Гаплогруппа Рюрика?!

Петр Золин
Гаплогруппа Рюрика ?!

Так как исследования гаплогрупп и ностратической (тем более – доностратической) близости десятки тысяч лет назад языков существенно изменили реальные подходы к этногенезу всех народов, влиятельный официоз заволновался. Ведь это угроза его многовековым идеологическим фундаментам, закрепленным религиозными канонами. И вот уже в поисковых системах Интернета все меньше ссылок на эти исследования, исчезают весьма интересные сайты, карты, сведения. И если вы хотите оставаться на уровне реальной науки, спешите скачивать на флешки сведения по гаплогруппам и ностратике.

Одновременно официоз устно признает и постепенно допускает этногенетические исследования (с учетом гаплогрупп и ностратики) в свои печатные издания.  Понятно, что лидерами здесь выступают инициативные исследователи, а не мэтры официозной истории.
Например, С.С.Алексашин
«Современные  геногеографические исследования  родословной Рюриковичей  посредством  генетического маркера  Y-хромосомы». //
СКАНДИНАВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 28–30 октября 2008 г.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)
Ассоциация Международного сотрудничества
Санкт-Петербургский центр по исследованию истории и культуры Скандинавских стран
и Финляндии, Датский институт культуры в Санкт-Петербурге
http://perpettum.narod.ru/scanchten01.htm

На основе литературы, указанной ниже, этот добротный краевед Северо-Запада России отметил следующее:

«Первым, для Y-ДНК-теста  был приглашен  князь Дмитрий Михайлович Шаховской - видный профессор русского православного института в Париже. Его предок, князь Тимофей Шаховской в средние века владел обширным имением в Передольском погосте (его тщательно исследует С.С.Алексашин), разместившимся недалеко от сопки Шум-гора - месте захоронения легендарного князя Рюрика, согласно местным преданиям.
Результатом тестирования стало определение его гаплогруппы под индексом N1c1 - ранее он имел название N3a.
Вторым  был профессор Андрей Петрович Гагарин. Его Y-ДНК тест дал результат, соответствующий тесту Шаховского. Аналогичный результат случился и у его двоюродного брата Григория Григорьевича Гагарина.
К  великой радости родственников молодому исследователю Александру Соломину удалось доказать  принадлежность к Мономаховичам как и Шаховской с Гагариным. Ведь  еще в XVI в., его род утратил  свои права на княжеский титул. После Y-ДНК теста  его результаты совпали с результатами Шаховского и Гагарина,  и он стал представителем Рюриковичей, которые также доказали свое княжеское происхождение через Y-ДНК тестирование.
Четвертым был Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский из Великобритании, результатом которого является соответствие остальным трем. Пятым- Г. Ржевский из рода Смоленских князей».

На начало 2009 г. исследователи отмечают следующее:

«Все пятеро испытуемых князей являются потомками  Владимира  Мономаха - сына Всеволода Ярославовича. Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой.
Их гаплогруппу N1c1а авторы проекта объясняют следующим образом.  Так как преобладает мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторами  был отобран результат с гаплогруппой N1c1a. Подгруппа, которая определена у Рюриковичей как  N1c1, называется северной гаплогруппой, что характерна для значительной части населения Скандинавии, в частности, современных потомков конунгов Упландии. И по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделан вывод о происхождении корней Рюрика в Упландии, к югу от Стокгольма.

Местечко Рослаген, что у моря  и севернее  Стокгольма, определено родиной Рюрика. Это место  приблизительно в V-VI вв. еще было занято «финским населением». Правда,  эту же гаплогруппу имеют примерно 16 % жителей центральных областей России, устойчиво говорящих на русском языке.  Группа  наиболее распространена  среди потомков финно-угорских племён, и часто встречается  на севере России.

Делается вывод, что скандинавские викинги пришли позже в этот регион и были перемешаны с  финнами. Финские гены выжили по отцовской линии. Но если N1c1 ( ранее N3a ) объявлять маркером финнов, то тогда надо и подчеркивать угро-финнское происхождение Рюриковичей. Но абсолютно финской чистоты у  N3a нет, как нет в многотысячелетней евразийской зоне миграций такой абсолютной чистоты у гаплогрупп всех народов http://proza.ru/2009/03/14/249, http://proza.ru/2009/03/13/179,
http://proza.ru/2009/03/31/170, http://proza.ru/2009/05/31/646
и др.


Несколько иная группа - N1c1a – у князя Дмитрия Шаховского. Его предки по мужской линии принадлежали этой группе на протяжении тысяч лет. Она  широко распространённая в Финляндии и на севере Швеции. Специалисты приходят к выводу, что ДНК Мономашичей скорее указывают на их скандинавское происхождение.

«Результаты анализов Шаховского, Гагарина и Лобанова-Ростовского свидетельствуют, что они были скорее скандинавами, чем балтами. Судя по популяционному распределению их гаплотипа, он более присутствует на севере Норвегии, в Швеции, Финляндии и Эстонии; и только один случай на многочисленную выборку у поляков, при этом ни одного случая у балтов», -отмечает  заведующий лабораторией генетики Института биологических проблем Севера Б. Малярчук. 
“Результаты Дмитрия Шаховского можно интерпретировать по-разному. Но я бы причислил его не к скандинавам, а все же к финно-уграм. Тогда легенда о призвании варягов приобретает особый колорит”, - добавляет сотрудник лаборатории популяционной генетики Медико-генетического научного центра РАМН Олег Балановский.

С.С.Алексашин сетует: «Как видно исследователи расходятся во мнениях и забывают, что важнее научная истина, но не колорит проблемы…» Эх, если бы кто окончательно знал, где эта истина.

