грозного коллектива, спаянного боевой дружбой. «Один - за всех, все - за одного» - было законом сафоновцев.
- Я только тогда спокоен в групповом бою, когда твердо знаю, что обо мне помнит мой товарищ, - говорил Борис Феоктистович - И вы должны быть спокойны и решительны по этой причине. Товарищи не подведут…
Сам он ни на минуту не забывал о других. В небе он все видел, все замечал и готов был прийти на выручку тому, кому было туго.
Однажды в конце боя, когда Сафонов уже израсходовал все патроны и сбил две вражеских машины. К гитлеровцам подоспела помощь - новая группа двухместных «Мессершмиттов» Bf-110. Один из них стал наседать на «Ишачка» младшего лейтенанта В. Максимовича. У него тоже кончался боезапас, но смелый летчик, уклоняясь от ударов, с пустыми пулеметами нападал на врага. Ему грозила неминуемая гибель. Тогда комэск, лишенный возможности вести огонь, бросился на выручку своего ведомого. Увидев, второй советский истребитель, «Мессершмитты» ушли в облака. Зная уловки врага, он стал барражировать, внимательно осматриваясь вокруг. И действительно вскоре гитлеровцы вывалились из облаков и снова набросились на безоружного Максимовича - Сафонов дерзко пошел им наперерез. Как рассказывал потом нам, он решился на таран - другого выхода не было. Не выдержав лобовой атаки, противник отвернул. К счастью, притом совсем случайно, из облака выскочил мой остроносый МиГ. Увидев в чем дело, не теряя ни секунды, я поймал «мессер» в прицел и утопил пальцем в гашетку. Две короткие очереди в упор, и вражеский самолет, перевернувшись несколько раз через плоскость, рухнул на скалы. Другой фашист был уже далеко.
Втроем мы вернулись в базу».
К 28.08.41 г. он совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 10 самолетов противника (Не.111, пять Ju.88, два Hs.126, Ju.87 и Bf.109).
 15.09.41 г. семерка истребителей под его командованием вступила в бой с превосходящими силами противника. Без потерь со своей стороны было сбито 13 вражеских самолетов. Сафонов лично сбил 3 самолёта (Bf.110, Ju.87 и Hs.126).
Адмирал флота Советского Союза Кузнецов вспоминает: «С именем Бориса Феоктистовича Сафонова связаны многие славные победы летчиков-североморцев в первые, самые трудные месяцы Великой Отечественной войны. Особенно знаменателен день 15 сентября 1941 года.
Для поддержки наступавшей пехоты гитлеровцы выслали большую группу бомбардировщиков. Их прикрывали «мессершмитты», на которые и устремилась сафоновская семерка истребителей. Умелым маневром Сафонову удалось отколоть от строя головной бомбардировщик и поджечь его. Бомбардировщик упал на скалы. Боевой порядок фашистских самолетов был нарушен. Потеряв еще несколько самолетов, немцы начали удирать, беспорядочно сбрасывая бомбы на свои же войска.
Это произошло утром, а во второй половине дня та же семерка сафоновцев перехватила вблизи линии фронта 30 вражеских бомбардировщиков, которые шли под прикрытием 22 истребителей. Этот бой, в котором 7 советских летчиков уничтожили 13 фашистских самолетов, заставив остальных спасаться бегством, навсегда вошел в историю советской морской авиации...
Сафонов дрался с врагом, сочетая отвагу и хладнокровие. Численному превосходству фашистов он противопоставил свою тактику, которую совершенствовал с каждым боем. В одном случае устраивал засаду в облаках, в другом - внезапно наносил удар со стороны солнца, в третьем - искусно использовал для маскировки море и сопки. Справедливо говорили в годы войны о «школе Сафонова». Из нее вышло немало прекрасных летчиков».
В одной из газетных статей Сафонов писал: «Взаимодействие между звеньями, слаженность в бою имеют решающее значение. Когда мое ведущее звено врезается в строй бомбардировщиков, мы абсолютно спокойны: если нас попытаются атаковать вражеские истребители, то звено Коваленко не допустит этого. Поэтому так и получается, что на мою долю в основном приходятся сбитые вражеские бомбардировщики, а на долю Коваленко – истребители».
16.09.41 г. капитану Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 533.
Всего на И-16 он совершил 109 боевых вылетов, сбил 17 самолетов противника.
В сентябре 1941 г., когда на аэродроме, где базировалась эскадрилья Сафонова, стали базироваться английские лётчики, летавшие на истребителях «харрикейн», первым на Северном флоте облетал этот истребитель.
