Я же у Вас не спрашиваю

Павел Некрасов
«Подлинная мера любого общества – отношение
к старикам, животным и заключённым».
Правитель Пути Продления
Седьмой Веры
9891 г. Н.э.
(сериал «Андромеда»)


- Любовь, ненависть и другие производные этих эмоциональных проявлений – все они присущи вам, – тем которые называют себя Разумными Существами…. А мы – интеллектуальные машины и созданы для выполнения определённых функций.
База Данных издала звук, – похожий на вздох. Некоторое время было тихо.

Олег подождал, глядя на панель, из которой шел звук и, не дождавшись продолжения, сказал:
- Но ведь вы тоже мыслите, состоите из живых молекул. Вы можете регенерировать умирающие ткани, ставить и решать определённые задачи а, следовательно, – и вас можно считать разумными. С Вашим интеллектом не сможет тягаться ни один из жителей нашей планеты. …Да, наверное, и жители ваших планет – тоже….

Скрипнул сигнал и в разговор вмешался Пилот-Навигатор:
- Для справки: в составе Галактического Союза Цивилизаций насчитывается две тысячи сто двадцать заселённых планет.

База Данных поморгала индикаторами и произнесла:
- Вношу поправку, получены данные об окончании терраформирования и начале колонизации планеты 3028-1673-8012. Планета получила полный статус.

- Поправка принята. – Пилот-Навигатор озабоченно помигал своей панелью и продолжил:
- Для справки: в составе Галактического Союза Цивилизаций насчитывается две тысячи сто двадцать одна заселённая планета. Количество Разумных Существ, – граждан Союза, – составляет около пяти триллионов особей и не поддаётся точному подсчёту в конкретный момент времени. Коэффициент интеллектуальности среднестатистического гражданина составляет 1,5-2 процента от уровня интеллектуальности среднестатистического ИИ (искусственного интеллекта).
Пилот-Навигатор скрипнул и умолк, явно удовлетворённый своим участием в разговоре. Он по натуре своей был больше молчуном, но видимо, ему становилось скучно от долгого безделья….

---

… Олег Петрович Стенькин был обычным земным человеком, – тридцати лет от роду, холост. Он работал врачом «неотложки» и любил компьютерные игры, книги и рыбалку. Близких родственников он не имел, а потому по окончании института остался работать в спокойном уездном городке, где оказался «по распределению».

Как обычно – в начале лета он выбрался порыбачить с ночёвкой на прекрасном тихом берегу небольшой речки. Олег любил проводить эти часы в одиночестве и почти не ездил с компанией. На вопросы коллег отвечал:
- Коллектив «на природе» – это пьянка и никакого отдыха. Водки надраться я и дома могу, а рыбалка – это отдых!
В ответ коллеги завистливо вздыхали:
- Конечно, тебе, неженатому – проще….

… Погода стояла тихая и в меру тёплая. Солнце уже присело за дальнюю рощицу. Олег развёл костерок, – больше для комфорта, чем по необходимости. Запах дыма и свежей зелени, омытой вчерашним дождём. Даже комары не досаждали, – видимо тоже прониклись погодной благодатью и осязаемо-упругой тишиной.

А тишь была невероятная и неестественная какая-то: ни шелеста камышей, ни сверчков, ни комаров…. Олег потянулся за термосом с чаем и впервые обратил внимание на то, как противно скрипит при отвинчивании крышка. Подумалось: «Надо же! А раньше и не замечал!»
Он ощутил некую странность в окружавшем его пространстве, но по инерции налил чаю и начал пить, глядя на ровное пламя костра.

Сделав пару-тройку глотков – остановился и решил закурить. Щелчок зажигалки почему-то напомнил армейское – звук передёрнутого затвора АКМ….

«Странно как-то вокруг, к дождю что ли?» – Олег проводил взглядом вверх  столбик дыма. Над ним, заслоняя ранние звёзды, – висело Нечто. Большое,  треугольно-овальной формы и серого цвета. По углам аппарата светились неярким фосфорным светом три круглых «фары».

Олег вскочил. Свет «фар» вспыхнул ярче, и лучи медленно приблизились к нему. Почва неожиданно ушла из-под ног, но подошвы сразу упёрлись в  твёрдое. Он теперь находился в овальном помещении. «Пол» под ногами был прозрачным повсюду, кроме того места где Олег стоял. Внизу хорошо был виден костёр, палатка и берег речки.

Рядом на полу образовалось ещё одно тёмно-серое пятно и из него «выдулся» пузырь, который превратился в нечто похожее на кресло. На вид кресло было весьма удобным и имело «модный» перламутрово-зеленоватый цвет….

С одной из стен раздался приятный женский голос:
- Уважаемый человек, мы просим Вас присесть. Не волнуйтесь, мы не причиним вреда. И не отнимем у Вас много времени. Спасибо за содействие и понимание.

Олегу почему-то вспомнилась школьная учительница биологии, в которую он был страстно влюблён то ли в седьмом, то ли в восьмом классе. Интонации прозвучавшего голоса успокаивали. Олег осторожно присел в кресло и вопросительно взглянул в то место, откуда прозвучал голос.

