Родоночальник тряпочного суперменства

Мария Буркова
Благородный муж не инструмент.
  Конфуций

   В  русском  менталитете  появилось  и  спонтанно  утвердилось  понятие  «Д'Артаньянщина». Это  произошло  вне  каких-то  установок  авторитетных  людей  или  устойчивых  общеполитических  тенденций. Можно  говорить  о  некой  нашей  русской  генной  памяти, о  «вертикальной  связи  с  космосом», или  называть  это  как-то  иначе. Я  же  скажу  наиболее  просто  и  верно:  русский  человек  ещё  помнит, что  есть  Бог. Чем  отличается  отечественный  боевик, писаный  по  всем  западным  стандартам, от  такого  же  американского? Не  только  пейзажем  и  формой  лиц. Западный  герой  ходит  вечно, простите, с  голой  шеей, в  лучшем  случае  на  ней  болтается  медвежий  зуб. Он  даже  не  вспоминает  о  тех, кто  лёг  навсегда  под  его  победным  шквальным  огнём. Как  правило, он  их  и  за  людей-то  не  держит, и  зачастую (но  не  всегда!) он  прав. Этот  конфликт  хорошо  показан  в  нашем  культовом  сериале, где  Высоцкий  играет, между  прочим, отрицательного  героя:
–– Ты  убил  человека!
–– Я  убил  бандита…
–– Он  пришёл  со  мной, чтобы  сдать  банду!
–– А-а-а…

Так  вот, «положительный»  герой  американского  боевика  ничем  не  лучше. Про  Бога  он,  если  и  знает, то  не  верит, и  совсем  забыл, что  человеку  свойственно  ошибаться. По  сюжету, воюя  с  нелюдями  и  побеждая  их, он  вроде  бы  по  праву  получает  победу.  Его  пример  вдохновляет  зрителей:  вот, молодец, противился  злу, победил  поэтому. Ну  разумеется, к  толстовщине  с  её  отрицанием  патриотизма  и  призывами  не  защищать  никого  и  ничего  призывать  может  только  больной, а  вернее, даже  бесноватый. Но  не  забудьте  про  медвежий  зуб  и  голую  шею, а  ещё  отметьте  либо  отрицательное, либо  карикатурное  изображение  как  раз  христианских  священников, символов, обрядов… Конан-варвар  тоже  побеждал  чудовищ  и  чёрных  колдунов, от  этого  он  не  становился  ближе  к  Богу, о  котором  предпочитал  не  думать, а  лишь  становился  мишенью  для  новых  атак  нечисти. Он  терял  друзей, любимых, его  бессчетное  количество  раз  предавали  и  продавали, бросали  в  застенки, отправляли  на  казнь  и  по-всякому  издевались  разные  враги. Уйму  раз  он  оказывался  в  положении  «мавр  сделал  своё  дело, может  уходить», ещё  чаще  «просто»  приходилось  спасать  собственную  жизнь  и/или  душу, оставаясь  либо  ни  с  чем, либо  со  скромным  утешительным  призом, который  недолго  потратить  и  прогулять. И  так  всю  жизнь. Просто  наёмник. Королём  же  стал  уже  в  40  лет, да  и  тут  пришлось  попариться, разномастные  враги  прут  из  ниоткуда. И  здесь  уже  герою  не  позавидует  никто, см. «Конан  и  карусель  богов». Но  вот  герой  боевика, этакий  микроконан, которому  пока  дали  передышку, никак  не  может  служить  ни  примером  благополучия, ни  примером  для  подражания (после  «подвигов»  с  массовыми  расстрелами  и  взрывами  в  человеческом  муравейнике  герою  «светит»  либо  тюрьма, либо  вендетта  от  связей  погибших, так  как  спрятаться  негде, не  зря  Конан  всегда  торопился  уехать  из  страны, где  пережил  очередное  приключение, но  сейчас, когда  отслеживаются  кредитные  карточки…). Так  что  перспектив  нет  у  Д'Артаньяна. Самое  забавное, что  этот  тезис  отражён  в  неприличной  русской  поговорке, мол, ведёт  себя  так, что  «Все  у  него  пи…сы, а  он  один  Д'Артаньян». Почему, спрашивается, не  звери, не  чукмеки  какие  карикатурные, прочие  нации, или  уроды, или  пр., а  именно  пи…сы? А  потому, что  это  слово  означает  не  гомосексуализм, а  обобщённое  наименование  зла  вообще. Ну, а  герой  поговорки  как  раз  и  есть  карикатурный  микроконан, не  желающий  видеть  вокруг  людей. Герой  западного  экшна.

