Геральдика. Русские гербы с львиным пардусом

Владимир Репин
Русские гербы – одни из самых молодых в Европе, поэтому приходится часто сталкиваться с мнением, что ничего оригинального в них быть не может – только подражания западным аналогам. К тому же гербы часто изменялись, порой весьма существенно. Иногда элементы герба переосмысливались и искажались, иногда – наоборот, приводились в соответствие с европейской традицией, чтобы вернуть гербу первоначальный смысл. Но в любом случае изучение русской геральдики может помочь разобраться в остаточных проявлениях культа Рыса-гепарда.

Герб Пскова. Имеются противоречивые мнения о том, какое животное изображено на гербе города Псков. Самое раннее по времени описание есть в "Росписи всем Государевым печатям" 1626 года, где сказано: "Печать Псковская: барс, под барсом земля". А вот царь Алексей Михайлович в указе 1666 года об изготовлении гербового знамени подписал такое описание: "Печать псковская, на ней рысь бежащая". Царь слыл человеком образованным и любителем охоты, имел зверинец. Мог ли он так ошибаться? Вряд ли. На изображениях герба – пятнистая длиннохвостая кошка с длинной шеей, не похожая ни на плотного барса с толстой короткой шеей, ни, тем более, на короткохвостую рысь


Значит, царь имел в виду какого-то другого зверя? Или (менее вероятно) слова «рысь» и «барс» тогда были синонимами? Впоследствии большинство источников называет помещенного на гербе зверя барсом. Так, эмблема города Пскова (барс) есть на государственной печати 1583 года Ивана Грозного. В Титулярнике 1672 года к изображению барса добавлена благославляющая рука, выходящая из облака, - такая композиция повторяется и на всех позднейших рисунках герба. Псковский барс помещен на государственной печати в дневнике 1698 года австрийского дипломата Корба. Есть барс и на рисунке для полкового знамени 1729 года, и к нему еще имеется описание: "...Псковский - по-старому: барс - а над ним из облака рука: стоит на земле зеленой, поле лазоревое". Интересная добавка: «по старому». Может ли быть старым живущий ныне зверь? Ведь не мамонт, и даже не зубр, последние из которых еще бродили в те времена по Беловежской пуще. Быть может, тогда еще помнили, что был когда-то на Руси  другой зверь, которого звали так же (ну, или почти так же), как и ныне здравствующих барсов.

Есть и более интересный пример с путаницей на гербах:
Герб Гомеля.  Начальный герб города с 1560 года: «У чырвоным полі сярэбраны кавалерскі крыж». Затем герб неоднократно менялся.
С 1856 г. на гербе Гомеля изображен лежащий пятнистый «барс» с длинной шеей и длинным хвостом, выше – двуглавый орел. Он восходит, в свою очередь, к утвержденному 16 августа 1781 года для Белицы, которая была тогда уездным центром.

 http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/134844?page=0

Но в описании «барс» числится рысью («У блакітным полі ляжачая рысь»),  и потому современный герб Гомеля решили «подправить». Имперского орла, естественно, убрали, а вместо лежащего «рысобарса» поместили лежащую короткохвостую рысь с кисточками на ушах – видимо, для лучшей узнаваемости. Поневоле вспомнишь Козьму Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Рысь – значит рысь! Точка.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/134850?page=0

«Итак, укорять в чем-то Герольдмейстерскую контору в данном случае, наверное, не приходится. Во-первых, нашей Белице, а потом и ее преемнику в качестве уездного центра, Гомелю, досталась гербовая эмблема, проверенная и прославленная в истории самой России. Во-вторых, и среди гербов так называемого «геральдического» периода (точнее, среди пожалованных Станиславом Августом Понятовским в 1792 г.) также имелась эмблема рыси - в гербе литовского города Расейняй. К 1855 г., когда рысь стала также и гомельской, прежний герб этого города (серебрянный крест в красном поле), пожалованный ему почти триста лет назад, был гомельчанами, наверное, уже основательно забыт».

