Виктор Цой. Нестандартная история успеха

Бартули Алина
«И мы знаем, что так было всегда
Что судьбою больше любим,
Кто живёт по законам другим,
И кому умирать молодым» 
(«Звезда по имени солнце»)


Узнать больше о Викторе Цое не составит труда, лишь введя в Google волшебное словосочетание «Виктор Цой». Родился 21 июня 1962 года, сын учительницы физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича, воспитанник питерских улиц, несостоявшийся художник, обычный кочегар, лидер музыкальной группы «КИНО», любящий отец, человек своего времени, легенда русского рока. Все эти дефиниции, бесспорно, отражают личность Виктора Цоя и некоторые отдельные итоги его жизнедеятельности, но его смерть – не повод подводить итоги. А всё дело в том, что на песнях Виктора Цоя выросло и растёт новое поколение людей и в том числе музыкантов.
В этой статье речь пойдёт о Викторе, который победил, оправдав своё имя, о Викторе Цое, чья история стала историей успеха, о Цое, который жив..


ИСТОРИЯ УСПЕХА ВИКТОРА ЦОЯ


Историю успеха Виктора Цоя нельзя назвать типичной (по крайней мере относительно существующих в мире попсы и журналистики). Это не история из разряда: «Я шёл к этому с осознанного возраста, а ещё в детстве [...]», или: «Я очень много работал над собой и думаю, я это заслужил[…]». Посмотрим, как это звучит в оригинале: «Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался только тем, что нравилось. И был вполне доволен этим. Никогда не старался добиться успеха любой ценой.»
И в этой истории не всегда всё шло гладко, ведь: «Новое всегда находится в конфликте со старым. Это естественно. Ироничный, иногда агрессивный, искренний и свободный самодеятельный рок никогда не был фальшивым. Противопоставление его духовной глухоте, бездарности, скуке, благополучному мироощущению обывателей и послужило, вероятно, причиной неприязни многих к року.» (интервью бюллетеню "Новый фильм", г. Алма-Ата).
Однажды к Виктору Цою в кочегарку пришел человек и стал кричать, что ему холодно, негодуя, что плохо топят. Виктор повернулся к нему лицом и тот опешил:
- Ты же Виктор Цой, известный певец! Что ты здесь делаешь?
- Это моя работа, – ответил Виктор.

Из воспоминаний хорошей приятельницы Виктора Цоя – Джоанны Стингрэй (жена одного из участников группы «КИНО»): «…Виктор зарабатывал на жизнь, работая кочегаром, с вечеринок уезжал до часа ночи, чтобы успеть в метро, денег на такси у него не было. Но вот пришла гласность, его стали показывать по телевизору, а в газетах стали писать о выдающемся рок-певце Викторе Цое…Я как-то спросила Виктора, почему он продолжает работать в кочегарке, и он мне ответил, что ему это нравится. Вероятно, работая, он уверенно себя чувствовал, это делало его проще и ближе к людям. Именно тогда я поняла, почему его песни значили так много для такого большого количества людей. Это были песни, написанные реальным человеком».


Если кто-то захочет поделить жизнь Виктора Цоя на жизнь до признания и после, – у него ничего не получится. Заниматься тем, что тебе нравится, тем, что тебе интересно сегодня, и – да, здесь ключевое слово «сегодня» - вот мотивы и стимул Виктора Цоя на пути к успеху. Учился на художника, работал кочегаром, стал рок-легендой. И на вопрос корреспондента газеты «Ленинская смена» (г. Алма-Ата) о том, что он для многих стал, как свет в окне, Виктор ответил, что может сказать: «Только одно. Не сотвори себе кумира».
Итак, неоспоримая и основная составляющая успеха любого успешного человека, и в нашем случае Виктора Цоя – это сам Цой, это несомненно его талант, его творческая и самобытная личность, его принципы и мировоззрение, в общем то, что в совокупности и составляло Виктора, как личность. Что же именно внутри Виктора стало залогом успеха? Какие факторы «внешней среды» стали факторами успешности? Давайте рассмотрим всё в совокупности.


• Старый и добрый слоган «оставаться самим собой». Звучит банально, но по сути «семь бед – один ответ». Что ни говори, но нужно быть в гармонии с самим собой и окружающим миром. Для этого не нужно играть, вот и Виктор был «…противник перевоплощения. Главное, оставаться самим собой». «У меня есть свои жизненные принципы, основываясь на которых я пишу об окружающей меня жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не тем или другим, а только самим собой. Пусть для кого-то странным, смешным, неприемлемым, а для кого-то замечательным, но только собою».