   Герой  отечественного  боевика  так  не  считает. Напротив, он  знает, что  грешен, и  много. Возможно, столь  много, что  бог  его  знать  не  захочет. Но  надо  же  что-то  делать, и  герой  начинает  борьбу  всеми  доступными  средствами, по  возможности, стараясь  не  подставлять  тех, кто  ему  помогает. Чего  не  водится  за  его  западным  «коллегой», который  есть  просто  бедствие  для  тех, кто  с  ним  когда-то  был  в  хороших  отношениях. И  наш  несимпатичный (тоже  разница)  герой  тоже  стреляет  и  взрывает. Но  потом  оглядывается  на  храм  и  осеняет  себя  крестным  знамением. Это  не  выпендрёж  и  вовсе  не  попытка  объявить  своим  сеньором  Бога (что  также  очень  близко  западным  героям, а  сие  есть  лишь  гордыня, и  всё). Это  дословно  означает  лишь  на  всё  воля  Твоя, Господи, прости  грешного, поелику  возможно. Однако  чёрная  контора  подсуетилась, и  чуть  раньше  появилась  вкусная  конфетка, настоящая Д'Артаньянщина, а  мы  отметим, как  действует  это  снадобье.

Шпаги  звон, как  звон  бокала,
С  детства  мне  ласкает  слух. - Напились, значит, и  ищем, с  кем  подраться…
Шпага  многим  показала, шпага  многим  показала
Что  такое  прах  и  дух. -  Пустые  слова.

Вжик, вжик, вжик, оп! –– уноси  готовенького. Всех  ли  оппонентов  надо   убивать?
Вжик, вжик, вжик –– кто  на  новенького?
Кто  на  новенького,  -   значит, сам  не  лучше  убитого…
кто  на  новенького?

Подходите, ближе. Ближе,         
Вам  урок  преподнесу.
Подлецов  насквозь  я  вижу, подлецов  насквозь  я  вижу,
Зарубите  на  носу! -  Ишь, всеведущий  какой… чужая  душа –– потёмки.

Вжик, вжик! –– уноси  готовенького.
Вжик, вжик! –– кто  на  новенького?
Кто  на  новенького, -  Сильный  грозит пальцем, слабый –– кулаком…
кто  на  новенького?   

На  опасных  поворотах
Трудно  нам, как  на  войне.
И, быть  может, скоро  кто-то, и, быть  может, скоро  кто-то
Пропоёт  и  обо  мне:     -        это  что, драка  ради  драки?

Вжик, вжик, вжик, да! –– уноси  готовенького.
Вжик, вжик, вжик –– кто  на  новенького?
Кто  на  новенького, ах, -  Сомнительная бравада  в надежде привлечь
кто  на  новенького?     ещё чьё-то внимание, позёрство на публику.

Юный  друг, в  бою  открытом            
Защитить  готов  я  честь.  -    Реклама  ничего  не  гарантирует.
И  оружием  забытым, и  оружием  забытым
Сам  верши  святую  месть. Ну! - Провокация. Гапонщина  чистая.

Вжик, вжик, вжик, оп! –– уноси  готовенького.
Вжик, вжик, вжик –– кто  на  новенького?
Кто  на  новенького, -   Видимо, каша всё же заварилась…
кто  на  новенького?