Герб г. Владимира - лев - по своему происхождению один из самых древних в русской геральдике, ему более семисот лет. Он возник в XII веке как родовой знак Владимиро-Суздальских князей. Фигура льва в геральдике, как правило, символизирует силу, храбрость, власть, что не противоречит главной политической идее Владимиро-Суздальских князей в XII-XIII веках - создание княжеской власти, способной преодолеть феодальную раздробленность Руси.
Однако если мы присмотримся к замечательной белокаменной резьбе храмов, построенных на Владимирской земле в XII – XIV веках, например, в настенных рельефах Успенского (1158 –1161 гг.) и особенно Дмитриевского (1193 – 1197 гг.) соборов во Владимире, мы увидим одну интересную особенность: местные львы удивительно напоминают добродушных собак.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/140510/?page=0

Создается впечатление, как будто резчикам только на словах объяснили, что представляет собой то животное, которое надо изобразить: помесь кошки и собаки, да еще и грива есть. Вот они и постарались, копируя жизнерадостных местных Шариков.
Интересно, чисто интуитивно или все же со знанием каких-то древних канонов резчики разместили многих «львов» попарно и встречно, в соответствии с этрусскими правилами размещения изображений гепарда в ритуальных постройках (например, в «гробнице леопардов»)?

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/140515/?page=0

Предположение о том, что резчикам ставили задачу изобразить помесь кошки и собаки, можно найти в других примерах владимиро-суздальской резьбы. Это то, что Б.Рыбаков называл «барс с собаковидной головой»:

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/140526/?page=0

И все же наверняка найдутся читатели, которые возразят: ведь они видят животное, больше похожее на льва; причем тут гепард?
Рассмотрим внимательно еще один снимок, рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122-25):

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/140513/?page=0

Здесь отчетливо видны пятна, изображенные на боку «льва». В Суздале вообще точнее относились к изображениям. «Лев» на Золотых вратах храма имеет такие характерные пятна на морде, что сомневаться в том, что на самом деле изображен гепард, может только закоренелый скептик.

Но в основу герба Владимира, скорее всего, легло почти настоящее геральдическое изображение  на главном рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.), где "лев" изображен на воинском щите, там, где традиционно помещали герб западноевропейские рыцари.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/140499/?page=0

На Владимирском гербе, помещенном в "Титулярнике" 1672 года, у льва появились атрибуты - корона и крест в лапах. А на знаменах Владимирских полков 1712 г. лев изображен без короны. В знаменном гербовнике 1730 г. впервые голова льва повернута в фас: это изображение было использовано при составлении официально утвержденного герба в 1781 году.
 Поворот головы в фас – не пустяк. В геральдике зверь с головой в профиль – лев, а с головой в фас  - львиный пардус или львиный леопард (леопард и барс – синонимы).

Почему львиный? Потому, что у гепардов, в отличие от барсов, есть маленькая гривка; на настоящего льва не очень похоже, но путаницы вносит много. И в 1730 г., тогда Россия приводила свои нормы в соответствие с европейскими, эту путаницу решили устранить, приведя изображение к стандартам европейской геральдики. Надо полагать, хорошо понимая при этом, что за зверь был изображен на гербе.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/134858?page=0

Герб Новгорода. На печати новгородского наместника в 1565 г. 1 сентября (в новый, 7074-й год от Сотворения мира) Иван Грозный «велел зделати печать нову в Великий Новград Ноугородским наместником печатати грамоты перемирные с Свейским королём Новугороду о перемирии и грамоты посылные печатати о порубежных и о всяких делех к Свейскому королю; а на ней клейно: место, а на месте посох, а у места с сторону медведь, а з другую сторону рысь, а под местом рыба; а около печати подпись: «царьского величества боярина и Великого Новагорода наместника печать»
В таком виде печать Новгородская вошла в число эмблем на Большой печати Ивана Грозного, с единственным изменением – рыб в нижней части герба стало две (плывущих навстречу друг другу). Кроме того известна печать новгородского наместника, скреплявшая документ от августа 1561 г. о перезаключении шведско-русского перемирия – на ней изображены два противостоящих зверя, один большой, другой поменьше, по всей видимости, лев и, возможно, рысь.
К 1672 г. изображение изменилось, приобретя уже окончательный вид: место превратилось в трон, его спинку увенчал трисвечник, на троне разместились перекрещенные скипетр и посох с навершием в виде креста, а с обеих сторон трон теперь охраняли медведи.

