Глаголица выемчатых эмалей?

Петр Золин
   
На рисунке
Ажурная усеченная(?) фибула, III-IV(?)вв, бронза,литье, выемчатые эмали(красный-оранжевый). Длина-100мм. Возможно, окончание фибулы утрачено. Место находки-неизвестно. 2009г. и др.
   
Выемчатые эмали Восточной Европы 2 – 5 веков нашей эры. Распространены были от округи Киевской культуры (ее признают ранней славянской) до поздней Дьяковской культуры, Финляндии и ряда других территорий. Визуально - вероятно аббревиатурное использование букв глаголицы со смыслом, определяемым названиями самих букв – глаголь добро, зело живете, веди глаголь и т.п.
Смысл знаков мог быть известен лишь знати. Свастика и кресты известны землям Руси со времен палеолита. http://ru.wikipedia.org/wiki/Свастика

Со времен палеолитических Костенок и Сунгири, Зарайска и других ярких археологических памятников Восточной Европы 40 – 25 тыс. до н.э. округа эпических гор Рип (Риф – края ледника, затем наибольших послеледниковых осыпей Валдайской возвышенности ) известна обилием разнообразных знаков. http://proza.ru/2009/06/08/123;
http://proza.ru/2009/06/08/129; http://proza.ru/2009/05/20/687; и др.

Ныне конкретная история письменности (крупные комплексы знаков) в России начинается с 3 – 2 тыс. до н.э. http://proza.ru/2009/05/12/179 ; http://proza.ru/2009/05/13/219;
http://proza.ru/2009/05/11/436; и др.

Задолго до нашей эры в округе Приазовья и других местах использовалось древнегреческое письмо, а затем и латинское. 

Умели писать скифы Токсарис и Анахарсис (7 – 6 вв. н.э.), цари Скил (5 век) и Атей (4 век), другие жители Северного Причерноморья и выходцы из него. Известен перстень Скила в несколькими буквами  http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2460

От бытовой античной переписки севернее Черного моря сохранилось несколько грамот на свинцовых пластинках http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02111084.htm; и др.

Известно немало приазовских античных монет на надписями на греческом
http://www.poiskmonet.narod.ru/coins/coins.htm; и др.

Понятно, что средневековая письменность Руси (кириллица во многом напоминающая византийский унциал – средневековый греческий алфавит) рождалась из многовековых отечественных традиций. И не на пустом месте.

Обратимся к известной дореволюционной работе.

Продолжает развиваться направление исследований, что глаголица заключаетъ въ себ; первобытныя славянскія письмена, такъ называемыя руны, т. е. т; символическіе знаки или изображенія, которые существовали у славянъ въ дохристіанскую эпоху и служили для обозначенія не отд;льныхъ звуковъ, а ц;лыхъ понятій, какъ-то временъ года, м;сяцевъ, явленій природы, божествъ и проч.

По его мн;нію Всеволода Миллера, въ замысловатой форм; глаголицы надо вид;ть не руническую систему древнихъ славянъ, а признакъ личнаго творчества, почему и приписываетъ изобр;теніе этой азбуки св. Кириллу. Есть версии, что глаголица - не изобр;теніе въ собственномъ смысл; зтого слова, а только неудачной перед;лкой изъ какого-либо другого алфавита, а потому старались находить сходство между нею и н;которыми алфавитами. Ганушъ, наприм;ръ. старался доказать сходство н;которыхъ буквъ съ германскими рунами; Шафарикъ указывалъ на сходство н;которыхъ начертанiй съ письменами восточными (сирійскими, пальмирскими п др.), Миллеръ съ письменами персидскими (временъ Сассанидовъ), Григоровичъ выводилъ глаголицу изъ арабскаго письма, Гейтлеръ, наконецъ, доказывалъ, что глаголическій алфавитъ 
Образчикъ переходной формы глаголицы. Глаголическiй палимпсестъ XII века, открытый Ягичем въ 1890 г. въ в;нской придворной библiотек;. Он представляетъ интересъ въ томъ отношенiи, что обнаруживаетъ явные сл;ды перехода отъ древн;йшей, круглой формы глаголическаго письма, гд; составными частями буквъ являются кружки и завитушки, къ поздн;йшей угловатой, гд; взам;нъ кружковъ стали употреблять квадраты и четыреугольники. Но – возможно – квадраты и всякие «угольники» использовались в Восточной Европе и ранее. http://slovnik.narod.ru/pism/shnizer/index.html


