Англия против императора ПавлаI

Заякин Борис Николаевич
Заякин Б. Н.

                Историческое исследование.

                “Англия против императора Павла I”.

После кровавых событий якобинской революции Екатерина Великая стала называть всех французов “плебеями”, а Наполеона Бонапарта именовала не иначе, как “безродный выскочка”.
А казнь королевской семьи Бурбонов на гильотине произвела на нее такое впечатление, что в 1793 году российская императрица выпустила манифест, запрещающий ввоз в страну всех французских товаров и импорт во Францию отечественной продукции.
Торговое эмбарго России быстро сказалось на французской экономике. Через три года, когда во Франции уже начали готовиться к борьбе с массовым голодом и банкротством государства, императрица России отошла в мир иной.
Все ожидали, что Екатерина оставит престол своему обожаемому внуку Александру, но государыня не посмела нарушить принцип престолонаследия и передала трон сыну Павлу.
Сквозное движением главным экспортным сырьем России со второй половины XVIII века была сельскохозяйственная продукция. Это правда, когда говорят, что Россия кормила хлебом всю Европу.
На внутреннем рынке пшеница практически не употреблялась, народ питался дешевым ржаным хлебом, и она экспортировалась ее за рубеж в колоссальных количествах.
Две трети текстильной промышленности Англии работали на российском сырье, и купцы меняли лен и коноплю на изделия мануфактурного производства, за один торговый рейс, преумножая свой капитал в несколько раз.
Павел рос вдали от матери в окружении многочисленных нянек. Она его не любила, потому что он напоминал об участии в заговоре и убийстве собственного мужа, а он отвечал ей взаимностью.
Вырос инфантильным, мнительным, и в решении вопросов руководствовался не разумом, а эмоциями, при этом мечтая о славе великого полководца.
Ему очень нравились армейская форма, медальки на груди и стройно шагающие солдаты. На этом все его военные и административные таланты заканчивались.
История оставила массу примеров политической некорректности и безграмотности этого императора. Часть из них прописана в книгах и учебниках по истории.
Например, завидуя славе всенародного любимца Суворова, Павел отказал ему в дворцовых приемах и под страхом публичной порки запретил величать полководца “ваша светлость”, фактически это приравнивалось к лишению дворянского титула.
Посадил на два года в тюрьму генерала Ермолова. Вопросы инфляции денег решал принародным сожжением бумажных ассигнаций, при этом, отдав монетному двору на переплавку все фамильное серебро, которое правители Руси собирали веками.
Организовал государственный банк, где можно было закладывать крепостных крестьян, который обанкротился через пять месяцев, вот откуда сюжет “Мертвых душ” Гоголя.
Список ошибок этого правителя огромен. Наполеон Бонапарт решил воспользоваться слабостями нового российского императора. Великий стратег разработал план и начал действовать.
Для начала Наполеон захватил последний оплот рыцарства - остров Мальту. Экспроприировав сокровища мальтийцев, он подарил остров Павлу I. Вместе с островом российскому императору вручили титул гроссмейстера Мальтийского ордена и внедрили в его свиту группу высококлассных шпионов - агентов влияния.
Эту группу возглавлял некий патер Гувер - знаток масонских таинств и обрядов. От подарка Павел пришел в восторг и отменил французское эмбарго.
Всего несколько месяцев понадобилось патеру Гуверу, чтобы все ведущие российские политики и фавориты Екатерины Великой были сосланы в отдаленные губернии.
Назревал религиозный скандал: Павел как император считался главой православного Синода, но, став магистром католического ордена, переходил в прямое подчинение Папы Римского.
Далее французский дипломат Талейран предложил Павлу вступить в антианглийскую коалицию и присоединиться к континентальной блокаде Англии.
22 октября 1800 года император России наложил секвестр на все английские товары и суда, в российских портах находящиеся. Это было завуалированное эмбарго.