Надо полагать, первый вариант изображения, еще на печати, ближе к истине. Достаточно вспомнить, что Рюрика с братьями «приглашали на княжение» и славянские, и финно-угорские племена; в то же время известно, что медведь – родовой зверь у части финно-угров. Рыс-гепард (барс) – знак усобицы русов. Печать должна была символизировать единство и дружбу двух народов на территории Новгородчины. Позже об этом символе, похоже, просто забыли (или не хотели оставлять одного и того же зверя на гербах соседних крупных городов).

 Евгений Пчелов  пишет: «Интерпретация животных новгородской эмблемы… довольно сложна. Прообразом льва печати 1561 г. Дж. Линд полагает львов с новгородских печатей XV в., которые обозначены легендой «А се лют зверь» - тем самым лев как бы символизировал преемственность от прежнего периода новгородской истории. Замечу, впрочем, что интерпретация исследователем большого зверя как льва спорна». Считается, что «лют зверь», который во время охоты прыгнул на князя Владимира – тоже лев. «Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бёдра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым» - писал Владимир Мономах в своём поучении.
Но вот вятичи так называли рысь. Какую «рысь» они имели в виду первоначально – особый вопрос.

Сложнее обстоит дело с гербовой рысью. Детальный анализ изображения и истории наименования «рысь» привёл Г.И. Королёва  к интересному выводу, что под «рысью» новгородского герба подразумевался на самом деле «барс» (леопард).

Герб г. Ярославля. Как пишет в той статье же Е. Пчелов, исследователи связывают изображение со «Сказанием о построении града Ярославля», известным по рукописи последней четверти XVIII в., но, вероятно, использовавшим народные предания. В сказании рассказывается о жителях приволжского «селища» Медвежий угол – язычниках, поклонявшихся богу Волосу, и о том, как Ярослав Мудрый, княживший в Ростове (по летописным известиям при жизни своего отца Владимира, условно до 1010 г.), прибыл в это место с духовенством, мастеровыми и воинами.

«Язычники «испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним». Ярослав убил зверя секирой («а пси, яко агнцы, не прикоснуся никомуждо от них»), чем привёл местных жителей в смятение. На следующий день он основал при впадении Которосли в Волгу город, названный Ярославлем.
Князь «водрузи на земли сей древян крест, и ту положи основу святому храму пророка Илии; а храм сей посвяти во имя святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его». Хотя в сказании «лютый зверь» не назван, можно думать, исходя из местного топонима, что это был медведь. Вряд ли можно сомневаться, что именно эта легенда, вернее, народное предание об основании города, и послужило основой для создания ярославского герба (Титулярник 1672 г.).
Важная особенность ярославского медведя отмечена в источнике 1692 г. – «медведок стоячей». Медведь идёт на задних ногах, подобно человеку, да ещё и несёт протазан».

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/140537/?page=0

А теперь подумаем: зачем использовался табуированный термин «лют зверь», если тут же употребляется название Медвежий угол?  Тем паче, что лют зверь – как правило, крупная кошка. К тому же опознать «зверя» ни князь, ни его окружение не смогли (или не захотели). Но впоследствии (через 660 лет!) его, не долго думая, обозвали медведем по расположенному рядом селищу.
А почему не Котом ученым  – по названию речки Которосль (Кошачий питомник)? Похоже, именно так назывались рысы – гепарды у волхвов. Возможно, Кот не вошел в монастырскую летопись потому, что именно здесь Кот оказался однозначно связанным с язычниками-волхвами, хранителями древних верований. Именно поэтому зверя не назвал его именем ни князь, ни его челядь. А может быть, князь и не понял, кого «героически» убил (гепард никогда не нападает на человека, волхвы могли просто вывести его из убежища, чтобы усовестить князя, пренебрегающего тысячелетними верованиями) – ведь до этого ему вряд ли доводилось видеть необычного зверя.

В восточной России есть свои львиные пардусы – о них отдельно.

На Западе львиных пардусов – море, разлившееся вслед за движением в Западную Европу русов и борусов. Но об этом – в другой главе.