Образчикъ переходной формы глаголицы. Глаголическiй палимпсестъ XII века, открытый Ягичем въ 1890 г. въ в;нской придворной библiотек;. Он представляетъ интересъ въ томъ отношенiи, что обнаруживаетъ явные сл;ды перехода отъ древн;йшей, круглой формы глаголическаго письма, гд; составными частями буквъ являются кружки и завитушки, къ поздн;йшей угловатой, гд; взам;нъ кружковъ стали употреблять квадраты и четыреугольники.


Но вс; эти попытки ученыхъ отыскать прототипы глаголическихъ буквъ въ письменахъ народовъ, чуждыхъ славянамъ и не им;вшихъ съ посл;дними никакихъ сношеній, потеряли, намъ кажется, всякій смыслъ съ т;хъ поръ, какъ знаменитый англійскій ученый Исаакъ Тэйлоръ выступиль въ наук; съ совершенно новой, но очень простой и удачной т;оріей происхожденія глаголицы. По мн;нію Тэйлора, источникъ глаголицы сл;дуетъ искать но въ письменахъ такихъ отдаленныхъ народовъ, какъ персы, арабы, сирійцы и др., а въ письм; народа, съ которымъ славяне находились въ сос;дств; и близішхъ постоянныхъ сношеніяхъ, а такимъ народомъ, несомн;нно, являлись прежде всего греки. Въ обиходномъ, такъ-называемомъ курсивномъ, письм; грековъ VIII и IX вв. Тэйлоръ и указалъ источникъ глаголицы.

И д;йствительно, всматриваясь въ буквы глаголической азбуки и сравнивая ихъ съ соотв;тственными буквами греческаго курсивнаго алфавита VIII и IX в., не трудно уб;диться, что форма н;которыхъ буквъ одной системы сильно напоминаетъ или даже сов;ршенно походитъ на форму буквъ другой системы. Наприм;ръ, буква глаголицы (г) вполн; соотв;тствуетъ по форм; греческой курсивной , буква (д)-греческой курсивной , буква (п)-греч. , буква  - греч. , буква (е) есть обращенная въ другую сторону греч. , буква (р) -перевернутая греч.  и т. д. Если же между буквами глаголицы и попадаются нер;дко такія, которыя не им;ютъ нагляднаго сходства съ соотв;тствующими буквами греческаго алфавита, то это въ большинств; случаевъ зависитъ отъ присущихъ этимъ буквамъ начертательныхъ украшеній въ вид; различнаго рода добавочныхъ черточекъ, кружковъ и завитушекъ, которые до того изм;нили ихъ форму, что въ н;которыхъ случаяхъ даже трудно опред;лить ихъ основную фигуру. Сравнимъ для прим;ра глаголическую букву  (л) съ греч. курсивной , глаголич.  (м) съ греч. , глаголич. (о) съ греч. курс,  и т. д.

Но все это относится къ т;мъ буквамъ глаголической азбуки, которыя въ звуковомъ отношеніи вполн; соотв;тствуютъ греческимъ буквамъ. Но какъ объяснить происхожденіе буквъ чисто славянскихъ, для которыхъ, какъ изв;стно, въ греческомъ алфавит; не было и н;тъ соотв;тствующихъ буквъ? Наприм;ръ, какъ объяснить происхожденіе буквъ: ж, ч, ш, щ, ъ, ь и т. д.? До Тэйлора большинство ученыхъ было того мн;нія, что эти славянскія буквы частью были придуманы самимъ составителемъ славянской азбуки, частью же заимствованы изъ другихъ алфавитовъ; наприм;ръ, буквы ш н ц выводили изъ еврейскихъ шинъ и цаде ( и ), съ которыми, зам;тимъ, эти славянскія буквы д;йствительно им;ютъ значительное сходство.