Английский летчик Хуберт Гриффит вспоминает: «Это был более чем способный пилот, выдающийся стрелок, как позднее выяснилось в соревнованиях по стрельбе из пистолета. Сафонов был типичным русским, коренастым, солидным, методичным и неторопливым... Когда Сафонов взлетел на «Харрикейне», всё перед этим проверив, он продемонстрировал прямой взлет, набрал высоту 1500 футов и начал первый разворот. Его посадка была соответствующей - сделал 2 или 3 аккуратных круга и показательно приземлился».
В октябре 1941 г. майор Сафонов назначен командиром 78-го истребительного авиаполка. Командующий ВВС наделил Сафонова правом подбирать летчиков по собственному усмотрению. В полк были направлены 8 бывших инструкторов, имевших хорошую летную подготовку. Полк вооружили 27 «харрикейнами», на которых англичане сражались в Заполярье в сентябре. Почерк аса к тому времени стал вполне определенным: по возможности неожиданное и скрытое сближение с противником, затем атака на максимальной скорости и открытие прицельного огня по кабине или жизненно важным агрегатам самолета с дистанции не более 100 метров. «Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение - главные качества летчика-истребителя», - считал Сафонов. По его предложению, шесть пулеметов калибром 7,69 мм, установленных на английском истребителе, были заменены двумя пушками ШВАК. Сказалась инженерная одаренность Сафонова: надежность бортового оружия и масса его секундного залпа существенно возросли. По его указанию пушки были пристреляны на 100 м, и он сам испытал их в воздухе.
Адмирал Головко[2] вспоминает: «Он - общий любимец, этот типичный русак из-под Тулы. Отличный волевой лётчик. Широкоплечий, с открытым русским лицом, с прямым взглядом больших тёмно-серых глаз. Стоит только увидеть его, и он сразу же вызывает симпатию. Самолётом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен - по характеру настоящий лётчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учёбу у него. Побольше бы нам таких соколов».
22.12.41 г. награжден вторым орденом Красного Знамени.
22.01.42 г. награжден третьим орденом Красного Знамени.
19.03.42 г. награжден крестом «За летные заслуги» (Великобритания)
Кроме него этим орденом были награждены А. Коваленко[3] и А. Кухаренко[4].
Во второй половине марта 1942 г. подполковник Сафонов был назначен командиром 2-го гвардейского истребительного авиаполка.
Вспоминает полковник Курзенков[5]: «Борис Сафонов дорожил каждым человеком. Он хорошо понимал, что разрешать недавно прибывшим сержантам сразу же летать на боевые задания, значит, подвергать их неоправданному риску.
И, несмотря на большую загруженность, командир полка находил время «доводить до нормы» каждого молодого летчика. Он занимался с ними на земле, летал на двухместном истребителе, обучая мастерству пилотирования и воздушной стрельбе. А затем нередко подобных «юнцов» назначал своими ведомыми.
При таких ведомых Сафонов, конечно, шел на определенный риск. Разве мог неопытный летчик, только что научившийся «держаться за ручку», быть для командира его «щитом и мечом»? Конечно, нет. Но Сафонов знал свои силы, и поэтому такие эксперименты выполнял классически.
Обычно, если Сафонов атаковал противника, он, как правило, сбивал его с первой очереди. Но иногда гитлеровец оказывался только подбитым. Тогда командир полка приказывал сержанту-ведомому:
- Выходите вперед! Вы теперь мой командир. Я ваш ведомый, прикрываю вас. Видели, как стрелял? Вот и повторите…
Ведомый вырывался вперед и, конечно, ему очень хотелось не ударить в грязь лицом. Хотелось показать, что и он лихой истребитель, и как ученик может стать достойным своего учителя. Однако, как показывала практика, одного желания было еще недостаточно…
Боевая и летная неопытность, отсутствие всесторонней волевой закалки, повышенная напряженность и нервозность чаще всего брали вверх. К тому же подбитому вражескому летчику очень не хотелось быть сбитым. Он изо всех сил маневрировал, пытаясь оторваться от атакующих.
Молодой пилот, как правило, волновался больше, чем надо. Ему казалось, что фашист вот-вот уйдет от него, и он спешил. Открывал с большой дистанции неприцельный огонь и, конечно, «мазал».
А Сафонов летел вслед, наблюдал и с присущей ему невозмутимостью спокойно передавал по радио не в меру горячему пилоту:
- Не спешите… Подходите ближе. Ближе. Не бойтесь! Я прикрываю вас. Хорошо! Огонь!
Добитый вражеский самолет падал. Сафонов снова включал передатчик и одобрительно говорил:
- Молодец! Видите, как все просто! Ну, а теперь пристраивайтесь ко мне - и домой…
Возвратившись на аэродром, Сафонов отдавал приказ начальнику штаба:
- Сбитый «Юнкерс» запишите сержанту такому-то…
Это не было подачкой «добренького» командира. Отличный психолог и воспитатель, человек большой и щедрой души, он всегда стремился оказывать молодому, неопытному летчику моральную поддержку, вселить уверенность в свои силы, а значит приобрести навыки опытного воздушного бойца, что гарантировало ему в конечном итоге победу над противником и очень часто сохранение жизни.
