Репортаж с выставки

Соловьева
«Судьба человека в Великой Отечественной войне»

           3 июля 2019 года в культурно-деловом центре «Первомайский»(Горького,120.Остановка:39- ой Армии) открылся новый выставочный зал экспозицией «Судьба человека в Великой Отечественной войне».На выставке , посвящённой 74-ой годовщине со дня освобождения  Витебска от немецко-фашистских захватчиков, представлены работы 8 художников: двое из них- Кликушин Григорий Филиппович и Ковалёв Анатолий Николаевич- фронтовики, ветераны войны; ещё двое – Вольнов Владимир Николаевич и Квитко Владимир Ильич- во время войны были совсем маленькими детьми, но все главные чувствования и видения идут ведь   из детства: оба художника относятся к суровому стилю, оба являются певцами печали, оба живут впечатлениями военных лет, поэтому их произведения идут из самого сердца.
Викентий Иванович Ральцевич, хотя и видел войну, будучи пятилетним ребёнком, о войне не пишет: но, получив заказ от музея имени Шмырёва, блестяще выполнил гравюру на картоне  «Завоеватели».
Скульптурные композиции на военные темы Гвоздикова Александра Николаевича известны всему городу: «Анатолий Угловский», «Генерал Черняховский» и многие другие.
На выставке находятся 10 скульптурных композиций А.Н. Гвоздикова, ещё не ставших художественной реальностью города.
Лирическим композициям Чукина Валерия Викторовича свойственна трагическая экспрессия.
Оформил выставку художник –музейщик Черняк Юрий Семёнович, автор 60 музеев на Витебщине и около 40 художественных концепций.
Директор культурно-делового центра «Первомайский»Ирина Ивановна Сергеева открыла выставку:
-Дорогие друзья! Мы рады, что в нашем культурном центре «Первомайский» открылся новый выставочный зал, что наша молодёжь чаще будет знакомиться с произведениями наших художников, знаменательно и очень важно то, что выставка «Судьба человека в Великой Отечественной войне» расширит культурное поле памяти каждого из нас.
Предоставляю слово поэту, автору многочисленных статей о художниках Витебска, Соловьёвой НатальеФёдоровне.

-Уважаемые гости! Дорогие друзья!
Дамы и господа!
Мы рады Вас приветствовать в новом выставочном зале.
Мы счастливы, что самое философичное и самое эмоциональное искусство – изобразительное -  докатилось и до наших рабочих окраин.
Мы очень благодарны всем, кто нашёл драгоценное время прийти на выставку, посвящённую освобождению Витебска от немецко-фашистских захватчиков.
Тема Великой Отечественной войны сверхзначима  для белорусского народа.
Так или иначе, война коснулась любой белорусской семьи, даже рождённой в 70-ые или 90-ые годы: кто-то вырос без бабушки, расстрелянной фашистами; кто-то узнал о трагической судьбе прадеда, сожжённого в душегубке, и эти трагические весточки болью отозвались в сердце.
Тяжело говорить о войне, но необходимо.
Забвение - преступление.
Мы должны стихами и портретами, фильмами  и спектаклями, романами и картинами говорить о тех, кто сам о себе рассказать не сможет.

У художника Владимира Ильича Витко есть картина: «Ночь, когда встают солдаты» …На Земле собрались вдовы, матери, жёны, невесты и сёстры и погибших.
Они с надеждой смотрят на облака, где появляются их мужья и женихи, отцы и сыновья, братья и друзья, убитые на войне, пропавшие без вести.
К этой картине я написала я стихотворение: «Ночь, когда встают солдаты»:

Боль- осколочек острый.
Не дающий уснуть.
Вдовы,  матери, сёстры
Отправляются в путь.

Просмотрели все даты:
Без окошечек дом!
-Поднимайтесь, солдаты!
…И застрял в сердце ком:

-Хватит жить нам в обиде,
Нет, не верим мы в смерть.
На мгновенье б увидеть-
И прощай, круговерть,

До девятого Мая…
Бесконечность разлук,
Ожиданье без края
В запредельности мук…

Облака словно вата,
И туманы как дым.
- Поднимайтесь, солдаты,
Надевайте свой нимб!