 Тэйлоръ показалъ, что для объясненія и этихъ славянскихъ буквъ вовсе н;тъ необходимости обращатъся къ такой отдаленной азбук;, какъ еврейская, или къ какой-нибудь другой ей подобной, а надо им;ть въ виду опять-таки одну только греческую письменность. Д;ло въ томъ, что, благодаря постояннымъ сношеніямъ съ сос;дними славянами, грекамъ, начиная съ VI в;ка, очень часто приходилось писать въ своихъ бумагахъ славянскія имена, а также названія городовъ и селеній гр;ческими буквами. При этомъ, конечно, приходилось нер;дко воспроизводить на письм; и такіе славянскіе звуки, которыхъ не им;лось въ греческомъ алфавит;, наприм;ръ: ж, ч, ш, щ и др. Въ большинств; случаевъ, какъ это можно судить по н;которымъ документамъ, дошедшимъ до насъ, эти звуки выражались посредствомъ сочетанія двухъ и бол;е греческихъ буквъ. Наприм;ръ, звукъ ш выражался посредствомъ комбинаціи ss, звукъ ц посредствомъ st и т. д. Впосл;дствіи, съ развитіемъ у грековъ скорописи, каждая изь такихъ комбинацій писалась слитно, и такимъ образомъ съ теченіемъ времени образовался въ греческомъ письм; ц;лый рядъ сложныхъ знаковъ, такъ-называеыыхъ лигатуръ, изъ которыхъ Тэйлоръ и выводитъ т; начертанія глаголической азбуки, которыя были прибавлены къ греч;скому алфавиту для выраженія звуковъ чисто славянскихъ. Наприм;ръ, букву ш Тэйлоръ выводитъ изъ комбинаціи ss, которая, будучи написана слитно, д;йствительно даетъ по форм; весьма близкое и очень удобное объясненіе этой буквы; букву ч онъ выводитъ изъ лигатуры tss, букву ц - изъ лигатуры от st и т. д.

Свое дальн;йшее развитіе и распростран;ніе теорія Тэйлора получила благодаря работамъ знаменитаго слависта академика Ягича и профессора Б;ляева, которые, вполн; согласившись съ Тэйлоромъ въ общей мысли и многихъ частностяхъ, въ то же время н;сколько изм;нили н;которыя подробности. Въ настоящее время воззр;ніе Тэйлора принято въ наук;, какъ самое в;роятное и правдоподобное объясненіе пропсхожденія глаголицы.

Но если въ основу глаголицы д;йствительно легла греческая азбука, то возникаетъ вопросъ, зач;мъ это было составителю ея искажать и перед;лывать начертаніе ея буквъ. Изм;ненiя, внесенныя въ теорiю Тэйлора Ягичемъ и Б;ляевым

Не проще ли было ему прямо позаимствовать вс; нужныя для его азбуки буквы и оставить ихъ въ томъ же вид;, въ какомъ он; представлялись въ греческомъ алфавит;. Въ объясненіе этого, могутъ, по-нашему, существовать два различныхъ предположенія. Во-первыхъ, можно думать, что устроителю славянской азбуки слишкомъ ничтожной показалась роль простого заимствованія греческаго алфавита для прим;ненія его къ славянской р;чи. Ему хот;лось доказать свою находчивость, и съ этой ц;лью онъ преднам;ренно изм;нилъ до неузнаваемости начертанія греческихъ буквъ, чтобы такимъ образомъ стяжать себ; славу изобр;тенія совершенно новыхъ, никому еще до него неизв;стныхъ знаковъ. Въ пользу такого объясненія, повидимому, говоритъ даже н;сколько фактовъ. Такъ, въ глаголиц; существуетъ н;сколько буквъ, въ начертаніи которыхъ ясно проглядываетъ желаніе изобр;тателя замаскировать и скрыть ихъ греческое происхожденіе. Въ однихъ, наприм;ръ, случаяхъ бросается въ глаза желаніе изобр;тателя видоизм;нить форму греческихъ буквъ прибавлеиіемъ кружочковъ (буквы: г, д, л, м, п и др.), въ другихъ-обращеніемъ буквы въ другую сторону (буква е), въ третьихъ - даже писаніемъ буквы вверхъ ногами (буква р) и т. д.