Я абсолютно уверен, что многие однополчане, бывшие сержанты, а сегодняшние Герои Советского Союза, генералы и полковники, никогда не забудут своего первого боевого командира и учителя Бориса Феоктистовича Сафонова».
В конце марта 1942 г. в районе Туломской ГЭС Сафонов лично сбил два вражеских истребителя.
27.05.42 г. он был представлен к званию дважды Герой Советского Союза.
30.05.42 г. подполковник Сафонов погиб в воздушном бою над морем в точке с координатами 69 градусов 51 минута с.ш. и 34 градуса 42 минуты в.д.
В этот день он вылетел на прикрытие каравана PQ-16 во главе четверки истребителей Кертис Р-40 «Томахаук»[6].
Адмирал Головко вспоминает: «В последнем майском союзном конвое… мы потеряли командира авиаполка подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова, ныне уже дважды Героя Советского Союза, первого в стране за время войны дважды Героя. Указ об этом получен сегодня, спустя две недели после гибели Сафонова.
Он погиб 30 мая на защите PQ-16. Подробности гибели его очень скудны, хотя свидетелями её были многие.
Конвой находился в шестидесяти милях от наших берегов, когда гитлеровцы устремились к нему, чтобы нанести массированный бомбовый удар. В налете участвовали сорок пять «юнкерсов», прикрываемых «мессершмиттами». Наперерез им вылетела, как только был получен тревожный сигнал с кораблей охранения, четверка наших истребителей. Повел ее Сафонов. Четвертый самолет (летчик Кухаренко) возвратился с полпути из-за неисправности мотора. Подобные неприятности происходят, к сожалению, довольно часто с тех пор, как мы получили по ленд-лизу самолеты типа «киттихаук». Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты «чудом безмоторной авиации». Чаще всего «киттихауки» стоят в бездействии, точно так же, как 30 мая, когда в полку Сафонова могли вылететь только четыре самолета. И вот из этих четырех один был вынужден, опять-таки из-за мотора, повернуть обратно на аэродром. Полет продолжали трое. Втроем они и приняли бой.
Трое против 45 «юнкерсов» и неустановленного числа «мессершмиттов»!
Тем не менее, все попытки гитлеровских летчиков прорваться к транспортным судам, входившим в состав PQ-16, были пресечены нашими истребителями - Сафоновым, Покровским и Орловым, отлично согласовавшими свои действия с заградительным огнем артиллерии кораблей охранения. На глазах у всех Сафонов сбил два бомбардировщика, Покровский и Орлов - по одному.
Вскоре на командном пункте Ваенги по радио были приняты слова: «Прикройте с хвоста...» Это были, как выяснилось, слова Сафонова. Затем сигнальщики эскадренного миноносца «Куйбышев» - одного из кораблей, сопровождавших конвой, - увидели, что Сафонов устремился в атаку против третьего «Юнкерса», но что в то же мгновение из облаков вывалился и напал на Сафонова вражеский истребитель. Спустя короткое время на командном пункте приняли еще одну радиограмму Сафонова: «Подбил третьего... мотор...» Последнее слово было условным извещением о неизбежности вынужденной посадки. Дальнейшее, по докладам корабельных сигнальщиков, произошло так: самолет Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении «Куйбышева», однако не дотянул двадцать - двадцать пять кабельтовых, упал в море и мгновенно затонул.
Воздушный бой у конвоя был закончен. Расшвыряв бомбовый груз, куда попало, фашистские самолеты ушли в сторону Северной Норвегии, не потопив ни одного транспорта.
Два часа после боя эскадренный миноносец «Куйбышев» искал Сафонова в море. И не нашел. Так и осталась невыясненной причина его гибели. Возможно, мотор отказал потому, что был поврежден снарядом; скорее же всего, в критическую минуту, как происходило не раз, сыграли роковую роль технические неполадки, свойственные «киттихаукам». Одно было несомненно: гибель Сафонова в его двести двадцать четвертом боевом вылете, в тридцать четвертом воздушном бою, после двадцать пятой личной победы над врагом».
16.06.42 г. подполковнику Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание дважды Герой Советского Союза.
Всего он совершил 234 боевых вылета, сбил 22 самолета лично и 3 в группе.
Приказом наркома ВМФ был навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка им. Сафонова ВВС Краснознаменного Северного флота[7].
Именем Героя назван посёлок городского типа Мурманской области, площадь и улица в г. Североморске.
Дважды Герой Советского Союза (16.9.41, 14.6.42). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Крестом «За летные заслуги» (Великобритания).

