Русский - значит православный

Андрей Бениаминов
Эта статья была размещена мною в 2006 году на сайте Стихи.ру, как ответ одному из авторов сайта, написавшем о необходимости создания новой религии, взамен "устаревших".
Я не буду пересказывать его материал, просто дам ссылку:
Стэплер "Что мы выберем" http://www.stihi.ru/2006/02/20-1727

Итак, моё мнение.

Русский – значит православный, это понятие на протяжении многих столетий было неразрывно связано с сознанием русских людей, как краеугольный камень НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. Говоря о роли православия в истории России, я хотел бы привести мнение доктора исторических наук Сергея Перевезенцева:
«Отличие России от Запада и Востока выражалось в том, что на Руси издревле, с X века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие сложилось не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы с духовной потребностью русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что РУССКИЙ НАРОД, СОХРАНИВ СВОЮ РЕЛИГИЮ, НЕ КАНЕТ В ЛЕТУ ИСТОРИИ, А СОХРАНИТ СЕБЯ И СВОЮ КУЛЬТУРУ. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому Западу, и единому мусульманскому Востоку.
Православие стало православием благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Но, закрепившись в виде одной из основных форм русского национального самосознания, в дальнейшем православие уже само активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, РУССКОГО понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Больше того, БЛАГОДАРЯ ПРАВОСЛАВИЮ И ВОЗНИК РУССКИЙ НАРОД, который создал великое Русского государство и освоил пространства Евразии». (С. Перевезенцев, «Россия – великая судьба», издательство «Белый Город», М. 2005 г.)
Именно поэтому, создав «новую веру», некий конгломерат из существующих и несуществующих религий, мы, в первую очередь, ПЕРЕСТАНЕМ БЫТЬ РУССКИМИ.
Ломка национальных традиций, в первую очередь связана с ломкой самосознания. Всё это уже было, и голые комсомольцы 20-х годов с лозунгами «Долой стыдливость», и комсомольские коммуны, с общими женщинами, и расстрелы священников, и, как итог, потеря духовности и русской нации… Стоит ли это повторять? Эту ошибку советское правительство осознало (хотя и не признало) в период Великой Отечественной войны. Именно тогда в СССР начали вновь открываться закрытые храмы.
В любом случае, сейчас, на фоне традиционных концессий, попытка создания новой религии – это путь к сектантству, путь - заранее обреченный на провал. В нашей стране даже неверующие, относятся к православию с уважением, как к русской духовной традиции, как к памятнику русской истории и культуры. Впрочем, атеизм – это тоже одно из направлений веры: веры в то, что Бога нет. И нет людей более фанатичных, более упорствующих в СВОЕЙ ВЕРЕ, чем атеисты.
Вы говорите о вере, «существующей ради себя любимой…», но Вера, это отнюдь не священнослужитель и, даже, не храм. Вера – это наша душа, это то, что внутри нас, это отношение человека к себе, к миру, к Господу. Верующий человек идет в храм молиться Богу, и в храм ведет его Вера. Вопросы веры и неверия великолепно раскрыл в своём труде «Путь духовного обновления» русский философ Иван Александрович Ильин, кстати, русский националист. Цитаты из его трудов, в том числе и по вопросам взаимоотношения русских с другими народами и религиями, Вы, наверное, неоднократно видели в моих рецензиях.
Хотя русские, издревле являлись нацией глубоко религиозной – к священнослужителям всегда относились несколько пренебрежительно, не ко всем, а к отдельной категории, которую и принято именовать попами. Это прослеживается и в народных сказках, и в литературных произведениях. Священник на Руси всегда был фигурой публичной, и именно поэтому нерадивый священник зачастую бывал предметом обсуждений, иронии, баек. Но были и другие, о которых слагались легенды, которым верили и за которыми шли, жизнь которых равна подвигу, подвигу в служении Господу. И сейчас, в наше время есть и те и другие представители духовного сословия. Но недостатки, они всегда на виду…
Мне известен только один случай заключения однополого брака православным священником, сейчас уже не скажу где и когда точно это было. Но знаю наверняка, что священник этот отлучён от церкви, а осквернённая часовня сравнена с землёй….
Так что говорить о падении христианской веры, мягко скажем, преждевременно. При этом я бы хотел отделить православие, от других направлений христианства, в том числе и от римского католицизма. Хотя, именно сейчас, в России, насаждаются религиозные и псевдорелигиозные праздники, чуждые православию (день Святого Валентина, день всех святых, хелуин и т.п.), это делается отнюдь не друзьями русского народа и, при этом подхватывается СМИ и жаждущей развлечений частью молодёжи.
Но только в своей, истинно русской религии, как и в русской истории, мы сможем найти себя, своё прошлое, а значит и своё будущее, оставшись при этом русскими.