По современным данным,  среди найденных  нескольких десятков генетических родственников Рюриковичей 90% заявили, что их дальние предки жили в центре и на севере современной Финляндии, а оставшиеся 10% указали Швецию и Британию. Правда, чего-то собственно про Россию забыли.

Результаты анализов  обычно сверяются  с базами данных, где содержатся  гаплотипы сотен тысяч человек. По логике, тот регион, где нашлось больше всего генетических родственников  князей, можно было бы назвать прародиной Рюрика. 

Два князя, Гагарин и Лобанов-Ростовский, по генеалогическому древу имевшие общим предком Всеволода Большое Гнездо (XII–XIII вв.), а с Шаховским – и вовсе дедушку Всеволода Ярославовича-отца Владимира Мономаха (XII в.), согласно генетическому анализу, оказались очень близкими родственниками. Различия в их ДНК (те самые мутации) указывали на то, что их родственные линии как раз разделились около 800 лет назад. То есть, по крайней мере, Владимир Мономах и все его потомки, именуемые «Мономашичами», также принадлежали к гаплогруппе N1c1а.

Два других князя: Джон Волконского и Юрий Андреевич Оболенский, которые были потомками Олега Святославовича - двоюродного брата Владимира Мономаха и племянника Всеволода Ярославовича, являются носителями славянской гаплогруппы  R1a1 - центральной и самой распространённой из этнообразующих гаплогрупп восточных славян (куда ещё входит, кроме R1a1 и N1c1, южнославянская гаплогруппа I2a).

Славянская ветвь Рюриковичей принадлежит  Ольговичам, которая  названа в честь Олега Святославовича – главного соперника Владимира Мономаха в феодальной борьбе за киевский стол. Оба – князь Джон Волконский и князь Юрий Оболенский – безусловно, оказались родственниками. Но вот к Рюриковичам из рода Мономашичей они не имеют никакого родственного (по гаплогруппам) отношения и принадлежат  к славянской  гаплогруппе R1a1. Хотя в целом к многогаплогруппному роду Рюриковичей, конечно, принадлежат.

 Авторы проекта, по известным только им мотивам уверяют, что виновником появления  славянской ветви – вероятнее всего, - был король Польши Болеслав II Смелый, «который  нарушил генетическую линию Киевских Рюриковичей». Правда, авторы   не намекают  каким образом это сделал польский король.
Польская армия под  коман­дованием Болеслава II Смелого дважды - в 1069 и 1078 гг.- совершала походы на Русь и дважды занимала город Киев. Первый Киевский поход 1069г. был вызван стремлением Болеслава Смелого посадить в Киеве своего родственника-изгнанника князя Изяслава, сына Ярослава. Встав на постой в Киеве, польские воинские люди стали заниматься грабежами и насилиями. Это вызвало единодушное восстание горожан, и Болеславу пришлось вернуться в собственные пределы. На этом борьба за престол не прекратилась, и Изяслав был изгнан своими братьями. Он бежал в Польшу, затем в Германию за помощью к Папе Римскому.

В 1078г. Болеслав  повторил Киевский поход не без подсказки Папы Римского, видевшего в Русской православной церкви опасного врага. Причина для нового вторжения на Русь нашлась благопристойная: Болеслав решил во второй раз помочь Изяславу занять киевский престол. Однако в этом же году Изяслав погибает от руки его племянника Олега Святославовича Черниговского в битве на Нежатой Ниве.

Авторы проекта – вероятно, - подразумевают поход на Киев Болеслава I в 1018г., когда тот захватил Киев и, желая унизить Ярослава, взял силой его сестру Предславу, фактически сделав ее  своей наложницей в Польше.

Вместе с тем, данных для окончательных выводов еще маловато.   

Основная проблема с Y-ДНК в  династии Рюриковичей -  в настоящее время только два князя, а именно Соломин и Пузин, исполнили анализ, по меньшей мере, на  37 маркера, что является более глубоким основанием для  научных выводов. Для Шаховского определены 12, Лобанова-Ростовского 16, для  Гагарина 25 генетических маркеров. Этого не достаточно для определения точной внутри родовой связи потомков Рюрика.

С.С.Алексашин пожурил специалистов по геногеографии:
«Опираясь на свою, оригинальную трактовку результатов, авторы проекта отвергли связь Рюриковичей и Гедиминовичей, как они говорят, с  точки зрения истинной генетики. Кроме “политики” в семейных отношениях обе княжеские линии были  не связаны ничем другим, делают авторы такое сильное заявление».

И обратился к мнению видных медиевистов.

Оценивая результаты общественного проекта, профессор Института Всемирной истории РАН  Е. Мельникова сетует: “Жаль, что ваши результаты не будут опубликованы в научных журналах. В будущем можно привлечь антропологов и попытаться извлечь ДНК из костей в скандинавских захоронениях”.

Сам С.С.Алексашин пришел к выводу:

«Однако уникальность этого проекта в том, что после столетних теоретических споров историков о Рюрике и его родине, ученые перешли в прикладную фазу изучения парадигмы Рюрика. Вызывает искренне сожаление, что итоги высокотехнологичных исследований, точность которых оспаривать не приходиться, интерпретировали  люди с субъективным взглядом и далекие от  истории, явно не отличающиеся беспристрастностью.
С другой стороны эта некоторая наивность в выводах только подчеркивает чистоту эксперимента, поскольку неожиданные факторы попытались хоть  как-то объяснить,  ничего не скрывая. Сожаление вызывает лишь то, что  вновь появились шведы, поляки – извечные “горячие точки” отечественной историографии.  Вновь навязывается внешняя модель генезиса Руси.
Собственно говоря, этот проект стал наглядным примером проблемы отсутствия комплексных исследований в области исторического наследия России».