Но можетъ существовать и другое объясненіе, именно, что изобр;татель, будучи хорошо знакомъ съ греческимъ алфавитомъ, хот;лъ лишь воспользоваться звуковымъ его принципомъ, но при составленіи своей азбуки никакъ не могъ отр;шиться отъ неотступнаго вліянія саімихъ начертаній, которое и проглядываетъ въ глаголиц; въ вид; большаго или меньшаго сходства отд;льныхъ ея буквъ съ соотв;тствующими буквами греческаго алфавита. Во всякомъ случа; несомн;нно то, что составитель глаголицы вс; свои старанія прилагалъ къ тому, чтобы казаться оригинальнымъ, н этимъ, конечно, онъ создалъ для науки т; затрудн;нія, которыя она встр;чала всякiй разъ, когда доискивалась прототиповъ глаголическихъ буквъ. Образчикъ современной печатной глаголицы. Хорватское "Отче нашъ"


Въ продолженіе своего долгаго существованія глаголица подвергалась различнымъ изм;неніямъ. Древн;йшія глаголическія рукописи отличаются своимъ округленнымъ почеркомъ, изобилующимъ множествомъ кружковъ; но впосл;дствіи этотъ почеркъ становился все бол;е и бол;е угловатымъ и, наконецъ, до того изм;нился, что прежніе кружки стали зам;няться четырехъугольниками, и всл;дствіе этого глаголица приняла видъ квадратнаго письма.

Кириллица не даромъ получила названіе греко-славянской азбуки. Стоитъ только взглянуть на любую рукопись кирилловскаго письма и сравнить ее съ какой-нибудь рукописью греческаго уставного (унціальнаго) письма IX, X или XI вв., чтобы уб;диться, что, за исключеніемъ буквъ чисто славянскихъ, кириллица представляетъ не что иное, какъ в;рную копію съ греческаго алфавита. Оба письма такъ сходны, что при поверхностномъ взгляд; трудно опред;лить, съ какимъ письмомъ мы им;емъ д;ло - съ греческимъ или славянскимъ. Кром; того, порядокъ буквъ и значеніе ихъ какъ звуковое, такъ и цифровое въ кирилловской азбук; совершенно т; же, что въ греческой азбук;. Вся разница между об;ими азбуками заключается въ томъ, что въ состав; кириллицы, помимо греческихъ буквъ, входитъ еще н;сколько буквъ чисто славянскихъ. Новыя буквы частью вставлены въ середин; кирилловской азбуки, но больше всего въ конц; ея, посл; буквъ, заимствованныхъ изъ греческаго алфавита. Въ середину вставлены , ,  (з;ло), зато пропущены греческія: , ,  такъ что въ конц; концовъ до буквы….включительно въ кириллиц; вышло столько же буквъ, сколько ихъ было въ греческоіі азбук;. Въ цифровой систем; кириллицы наблюдается н;сколько иной порядокъ. Зд;сь уже не существуетъ никакого отступленія отъ греческой системы, такъ какъ новыя славянскія буквы не им;ютъ никакого численнаго значенія, а пропущенныя ,  и  стоятъ на своихъ греческихъ м;стахъ съ греческимъ цифровымъ значеніемъ. Только для обозначенія числа 90 на м;сто древне-греческой коппы , употреблявшейся и въ греческомъ письм; только въ нумераціи, поставлено славянское Ч, которое и по 
форм; своей очень близко подходитъ къ начертанію коппы. 
Образчикъ уставной кириллицы. Изъ древн;йшей рукописи кирилловскаго письма - Остромирова Евангелия, писаннаго въ половин; XI в;ка (1057 годъ).