На нашей выставке находятся работы фронтовика, профессора, художника ,скульптора, преподавателя ВГУ и писателя, автора книги о Сергее Селиханове-  знаменитом скульпторе, Анатолия Фёдоровича Ковалёва.
Вот эти картины:
1.»Вот она Германия»
2.  «Русский солдат»
3. «Шаги в бессмертие»
4. «Здесь лежит семья партизана Василия Абрамовича Головёнка»
5. «Весна на Двине»
Чтобы понять характер творчества художника, надо обратиться к его истокам.
А.Ф.Ковалёв родился в крестьянской семье 10 мая 1925 года.
Его мама- Домна Спиридовна - была очень талантливым человеком:  шила, вышивала крестиком и гладью, вязала крючком и на спицах, сочиняла песни и частушки.
Она очень поощрительно относилась к рисованию Толи, хотя  из-за отсутствия холста и бумаги,  он рисовал на столах, окнах, на обратной стороне клеёнки; рисовал всё, что видел: людей, животных, цветы, деревья, тучи…
В таком юном возрасте очень важно, чтобы кто-то авторитетный сказал напутственное слово.
Таким человеком оказался Михаил Матвеевич Журавков, студент художественно-графического техникума.
-Как?- воскликнул он.- Ты сам так здорово нарисовал, сам скомпоновал так удачно краски?
И эта похвала вела Ковалёва по жизни.
Он решил стать художником, но началась Великая Отечественная война.
 Родной Городок был оккупирован фашистами 11июля 1941 года.
В Толе было сильно развито чувство патриотизма: рискуя жизнью, он собирал на полях сражений порох, патроны, снаряды; слушал тайком радио и передавал сведения соседям.
Потом Толя заболел тифом, а когда пришёл в себя, фашисты  забрали  юношу в концлагерь в Зароново строить  оборонительные сооружения.
Несколько раз Толя пытался вместе со своим другом Колей Трухановым бежать из концлагеря, но всё безуспешно.
Но в конце июня 1944 года мечта осуществилась: Толя и Коля были зачислены рядовыми автоматчиками 61 стрелкового полка 19 гвардейской стрелковой  дивизии 39-ой Армии.
Участвуя в боях, Анатолий с 19 – ой дивизией дошёл до Каунаса, где был тяжело ранен; пуля прошла в 1мм от сердца.
Толя чуть не был заживо захоронен.
Но командир полка Гачегов Павел Александрович приложил зеркальце к губам солдата-  зеркало запотело.
Анатолий был отправлен в госпиталь  в середину России в г.  Меликес.
Воскрешения из небытия было настоящим чудом, праздником жизнелюбия: Толе захотелось служить людям.
И он служил истине, красоте и добру, взяв карандаш в руки.
Рисовал однополчан, сестёр милосердия, врачей.
Все хвалили Толю.
Так определялся путь художника.
Анатолий Ковалёв понял, что он нужен людям, что он может приносить зрителям  радость!
Эта уверенность помогла преодолеть ранения: левая рука была повреждена и плохо двигалась.
Специальными упражнениями молодой человек укрепил руку.
Вскоре он вернулся в строй, где продолжать воевать с автоматом и карандашом.
На этот раз на фронте Анатолий был военным топографом 1420 полка 290 стрелковой дивизии. В её составе он форсировал реку Одер, штурмовал Берлин, вышел к Эльбе.
После окончания войны Ковалёв ещё 5 лет служил в армии, где по-прежнему много рисовал, отображая в своих рисунках однополчан, солдатские будни и места, где приходилось служить.
В 1950 году Ковалёв поступает в Ленинградское высшее  художественно-промышленное училище имени В.И.Мухиной.
Будучи студентом, Ковалёв принимал участие в восстановлении Юсуповского и Павловского Дворцов, а также в оформлении ДК железнодорожников.
После успешной защиты  диплома Анатолий поехал работать по распределению художником-конструктором на Ульяновский автомобильный завод.
в 1963 году Ковалёв  работает художником-конструктором на БелАЗе и в этом же году приглашается в Витебский пединститут на художественно- графический факультет преподавать декоративно- прикладное искусство.С тех пор уже 46 лет отданы замечательному труду.
За время преподавательской деятельности написаны 60 научных статей, монография «Сергей Селиханов», созданы десятки картин на военные темы.
 К пятидесятилетию победы он написал серию работ о воинском подвиге. Полотно «Вот она Германия»несёт в себе определённый символизм: у ног русского солдата, стоящего на вершине горы, лежит могучая Германия.
Русский солдат без злобы и ненависти думает, глядя на эти аккуратные ухоженные участки земли:
- Неужели трудолюбивые хозяева этих милых и красивых домов способны были подбрасывать на штыках русских младенцев , а их матерей сжигать в душегубках?
В композиции «Русский солдат» художником высвечивается ещё одна грань героического.
Воинским подвигом является поступок человека на войне, особенно в отношении побеждённого им народа.
Перед нами образ пожилого солдата, который делится пайком с немецкими детьми.
Автор  преднамеренно сделал фигуру солдата по своей масштабности значительно больше фигурок немецких детей. Рядом с такой мощной фигурой дети кажутся ещё более жалкими и беззащитными .
И вдруг это преогромное существо, «монстр», смотрит ласково.
Дети никогда не забудут голубоглазого русского солдата и никогда больше России не принесут зла.
 Обратим  внимание на ещё одну работу Ковалёва «Могила семьи партизана Головёнка».
К этой картине было  написано  стихотворение «Обелиск»:

Что выше обелиска:
Звезда или вечность?
А здесь его колыску
Качает неба млечность!

Здесь красные гвоздики
Щемят любое  сердце.
Здесь солнечные блики
Твердят о юной смерти.

         -3-
Экспозиционером выставки «Судьба человека в Великой Отечественной войне» является знаменитый художник-музейщик Юрий Семёнович Черняк.
Ю.С.Черняк- автор 70 экспозиций и 40 художественных концепций музеев на Витебщине, в том числе музеев Марка Шагала на Покровской улице, Петра Машерова, а также «Витебскэнерго» и «Лукомльская ГРЭС»,  воинов – интернационалистов и 39-ой армии и многих-многих других!
Вот такой размах энергии и трудолюбия, творческого вдохновения и оптимизма.
Мужество и решительность - вещи самодостаточные.  Именно на них делает акцент Черняк, создавая музеи, посвящённые войне.
Мужество и решительность свойственны и самому художнику.
Юрий Семёнович – настоящий интеллигент, умеющий сплачивать единомышленников вокруг своих многочисленных идей, а также доводить любое дело до конца.

Слово предоставляется Черняку Юрию Семёновичу:
- Д.С.Лихачёв сказал, что память- это наше богатство.
Все свои музеи о Великой Отечественной войне я строю на главных человеческих фактах: мужестве и правде,- вещах сами  по себе весьма самобытных и самоценных. Подвиг в любой войне остаётся событием, достойным восхищения.
Возможно, мы ещё только на подступах к правде.
То, что в центре зала, находятся фотографии музеев Великой Отечественной войны, посвящённых 39-ой  и 43-ей Армиям, неспроста. Именно эти армии освобождали Витебск!

       -4-
- На нашей выставке находятся работы другого участника войны, фронтовика, Григория Филипповича Кликушина. Правда, его линогравюры посвящены мирной жизни.
В первую очередь, Кликушин известен как шрифтовик: он изучил письменность всех народов: от финикийского звукового письма до египетских иероглифов;  от славянских  резов и чертов до  кириллицы и латиницы; почти все поколения студентов учились на книгах Григория Филипповича;    Кликушин иллюстрировал много книг от Диккенса «Оливера Твиста» до «Новой земли» Якуба Коласа.
Несмотря на очень трудную жизнь, Кликушин остаётся очень добрым и щедрым человеком: куда бы мы  ни зашла: в библиотеки, рестораны, в гостиницу, на вокзал,- всюду видим  работы Кликушина.
Григорий Филиппович воспел все уголки Витебска, но особенно он любил рисовать мосты как символы соединения, реки Лучёсу, Двину и Витьбу:

С времён Ольгерда и Всеслава
На берегах родной  Двины,
Торжественной и величавой,
Нам  дорог образ тишины:

Прозрачный воздух пахнет влагой;
Черёмух круглых купола
Белеют по крутым оврагам,
И  кисея небес светла!