И далее  С.С.Алексашин дает некоторые исторические сведения о корнях Рюрика.

Рюрик  Шведский?

Идея шведского происхождения Рюрика не нова и родилась она задолго до исследований генетиков по  весьма прозаическим  причинам, связанным с геополитическими интересами Швеции и России[3]. 
Эрик Рундштейн в 1675г. Лундском университете защитил свою диссертацию под названием “О происхождение свеоготоского народа”, которая выражала точку зрения шведов, что роксоланы – прямые потомки славян. Рундштейн  заменил  этноним  “варяги”   “роксоланами”, утверждая, что: “Роксоланы, суть те, кто вышел из Росладнии или Рослангена, части Упландии”. Долгое время шведские историки связывали этимологию Рослагена с руссами, Русью и т.д. Как бы, знакомые мотивы.

Идея о Рюрике шведского происхождения  впервые высказана  на переговорах шведами[4], без всяких аргументов, духовенству и светским чинам Новгорода в 1611 и 1613гг. Однако те же скандинавские саги, авторы которых более  или менее были знакомы с  генеалогией русских князей (правда,  не раньше Владимира), нигде не обмолвились ни одним словом о варяжском происхождении самих князей.

Высказывания шведских переговорщиков были переданы архимандритом Киприаном – посланником новгородцев в Москву. А далее произошло то, что по С.С.Алексашину - мы называем “испорченным телефоном”. Кто-то что-то услышал и передал  слова архимандрита как сведения русских летописей. Так по С.С.Алексашину возник миф о шведском Рюрике.
 Касательно пресловутого Рослагена, то еще в 1846г.  шведские историки  признали свою ошибку в том, что приняли древне-шведскую форму родительного падежа  слова “Рос” за именительный падеж. На рубеже XVI-XVIIвв. обострилось геополитическое противостояние двух сопредельных государств - Шведского и Русского до такого предела, что в 1615г. шведский король Густав II Адольф директивно подвел черту:
“Русские - наш давний наследственный враг”.

Стоит рассмотреть и версию, в контексте  финно-угорской принадлежности гаплогруппы N1c1а, что Рюрик из финнов.

С.С.Алексашин отмечает следующее:

«23 августа 1749г. в Санкт-Петербурге, прошло соединенное  заседание  Академического и Исторического собрания Академии наук. На заседании выступал Г.Ф.Миллер с речью “О происхождении имени и народа российского”, некоторые положения которого  он извлек из  статьи Г.З. Байера “О варягах”. Аудитория спокойно приняла доклад, и было решено печатать эту работу с незначительными поправками. На слушаниях присутствовал М.В. Ломоносов, который не имел не только возражений по сути вопроса, но даже не был автором ни одной поправки. 
Как обычно, на заседании присутствовал И.Д.Шумахер - начальник канцелярии и советник президента Академии наук, личность удивительная, сыгравшая  как ни странно не последнюю роль в возникновении норманнского вопроса. Это он, имея враждебные отношения и спор по бюджету академии с Г.Ф.Миллером, после заседания намекнул “как бы чего не вышло…”[5]  М.В.Ломоносову. 
 На следующий день  М.В.Ломоносов  пишет реляцию императрице  “Ежели положить, что Рурик и его потомки,  владевшие в России  были шведского рода, то не будут ли из этого выводить какого опасного следствия?”[6]. Иными словами Ломоносов, играя роль защитника  отечества, предостерегал, что шведский король, ссылаясь на шведское происхождение династии Рюриковичей, снова может претендовать на русский престол. Еще велики были воспоминания о Полтавской битвы, да и сами ветераны Петровских сражений писали историю России (В.Н.Татищев).
В 1783г. дело приняло настолько серьезный оборот, что сама императрица Екатерина II, урожденная Софи фон Анхальт-Цербст, поспешила отказаться от баснословной и  пронемецкой версии М.Ф.Ломоносова о происхождении Рюрика от Прусса-колена Августа  Римского кесаря и согласиться, что самоназвание ”славяне” пошло от славных дел и Рюрик - финского племени.
После смерти Ломоносова,  решение  вопроса о национальности Рюрика взяла  на себя Екатерина II. Она использовала  не  работы Ломоносова, а  первый том В.Н.Татищева, изданный по иронии судьбы тем же Г. Ф.Миллером в 1768 г. Миллер издавал   также “Историю”, написанную Ломоносовым  с первого списка рукописи В.Н.Татищева, которую ему передал И.И. Шувалов. В.Н. Татищев связывал слово “Русь” со словом “рыжий” Он выводил варяжский род из “Финляндии от королей или князей финляндских” поскольку в стране Суоми подавляющее число граждан имеют рыжий, то есть русый цвет волос, то и русь вместе с Рюриком финская. Славных дел мастера были рыжие славяне!»

Ирония С.С.Алексашина понятна. Но далеко не все рыжие – славяне.