(на  мотив  вальса) мрям, мрям, тратта-та-ри-рари, -  радуются  убийству  не  люди.
мрям, мрям, трайтта-йрарирам, трайтта-йрарирам. -  прямо  зверь  чавкает

Эх, народец  нынче  хилый,  -  презрение  к  людям. Сам  уже  нелюдь, заметно
Драться  с  этими  людьми!
Мне  б  помериться  бы  силой, мне  б  помериться  бы  силой,
С  чёртом, чёрт  меня  возьми! -  Вот  его  настоящая  родня.

Вжик, вжик, вжик, оп! –– уноси  готовенького.
Вжик, вжик, вжик –– кто  на  новенького?
Кто  на  новенького, ну!  На  новенького  беса, ясно?
кто  на  новенького?         Имя  им –– легион.

А  вот  песня  человека:

Я  не  разбойник. И  не  апостол.
И  для  меня, конечно, тоже  всё  непросто.
И  очень  может  быть, что  на  свою  беду
Я  потеряю  больше, чем  найду.
И  даже  может  быть, что  от  забот  моих
Я  поседею  раньше  остальных.

Обратите  внимание, спето  одним  голосом. Цель ––– стереть  кардинальные  различия. Что  ж, чистая  работа. Мы  же  полагаем, что  имеющий  разум  да  поймёт, что Д'Артаньянщина  есть  путь  в  никуда, блуждающие  огоньки  на  болоте, которые  издали  можно  принять  за  огни  дачного  посёлка. Именно  издали. Поясняю. Амбиции  Наполеона  Бонапарта  умерли  с  ним  на  острове  святой  Елены, вернее, возможно, даже  раньше  его  самого. Возможно, многое  в  его  деятельности  носило  позитивный  характер, особенно  в  начале  «царствования». Однако  «кончил  за  упокой»  он  неслучайно, не  так  ли? А  главное – Наполеон  был  один, неповторимый  и  уникальный, как  Сальвадор  Дали, подражатели  которого  смешны  в  своём  убожестве. Так  и  понятие  «наполеончик»  носит  известный  отрицательный  смысл.

Эй, вы, задние, делай, как  я!
Это  значит –– не  надо  за  мной!
Колея  это  только  моя.
Выезжайте  своей  колеёй.
В. С. Высоцкий

Появление  Наполеона  в  истории  Европы  так  же  логично, как  в  своё  время появление  Нерона, Калигулы  и  т.п., их  судьба  интересна, увлекательна, достойна  изучения. Изучения, а  не  подражания! Потому  и  в  случае  исторических  аналогий  будут  уже  не  Нероны, а  нерончики, не  Дуче («вождь»), а  дучито («вождишка»)  т. д. Да  посмотрите  хотя  бы, кто  подражает  великому, но  тоже  проигравшему  А. Гитлеру? Жалкие  убогие, нелюбимые  женщинами, испытывающие  навязчивую  потребность  во  внимающей  аудитории. А Д'Артаньянщина  есть  зло  калибром  поменьше, а  значит, подоступнее  для  плебса, поинтереснее, попривлекательнее. Ведь  умер  Д'Артаньян  не  молодым, театрально - леденцово, пожил, погрешил, и  ничего  ему  за  это  вроде  как  не  было! Мы  тоже  так  хотим, решают  толпы  наивных  плебеев, желающих  не  блага  себе, нелюбимым, а  убить  время  поинтереснее. При  этом  никто  не  загружается  важным  обстоятельством:  Д'Артаньян  мог  жить  созидательно, но  не  захотел, а  его  подражатели  не  только  не  хотят, но  уже  и  не  могут! Зачем? Но  им  уже  никогда  не  повезёт  так, как  настоящему  Д'Артаньяну, вот  о  чём  их  «забыли»  проинформировать.  А  знаете, почему? Не  так  давно  в  нашей  стране  выросли  новые  кладбища, ярмарка  тщеславия  так  называемой  «братвы», с  такими  монументами, что  где  смешно, где  стыдно, где  страшно. Я  вам  гарантирую, что  они  не  читали  заветный  томик  «Трёх  мушкетёров», зато  не  отрывались  от  папиного  вожделенного  в  70-х  видака  с  ностальжи  по  70-м  же, где  лихо  машут  рапирами  и  воют  сладкими  голосами  Боярский  и  Смехов. Нет, ничего  не  изменилось, времена  на  дворе  те  же, только  покрой  одежды  другой, да  повозки  стали  сложные, ну, ещё  изобрели  телефон, вместо  шпаг  десантные  ножи, вместо  лошадей –– вертолёты. Технический  прогресс –– чепуха, читайте  фантастику, так, смена  декораций. А  дело  в  калибре, если  хотите. Д'Артаньян  мог, и  шанс  ему  не  раз  давали. Выбирал  он  сам, ежедневно  и  ежечасно. Д'Артаньянчики  не  выбирают  ничего, выбор  сделан  раз  и  навсегда –– отказаться  от  своей  судьбы  и  получить  чужие  объедки. Вот  и  получают  черепки  от  сеньора  Сатаны, чьим  слугой  в  итоге  сделался  герой  Дюма-старшего. Только  быстро, оперативно, без  проволочек, next, next, presto-presto! Танцуют  все, пока  салун  не  загорелся! Ведь
 