Остальныя славянскія буквы: равно какъ возникшія впосл;дствіи іотированныя буквы, поставлены въ конц; кирилловской азбуки. Большинство этихъ буквъ по своему вн;шнему виду очень близко подходитъ къ соотв;тствующимъ буквамъ глаголической азбуки. Вся разница заключается въ томъ, что въ кирилловской азбук; эти буквы н;сколько ясн;е по форм; и проще по начертанію и вообще подведены подъ общій уставной характеръ кирилловскихъ буквъ.

Отсюда, если только исходить изъ того распространеннаго теперь мн;нія, что глаголица древн;е кириллицы, можно вывести то заключеніе, что составитель кириллицы, при составленіи своей азбуки, одновременно пользовался двумя алфавитами: глаголическимъ и греческимъ унціальнымъ. Изъ глаголицы онъ заимствовалъ всю ея звуковую систему, названія ея буквъ, а также т; знаки, которые служили для обозначенія звуковъ, свойственныхъ одному только славянскому нар;чію; изъ греческаго же алфавита онъ заимствовалъ начертанія вс;хъ остальныхъ буквъ, т. е. т;хъ буквъ, которыя по своему звуковому значенію вполн; соотв;тствовали глаголическимъ, но по своей форм; были гораздо ясн;е и проще посл;днихъ. Сл;довательно, съ этой точки зр;нія кириллица представляегь, въ сущности, лишь изв;стное видоизм;неніе, изв;стную перед;лку изъ глаголицы, причемъ главное вниманіе было обращено только да упрощеніе весьма сложныхъ и весьма неудобныхъ начертаній глаголическихъ буквъ.
http://slovnik.narod.ru/pism/shnizer/index.html
Я.Б.Шницер. Письмо и р;чь. Эволюція письма.

Иоанн Златоуст видел следующее: «... И скифы, савроматы..., и поселившиеся у самых окраин вселенной переводя священное писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах». http://pda.sedmitza.ru/text/436354.html

Существование письменности у скифов (возможно, тип глаголицы) отмечается по ряду источников и в ряде исторических эпизодов, имеет все больше археологических подтверждений.
Феодорит (390—457), ученик Златоуста и представитель его школы, указывал владеющего письмом Анахарсиса в числе «семи мудрецов, живших после пророков».
Апостольские и пророческие учения был переведены с еврейского языка не только на греческий и римский, но и на «египетский, персидский, индийский, армейский, скифский и савроматский, или, коротко говоря, на все языки, на которых продолжают говорить все народы...» http://www.russika.ru/t.php?t=2067

Русские летописи определяли северную державу как «Русь, чюдь и вси язьщи (затем шло перечисление почти двух десятков этносов)», где неизбежно представлены «все языки и все народы» с первого послепотопного времени.
http://proza.ru/2009/05/20/893

Здесь для примера привлекавтельна Малая Скифия.
Столицей провинции были Томы (Томеи), позже слившиеся с Констанцей на берегу Черного моря. Города созвучных названий указавались в Приазовье, во Фракии и Иллирии. Названия вели от древнего "темну" - делю на части, рублю, (сруб, "дом"), секу, что по смыслу близко позднему "сечь" (засека, межа, граница). По эпосу, здесь Медея и аргонавты якобы разрубили на части Апсирта (брата Медеи) и разбросали по земле, чтобы остановить погоню. Рим упорно привлекал Малую Скифию к тотальной политике "разделяй и властвуй!"
Римская Скифия (будущая Добруджа) веками была индикатором развития и Великой Скифии, а традиции таких взаимосвязей затем перешли в линию Болгария - Россия, где для Запада "болгары" (волгари) - тоже символ "вульгарности". Но земли гета Замолксиса тысячи лет оставались одним из важнейших духовных центров всей Скифии. Недаром еще в IV в. до н. э. за эти земли сражался с отцом Александра Македонского (Филиппом) скифский царь Атей.
Епископом римской Скифии при Диоклетиане с конца III в. н. э. был Евангелик. При Лицинии, противнике Константина Великого - Тит (Теоген), близкий и по имени праславянам.