Он рассмотрел и версию « Рюрик из славян…»

«Идею о шведском Рюрике торжественно закрыл в 1816 г. пастор Г.Ф. Холлман, опубликовав в Бремене работу “Рустрингия, певоначальное отечество первого российского великого  князя Рюрика и  братьев его. Исторический опыт”[7]. В своей работе пастор доказывал, что Рюрик  ведет свое происхождение не из Рослагена  (Швеция) а из Рюстрингии - провинции Фрисляндии. При этом Холман ссылался на Нестора, поместившего Русь между ютами и англянами…

Надо отметить, что против шведов, объявляющих Рюрика своим единокровным земляком, немецкие историки настойчиво утверждали в это же время славянское происхождение нашего князя. Историей Мекленбургского дома активно и успешно занимался проректор мекленбургской гимназии Ф. Томас. В своей работе он использовал манускрипт 1687 г. нотариуса мекленбургского придворного суда И.Ф. фон Хемнитца. Согласно этому документу, Рерик был сыном ободритского короля по мекленбургской линии Годлиба Биллунга, убитого в 808 г. данами. Род Биллунгов основал Гензерих Биллунг – король вандалов. Теория Ф. Томаса получила развитие в последующих исследованиях по истории Мекленбурга. Ф. Томас опирался также на популярный генеалогический справочник И. Хюбнера 1708 г., где Рерик ; представитель династической ветви герульских, вандальских и вендских королей.

Другой немецкий генеалог - С. Бухгольтц - доказывал явную преемственность родословных таблиц вандалов и вендов. Многие средневековые авторы вплоть до XIII в. называли правителей Мекленбурга «королями вандалов» и настаивали на том, что ключом к пониманию мекленбургской истории является признание полного тождества вандалов и вендов. Не случайно Мекленбургский дипломатический инвентарий 1760 г. открывает запись: “471 год. Завещание Гензериха, короля вандалов в Африке”.

Германские генеалогические таблицы представляют ободритского князя Готлиба  сыном вождя ободритов Витслава ; равноправного союзника Карла Великого, убитого саксами в 795 г. Именно так считали мекленбургские историки Латом и Хемниц, называя Вицлава (Witzlaff, Witislaus, Vicislaus, Witzan, Wilzan) 28-м королём вендов и ободритов, который правил в Мекленбурге во времена Карла Великого. Он женился, согласно германским генеалогическим хроникам, на дочери князя Руси и Литвы, сын от этого брака ; принц Годлейб (Godlaibum, или Gutzlaff), который стал отцом Рерика. Витслав, будучи потомком Аритберта I, чей предок был Гензерих ; король вандалов ; имел тезку по родословной ветви ; Вислава, короля на острове Рюген, который также являлся потомком Аритберту I. Но в этом случае речь идет о линии Биллунгов. Если применить правило аллитерации к родовым именам, как вендов-вандалов, так и русских князей со времени Владимира Святого, то имя Готлиб в любой транскрипции не вписывается в линию имен славянских вождей, но удачно накладывается на линию вендов-вандалов-ободритов: Гензерих, Гунерих, Гунтимер, Гебамунд и Вислав ; сын Гензериха. Таким образом, следует считать, что Готлиб был вандальским князем из дома Биллунгов.

Автор статьи намеренно привел разнополярные версии и только европейских историков одного времени, чтобы ярче высветить глубину проблемы происхождения Рюрика и подчеркнуть  поверхностность суждений авторов ДНК-проекта».


И далее основная «ирония» С.С.Алексашина « Они любили друг друга тайною любовью…»

«Авторы проекта пишут: “Изученные нами ДНК потомков князей: Мономашичей Шаховского, Лобанова-Ростовского и Гагарина и князей-Ольговичей Оболенского и Волконского показали, что у Мономашичей заподозрить в измене можно было бы бабку или прабабку Мономаха, а у Ольговичей - любую из супруг князей. Так мы во время поисков корней легендарного варяга случайно наткнулись на самый интимный секрет первого русского правящего дома, который может скорректировать современные представления о самом трагическом периоде в истории Древней Руси. <…..>  Неизвестно, кем был Ярослав Мудрый, но можно предположить, что его супруге, или же жене одного из его сыновей или внуков целомудрия не хватило. Ее ребенок, зачатый от любовника не великокняжеской крови, положил начало целой династии лжерюриковичей. Много столетий об этом никто не подозревал. Да и теперь можно лишь гадать: какая ветвь - порождение женской слабости, а какая восходит к самому Рюрику”.

Что же может скрываться за сомнениями исследователей?

Прабабка Владимира Мономаха - шведская принцесса Ингигерд, дочь короля свеев Олава Шетконунга из Упланда. В 1019 г. вышла замуж за Ярослава Мудрого, для которого это был второй брак. История правления Ярослава неразрывно связана с историей Норвегии и Швеции.

Неоднократно упоминаемый нами Упланд в Средней Швеции с центром Упсала с VI по XI в.  являлся  резиденцией королевского рода конунгов племени свеев. По преданию здесь и правила династия Инглингов. Именно от нее происходили все “легитимные генеалогии” конунгов Швеции, Норвегии и Дании IX-XI вв.  К примеру, история Норвегии  хорошо описана в “Сагах о королях”. Есть отдельные саги о норвежских королях, такие как: ”Сага о Хаконе Хаконарсоне” или “Сага об Олаве Трюггвасоне”, так и сводные произведения, характерным и наиболее известным примером которых является “Хеймскрингла»” (“Круг земной”) Снорри Стурлусона[8].