• Честность. О какой мы честности говорим? Итак, некоторые фрагменты из интервью газете "Аргументы и факты", 1987г:
- Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.
- Вероятно, это происходит из-за того, что в подобной ситуации группа идет на компромисс. Нам за честность могут простить практически всё: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают.
- А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?
- Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню.


• Естественность. Естественность Виктора означает отсутствие фальши, «коммерческого» характера, простоту и незамысловатость текстов, а также доступность и реальность для обычного зрителя. Из интервью газете "Молодой ленинец" (6.05.1989):
- О фильме "Игла" кинокритики говорят как о явлении в кинематографе, мол, Цой создал новый образ романтичного гepоя.
- Вообще-то я не создавал ничего, просто старался быть естественным.


• Не бояться быть новатором и освободить свою личность от культа посредственности – не из легких задач, но она многого стоит.
«..человек, который делает что-то новое, всегда воюет с чем-то старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило, всегда несколько рискованно. Но культ посредственности, о котором сейчас много говорят, возник как раз по логике "как бы чего не вышло" и "пусть это не лучше, что есть, но зато всё будет спокойно". И тот, кто попадает в эту систему, уже автоматически подгоняется под средний общий уровень, включается в давно отработанную систему.»


• Каждый – сам себе режиссер.
«..рок-музыка для меня, так же, как и для огромной массы молодежи, совершенно естественная и органичная форма самовыражения. В ней нет ничего конъюнктурного, заказного. Только ты, твоя совесть - твой главный критик и цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом углу. Ее нужно просто реализовать, воплотить в песне.»
«Я не хочу браться кого-либо судить. Если человек делает так, как я бы не сделал, все равно я не могу сказать, что он неправ, предатель... Каждый сам творит свою биографию.»


• Двухсторонняя связь. Понимание – основополагающий фактор эффективного диалога. Идти друг другу навстречу на пути взаимопонимания – это ведь не сложно, нужно всего лишь сделать усилие, хоть сам процесс не из легких. Взаимопонимание со зрителем и стремление к нему было приоритетом для Виктора.
«Конечно, попробовать себя в кино интересно. Я думаю даже, что это - необходимо. Потому что если я хочу (а я хочу) выходить на профессиональный уровень, если я хочу (а я хочу) достичь равного диалога со зрителем, надо расширять поле своей деятельности. Я не сторонник тех, кто утверждает: люди нас не понимают. Значит, надо сделать что-то еще - чтобы поняли. Поэтому и стихи, и музыка, и живопись, и кино мне нужны для того, чтобы проще было находить с людьми общий язык. Я чувствую, что сейчас еще не всегда могу достичь понимания с кем-то, особенно с людьми более старшего поколения. Мне трудно в этой ситуации, потому что они по-другому мыслят. Естественно, люди и не могут думать одинаково, но понимать друг друга - должны. На то они люди.» (Интервью газете "Молодежь Эстонии", 9.05.1988).


• Актуальность. Считая, что: «…рок-музыка в социальном плане - вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать», Виктор не ошибался. Однако не всем музыкантам верят, в чём же здесь секрет успеха? Никаких секретов нет. Помимо вышерассмотренной честности, это ещё и актуальность, уместность, «унисон» со временем. Звезда Виктора Цоя зажглась в переломный для советского общества момент – период застоя и перестройка. «Ждём перемен» - хоть и писалась раньше, однако стала гимном перестройки для многих людей. Так, политическая ситуация в стране сыграла свою роль. Но скорее всего Виктора не подвела интуиция, поэтому он – человек своего времени, и отчасти поэтому его песни стали столь популярными.
- Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет её популярности?
- Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими.


• На жизненном пути каждого человека обязательно встречаются всякого рода препятствия – то, что мешает нам идти к цели или принуждает нас отказаться от неё, то, что возможно будет, как палка в колесе, и остановит наш велосипед, но лучше, чтоб для нас ни одно препятствие не стало камнем преткновения. Тогда есть шанс на успех. Итак, + ещё один компонент формулы успеха – отношение к препятствиям:
«Для настоящего музыканта обстоятельства внешней жизни не имеют почти никакого значения. Ему для того, чтобы что-то делать, нужен инструмент и больше ничего. Я знаю массу людей, которые говорят: вот если бы у нac была аппаратура... У нашей группы аппаратуры нет вообще, нет, кроме инструментов. Однако мы продолжаем что-то делать, а те сидят и ждут, пока у них аппаратура появится.» ("Молодой ленинец", 6.05.1989)
«..к каким-то препятствиям, которые приходилось преодолевать, относился философски.» ("Молодежь Эстонии", 9.05.1988).