Российская сельхозпродукция перестала поступать в Англию, что грозило англичанам экономическим и военным кризисом. Успешное вторжение Наполеона в Англию становилось реальностью.
Кроме того, Талейран провел переговоры с Павлом о том, чтобы российская армия расчистила дорогу французским войскам при походе на Индию, то есть русские должны были вызвать огонь на себя, и французы без потерь завоевали бы английскую колонию.
Павел согласился и тут же послал в поход сорок полков донских казаков. Без планов местности, без карт, без достаточного снабжения они смогли добраться только до Средней Азии, где большая их часть полегла от болезней и голода.
Но и у англичан был свой гениальный стратег - глава Английского банка Вильям Питт-младший. Именно ему приписывается авторство заговора против Павла I.
Хороший психолог и интриган Питт-младший первым делом спровоцировал недовольство ближайшего окружения российского императора, которое наживалось на экспорте сельхозпродукции.
Сделал он это, профинансировав захват английской эскадрой острова Мальта. Свидетели в своих воспоминаниях напишут: “Павел кричал и плакал как ребенок: “Они захватили мою Мальту и не отдают, сколько я к ним ни обращался”, - жаловался и причитал российский император”.
В ноябре 1800 года обиженный Павел I за бесценок, в убыток российской казне, отдает право перекупки отечественной сельхозпродукции Франции.
Далее через Ольгу Жеребцову, любовницу английского посла - принца Уэльского, - банкир передал деньги на заговор против Павла. В заговорщики были выбраны люди, чьи интересы ущемили.
Это адмирал Осип Рибас - владелец огромных сельскохозяйственных угодий, получавший мзду с каждого купеческого корабля, проходившего через его таможни, граф Петр фон дер Пален - советник императора и владелец тысяч гектаров конопли и озимых на Украине, и царедворец граф Никита Панин - еще один сельскохозяйственный магнат, который должен был стать регентом при цесаревиче Алексее.
Недавно найденная в Российской национальной библиотеке рукопись свидетельствует о причастности к заговору еще одного человека - некого Лешерн фон Герцвельда.
Угрозами и деньгами заговорщики перевербовали патера Гувера, который уговорил императора вернуть к дворцу из ссылки многих опальных дворян, в том числе и фаворита Екатерины Великой - Николая Зубова.
Участь российского императора была предрешена. Финал. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Николай Зубов вместе с верными ему гвардейцами врывается в спальню императора Павла I, избивают его, оглушает медным канделябром, по другой версии - серебряной табакеркой, а затем душат офицерским поясным шарфом.
Гвардейцы добивают императора прикладами ружей. Кстати, среди гвардейцев, которые ворвались в спальню, был и орловский дворянин Скарябин. Он впоследствии заложил в Орле кафедральный собор, на месте которого в нынешнее время находится библиотека имени Бунина.
На следующий день, пока испуганный архитектор Карл Росси гримирует изуродованное лицо Павла I, новый российский государь Александр I, за спиной которого стоит граф Панин, во всеуслышание заявляет:
- Папенька скончался от апоплексического удара. При мне все будет, как при бабушке.
Первым документом, который подписал Александр I, был указ о снятии эмбарго на поставки сельхозпродукции в Англию.
                “В защиту императора Павла I”.
В российской истории, вернее в ее освещении существует целый набор устоявшихся штампов и, как правило, никто не пытается оспаривать это. Они воспринимаются как аксиома, как нечто не требующее доказательств.
Особенно много штампов в оценке деятельности русских царей и императоров. Например, Петр I это исключительно положительная личность, Анна Иоанновна - отрицательная, Екатерина II - положительная и так далее.
Особенно черной краской рисуется царствование императора Павла I. Все описание периода его царствования с 6.11.1796 года до 12.3.1801 года сводится к двум моментам.