Жизнь  хороша, хороша  вполне,
Коль  ей  рисковать  умеешь…
   Песенка  из  советского  мюзикла

А  что, других  занятий  нет, как  только  рисковать  жизнью? А  во  имя  чего? Вот  даже  обаятельный  мерзавец, министр-администратор  из  фильма  Марка  Захарова, говорит  вполне  логично:

Когда  контрабандист  ползёт  через  пропасть  по  жёрдочке  или  купец  плывёт  в  маленьком  судёнышке  по  Великому  океану –– это  почтенно, это  понятно. Люди  деньги  зарабатывают. А  во  имя  чего, извините, мне  голову  терять? То, что  вы  называете  любовью –– немного  неприлично, довольно  смешно  и  очень, очень, приятно. При  чём  же  тут  смерть?

Министр  явно  имеет  представление  о  любви, как  о  похоти, он  чтит  только  деньги  и  презирает  лицемеров: 

Нечего, сударыня, нечего  смотреть  на  меня  так, будто  вы  и  в  самом  деле  думаете  то, что  говорите. Нечего, нечего! Все  люди  свиньи, только  одни  в  этом  признаются, а  другие  ломаются.

Этот  безусловно  отрицательный  персонаж  тоже  не  согласен, даже  он ценит  свою  жизнь  и  презирает  экшн  ради  драйва. Более  того, он  научился  управлять  Д'Артаньянчиками, где  словом («это  дело  чести, братан»), где  кошельком, и  оттого  забрался  в  социальной  иерархии  туда, где  им  никогда  не  быть, несмотря  на  все  раздутые  амбиции  и  бахвальство  «подвигами». В  перспективе  он, лишённый  настоящих  ценностей, кроме  низшей, перепутав  цель  и  средства, конечно, предстанет  во  всём  своём  уродстве  в  разных  обличьях, но  пока  он  полагает, что  служит  себе, и, будучи  молодым, импозантен  по-настоящему. Разве  нет? Спросите  у  поклонниц  Андрея  Миронова. Это  армия  Аделей, живущая  леденцом  в  обёртке, потому  что  надо  быть  Хозяйкой, или, как  минимум, Машей  Мироновой, чтобы  знать, что  делать  с  драгоценным  камнем (сколько  дешёвых  леденцов  можно  прикупить  на  алмаз  аббата  Бузони?). Но  как  раз  от  Хозяйки-то  наш  душка-администратор  и  сбежал  далече, а  вовсе  не  от  фразы  «муж  волшебник». В  его  мире  таких  женщин  быть  не  должно! Нормальный, устроившийся  в  жизни  фарисей. А  вы  не  узнали? Ничего  не  изменилось  со  времён  прихода  Христа. Так, фарисеи, богатые  