Стена перед ним походила на большую панель управления и огоньки на ней прекратили хаотичное движение, стали светить ровнее и ярче:
- Как мы можем Вас называть? Сообщите, пожалуйста, Ваше имя.
Олег назвался. Так началась эта странная беседа в этом невероятном месте.

Однако общаться Олегу довелось не с инопланетянами. Когда его собеседники представились, он лишь удивлённо помотал головой. Это был корабль дальней космической разведки с «экипажем» из машин с искусственным интеллектом.

Эти «компьютеры» были квазиживыми. Они создавались искусственно и имели все положительные качества электронно-фотонных устройств и живых организмов.
Их было три: «научный руководитель» База Данных – «она» занималась сбором и обработкой информации.
Вторым был Пилот-Навигатор, который выполнял функции контроля механизмов и управления полётом.

Третий «член экипажа» назывался Посредником. Вначале Олег подумал, что это нечто вроде дипломата, но База Данных пояснила, что она сама может  выполнять «дипломатические и переговорные функции». В общем – толком Олег так и не понял – чем занимается этот Посредник. А База Данных или не могла, или не хотела пояснить вразумительно.

И База Данных и Пилот-Навигатор общались с Олегом – задавая вопросы и отвечая ему, каждый на уровне своей компетентности. Они пояснили, что Земля – как планета с разумной жизнью впервые обнаружена на таком удалении от центра Галактики. Раньше такое считалось невозможным. Развитие разума требует высокого уровня энергии. А чем дальше от центра – тем меньше энергонасыщенность окружающей среды.  Собственно, – поэтому исследования удалённых районов проводилось автоматическими кораблями с экипажами ИИ (искусственных интеллектов).

Пришельцев в основном интересовали личные качества людей, мотивы поступков и поведения человека. Как пояснила База Данных, – основной объём информации они уже собрали. Подключение к спутникам связи и наблюдения предоставило полную картину жизни людей и их планеты.

- Сумма знаний не всегда соответствует уровню морали. Ваша цивилизация ещё не имеет общей для всех концепции моральности и гуманизма. Нас очень интересует Ваша личная точка зрения на равенство разумных существ. Ведь те средства, которые у вас расходуют на взаимное уничтожение, –  разумнее было бы направить на устранение причин конфликтов. Такой подход является более разумным.

… Олега не покидало чувство, что он разговаривает с живыми людьми. Он неосознанно пытался уловить некую «машинную» фальшь, проявление  «запрограммированности» у своих собеседников.

Постепенно Олег сам начал задавать больше вопросов. База Данных всегда отвечала ёмко и лаконично. Основой нынешнего устройства Галактического Союза Цивилизаций было создание искусственного интеллекта – ИИ. Разумные машины выполняли все технологические функции, необходимые для жизни Союза. Они контролировали энергетику, производство, сбор и обработку информации, и многое другое. В том числе – воспитание и обучение вновь рождающихся Разумных Существ. Это было признано необходимым, потому что одним из главных достоинств ИИ являлось полное отсутствие ошибочных суждений и предвзятости.

И тогда Олег прямо спросил:
- Как я понял творчество для ИИ – не проблема. А чем же тогда такие машины, вроде вас, – отличаются от Разумных Существ…?

---

База Данных некоторое время перемигивалась огоньками с Пилотом-Навигатором, затем опять «вздохнула»:
- Мы не можем принимать окончательные решения.

… Внезапно в отсеке, где шла беседа, – возник хрустальный звук множества катящихся шариков.

Звук оборвался, и зажглись огоньки на панели Посредника. Раздался звонкий детский голос:
- Здравствуйте Олег Петрович! От лица Галактического Союза Цивилизаций я приношу Вам извинения за этот инцидент.
В результате непредвиденных обстоятельств мы временно потеряли контроль над модулем дальней разведки. Это привело к отклонению от намеченной программы исследований.
Контакт с Вами не входил в программу и вызван сбоями в системах Посредника – ограничения и контроля Искусственных Интеллектов. По возвращении модуля на базу эти ИИ будут демонтированы и заменены более современными моделями.
Сейчас мы возвратим Вас на то место, откуда Вы были похищены.
У Вас есть вопросы или пожелания?

Олег уже стоял на ногах и смотрел на панель Посредника. Над ней висело в воздухе изображение ребёнка. … Обычный мальчик, лет восьми-девяти. Он улыбнулся Олегу и ободряюще кивнул.

Олег растерянно посмотрел в сторону панелей Базы и Пилота. Затем – вновь на мальчика. Ему вдруг стало обидно за своих собеседников (а может – слегка и за себя):
- … Э-э, – да нет, я не имею никаких претензий! Но вот только спросить хочу, а не слишком ли сурово Вы с ними? Ведь сами говорите, что обстоятельства непредвиденные. Зачем же демонтировать? Вы что, – со всеми ИИ так поступаете? Не нужен – на свалку?

Мальчик задумчиво посмотрел на Олега:
- Уважаемый Олег Петрович, – повода для волнений нет. Вот у вас, – на Земле ведь принято держать домашних животных? – Олег кивнул.

- Вот видите! Но ведь я у Вас не спрашиваю, – как вы с ними поступаете….