Граната

Листраткин Виталий
    - К  сожалению, не могу отправить ваше платежное поручение, - бесцветным голосом произнесла девушка. – Нет средств.
  - У кого нет? – я всё ещё не хотел принять до конца провал финансового учреждения.  – На моем счёте полно денег!
  -  Мы банкроты, понимаете?
  - Суки вы, а не банкроты… Сволочи… Уроды…

  Она безропотно снесла оскорбления, а я отошёл от стойки.  Немного пошатываясь, направился на улицу – покурить. Кое-как  продрался через блок-пост на выходе – там уже бузила толпа взволнованных вкладчиков, требуя на расправу кого-нибудь из руководства.  Охрана с каменными лицами американских морских пехотинцев делала вид, что контролирует ситуацию, а я жадно затягивался сигаретой. 

  Дефолт девяносто восьмого вывернул всю жизнь наизнанку. Хоть какая-то, но была налаженная жизнь, а теперь она стремительно катилась под откос: курс доллара рос как на дрожжах,  коммерческие предприятия лопались, как перезревшие грибы-дождевики, а производственные мгновенно остановились.

  Некоторые предприниматели тупо стрелялись, но большинство всё-таки  пыталось вывести активы в «кэш», обналичить, причём в валютном эквиваленте. Прочий же народ повалил спасать сбережения в моментально опустевшие  магазины. В общем, картина выходила в точности по Брюллову: «Последний день Помпеи». Только вместо Везувия рванула пирамида государственных облигаций.

  Естественно, при таких раскладах пострадали прежде всего банки – вернее, все те люди, которые наполняли эти финансовые учреждения баблом. Вообще-то я никогда не задерживал деньги своей небольшой фирмы на банковских счетах дольше, чем на день.  И сегодня   опоздал буквально на пару часов. Крупная  сумма, которой со мной рассчитался заказчик, должна была проследовать дальше, на счета надёжных поставщиков.  Но банк лопнул раньше.

  Я закурил новую сигарету – пальцы немного дрожали. Ситуация казалась невыносимой: в эту сделку я вбухал все свои средства.  Что я скажу сотрудникам? Что директор профукал собственные деньги, и теперь они станут безработными?

  В окне второго этажа я вдруг заметил мужчину.  Он так озабоченно разглядывал толпу на крыльце и так нервно теребил галстук, что я сразу догадался, кто он: один из топ-менеджеров банка, тот, кто может решить мою проблему.  Это было как озарение. Всего за секунду я придумал, что именно мне нужно делать. 

  Остаток дня я караулил  своего соседа. Николай служил прапорщиком в местной воинской части и жизни не мыслил без выпивки. Он появился, как вампир, - на закате. Слегка поддатый, в расстегнутом кителе, фуражка набок. Охотно принял от меня бутылку пива и закурил сигарету.

  - Коль, ты говорил, что в вашей части полигон есть?
  - Стрельбище.
  - И много… стреляют?
  - Угу.
  - А гранаты бросают?
  - Угу.
  -  А бывает такое, что гранаты не взрываются?
  - Бывает,  – покосился он на меня неожиданно трезвым глазом.
  - Коля, продай гранату, - прямо сказал я. – Мне очень надо. У вас же наверняка есть такие… которые на взорвались.
  Прапор подумал, посверлил рентгеновским  взглядом,  сознался:
  - Есть у меня парочка «эргэдэшек»… Хочешь – продам.
  - Одну возьму… Почём?

  Он назвал цену, вполне сопоставимую со стоимостью отличного французского коньяка.  На том, собственно, и договорились. А вечером следующего дня он постучал ко мне домой. Едва я открыл дверь, как он сунул сверток промасленной бумаги.

  - Держи! –  прошипел он. – И запомни:  я тебя не знаю! Мы в принципе незнакомы! 