 Историки предполагают, что заселение Норвегии происходило с юга на север — мнение, подтверждаемое археологическими раскопками. Согласно сагам, норвежцы занимали область от южной части залива Вике до Дронтгейма, (прежнее название Нидаросе), но, как готы и шведы, не имели централизованной власти. На западном берегу Вика, теперешнего Христиансфьорда, находилась небольшая область Вестерфюльд, управляемая потомками королей, которые, по народному преданию, царили некогда в Упсале. 
Известно, что большую часть Норвегии объединил под своим началом Харальд Прекрасноволосый. Это был конунг из сакральной династии Инглингов, которые, еще будучи правителями Упсалы, считались верховными конунгами (Сага об Инглингах). Личные владения Харальда находились в Вестерфьорде.  Первый  же король Вестерфьорда, оставивший по себе память, был Гафдан Чёрный, который, отчасти благодаря семейным связям, отчасти путем завоеваний присоединил к своему королевству все области около верхней оконечности залива и простиравшиеся внутрь страны до озера Мьезен. Гафдан рано умер, оставив десятилетнего сына, Харальда Гарфагра. Олав II Толстый, прозванный по смерти святым и считающийся патроном Норвегии, был правнуком Харальда Гарфагра.
Население Норвегии тогда распадалось на 20 — 30 отдельных групп, называемых фюлк. У каждого фюлка был свой король, или ярл.  Был и норвежский фюлк Упланд (норв. Oppland), которым правил конунг Сигурд Свинья; он был женат на Асте Гудбрандсдоттир, матери Олава конунга Святого. Олав II ходил в женихах   к принцессе Ингигерд (Сага об Олафе Святом). Молодые влюбленные состояли в переписке  и обменивались посланиями и подарками через доверенных лиц. Предложение руки и сердца Олав сделал молодой принцессе и передал обручальное кольцо. Согласие,  через подарок ” шелкового плаща с золотым шитьем и серебряного пояса”, было получено. Однако брак не состоялся по многим причинам.
Для короля Швеции Олава Шетконунга такой брак был неприемлем из-за сепаратистких настроений  норвежцев и недовольства местных бондов невнятным правлением короля. После длительных переговоров и уступок с обеих сторон был достигнут выгодный военно-политический союз Руси и Швеции, который выразился в браке Ярослава и Ингигерд (Ирина на Руси). Кстати, у Ярослава были явные планы через этот брак создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за Киевский стол. Молодая принцесса тяжело переносила разрыв с Олавом и конфликты с отцом стали неизбежностью, в которых она всячески подчеркивала достоинства своего бывшего жениха. Надо отдать должное волевой натуре шведской принцессы - она с достоинством приняла этот брак и исполнила свой долг супруги, великой княгини с честью, связав дом Рюрика с Европой через многочисленные браки своих детей.

Однако она не утратила чувства к своему возлюбленному.  На пиру в честь прибытия на Русь дальнего родственника Олава  Эймунда, княгиня много спрашивала о конунге Олаве. И Эймунд говорил, что “может сказать много хорошего о нем и о его обычае; он сказал, что они долго были побратимами и товарищами… и княгиня была как нельзя более великодушна и щедра на деньги, а Ярицлейв конунг не слыл щедрым, но был хорошим правителем и властным”[9]. Сама сага заканчивается  весьма откровенным заявлением об Олаве и Ингигерд, что “они  любили друг друга тайной любовью”. Да и сам Олав этого не скрывал, говоря про княгиню: “самая выдающаяся из женщин и более чем  дружелюбно расположенная ко мне”. Сага об Олаве сообщает:  ”Ему было  с Ингигерд лучше, чем со многими другими женщинами…”.  Историк Ф. А. Браун с уверенностью рассматривает эти строки о тайной любви как указание на взаимоотношения Ингигерд и Олава Харальдсона, поскольку о том же говорят и более ранние источники: История Теодрика, Обзор и Красивая кожа, Исландские королевские саги[10].

 Несмотря на старания Ярослава, личные отношения в семье не складывались, и назревал конфликт. Однажды, как сообщает сага "Гнилая кожа", Ярослав в очередной раз попытался наладить отношения с неукротимой шведкой, построив новый дворец: “Видала ли ты где-нибудь такую прекрасную палату и так хорошо убранную, где, во-первых, собралась бы такая дружина, а во-вторых, чтобы было в палате той такое богатое убранство?”

Княгиня отвечала: “Господин, - говорит она, - в этой палате хорошо, и редко где найдется такая же или большая красота, и столько богатства в одном доме, и столько хороших вождей и храбрых мужей, но все-таки лучше та палата, где сидит Олав конунг, сын Харальда, хотя она стоит на одних столбах”.

Конунг рассердился на нее и сказал: “Обидны такие слова, - сказал он, - и ты показываешь опять любовь свою к Олаву конунгу” - и ударил ее по щеке. Она сказала: “И все-таки между вами больше разница, - говорит она, - чем я могу, как подобает, сказать словами”.      Вспышку гнева, несдержанность Ярослава можно объяснить и тем, что  он  имел родовую травму - подвывих в правом тазобедренном суставе и атрофию бедренной кости правой ноги, то есть  правосторонний диспластический коксартроз. Это свидетельствовало о врожденной хромоте и патологических изменениях в правом коленном суставе, наступивших в зрелом возрасте. К концу своей жизни князь испытывал жестокие боли во всем теле - ногах, руках, шее и позвоночнике, что вызывало частую смену настроения и нервные  срывы[11]. Еще при жизни противники Ярослава дали ему прозвище ” Хромец”. Действительно слова княгини звучали  недвусмысленно  и как  унизительный приговор.

“Ушла она разгневанная и говорит друзьям своим, что хочет уехать из его земли и больше не принимать от него такого позора”. Про эту избушку и ее хозяина-лучшего в мире охотника, Ингигерд говорила и  своему отцу, когда он хвастался ей добытыми глухарями.  Скорее всего, она использовала мотив  избы, как образ  места тайных любовных  свиданий. Для Ярослава такой намек, безусловно, был сильным унижением.