Вода, любительница странствий,
Бежит вдоль сосен и берёз,-
Как нож, разрезала пространство
Река колеблющихся грёз…
      -5-
Владимир Ильич Витко- художник,  работающий в разных техниках и направлениях от инсталляций с глубоким философским смыслом до картин на реалистические сюжеты, от работ абстрактного плана до фантастических постмодернистских полотен.
Владимир Витко – человек изумительной щедрости: около двухсот работ он подарил любимому Слуцку, около ста картин – художественному музею Витебска, около 300 полотен завещает  Центру современного искусства.
Владимир Ильич Витко дал для нашей выставки четыре картины: «Прицел», «1941»,»1941-1945 гг.», «ХХ век».
Обратимся к картине «Прицел»: на ней мы видим маску мёртвого человека. Человек умер, а по нему продолжают стрелять политики всех мастей: кадеты и эсеры, меньшевики и большевики; опять и опять на нём сходятся мушка и прорезь автомата. Снова простой смертный человек- игрушка в руках политиканов.
К этой картине я написала стихотворение «Мишень»:

Человек- мишень тирана:
Хорошо, что не убит;
Хорошо, что нету раны;
Хорошо, что был забыт
Он в игре политиканов!

Человек – мишень харизмы,
Неуёмной, тёмной, злой;
Миллионы светлых жизней
Превращают в пыльный слой
Чьи-то замыслы пираньи.

Обратимся к работе «1941-ый год»:

На коричнево- красном фоне летит над горящей белорусской деревней фашистский самолёт чёрного цвета, являющегося страшной метафорой насилия и смерти, ранений и ужасов войны.
Перед нами и другая работа Владимира Витко: «1941-1945 гг.»:на ней – кресты чёрного, белого. коричневого и красного цветов.
За крестами видится дом с перекрестиями рам, рождающих символами оконных крестов крестный ход мыслей: каждый четвёртый погиб в Белоруссии. Знаки белых крестов рождают светлую мысль: эти кресты охраняют и ограждают потомков.
   
И ещё одна работа В.Витко «ХХ век»:
на тёмно-красном фоне- метафоре пролитой крови-  мы видим куклу, от которой отлетают голова, ручки и ножка – распад Вселенной.
Как тонкий и чувствительный человек В.Витко не смог нарисовать ребёнка, как собирался первоначально.
В  ХХ веке только на территории нашей страны было три революции и 7 войн. Самая страшная- Великая Отечественная война.35 миллионов погибших…
К этой картине В.Витко написалось стихотворение: «Я – птица печали. Я – Гамаюн».

Седмица предельно натянутых струн
Поёт о событиях грустных.
Я – птица печали. Я – Гамаюн.
Лечу над землёй белорусской.



На каждой высотке послушаем  всхлип.
Увидим  ли в облаке мёртвых?
В каждой квартире четвёртый погиб.
В каждом ли сердце четвёртый?

Седмица предельно натянутых струн
Поёт о событиях грустных.
Я – птица печали. Я – Гамаюн,
Лечу над землёй белорусской!
          - 6-
Викентий Иванович Ральцевич…Блестящий акварелист, знаменит своими светоносными пейзажами далеко за пределами Белоруссии.
На нашей выставке находится одна работа В.Ральцевича – гравюра на картоне «Завоеватели»: на заднем плане гравюры мы видим конвульсивные фигуры фашистов, стреляющих по беззащитным людям.
На переднем плане  - немецкий  солдат в железной маске, с очень грубыми чертами лица (разве такой понимает, что каждый человек – это целый мир Вселенной?) и огромными ручищами, самоуверенно облапившими автомат: выстрелит и в ребёнка – и рука не дрогнет!
Картина страшна до ужаса,- но изобразительные средства вполне соответствуют теме войны…
    - 7 –
Чукин Валерий Викторович – художник, наделённый многими талантами: играет на гитаре и флейте, саксофоне и трубе, сочиняет стихи,- это неимоверное богатство души отражается в его работах: «Отец», «Память» и «Сон».
Обратимся к картине «Сон» : на тёмно-коричневом фоне, рядом со струящимся полыханием свечей, художник изобразил два утончённых лика: матери и жены не вернувшегося с поля боя солдата.
Весна. Цветение. Возвращаются с фронта бойцы…
Что ждёт молодую прекрасную женщину с похоронкой в руках?- Безрадостные ночи…
Что ждёт эту бедную мать? Одинокая старость без сыновней любви…
Звучит песня «Последний бой» в исполнении Сергея Лузгина…
   -8-
На нашей выставке есть две работы Вольнова Владимира Николаевича…
Великим душам часто сопутствуют трагические обстоятельства жизни: ушёл в партизаны отец, фашисты расстреляли мать, бабушка не вынесла горя и умерла, а маленького Вилия Ходыку( солдаты впоследствии назовут его Володей Вольновым) советские бойцы находят в окопе 10 июня 1944 года ( 10 июня – день рождения Вольнова) и отправляют в детский дом:

Двадцать лет я прожил по детдОмам.
Мы отцов по газетам искали.
И однажды мне всё ж написали,
Что лицо моё деду знакомо.