Возможно он, или другой епископ, участвовал в Никейском соборе 325 (323) г., когда под руководством Константина Великого христианство окончательно превращалось в официальную религию империи. Счет христиан Великой Скифии шел уже на десятки и сотни тысяч. Эти христиане - как проводники имперской политики, "агенты византийзма" - были изгнаны именно сотнями тысяч из Скифии (Сарматии) мощнейшим восстанием 332 г. Константин всех устроил на землях империи, а десятки тысяч северных христиан пополнили имперскую армию. На Втором Вселенском соборе был заметен томский епископ Терентий.
Различных подтверждений высокой христианизации народов Скифии с каждым годом выявляется все больше. Христианское надгробие Евтропия в Керчи датировано 304 г. Херсонский епископ Капитон и боспорский (приазовский) епископ Кадм (в VI в. Приазовье крестил Кадрост) участвовали в Никейском соборе, тоже поддержали соответствующие религиозно-философские решения. Рим пытался рассматривать свою Скифию как столичную округу всей громадной Скифии.

Уже около 444 г. о доминирующей скифской церковной традиции было позднеантичными авторами замечено: "...Если церквами правили люди мужественные, их папства не меняли ранее принятую веру. Говорят, что и скифы по этой причине устояли в своей прежней вере. Этот народ имеет много городов, селений и укреплений (Русь, по эпосу скандинавов - Гардарика: "городов страна": П. 3.). Здесь и поныне господствует исконный обычай иметь одного епископа церквей всего народа ("патриарха всея Скифии": П. З.)..."
Столицей всего скифского народа "служит Томея, большой и богатый приморский город (рядом Константин Великий поставил крепость Констанцию; позже города слились: П. 3.)...". Несколько веков романизации скифов и селекция их большей частью по линии брюнетов в округе приводила к формированию "румын" на землях геюв, даков, агафирсов  и скифов. Северяне и "румыны" международными элитными группами во имя глобальной политики с веками умело противопоставлялись, а итоги такой политики видны ныне.
У дунайских рубежей Скифии стояли города Новэ и Новиедун (как и Неаполь Скифский они иногда попадают в пращуры славянского Великого Новгорода). Уже в I-II вв. на Дунае известны крепости Русе и Славени, Кий, где стояли "скифские" - словено-русские - гарнизоны. "Дук Скифии" входил в число "именитых мужей" всей Римской империи: римская Скифия вместе с соседними Мезией, Понтом и Иллириком имела собственные комиты "денежных милостей" ("социального обеспечения") и "торговых сношений" (развития предпринимательства).

Епископом Том (Томеи) в 390-412 гг. был Тотим, видный мыслитель и церковный писатель,  "родом славянин" (ВДИ. 1948. № 3. С. 310, прим. 1). По традициям со времен Анахарсиса и Абариса, он склонялся к аскетизму: "....Постоянно носил длинные волосы, в каковом виде первоначально стал заниматься философией, и был воздержан в образе жизни; для принятия пищи он не имел одного определенного времени, а ел или пил тогда, когда чувствовал голод или жажду. Мне кажется, философу свойственно и эти потребности удовлетворять по мере надобности, а не по изнеженности". Последней ремаркой философ Гермий Созомен мог выразить и мнение самого Теотима (Феодима).