Этот скандал кончился тем, что Ярослав раскаивался и просил прощения у княгини. Он готов был выполнить любое ее желание, лишь бы она не уезжала и не уводила варяжскую дружину с собой. Это было равносильно смерти, если посчитать, что в саге об Эймунде под именем Бурицлав подозревается невинно убиенный Борис. В конце лета 1029г. через Ладогу-вено Ингигерд, которой правил ярл Регнвальд Ульвссон, ее дядя, в Новгород вместе сыном Магнусом приезжает погостить Олав. Ярослав исполнил заветное желание Ингигерд. В это время княгиня рассказывает новгородкам о чудодейственной силе рук своего бывшего жениха.
Сам же Олав  пишет стихи о своей возлюбленной – скальдические висы. Например: ” Я, красивый, стоял на кургане и смотрел на женщину, как ее нес на себе конь; прекрасноокая женщина лишила меня моей радости; приветливая, проворная женщина вывела своего коня со двора, и всякий ярл поражен ошибкой”. Или не менее сильная строфа в иносказательной форме, поскольку любовная лирика была запрещена исландскими законами: “Прежде стояло дерево дорогое в вотчине ярла, в цвету совершенно зеленым - как знали в любое время года Хордаланда. Теперь вдруг все дерево скамьи, украшенное листвой, поблекло от слез. У липы головного убора есть земля в Гардах”[12]. К весне Ингигерд понесла, а Олаву внезапно приснился сон, в котором его призывают освободить свою родину от неприятелей. Некоторое время Ярослав его удерживает от поездки. И, когда все же Олав уезжает из Руси в начале января 1030г., то  в Норвегии, его уже  ждут враги, и в  момент  высадки на берег его убивают.
Вскоре Ярослав объявляет его Святым, строит в Новгороде церковь его имени. Впрочем, эта традиция  Ярославом была сохранена от другой трагедии-убийства Бориса и Глеба. Они также были канонизированы и была  построена церковь. В 1030г. появился плод тайной любви… Ингигерд родила сына Всеволода. Мальчик получил великолепное образование, знал 5 языков. Княгиня удачно женила его на византийской принцессе Анне Мономахине. Так князь Всеволод, в силу сложившихся политических интриг и феодальных междоусобиц стал Великим князем Руси и основателем рода Мономашичей. Князь Ярослав долго держал молодого княжича около себя при дворе, не наделяя как других сыновей уделами. Лишь перед смертью Всеволод получил дальний Переяславль Южный на границе со степью и кочевыми племенами.

В 1054г. Ярослав умирает, если верить «Повести временных лет» - на руках у Всеволода в Вышгороде. До этого он делает весьма странное  завещание, более похожее на заклятье: ”Вот я покидаю мир этот, а вы, сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного (единого) отца и от одной матери….”. Надо отметить, что только “Повесть…” из всех известных летописей отводит так много утверждению Всеволода   законным сыном и наследником Ярослава, что в реальности вызывает не только недоумение, но и подозрение в ангажированности летописца.

Задолго до генетических исследований, в 80-е годы прошлого столетия на нелепости генеалогических списков и недвусмысленность ситуации с Всеволодом, последующее  из-за этого противостояние  потомков Ярослава, обратил внимание историк Д.А. Мачинский[13](Государственный Эрмитаж). Интуитивное подозрение историка  получило фактологическое, научное обоснование спустя двадцать с лишним лет.

 Такова история вопроса и появления гаплогруппы N1c1а у Мономашичей. Как мы видим результаты генетической экспертизы, маркера снипа, указание на Упланд  как родину носителей гаплогруппы - все это укладывается в вышеизложенные события.

 В 1939г. была вскрыта в Софии Киевской рака с останками великого князя Ярослава с целью антропологического изучения. Исследования проводил В.В. Гинзбург.  И вот слова  члена комиссии известного ученого - скандинависта  Е. А. Рыдзевской: “по расовому  типу Ярослав - не  пришелец с Севера,  а  человек местного происхождения;  в его черепе нордические элементы не могут быть совершенно исключены, но в общем он ближе всего подходит к славянскому типу”. 
Скульптор М.М.Герасимов  сделал  по гипсовому слепку реконструкцию внешнего облика головы Ярослава (см. рис.1). Любопытно сравнить эту реконструкцию  с реконструкцией Лондонского университета головы норвежца из Йорка того же времени и возраста (см. рис.2). К этому можно добавить описание Святослава-деда Ярослава Владимировича, сделанное императором  Иоанном Цимисхием, после их встречи: “умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой”.

Гаплогруппа R1a1 наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди сербов-лужичан (63 %) Лужичане те же венды - народность, племя; славянское население, проживавшее  и проживающее с V в. на территории Нижней и Верхней Лужиц - областей,  входящих в состав современной Германии.  Современные лужичане - остаток лужицких сербов- одного из трех главных племенных союзов, так называемых  полабских славян, в число которых входили также племенные союзы лютичей,  вильцов и бодричей, то есть ободритов, называемых ререками или рарогами. Полабские славяне, или, по-немецки, венды,  в раннем  средневековье заселяли не менее трети территории современного немецкого государства - север, северо-запад и восток.