Моё сердце стучало от боли.
Моё сердце болело до слёз.
- Будешь, сынку, работать ты в поле
И с братишкой пойдёшь на покос.

Я, не думая долго, собрался.
Двое суток я мчался назад.
Двое суток не спал- волновался:
- Что мне скажут и папа, и брат?

В зале находится работа Вольнова  «Памяти партизана»: на музейном столе ярко- алого цвета, символизирующем напряжение войны, её трагедии и борьбу, находятся предметы, оставшиеся после смерти командира партизанского полка: сумка, пулемёт- пистолет Шпагина, «лимонка», зажигалка из гильзы, шапка-ушанка и кисет, стол окаймляет фон тёмно-зелёного цвета- цвета памяти, самовыражения, продолжения жизни.
И ещё одна работа Владимира Николаевича Вольнова- «Возвращение ангела»
На светло-коричневом фоне холста – храм, струящий яркую световую дорожку. По ней летит ангел- возвращается домой, потому что опомнились люди: восстанавливают храмы, открывают новые выставочные залы…

Отгорел, отструился  закат,
Он,  суровый, молился о чуде.
Возвращается ангел назад,
Потому  что опомнились люди,

Потому что воспрянул их дух,
Торжествующий,  ласковый,  вечный,
И открылся божественный слух
К просьбам добрым, людским, человечным…

Виден нимб над святой головой,
Возвращается ангел воочью.
По дороге летит световой:
Храм струит её ангелу ночью.

Свет опять торжествует над тьмой:
Покаянье – молитва о чуде.
Возвращается ангел домой,
Потому что опомнились люди.
       -9-
На нашей выставке экспонируются многие  скульптурные композиции А.Н.Гвоздикова:
«За здоровье товарища Сталина»- еле живой солдат-обрубок, без ног, без левой руки, поднимает рюмку за здоровье генералиссимуса, и глаза его светятся от счастья.
Композиция «Ма-а-а-ма!» даёт нам почувствовать, как смертельно раненый солдат падает на землю и успевает сказать одно-единственное слово: «Ма-ма».Триптих «Бессмертие» посвящён рождению полёта, памяти лётчиков.
 
Композиция «Апофеоз войны» выполнена в сатирическом плане: как потомки отнесутся к военному оружию?
А.Н. Гвоздиков- автор многих горельефов и барельефов, посвящённым Героям Советского Союза, а также замечательной скульптурной композиции «Герой Советского Союза Анатолий Угловский»: герой со связкой гранат бросается на фашистский «Тигр». На лице погибающего Анатолия отражаются предельное отчаяние, ужас, воля,риск.
Слово предоставляется скульптору Гвоздикову Александру Николаевичу.

- Уважаемые друзья!- говорит ваятель.- Сегодня день памяти…35 миллионов погибших.(На глазах скульптора слёзы).Давайте почтим погибших минутой молчания…
- ………………………………….
- Дорогие друзья мы заканчиваем обзор нашей экспозиции фотографиями музеев Юрия Семёновича Черняка. Вы согласитесь, что именно музеи хранят память о прошедших событиях более надёжно, чем люди.
Перед нами фотографии музеев, посвящённых Великой Отечественной войне: Музеев 39-ой и 43-ей армий, освобождавших наш город от немецко-фашистских захватчиков.
Юрий Семёнович посвящает свои экспозиции и Афганской войне, справедливо считая, что подвиг и смелость – вещи самоценные сами по себе на любой войне, что мы только на подступах к правде.
От нашей памяти и сердечности зависит, сумеем ли мы в стихах и легендах, в притчах и сказках, скульптурах и картинах рассказать правду о величайшем  для нас событии - о Великой Отечественной войне.
Наш вечер подходит к концу.
Поздравляем всех с величайшим праздником нашего народа – с освобождением от немецко-фашистских захватчиков, благодарим всех художников , принявших участие в организации выставки и просим их в знак нашей огромной благодарности и признательности принять эти нежные букеты роз.
А для Вас на прощанье Сергей Лузгин
поёт «Он вчера не вернулся из боя»…