Он был самодур, негодяй, издевался над людьми, карал за незначительные провинности или вовсе ни за что, все в его царствование было плохо. Слава Богу, что русские патриоты его убили, и он не успел причинить много несчастий русскому народу.
                Но, вот что настораживает:
1. Он вступил на престол в возрасте 42 лет, то есть достаточно пожившим и знающим человеком.
2. Едва ли не первый законно занявший русский престол император.
3. Ни один закон, ни одно положение установленное Павлом I не было отменено его сыном Александром I, а большинство законов разработанных Павлом и им введенных просуществовало вплоть до 1917 года.
Вот этот-то третий пункт моих сомнений и побудил меня более внимательно изучить эпоху Павла I. Оценка русской армии британским генералом, служившим в русской армии во времена правления Екатерины Великой:
“Армия императрицы Екатерины II более беспорядочная толпа, нежели правильно устроенное войско. Процветает масса злоупотреблений, вкравшихся во все отрасли управления войсками. Большинство высших генералов постоянно живут в столице, оставивших войска на свои штабы. Многие офицеры постоянно живут в своих имениях, отдавая за это свое жалованье своим командирам. Солдаты, знающие ремесла постоянно живут и работают в имениях своих начальников. Я насчитал до 50 тысяч таких отсутствующих солдат. В Лейб-гвардии Преображенском полку состоит 8 полковников, 26 подполковников и 6 тысяч унтер-офицеров дворян на 3 с половиной тысячи рядовых. Но каждый день в полку я вижу только одного майора, да несколько писарей”.
Почему никто не обращает никакого внимания на сложившийся при Екатерине II обычай записывать новорожденных дворянских сыновей солдатами в гвардейские полки. Эти недоросли, не служа ни единого дня в строю, к 16-17 годам получали звания гвардейских поручиков.
                Что же изменил в армии Павел I?
1. Он ввел реальную дисциплинарную и уголовную ответственность офицеров за сохранение жизни и здоровья солдат.
2. Ввел понятие “беспорочная служба” для нижних чинов. За беспорочную выслугу 20 лет нижние чины навсегда освобождались от телесных наказаний.
3. Регламентировал телесные наказания нижних чинов, особо отметив что “Оные допускать в крайних случаях, памятуя, что служат для исправления нерадивых солдат, а отнюдь не для их калечения”.
4. Ввел впервые в Европе награждение нижних чинов знаками отличия орденов святой Анны и кавалером ордена святого Иоанна Иерусалимского.
5. Уволил со службы всех нижних чинов из дворян, числившихся при полках, но находящихся в длительных отпусках.
6. Приказал - все вновь открывающиеся офицерские вакансии занимать только выпускниками военно-учебных заведений или опытными унтер-офицерами из дворян, сдавших экзамены на грамотность и знание устава.
7. Запретил офицерам и генералам отпуска более одного месяца в году.
8. Ввел отпуска нижним чинам по 28 дней в году.
9. Ввел для нижних чинов как предмет формы суконную шинель с рукавами для зимнего и холодного времени. До этого времени солдаты имели на все сезоны только мундир, под который они поддевали кто, что мог. Этот  предмет военной одежды солдаты носят и по сей день.
10. Ввел для зимнего времени для часовых караульные овчинные шубы и валенки, причем в караульном помещении валенок должно быть столько, сколько требуется для того, чтобы каждая смена часовых надевала сухие валенки. Это правило караульной службы существует и сегодня.
11. Уволил со службы 333 генерала и 2261 офицера, не сумевших ответить на элементарно простые вопросы по военному делу.
12. Приказал, чтобы лекарями в полк допускались только лица, сдавшие лекарский экзамен в Медицинской коллегии.
13. Под страхом каторги запретил делать удержания из солдатской зарплаты и под страхом смерти невыдачу солдатского жалования.
14. Учредил лазареты при каждом полку.
15. Ввел для отставленных от службы из-за увечий или прослуживших более 25 лет солдат пенсии с содержанием таких солдат в подвижных или гарнизонных инвалидных ротах.