Тогда возможно правы немецкие генеалоги, утверждавшие, что  Рюрик  сын ободритского короля по мекленбургской линии Годлиба Биллунга, убитого в 808 г. данами[14]. И он же, Рюрик ; представитель династической ветви герульских, вандальских и вендских королей?
Если учесть, что родовое имя Биллунг  образовано от древневерхненемецкого bill -  беспристрастие, справедливость, благожелательность, а также суд, право - согласно этимологическому словарю братьев Гримм[15], то становится понятнее притча Нестора о призвании варягов, в которой  происходит в иносказательной форме  обыгрывание  именно этих понятий: суд, право, закон. Отсутствие единого правового поля и закона становится доминирующей причиной призвания Рюрика. Что же  стало поводом столь необычной формы повествования? Скрытый  под эпическое предание подтекст - как попытка  обхождения  табу называть реальное имя князя и определяющий приход именно этой личности на Русь? Вероятно, этот парадокс еще долго останется загадкой. Вспомним у Нестора: « Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву <…..> Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Согласно иоакимовскому летописцу мы имеем нравоучительный вывод классической формы  притчи: «чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадил по всем градам князей от варяг и славян…».

 Таким образом,  у славянской версии о происхождение князя Рюрика из варяжской Руси, новгородских славян, как писал Нестор, и как считают немецкие историки, больше всего шансов быть единственной и основной теорией генезиса русской нации».

Автор данной ремарки (П.М.Золин) славянскую версию – наряду с другими – происхождения Рюрика тоже не исключает.

Источники статьи С.С.Алексашина

 [1]  Повесть временных лет. СПб.,1996.
[2] “Русский Newsweek”  , дек.2006 - янв.2007,№ 50 (128).
[3] Славяне в представлениях шведских ученых XVI-XVII вв.//Первые скандинавские  чтения. СПб.,1997.С.147.
[4] Куник. Замечания. СПб.,1878.
[5] Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. Лениздат, 1981.
[6] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений, Т.6 Москва, 1952,с.41.
[7] Голлманн Г.Ф. Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. М., 1819.
[8] Джаксон Т.Н.Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000г.). М.,1993.  Джаксон Т.Н.Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). М.,1994.
[9] Эймундова сага /  Пер. с лат. Д. Лавдовского // Учен. зап. имп. Московск. ун-та. 1834. Ч. III. № 8. C. 386–401; № 9. C. 576–596.
[10] Джаксон Т.Н.  “Они любили друг друга тайной любовью”.//Историческое знание и интеллектуальная культура. Материалы научной конференции. М.,2001.
[11] Карпов А. Ярослав Мудрый. М.2001.
[12] Джаксон Т.Н.Ладога и ладожская волость в исландских сагах и скальдических стихах.//Ладога. СПб.,2003.С.166.
[13]Мачинский Д.А. Вновь Открытые источники по истории Руси IX-XII вв. //Ладога  Первая столица Руси. СПб.2003. С.156.
[14] Алексашин С.С. Новые исследования Шум-горы и новые данные в генеалогии Рерика Фрисландского ; Рюрика Новгородского. //Скандинавские чтения 2006.СПб.,2008.С.15.
[15] Grimm J., Grimm W. Deutsches W;rterbuch. Leipzig, 1893.
http://perpettum.narod.ru/scanchten01.htm
Rurikid Dynasty DNA Project



ДНК-генеалогия Рюриковичей « : 28 Сентября 2008, 21:11:24 »
Дмитрий Кузнец, Никита Максимов, Степан Кравченко. Операция «Чистые Рюрики»
http://www.runewsweek.ru/science/8622/  "Русский Newsweek"
Сведения примерно близки.
Правда, более основательно приводятся взгляды профессора Института Всемирной истории РАН Елены Мельниковой.

«Она считает Рюрика предводителем одного из скандинавских отрядов, каких было множество. Возглавляли их не конунги с собственными наделами, а младшие отпрыски знатных родов, которым не досталось своей земли. «Их называли морскими конунгами, потому что они ходили в походы на кораблях. Собиралась группа из четырех-пяти кораблей, это 150–200 профессиональных воинов. Они высаживались где-то в Ладоге, но ее голыми руками не возьмешь: там укрепления [таких же, как они]. Так что лучше проплыть дальше и поторговать. Рюрик был одним из таких предводителей - можно торговать, а можно и мечом помахать. Как получится», - рассказывает Мельникова.

Проще и выгоднее было торговать, меха - колоссальная ценность. Так что скандинавы плыли по маленьким речкам и обменивались с местным населением. Меняли ножи на меха - «не случайно ножи, сработанные по скандинавской технологии IX–X веков, рассредоточены по всему русскому северу: значит, шла активная торговля», подчеркивает историк.

Мельникова уверена, что скандинавы очень хорошо интегрировались в славянское общество. Если это, конечно, были не шайки грабителей, а переселенцы, собирающиеся поселиться на новой земле. «Я очень хорошо представляю славян и финнов, вписывающихся в дружины скандинавов. Общественное устройство и славян, и скандинавов находилось примерно на одном и том же уровне, но скандинавы вели активную внешнюю деятельность и развивались более интенсивно», - говорит Мельникова».

Интересны и мнения историков В.Фомина и В.Янина.

«Несмотря на то что в “Повести временных лет” нет указания на то, что варяги были славянами, нас это не должно смущать. Тогда это был настолько общеизвестный факт, который и не надо было повторять. Главное доказательство именно славянского происхождения варягов заключается в том, что большинство городов, которые они основали (?!), носят славянские названия: Новгород, Белоозеро, Изборск. Одни славяне пригласили помочь других славян, а не скандинавов, потому что считали, что именно одноплеменники смогут их рассудить. Так же, как мы пригласили бы помочь чехов, поляков, хорватов, а не шведов», - уверяет ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Вячеслав Фомин.

