1967год. К Великим Озёрам в Монреаль , Канада.
Только прошли Англию , а шторм как-будто нас поджидал, притом разошёлся он не на шутку: волны стали дыбиться выше надстройки, качка усиливалась .К вечеру судно от ударов волн стало всё сильнее кренить.Вот уже вся команда забеспокоилась – от крена всё на судне, что плохо закрепили летало и грохотало.Стоять на палубе стало невозможно. Послали разведку в трюма –оказалось смещение груза: чугунные чушки ничем не закреплённые скатились на один борт и крен мог в дальнейшем только стать критическим. Объявили аврал и весь экипаж, спасая судно , всю ночь руками перекидывал груз чушек на противоположный крену борт… Постепенно тяжкий, напряженный труд, перекачка водяных балластов и смена курса поволне всё же дали результат – крен стал помалу уменьшаться. Да и ураган тоже сбавил силу. Обошлось, унёсся ураган дальше. Дальше шли Атлантикой не встречая сильных штормов, добрались и до Америки - показались долгожданные берега.
Взяли лоцманов и пошли по реке Святого Лаврентия через систему шлюзов к Великим Озерам. В шлюзах нас тащили специальными лебёдками .Вот в одном из шлюзов попали на территорию США. Тут сразу американцы организовали контроль содержимого судна. Озабоченный офицер увешанный пистолетами и какими-то приборами контроля обошел судно не пропустив без контроля ни одного помещения.
И нашел – таки ,что искал –оказалось на судне имеется … радиация. Стоп морячки – так дело не пойдёт : инспектор потребовал удалить объект радиации – порошок для пожарной системы пенотушения, что и было выполнено.
Дали добро и двинулись дальше через Озёра в Монреаль. Вода в Озёрах изумительно чистая ,видно как ходят крупные рыбины в воде, однако, везде строгие предупредительные надписи – “NO FISHING” – значит не ловите , всё было отравлено.
Многочисленные громадные заводы и фабрики, развитая химическая промышленность на берегах озера отравили тяжелыми металлами всю воду.
Вот подходим к месту швартовки , к причалу порта Мореаль, уже прилично подмораживало, было холодно, мела снежная позёмка . Пора принимать концы – но где же швартовщики ?
Тут подлетает лимузин типа « Кадиллака» к швартовой тумбе, дверка открывается, оттуда швартовщик не вылезая из машины ногой поддел петлю швартова и небрежно накинул её на тумбу на причале, таким же образом канадцы - швартовщики закрепили и кормовой швартов. Вот это работенка – не уронили ни капли пота , а теплоход пришвартовали – плати доллары и good by .
Теперь можно и город посмотреть – команде за переход начислена валюта ,скромная но всё же – это валюта. 4–му механику за месяц загранплавания положено около 60 долларов.При зарплате в 90 рублей – эта валюта при умном применении – неплохая добавка к благосостоянию.
Как обычно ,после инструктажа , группами вывалились с судна на бескрайние просторы городских проспектов и автобанов . Надо добираться до центра громадного города – не до такси , выручат только ноги. Однако, никаких тротуаров для нас не оказалось – всё только для автотранспорта.
Вот и пришлось нам «переть» пешком среди потока машин – странное зрелище . Так многие авто и останавливались от недоумения их водителей , чтобы посмотреть на бедолаг. Но курс мы избрали верный - на магазин дешевой распродажи расположенный где-то на широченном проспекте. Встречалось много вывесок по-русски зазывающих типа "Здесь Яша–шьём Канадки" Очень много русских и славянских эмигрантов обосновалось в Канаде.
Попутно посетили известную всемирную промышленную выставку EXPO-67.Она уже отшумела и была в стадии ликвидации.Удалось осмотреть советскую экспозицию расположенную в монументальном выставочном сооружении - одному из лучших на выставке.Поражало богатство
оформления и рекламы. Какие у нас красивые автомобили и другая техника оказывается выпускаются промышленностью.Тут блистали лаком и хромированной отделкой "Волги", " Москвичи ", "Зим"ы, трактора,самолеты,спутники и многое другое.
Добрались наконец и до главной цели : в магазине ломилось от дешевых товаров ширпотреба, но не на полках , а в громадных ящиках на полу – горы разнокалиберной обуви и прочего скарба – только ройся и выбирай . Главное было подобрать парный ботинок или туфлю.
Цены были демократичные , всего 2 – 3 доллара за пару.
Набрал супруге, да и на продажу тоже , несколько шикарных туфель лаковых лодочек тогда ходовых в России, да и других дешевых обновок – всё для женщин, себе лишь какой-нибудь берет, зажигалку или другую мелочь.
Но вот в магазин ввалилась ещё одна экстравагантная русскоговорящая группа –оказалось артисты московского чуть ли не Большого театра – тоже знают где отовариваться.
Возвращались довольные удачными покупками обратно на судно увешанные
коробками и пакетами - сервиса доставки покупок как в европейских лавках тогда там не было, но своя ноша не тянет...
Обратный путь до Мурманска прошел более благополучно , Новый Год встретили
в Северном море и вскоре пришвартовались в родном порту ,где радостно были встречены родственниками и друзьями.
ПРОДОЛЖЕНИЕ : ПРИЁМКА ЛАЙНЕРА "М.Ермолова" В Югославии(СФРЮ) 1974 год.
http://www.proza.ru/2009/05/16/942