  Я отдал деньги, которые он сразу спрятал в карман. Потом нервно оглянулся и исчез. А я сел за кухонный стол и развернул свёрток: собственно граната и отдельно – запал с усиками предохранительной чеки и блестящей скобой. Убрал из корпуса пластмассовую затычку и вкрутил туда запал – теперь устройство выглядело увесисто и надёжно.

  На следующий день поехал в банк.  Под благовидным предлогом прошёл в служебный  сектор  и нашёл  приёмную председателя правления.  Дождался, когда секретарша выйдет в коридор, и бесцеремонно ворвался в кабинет.

  Председатель сидел за столом, уткнувшись в компьютер. При моём появлении клацнул челюстью, но было уже поздно: я занял место на стуле прямо перед ним.

  - Здрасьте.
  - Д-да?
  - Я ваш клиент. Юридическое лицо, на расчётном счёте которого зависло некоторое количество денег. Отдайте мне их, пожалуйста!
  Банкир откинулся на спинку кресла, вздохнул:
  - Так нет денег в банке… Вывел всё акционер…
  - Придётся найти, - твёрдо сказал я. – По крайней мере, для меня.
  - Почему? – удивился он.

  Я положил гранату на стол. И развёл в стороны усики предохранительной чеки.
  - Да, это аргумент, - со вздохом признал банкир, нажал  кнопку на телефоне, внятно сказал:
  - Лаврентьев, зайди ко мне!

   Через несколько секунд в кабинете появился мужчина, очень похожий на разбуженного крота.  Председатель представил меня:
  - Наш клиент… Желает получить свои деньги… Немедленно.
  - Так нет денег-то! – удивился тот. – Вывел всё акционер!

  Я молча  показал «кроту» на гранату. Тот сразу оценил ситуацию и сделал два коротких шага в моём направлении.  Я взял гранату в ладонь и многозначительно постучал пальцем по блестящей скобе.

  Лаврентьев неожиданно добродушно улыбнулся, сделал ещё шажок и молниеносным движением вырвал «эргэдэшку» из моей руки. Он действовал настолько быстро, что я действительно не успел ничего сделать.  Потом подбросил смертоносный бочоночек вверх, ловко поймал.

  - Осторожнее! – вскрикнул председатель. – Взорвётся!
  - Не взорвётся, - ухмыльнулся Лаврентьев. – Она учебная.
  - Серьезно?
  - У боевых корпус  зелёный. А тут смотри -  чёрный. 
  - Дай глянуть…
  Я скрипнул зубами: надул меня прапорщик, крепко надул.  Банкир с любопытством подростка вертел гранату в руках. А потом сунул её в карман пиджака.
  - Мне ещё к акционеру  за зарплатой ехать…
  Лаврентьев понимающе ухмыльнулся, кивнул в мою сторону:
  -  А с этим что делать?
  - С этим… - председатель правления на секунду задумался, махнул рукой:
  - Пусть ему выпишут вексель с промбазы – и катись он к чёрту…

  Оказывается, у этих банковских деятелей была подведомственная база, что-то вроде склада, битком набитого промышленными товарами. Мне предлагалось  отоварить вексель детскими шмотками и немножко просроченным шоколадом.  Выбора не было,  я согласился. Быстро составили договор,  через пять минут  я стал обладателем товарного векселя и сразу  помчался на эту  самую базу. 

  Ближе к вечеру  получил товар. Следующие полгода  занимался исключительно тем, что развозил товар по магазинам, общался с товароведами и собирал деньги за уже реализованное барахло. Процесс был муторный, но в любом случае – лучше, чем ничего.  Детскую одежду удалось реализовать даже с некоторой  прибылью, а с шоколадом я угорел:   он действительно оказался испорченным. 

  Прапорщик Коля вышел на пенсию, бросил пить и занялся огородничеством. А тех банкиров я больше никогда не встречал, даже не слышал. Но иногда думаю:  по каким рукам сейчас ходит моя граната?