Эту же вполне славянофильскую точку зрения разделяет (?!) Валентин Янин, руководящий Новгородской археологической экспедицией: «Это были уже давно знакомые люди, южно-балтийские славяне». Академик приводит адаптированную цитату из Лаврентьевской и Ипатьевской летописей: «Подобно тому, как другие варяги называли себя германцами, англичанами, шведами и готами, эти называли себя русью». Янин при этом не отрицает, что южно-балтийские славяне могли иметь изрядную примесь скандинавской крови: «Но куда важнее культурная близость этого народа и тогдашнего славянского населения».

Разрешить спор сторонники славянского и норманнского происхождения русской государственности, по мнению Янина, смогут лишь тогда, когда будут одинаково истолковывать приведенную цитату из летописей.

По мнению Мельниковой, это случится не скоро. Ее куда больше беспокоит, что несколько лет назад среди историков произошел «ренессанс средневековья». «Где-то в 2001–2002-м году вдруг опять начался всплеск антинорманизма, причем примитивного, основывающегося на работах середины XIX в. Этот всплеск был спровоцирован администрацией президента, это чисто политический заказ», - утверждает она.

Как раз в 2002-м году в Калининграде прошла нашумевшая «антинорманистская» конференция «Рюриковичи и российская государственность», которую некоторые историки считают патриотической пиар-акцией Кремля. Конференция действительно была проспонсирована администрацией президента. Первое заседание началось с зачитывания приветственной телеграммы президента Владимира Путина. Академик Янин, впрочем, не считает, что власть пытается направить историческую науку в нужное русло: «Это попытки отдельных историков выслужиться, инициатива идет снизу вверх, а не сверху вниз».

Три года назад, когда Путин посещал самое известное варяжское поселение Старая Ладога в Ленинградской области, руководитель раскопок Анатолий Кирпичников сообщил ему, что это древнее городище было первой резиденцией первого главы русского государства. Кирпичников доложил президенту, что Рюрик провел здесь несколько лет, с чем не согласны многие другие историки; по их мнению, Старая Ладога была всего лишь транзитным пунктом.
Как вспоминает академик Янин, Путин потом живо интересовался этим поселением: «Он спросил меня, что я думаю по поводу ладожского вопроса. Я ответил: вот вы сейчас в Новгороде, от этого же он не становится столицей Российской Федерации? Путин согласился: “И действительно”».

Юрий Андреевич Оболенский, потомок русских князей, тоже готов согласиться со своим славянским происхождением, хоть и верил всю жизнь, что Рюрик был норманном: «Хоть я придерживался норманнской позиции, но против науки не пойдешь. По его словам, в роду Оболенских существует семейная легенда: мол, Иван Грозный был вовсе не потомком Мономашичей, а внебрачным сыном одного из Оболенских - князя Телепнева-Овчины. «У нас в роду все так намешано», - говорит князь.

Если разбираться с помощью современных методов, «все намешано» и во всей русской истории. Чем больше узнают ученые, тем больше становится понятно: у России и ее государственности нет одного истока. Точно так же, как у Рюриковичей из некогда враждовавших родов - общего предка.

Источник: http://www.dnatree.ru/
http://wishnewez.org/wforum/index.php?topic=78.0

Рюрик. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
новгородский князь 862 — 879

Рю;рик (предпол. др.-исл. Hroerikr (Hro;rekr), букв. «славный могуществом», ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hr;rek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик — славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом[1]. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик
Этимология имени

Древнескандинавское имя Ro;rekr по одной из версий является производным от «Ro;» — огненно-рыжий как бог Тор (др.-исл. ;;rr) и «rekr» — могущественный воин, правитель[3]. В средневековых европейских хрониках упрощалось до Rorik (R;rik). По другой версии производные формы реконструированного (гипотетического) протогерманского имени Hr;;ir;k(i)az («знаменитый правитель») были использованы в легендах и мифах разных народов:
Hrodric — старо-германский язык
Hr;;r;c и Hro;ricus — старо-английский язык
R;rik — восточный старо-норманский язык
Hr;rekr — западный старо-норманский язык
Hr;rekr — древнеисландский язык, от hr;;r «слава» и rikr «король»[4]
Rodrigo (Ruy, Rui) — испанский и португальский языки

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени R;rik (Hr;rekr):
Hre;ric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
Рорик — датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
Rudereiks (Рудерих) — король вестготов в Испании в 710;711 гг.
Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo)[5].
Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей были опубликованы и собраны в Интернет-проекте[13]. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии[14]. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Упландии, к югу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов[15], является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик

(одна из версий) Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[16]. Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами. Адам Бременский свидетельствует[19] :
Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место[20] относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами — «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствие автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.[21]

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил[22]. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. http://www.moonzstuff.com/dna/haplo.html

Вывод.

У Рюрика были папа и мама. Бабушки и дедушки по их линиям. Прадедушки по вдвое большим линиям. И т.д. Учитывая мужские генетические составляющие, надо помнить и о влиянии матерей (женщин) на воспитание детей.
Преимущественная связь гаплогруппы с тем или иным народом – это не абсолютная связь. В тех же Норвегии и Швеции носителей гаплогруппы N значительно меньше, чем в Европейской части России. К тому же Скандинавия заметно помечена влиянием восточноевропейской гаплогруппы R1a.

Действительно, многое в народах перемешано. И это указывает нередко на многотысячелетние этногенетические связи. Их стоит тщательнее исследовать, а не надеяться лишь на анализ далеко не объективных письменных источников или заметно субъективных интерпретаций данных археологии.

Родичи Рюрика, вероятнее всего, имели несколько гаплогрупп.
Как и его многочисленные потомки.