Великие о писательстве

Марина Алёшина
    

     ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ

     Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

     У начинающего писателя все удовольствие приходится на его долю, а читатель не получает ничего.
    
     По - настоящему серьезное отношение к писательскому делу - одно из двух непременных условий. Второе, к сожалению, - талант.

     Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и пятьдесят, чтобы научиться молчать.
 
     Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется.

     Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке.
    
     Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него.

     Писатель, если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей.

     Проза - это архитектура, а не искусство декоратора.

     Марк Твен мой любимый писатель, по трем причинам: он писал хорошо, он меня развлекает и он уже умер.

     То, что писатель хочет сказать, он должен не говорить, а писать.


    
     ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

     Драгоценное правило, что высказанное слово серебряное, а невысказанное - золотое, давным-давно уже не в привычках наших художников. Мало веры. Чувство меры уже совсем исчезает.

     Кстати и на всякий случай, вверну здесь одну турецкую пословицу (настоящую турецкую, не сочиненную): "Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели".

     Недоговаривать лучше и выгоднее. Всё писать, все намекать и никогда не высказываться: этим можно снискать большое уважение, даже можно, не имея ни одной мысли, прослыть мыслителем. Да я-то этого не хочу.

     Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: на чей глаз и кто в силах? Ведь не только чтоб создавать и писать художественные произведения, но и чтоб только приметить факт, нужно тоже в своем роде быть художником.

     Никогда-то я не умел писать постепенно, подходить подходами и выставлять идею лишь тогда, когда уже успею ее всю разжевать предварительно и доказать по возможности. Терпения не хватало, характер препятствовал, чем я, конечно, вредил себе, потому что иной окончательный вывод, высказанный прямо, без подготовлений, без предварительных доказательств, способен иногда просто удивить и смутить, а пожалуй, так вызвать и смех.

    
     АЛЕКСАНДР ПУШКИН

     Уважен хочешь быть, умей других уважить.

     Истинное просвещение беспристрастно.

     Истинный вкус состоит не  в  безотчетном  отвержении  такого-то  слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

     Однообразность в писателе доказывает односторонность ума,  хоть,  может быть, и глубокомысленного.

     Один из наших поэтов говорил гордо:  "Пускай  в  стихах  моих  найдется бессмыслица, зато уж прозы не найдется". Байрон не мог  изъяснить  некоторые свои стихи. Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка  чувств и мыслей, заменяемого словами;  другая  -  от  полноты  чувств  и  мыслей  и недостатка слов для их выражения.

     Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию  впечатлений  и соображению понятий, следственно и  объяснению  оных.  Вдохновение  нужно  в геометрии, как и в поэзии.

     Тонкость не доказывает  еще  ума.  Глупцы  и  даже  сумасшедшие  бывают удивительно тонки. Прибавить можно, что тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным.

     Мильтон говаривал: "С меня довольно и малого числа читателей,  лишь  бы они достойны были понимать  меня".  Это  гордое  желание  поэта  повторяется иногда и в наше время только  с  небольшою  переменой.  Некоторые  из  наших современников явно и под рукою стараются вразумить нас, что "с них  довольно и малого числа читателей, лишь бы много было покупателей".

     Все жанры хороши, кроме скучного.

    

     НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

     Если начать думать вслух и писать всё, что передумаешь, то поневоле наговоришь много.

     Если вы не из тех читателей, которым нравится манера некоторых господ сочинителей беспрестанно объясняться с публикой от своего лица, то вы согласитесь, что это очень старо и приторно и может быть Допущено разве в человеке с высшим взглядом.

     Словечка в простоте не скажет, всё с ужимкой!

     Жертвенник русской поэзии доныне не угасал ни на минуту; говоря яснее, в русской литературе всегда были стихи, которые она могла жечь без существенного ущерба.

     Литература наша как-то несчастлива на романы.

     Детям гораздо лучше давать в руки хорошие исторические книги, чем плохие исторические романы.

    
     АЛЬБЕР КАМЮ

     Ни  на кого не нападать, особенно  в тех вещах, что предстоит написать. Время полемики и критики прошло - Творчество.

     Пойми их всех. Люби и выделяй немногих.

     Гений -  это здоровье, превосходный стиль, хорошее  расположение духа - но на пределе страдания.

     Творчество. Чем больше дает,  тем  больше  получает  - Истратить  всего себя, чтобы стать богатым.

     Все  писатели,  великие   и  не  очень,  непременно  заявляют  устно  и письменно, что современники  всегда  освистывают гения.  Разумеется,  это не так, подобное  бывает лишь иногда и  чаще случайно. Но сама  эта потребность для писателя характерна.

     Стиль. Осторожнее с формулировками. Они иногда, как гром: удар есть,  а вспышки нет.

     Без традиции у художника возникает иллюзия, что он сам создает правила.

     Писать естественно. Публиковать естественно и расплачиваться за все это - естественно.

МАРК ТВЕН

18 законов, обязательных для художественной литературы,
упоминаемых Марком Твеном
_____________________________________________________

1. Роман должен воплотить авторский замысел и достигнуть какой-то цели.

2. Эпизоды романа должны быть неотъемлемой его частью, помогать развитию действия.

3. Героями произведений должны быть живые люди (если только речь идет не о покойниках), и нельзя лишать читателя возможности уловить разницу между теми и другими.

4. Все герои, и живые, и мертвые, должны иметь достаточно веские основания для пребывания на страницах произведения.

5. Действующие лица должны говорить членораздельно, их разговор должен напоминать человеческий разговор  и быть таким, какой мы слышим у живых людей при подобных обстоятельствах, и чтобы можно было понять, о чем они говорят и зачем, и чтобы была хоть какая-то логика,  и разговор велся хотя бы по соседству с темой, и чтобы он был интересен читателю, помогал развитию сюжета и кончался, когда действующим лицам больше нечего сказать.

6. Слова и поступки персонажа должны соответствовать тому,  что говорит о нем автор.

7. Речь действующего лица,  в начале абзаца, позаимствованная из роскошного, переплетенного, с узорчатым тиснением и золотым обрезом тома, не должна переходить в конце этого же абзаца в речь комика, изображающего безграмотного негра.

8. Герои произведения не  должны навязывать читателю мысль, будто грубые трюки, к котрым они прибегают по воле автора, объясняются их удивительной сноровкой.

9. Герои должны довольствоваться возможным и не тщиться совершать чудеса.  Если же они и отваживаются на что-то сверхестественное, дело автора - представить это как нечто достоверное и правдоподобное.

10. Автор должен заставить читателя интересоваться судьбой своих героев, любить хороших людей и ненавидеть плохих.

11. Авторская характеристика героев должна быть предельно точна, так чтобы читатель мог представить себе, как каждый из них поступит в тех или иных обстоятельствах.

Автор обязан:

12. сказать то, что хочет сказать, не ограничиваясь туманными намеками,

13. найти нужное слово, а не его троюродного брата,

14. не допускать излишнего нагромождения фактов,

15. не опускать важных подробностей,

16. избегать длиннот,

17. не делать грамматических ошибок,

18. писать простым,понятным языком.


    
 

    
ДОбавлю еще.