Примечания:

 [1] Сорокин Захар Артемьевич (1917-1978) Герой Советского Союза (19.08.44), гвардии капитан. Русский. В РККА с 1937 г. В 1939 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище им. Сталина. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 г. 25.10.41 г. в воздушном бою сбил один Bf.110, а второй таранил. Был дважды ранен. 6 суток полз по тундре с обмороженными ногами. 9 месяцев провел в госпиталях, где ему ампутировали ступни ног. Добился возвращения в строй. Совершил 267 боевых вылетов, сбил 18 самолетов. С 1955 г. – в отставке.
 [2] Головко Арсений Григорьевич (1903-1962), адмирал (1944). Русский. В РККА с 1925 г. В 1928 г. окончил Военно-морское училище им. Фрунзе. Был штурманом канонерской лодки, дивизионным минером, флагманским минером бригады траления и заграждения, начальником штаба бригады, командиром бригады торпедных катеров. Участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был военным советником командира военно-морской базы. Награжден орденом Красного Знамени. В 1938 г. окончил Военно-морскую академию им. Ворошилова. С 1938 г. – командир дивизиона эсминцев, а затем - командующий Каспийской военной флотилией, с 1939 г. – командующий Амурской военной флотилией, с 1940 г. – командующий СФ. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим СФ. После войны был зам. начальника, а затем начальником Главного штаба, начальником Морского генштаба, командующим 4-м ВМФ, командующим БФ, 1-м зам. главкома ВМФ. Избирался депутатом ВС СССР.
 [3] Коваленко Александр Андреевич (1909-1984) Герой Советского Союза (14.06.42), подполковник. Украинец. В РККА с 1932 г. В 1933 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Участвовал в освобождении Западной Украины и Белоруссии и в советско-финской войне. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Сбил 13 самолетов лично и 6 в группе. С 1945 г. – в запасе.
 [4] Кухаренко Алексей Никитович в годы Великой Отечественной войны сбил 15 самолетов лично.
 [5] Курзенков Сергей Георгиевич (1911-?) Герой Советского Союза (24.07.43), полковник. Русский. В РККА с 1933 г. В 1935 г. окончил Школу морских летчиков и летнабов им. Сталина в г. Ейске. Участвовал в Великой Отечественной войне с октября 1941 г. Был пом. командира 78-го иап. Сбил 8 самолетов. С 1950 г. – в отставке.
 [6] Одномоторный цельнометаллический истребитель Р-40 особенно высокими характеристиками не отличался, но был прост, надежен и технологичен в производстве. Он имел бронезащиту (включая бронестекло), протектирование баков, мощное вооружение из шести крупнокалиберных пулеметов. Первая партия самолетов была отгружена из США вместе с другими военными материалами для СССР в сентябре 1941 г. Самолеты начали собирать в 25 км южнее Архангельска, а затем перегоняли в Вологду. Всего в нашу страну прибыло 146 «Томагауков IIВ» из Великобритании и еще 49 в счет английских обязательств были отгружены прямо с завода «Кертис» в Буффало. Наши летчики оценивали «Томагаук» выше, чем «Харрикейн», который уступал ему по всем основным показателям, кроме взлетно-посадочных характеристик. Однако, все были согласны с тем, что эта машина много хуже современных советских и немецких истребителей из-за недостаточной скорости, плохой скороподъемности и маневренности. К положительным качествам можно было отнести значительную дальность полета - до 1100км. Мотор «Аллисон» при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей экономичностью и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло эффективно использовать «Томагаук» для полетов над морем. С технической эксплуатацией «Томагауков» было немало хлопот. Ломались шестерни и электрогенераторов. Отказывали моторы «Аллисон» - плавились и заклинивали подшипники (предполагают, что именно это было причиной гибели Б.Ф. Сафонова), перегревалось масло. Из-за дефектов маслосистемы на борту случались пожары. «Аллисоны» нередко «стреляли шатунами», что приводило к тяжелым авариям. Трудно было с запчастями - их, в основном, снимали с разбитых самолетов. Кроме того, «Томагауки» оказались совершенно неприспособленными к зимней эксплуатации. От холода разрывало маслорадиаторы, лопались камеры колес. Загустевала и замерзала смесь в гидросистеме. В целом же, малопригодный для боя с вражескими истребителями, «Томагаук», тем не менее, мог эффективно бороться с бомбардировщиками противника.
 [7] В 1.09.2002 г. Гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Печенгский полк им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова был расформирован. В декабре 2005 г. Указом Президента РФ имя дважды Героя Советского Союза Сафонова Б.Ф. было присвоено единственному в ВМФ России корабельному истребительному авиаполку ВВС Краснознамённого Северного флота, базирующемуся на тяжёлом авианесущем крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».