1967 рейс за океан в Монреаль

Лев Закрутин
 
   1967год. К  Великим Озёрам  в Монреаль , Канада.

   Только прошли  Англию , а шторм  как-будто нас поджидал, притом  разошёлся он не на шутку: волны стали дыбиться выше надстройки, качка усиливалась .К вечеру судно от ударов волн стало всё  сильнее кренить.Вот уже вся команда забеспокоилась – от крена всё  на судне, что плохо закрепили  летало и грохотало.Стоять на палубе стало невозможно. Послали разведку в трюма –оказалось смещение груза: чугунные чушки ничем не закреплённые скатились на один борт и крен мог в дальнейшем только стать критическим. Объявили аврал и весь экипаж, спасая судно , всю ночь руками перекидывал груз чушек  на противоположный  крену борт… Постепенно тяжкий, напряженный труд, перекачка водяных балластов и смена курса поволне всё же дали результат – крен стал помалу уменьшаться. Да и ураган тоже сбавил силу. Обошлось, унёсся ураган дальше.  Дальше шли Атлантикой не встречая сильных штормов, добрались  и до Америки - показались  долгожданные берега.

    Взяли лоцманов и  пошли по реке Святого Лаврентия через систему  шлюзов  к Великим Озерам.  В шлюзах нас тащили специальными лебёдками .Вот в одном из шлюзов попали на территорию США. Тут сразу американцы организовали  контроль содержимого  судна. Озабоченный офицер увешанный пистолетами и какими-то приборами контроля  обошел судно не пропустив без контроля ни одного помещения.

  И нашел – таки ,что искал –оказалось на судне имеется … радиация. Стоп морячки – так дело не пойдёт : инспектор потребовал удалить  объект радиации – порошок для пожарной системы пенотушения, что и было выполнено.

   Дали добро и двинулись дальше  через Озёра  в Монреаль. Вода в Озёрах изумительно чистая ,видно как ходят  крупные рыбины в воде, однако,  везде строгие предупредительные надписи – “NO FISHING” – значит не ловите , всё было отравлено.
  Многочисленные громадные заводы и фабрики, развитая химическая промышленность на берегах озера отравили тяжелыми металлами всю воду.

    Вот подходим  к месту швартовки  , к причалу  порта  Мореаль, уже  прилично подмораживало, было холодно, мела снежная позёмка . Пора принимать концы – но где же швартовщики ?
  Тут подлетает лимузин типа « Кадиллака»  к швартовой тумбе, дверка открывается, оттуда  швартовщик не вылезая из машины ногой  поддел петлю швартова и небрежно накинул её на тумбу  на причале, таким же образом  канадцы - швартовщики  закрепили и кормовой швартов. Вот это работенка –  не уронили ни капли пота , а теплоход пришвартовали – плати доллары  и  good by .
   Теперь можно и город посмотреть – команде  за переход  начислена валюта ,скромная  но всё же – это валюта. 4–му механику за месяц загранплавания положено около 60 долларов.При зарплате в 90 рублей – эта валюта при умном  применении – неплохая добавка  к  благосостоянию.
  Как обычно ,после инструктажа , группами вывалились с судна на бескрайние  просторы  городских проспектов и автобанов . Надо добираться до центра громадного города – не до такси , выручат только ноги. Однако,  никаких тротуаров для нас не оказалось – всё только для автотранспорта.

    Вот и пришлось нам  «переть» пешком среди потока машин – странное зрелище . Так многие авто и останавливались от недоумения их водителей , чтобы посмотреть на бедолаг. Но курс мы избрали верный -  на магазин дешевой распродажи расположенный где-то на широченном проспекте. Встречалось много вывесок по-русски зазывающих типа  "Здесь  Яша–шьём Канадки"  Очень много русских и славянских эмигрантов обосновалось в Канаде.

   Попутно посетили известную всемирную промышленную выставку EXPO-67.Она уже отшумела и была в стадии ликвидации.Удалось осмотреть советскую экспозицию расположенную в монументальном выставочном сооружении - одному из  лучших на выставке.Поражало богатство
оформления и рекламы. Какие у нас красивые автомобили и другая техника оказывается выпускаются промышленностью.Тут блистали лаком и хромированной отделкой  "Волги", " Москвичи ", "Зим"ы, трактора,самолеты,спутники и многое другое.

   Добрались наконец и до главной цели : в магазине ломилось от дешевых товаров ширпотреба, но не на  полках , а  в громадных ящиках на полу – горы разнокалиберной обуви и прочего скарба – только ройся и выбирай . Главное было подобрать парный ботинок или туфлю.
  Цены были демократичные , всего 2 – 3 доллара за пару.
    Набрал супруге,  да и на продажу тоже , несколько шикарных туфель лаковых лодочек   тогда ходовых  в России, да и других  дешевых обновок – всё для женщин, себе лишь какой-нибудь берет, зажигалку  или другую мелочь.

  Но вот в магазин ввалилась ещё одна  экстравагантная  русскоговорящая  группа –оказалось артисты московского чуть ли не Большого театра – тоже знают  где отовариваться.
   Возвращались довольные удачными покупками  обратно на  судно увешанные
коробками и пакетами - сервиса доставки покупок как  в европейских  лавках тогда там не было, но своя ноша не тянет...
   Обратный путь до Мурманска прошел более благополучно , Новый Год встретили
 в Северном море и вскоре пришвартовались  в родном порту ,где радостно были встречены родственниками и друзьями.

   ПРОДОЛЖЕНИЕ :  ПРИЁМКА ЛАЙНЕРА  "М.Ермолова" В Югославии(СФРЮ) 1974 год.
                http://www.proza.ru/2009/05/16/942