хитрецы, прибравшие  власть  над  умами  и  собственностью, якобы  не  выходящие  из  тени, полагали  себя  уже  спасёнными  лишь  на  том, основании, что  скрупулёзно  выполняли  букву  закона  Моисея, забыв  о  его  духе. Возгордились  неуёмно, обнаглели, при  внешней  видимости  толерантности  и  уважения  подличали, жирели, уничтожали  неугодных  чужими  руками. Когда  нужно, найдут  общий  язык  и  даже  с  Понтием  Пилатом, а  то  и  его  заставят  себя  слушать. Не  зря  Христос  сравнивал  их  с  раскрашенными  гробами. Зелоты, к  числу  которых, наверное, принадлежал  и  Иуда, довольно  умный  и  современный, как  теперь  сказали  бы, напротив, из  тех, кому  терять  особо  нечего («кроме  своих  цепей», везде  одно  и  то  же), и  потому  лёгкие  на  подъём, которым  не  хватает  только  заводного  лидера, чтоб  свергать  серьёзных  римлян  и  строить  коммунизм, этакий  «Город  Солнца»  Кампанеллы. Убожества  этой  тактики  они  не  видят  и  видеть  не  хотят, не  замечают, как  ловко  манипулируют  ими  те  же  опытные  политики-фарисеи. Саддукеи, с  которыми, возможно, был  солидарен  царь  Ирод («ну, и  шо  вы  таки  от  меня  хотите?»), вообще  полагали, что  нет  смысла  что-то  делать  или  менять, всё  равно  толку  не  будет, и  пусть  Мессия  один  их  всех  спасает  собственноручно, без  их  участия. Этакие  ленивые  хиппи, понимаете  ли. Лучшие  люди эпохи –– апостолы  и  Мария  Магдалина –– ушли  к  Спасителю. Какой  процент  от  населения  они  составили, предоставляю  вычислять  читателю  самостоятельно. Ну, и  вы  не  желаете  согласиться  с  утверждением, что  мир  лежит  во  зле? Так  проанализируйте  историю  «века  гуманизма», то  есть  XX, который  один  пролил  крови  больше, чем  остальные  20  вместе  взятые. Это  результат  деятельности  человека, отвернувшегося  от  Бога. Красиво? Сомневаюсь, что  вам  понравилось.

   Так  что  всевозможные  Д'Артаньянчики  есть  всё  та  же  провинциальная  босота, зелотщина  современного  разлива.

Сад  из  роз, денег  воз, звонкая  гитара
Всё  пошло  псу  под  хвост, всё  пропало  даром.
Но  не  жаль  ни  хера, пусть  всё  пропадает!
Сторонись, мусора, босота  гуляет!
  Иван  Кучин