Теотим был соратником Иоанна Златоуста (ок. 347-407), видного богословского философа и оратора, патриарха Константинополя в период тотального влияния в Царьграде и округе выходцев из Скифии. Скифские войска летом 378 г. под Адрианополем, не раз привлекавшем русские войска и позже, сокрушили отборную римскую армию и убили императора Валента, унижавшего епископов Скифии (одного Валент даже отправил в ссылку).
Народы Скифии вели натиск на империю и завоевания во многом под флагом "Арианства", которое по сути разделял и Константин Великий (он не принимал крещения до самой смерти). Римская Скифия формировала православие - более "оборонительное учение", обычно спокойное и менее пригодное для покорения других народов. Здесь для распространения новой меры больше требовались внушения и убеждения с помощью молитв, "веры и любви".
Именно Теотим "простер силу веры и любви на дикие орды, путешествовал по стране, занятой ими, и молитвою  побеждал свирепость их; привыкших к грабежам старался смягчать любовью благотворительною, угощал и ласкал их подарками". Тем он продолжал привычную многовековую политику "задабриваний", какую проводили южные империи по отношению к северянам. Подобную политику затем вела Византия в контактах с народами округи Руси. Стены многовековых табу на эту и подобную информацию рушатся.

Теотима по жизни и просветительской деятельности признавали видным христианским философом, автором кратких и привлекательных трактатов, образцов древнего красноречия, чем славился и Анахарсис. Содержание трактатов известно по небольшим цитатам в работах других авторов. Сохранились и названия этих сочинени: "На Бытие", "Об учении Спасителя", "Против идолов"...
Историки богословия не исключают Теотима и других философов Малой Скифии из истории русской церкви. Нет смысла и исключать их из истории отечественной философии. Как представитель Скифии и Фракии, Теотим присутствовал на собраниях собора 399 г., когда Златоуст рассматривал дело епископа Антонина из Эфеса (город основан "амазонками", вышедшими из Скифии; стал последним пристанищем Богородицы). Славянский философ привлекал внимание "убогими одеждами" и строгим аскетизмом, что ранее оказывалось характерным скифским мудрецам.

Епифаний (не Премудрый) в 402 г. настоятельно потребовал от Златоуста и его соратников повторно осудить сочинения Оригена (ортодокса христианства), Теотим - скифо-славянин - мудро заметил: "Нет, Епифаний, я не хочу оскорблять того, кто блаженно почил, и без соборного рассуждения не смею (оскорблять того), покуситься на такое богохульное дело, чтобы осудить то, чего не отвергли наши предшественники". Затем он привел некоторые места из сочинений Оригена и доказал их близость истине и полезность церкви. По своему разумению добавил: "Те, которые осуждают.... книги, не замечают, что осуждают и (все) то, что написано в сих книгах". Полезные зерна истины надо уметь находить везде, не оскорблять память "блаженно почивших" Это ли не мудрость северных мыслителей?!
Славянизация Малой Скифии, земель Замолксиса (гетами и стали называть славян), наблюдалась с первых веков нашей эры.  Уже при императоре Валенте (правил: 364-378), по армянским источникам, здесь обитали "двадцать пять поколений (родов?) славянских". Северяне и "семь славянских родов (народов)" известны в Болгарии до 686 г., они частью пришли от Приазовья с болгарами Аспаруха  (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995, с. 70, 85, 87, 187 и др.).