16. Приказал умерших и погибших солдат хоронить с воинскими почестями, могилы передавать на присмотр инвалидным гарнизонным ротам.
17.Запретил производство в унтер-офицерские чины неграмотных.
18. Запретил использовать солдат в качестве рабочей силы в офицерских или генеральских имениях.
Кто оставил нам письменные свидетельства эпохи Павла I, на основе коих мы сегодня льем грязь на императора, так много сделавшего для простых солдат и незнатных офицеров?
Не те - ли генералы и дворяне, коих по непригодности Павел выгнал со службы? Павел, как и Петр I потребовал от дворян службы своему государству.
Мог ли оставаться в живых царь, покусившийся на вольности дворянства, взваливший на хрупкие плечи дворянских детей все тяготы армейской службы?
Уж если говорить, да по всей честности, то Суворов конечно велик. Но, как всякий великий человек, совершал свои погрешности, за что постоянно молился и каялся за свои прегрешения. Помните старинную притчу: “Не создавай себе кумира”.
Мог ли любить Павел I генерала, который при суточной норме марша в 20 верст - 100 верст в неделю, заставил солдат проделать за 10 дней 500 верст в 1798 году лишь для того, чтобы удивить своими чудо-богатырями австрийский двор, генерала, который заставил солдат за 36 часов проделать марш в 80 верст под палящим солнцем на Требию, ради никому в России не нужной победы в частном сражении.
Да-да, я говорю о великом полководце Суворове, у которого в том марше в каждой роте живых осталось по 40 солдат из 200. Да и так ли уж велик полководческий гений Суворова, который почти все свои победы одержал над турецкой армией, явно неравнозначной по вооружению и боеспособности.
Суворов так и не сумел настигнуть и разбить отряды Пугачева и был вынужден уступить лавры победителя Михельсону. Мы скромно молчим о том, что когда Суворов столкнулся с наполеоновскими войсками, то стал терпеть одно поражение за другим, а столь славный суворовский переход через Альпы на деле был просто беспорядочным бегством, в ходе которого фельдмаршал потерял почти всю армию.
Уже слышу грозный хор возмущенных голосов: “Да как он смеет сомневаться в полководческом гении величайшего в мировой истории полководца. Да кто он такой”.
“Да знает ли автор, что даже орден был учрежден в СССР в честь Суворова. Да пусть почитает, что пишут о Суворове. Тоже нам тут нашелся ниспровергатель. Да за такие слова автора следует навсегда изгнать из армии”.
Смею, господа, смею. Ссылаться на академические авторитеты это умственное убожество. Наша историческая наука всегда была женщиной легкого поведения и прислуживала текущему моменту и сиюминутным правителям.
Ну, назвал Сталин в сорок втором году величайшими полководцами и флотоводцами по два военачальника от каждого вида войск. От флота Ушаков и Нахимов, от армии Суворов и Кутузов, да из древности князя Александра Невского прихватил для убедительности.
Вот все и жуют,  и пережевывают эти четыре-пять фамилий в книгах и фильмах. А вы возьмите карандаш в руки, внимательно перечитайте все тех же академиков.
Сопоставьте факты, поползайте по картам, поглотайте пыль в архивах. Вот уж тогда история начнет представать перед вами во всей своей неприглядности.
Я хочу лишь пожелать всем, кто изучает военную историю, не верить авторитетам, а добираться до первоисточников. Тогда открываются прелюбопытные вещи, многие исторические моменты предстают в ином свете.
Только уж очень больно расставаться с иллюзиями, уж очень трудно мыслить. Ведь все было так просто и ясно. Заучил из учебника это белое, а это черное, эти наши, а эти вот не наши, и думать не надо.
А начинаешь разбираться, думать и история предстает в таком хаосе красок, что становится как-то неуютно, почва под ногами шатается, а в голове разброд и брожение ума.