Беда  героя  песни  в  том, что  проклинаемые  «мусора»  есть  ни  что  иное, как  те  же  Д'Артаньянчики, но  в  других  плащах. «Единство  в  многообразии», хозяин  один, всё  тот  же  милорд  сатана. Френсис  Брет  Гарт  в  своих  знаменитых  новеллах  рисует  портреты  людей  с  ярлыками  отбросов  общества, которые  способны  на  поступки  удивительной  человечности, слышу  возражения, это  что, тоже  Д'Артаньянщина?! Осторожнее, читательницы  и  читатели! Не  забывайте, кто  у  нас  заправляет –– фарисеи, они  и  ярлыки  развешали  для  своего  удобства. Об  это  явление  Мартин  Иден  себе  голову  сломал. Нет, те  герои –– просто  ранние  аналоги  героев  наших  боевиков, те, кто  остался  людьми  и  помнит, что  Бог  видит  всё. Это  тот  художник  из  рассказа  О'Генри  «Последний  лист»… Это  просто  люди, которые  грешат, но  не  служат  Сатане  ни  сознательно, ни  бессознательно. Знаете, почему  они  такие  горькие  пьяницы? Потому  что  знают, что  грешны, от  стыда  за  это. Успешный  лакированный  прислужник  Сатаны, положительный  фарисей, как  правило, не  имеет  «вредных  привычек», они  ему  не  нужны, так  как  он  себя  грешным  не  считает. Никогда  не  посчитает  себя  грешником  и  лихой  Д'Артаньянчик  на  «крутой  тачке»  с  кучей  денег  в  чемодане, который  полагает, что  если  он  хорошо  пожертвует  на  храм, так  и  грехи  его  отчего-то  спишутся. Глупость  какая, как  будто  в  его  мироощущении  от  этого  что-то  изменится, будто  он  будет  вести  себя  иначе, повторись, скажем, поединок  с  графом  де Вардом, где  в  ответ  на  слова:  «При  исполнении  служебных  обязанностей» (это  они  и  значат  на  самом  деле) кричит:  «По  собственному  желанию!». Геройства  не  больше, чем  в  поведении  пижона, нарушившего  правила  дорожного  движения, и  тут  же  матерящего  инспектора. Так  что,  это  не  братва  на  храмы  жертвует, а  Господь  содержит  свою  Церковь. Ну, а  успешный, без  в/п, со  здоровым  образом  жизни, сделавший  карьеру  импозантный  кавалер  есть  зачастую  либо  духовный  урод (например, типаж  шестидесятника), либо  калечащий  любое  воображение  монстр, ходячая  бездна  пороков (герой  сперва  детективов, потом  триллеров, потом  просто  фильмов  ужасов). Это, правда, эволюция  не  столько  самого  Д'Артаньяна, сколько  его  духовного  учителя –– самовлюблённого  эгоиста  герцога  Бэкингема.

Пора-пора-порадуемся  на  своём  веку!…
Советский  трёхсерийный  мюзикл

Иначе  говоря, «Бери  от  жизни  всё!». Даже  не  своё. Даже  не  бери, хватай  и  греби, а  то  не  успеешь  употребить, набегут  такие  же, как  ты, отберут, обидят. У  людей, получивших  светское  воспитание, такая  политика  всегда  вызывает  недоумение, мол, что  за  хамство  такое, невоспитанность  и  т.п…. А  их  вечная  ошибка  в  том, что  они  считают  людьми  всех, кто  рождён  женщиной, забывают, что  есть  и  нелюди. Но  незнание  закона  природы  не  отменяет  его  действия. Согласитесь, глупо  увещевать  разбойника, решившего  вас  убить, гораздо  логичнее  контратаковать, так  хоть  будет  немалый  шанс  уцелеть. Столь  же  глупо  ждать  от  врагов  уважительного  к  себе  отношения. Д'Артаньянчик  же  не  уважает  себя  самого, где  уж  там  уважать  кого-либо  ещё! В  лучшем  случае, присмиреет, если  увидит, что  вы  не  тряпка, которую  можно  пинком  отшвырнуть, сдачу  ему  гарантируете. Но  учтите, лишь  до  того  момента, пока  это  впечатление  у  него  сохраняется, потом  он  просто  избавится  от  вас. Основания, спрашиваете? А  не  нравитесь  вы  ему! Уже  достаточно. Ценности? Пьянки, драки, ****ки –– в  любом  порядке. Остальное  его  не  интересует. Вот  и  вся  романтика. Он  только  забыл, что  когда  какой-нибудь  персонаж  уже  полностью  использован, когда  его  роль  исчерпана, закончена, от  него  ловко  избавляются –– его  уничтожают. Это цитата  из  книги  Андрэ Моруа  «Три Дюма»,  эти слова  Александр Дюма-отец  говорит  в  гостях  у  Джузеппе Гарибальди, разговаривая с французским  консулом  в  Ливорно.

   Не  стоит  забывать  и  нам.