Скифская епархия с центром в Томах была заметна своими просветителями и позже Теотима. Тимофей (431 г.), Иоанн (умер около 448) выступали против несториан и евтихиан. Александр был на соборах 449 и 451 г., посещал Царьград. Теотим II состоял в переписке с императором Львом I Великим, по воле которого был вырезан влиятельный скифский род аланов Аспаров (славянского князя Испора, в русском эпосе). Аспары влияли на смену нескольких императоров Византии.
Епископ Патерн известен около 520 г. (его ритуальное блюдо найдено в составе Перещепинского клада конца VII в. под Полтавой). Около 549 г. упоминался епископ Том Валентиан. Затем при натиске новых групп славян, аваров и болгаров примерно на три века сведения о епархии почти исчезают. Епархия Том (Малой Скифии) вновь проявляет себя при болгарском царе Льве Премудром (886-911), когда вновь усиливается процесс христианизации северных княжений Руси. Наследие этой епархии в христианстве Румынии и Болгарии требует специального изучения. Здесь немало привлекательного и для новгородских исследователей.
Десятки килограмм золотых и серебряных вещей Перещепинского клада хранятся в Эрмитаже. В составе клада есть перстни со знаками придонских (приазовских) царей Органа (Гостуна) и Кубрата, принявших христианство около 619 и до 641 г. - родичей основателя Болгарии царя Аспаруха. Византия в начале средних веков заимствовала от народов Скифии тяжелые луки и железные стремена, кафтаны и сабли, ряд других вещей (Советская археология. 1991. № 3. С. 101). Славянские корни выявляются в родах императоров Юстинов и Юстинианов (Устинов), Фоки и Апсимара, нескольких других. Тень "славянизации", во многом переселенцами из "русских княжений", ложится на фигуры видных византийских мыслителей. Частью именно отсюда и столь большое почитание "отцов церкви" на Руси и в России.

Напомним, что родом из Скифии был знаменитый Дионисий Малый, ставший с конца V в. монахом в округе Рима. Это ведь он ввел и обосновал христианское летоисчисление, - нашу эру, на 754/753 г. от возникновения Рима, признанного годом "Рождества Христова". Обоснование Дионисия из Скифии принято Англией и другими западными странами с VIII-Х вв., тогда как а Россией утвердилось лишь при Петре I. Свод работ Дионисия бережно хранит Ватикан. Безусловно, надо вернуть отечественной истории этого скифского философа.
Талантливость скифов отмечалась авторами начала средневековья. Юный Астерий, будущий епископ Амасии (у Понта), воспитывался в Антиохии, где в учителя пробивались и скифы. "Молодой, с отличными талантами, Скиф, купленный богатым антиохийским учителем грамматики, в короткое время столько успел в науках словесных и правоведения, что изумлял собою Греков и Римлян; и у сего-то скифа, Астерий, по собственным словам его, слушал уроки; а потом занимал он должность адвоката..."
http://proza.ru/2009/05/20/893

Перстни Кубрата с монограммами середина 7 века Перещепинский клад под Полтавой.
Напоминают орнаменты выемчатых эмалей.
 

Свидетельства Иоанна Златоуста около 400 г. о том, что «… и скифы, савроматы..., и поселившиеся у самых окраин вселенной переводя священное писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах». http://pda.sedmitza.ru/text/436354.html Как и свидетельства его ученика Феодорита (390—457), что апостольские и пророческие учения был переведены с еврейского языка не только на греческий и римский, но и на «египетский, персидский, индийский, армейский, скифский и савроматский, или, коротко говоря, на все языки, на которых продолжают говорить все народы...». Так и иные подобные свидетельства, требуют большего внимания к археологическим находкам  той поры, которые отчасти могут подтверждать существование ранней собственной письменности у народов Скифии и Сарматии.

Версии Шафарика о сходстве некоторых начертаний глаголицы с письменами восточными (сирийскими, пальмирскими п др.)  и Миллера - с письменами персидскими (времен хотя бы Сассанидов) имеют право на жизнь, если помнить о роли скифа Арсака в формировании позднеантичных династий в Парфии и Армении, Албании и Иберии.
http://proza.ru/2009/06/19/807
Сомнительно, чтобы Аршакиды не вовлекали в свою политику и в свою письменность элиту скифских народов.

Конечно, чтобы проявить знаки глаголицы в выемчатых эмалях Восточной Европы 2 – 5 веков нашей эры, надо все подобные археологические находки суммировать и классифицировать по разновидностям знаков. Вместе с тем даже беглое знакомство с десятками подобных выемчатых эмалей убеждает, что поле для плодотворных исследований явно есть.