• Госпожа удача. Помимо непосредственно работы, зачастую на пути к успеху играют свою роль случай и удача. Кажется, это неотъемлемые спутники успеха.
- Ну, а если серьезно. За последний год вы стали очень популярны. Это как-то изменило вашу работу?
- Конечно нет, а как это могло изменить? Мы с юмором относимся к популярности. Это вещь случайная.


• Как ни странно, неудовлетворенность. Говорят, лень – двигатель прогресса. Возможно, но для кого-то это – неудовлетворенность. Говоря в общем – хороший стимул.
«А я вообще не могу сказать, что меня что-то устраивает. Если бы меня что-то устраивало, я бы этим просто перестал заниматься. Мне нравится альбом "Группа крови", хотя и не весь. Это почти похоже на то, что мы хотели сделать.»
А с другой стороны удовлетворенность: «Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью... С другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и бросал уголь в печь, я был доволен жизнью. И сейчас тоже.»


А теперь о приятном. Ведь любой успех имеет приятные последствия. Ещё в 1985 году Виктор, на тот момент работающий в кочегарке, переписывался со своей приятельницей Джоанной Стингрэй, живущей в Лос-Анджелесе. И однажды она написала Виктору, что он обязательно приедет к ней в Америку, посетит Диснейленд и побродит по берегу океана, но он возразил, сказав что она – очень наивная и ничего не понимает. Далее расскажет сама Джоанна:


«В 1988 году то, что Виктор считал несбыточным, произошло. Он полетел в Америку. Я ждала этого момента так долго, что решила потратить все сэкономленные деньги, чтобы сделать это его путешествие незабываемым. В аэропорт встречать их с Юрой Каспаряном я отправилась во взятом по этому случаю напрокат белом лимузине с баром и телевизором. Две недели мы провели, как дети, наслаждаясь жизнью. Виктору все очень нравилось. Мы скакали на лошадях, катались на снегомобилях, ездили на океан, были в Лаc-Вегасе. Ходили по магазинам и наконец поехали в Диснейленд, который понравился Виктору больше всего. И когда мы гуляли по сказочной стране, называемой Диснейленд, он все время повторял: "Я опять чувствую себя ребенком..."»


«В 1990 году мы с Виктором ездили в Японию по приглашению одной из крупнейших японских компаний, фирмы «Амьюз». Эта фирма решила купить «Иглу», а также выпустить пластинку «Кино» и пригласить группу на гастроли. И опять мы веселились как дети, и наслаждались жизнью. Виктор там всем очень нравился, особенно девушкам, потому что он выглядел по-восточному, но был выше всех, что их и покорило. Японские девушки очень застенчивые, поэтому они только украдкой смотрели на него и хихикали. Это путешествие было для Виктора особенно важным. У него была слабость ко всему японскому, ему были понятны восточная сдержанность и застенчивость. К тому же в Японии тоже есть Диснейленд. В самолете, возвращаясь домой, мы проговорили всю ночь, и именно тогда я поняла, что Виктор стал настоящим мужчиной, в глубине души он по-прежнему оставался ребенком, но вместе с тем стал взрослым. Он много говорил об ответственности. Он сказал мне тогда, что ему приятно чувство ответственности, оно заставляет активно жить.»


Подводя некоторые итоги, можно сказать, что победа Виктора заключалась в проекции его личностных качеств и свойств, таланта и, в целом, его самого на любимое дело, нужное время, с помощью нужных людей и конечно же сыграла роль удача. И в этой истории сработала универсальная формула успеха: дар – труд – случай. Однако второй пик популярности к Виктору пришел после черной даты – 15 августа 1990 год. Раннее утро, автокатастрофа под Ригой. Не рекомендую кому-либо намеренно прибегать к этому последнему компоненту в формуле успеха, который появился в биографии Виктора Цоя, поставил в ней точку и стал поводом для возникновения множества споров и легенд. Просто, если хотите узнать Виктора Цоя, о Викторе Цое, про Виктора Цоя, послушайте его песни, не судачьте и не судите зря и не спешите ставить точку в его биографии, ведь Цой – жив, жив до тех пор, пока живы его песни, пока бъются сердца людей, которые запомнили его навсегда молодым.


Так что, уважаемый читатель, чувствуй ответственность, живи активно, будь успешным, слушай Виктора Цоя. И помни три вещи: любимая игрушка Виктора Цоя – пластилин (из него можно сделать всё что угодно), «смерть стоит того, чтобы жить, а любовь – того, чтобы ждать», а путь к успеху, как и любой другой путь в твоей жизни – сугубо индивидуальный. И конечно же удачи! Этого бы тебе пожелал Виктор Цой.

- Пожелания читателям?
- Удачи! […]Я никогда никого не учу. Я могу пожелать только удачи…