Павлиний трон

Заякин Борис Николаевич
Заякин Б. Н.

                Рассказ.    

                “Павлиний трон”.   

В 1629 году  по повелению  шаха Джахана в Индии был сооружен  Павлиний  трон. Он олицетворял  собою величие,  мощь  и  богатство Моголов. Во все  концы Индии разослал шах глашатаев на верблюдах и лошадях. 
Они призывали лучших, прославленных художников явиться во дворец к шаху для выполнения  мозаичной работы,  требующей величайшего мастерства и знаний цветов заката и новолуния, переливов морской воды и сумерек неба.
Перед  явившимися  художниками  Калькутты, Пенджаба  и самого Дели  шах Джахан  высыпал  груды  драгоценных камней  и  предложил  соорудить  трон  с верхушкой, неотличимой от настоящего павлиньего хвоста. 
Мастера приступили к сложной, тонкой ювелирной работе. Они подбирали по тонам,  полутонам и  оттенкам цейлонские и кашмирские сапфиры, бенгальские и египетские изумруды,  оттеняя  их  отборным жемчугом  и  алмазами. 
Иногда у художников возникали споры, какими самоцветами украшать подлокотники, спинку и  ножки трона.  После жарких  дебатов умельцы  приходили к заключению,  что ценность Павлиньего трона  должна заключаться не  в стоимости камней, а в их художественном подборе.
С этим мнением после глубокого раздумья согласился и шах Джахан.     По окончании  работы  во  дворце Великого  Могола  был  устроен  пир  и праздничное шествие по столице.
На  белого слона водрузили для показа народу сверкающий Павлиний трон, на  котором  восседал сам шах Джахан.  Впереди,  с боков и позади слона  шли трубачи, барабанщики и свирельщики,  а за ними, на разномастных  лошадях,  в  высоких   седлах  ехали   празднично  разряженные вассальные князья, раджи и султаны.
При виде такого шествия  народ падал ниц и  поднимал руки к  небу,  как  бы  прося  у  богов  Тримурти  благоденствия императору и его воинству.
Несомненно, Павлиний трон был шедевром ювелирного искусства.     Так же, как и прославленные памятники индийского  зодчества,  дворцы  и храмы, воздвигнутые в Индии за много веков до появления там династии Великих Моголов, он является славой Индии. 
    И  все  же этот  осыпанный  драгоценными  камнями  трон  сыграл  весьма отрицательную роль: являясь в зал к шаху, восседавшему на сверкающем кресле, вассальные  князья  и  придворные  теперь  унизывали  свои  пальцы  золотыми кольцами с рубинами, изумрудами и другими самоцветами. 
Вслед за ними в шахском и прочих гаремах бесчисленные жены  и наложницы выпрашивали у своих повелителей старинные диадемы, колье и парюры, осыпанные алмазами  и  всевозможными  драгоценными  камнями. 
Не  обладая  достаточным художественным   вкусом,   красавицы  одалиски  ломали  уникальные  вещи   и выковыривали  из  них камни  для  своих  будущих вычурных  серег и  колец  с поспешностью попугаев, вылущивающих зерна из тропических плодов.
Каждая  щеголиха  кичилась  перед  другой  своими  новыми  сережками с аляповатыми подвесками и кольцами, усыпанными разнокалиберными камнями. 
Между женами и  наложницами  в  гаремах  развивалась  зависть, вражда и ненависть. В женские споры и ссоры зачастую вмешивались их повелители.
Особенно   пышным  цветком  расцвело   сибаритство  при  Аурангзебе   и Мухаммад-шахе. Происходившие в гаремах склоки отвлекали шахов, султанов и раджей от их прямых военных и гражданских обязанностей. 
В строевых частях  резко  пала  дисциплина. Разболтанность в  войсках и чрезмерная роскошь  военачальников и  придворной знати пагубно отразились на всей некогда могущественной индийской армии. 
Весть  о замечательном Павлиньем троне шаха Джахана докатилась до одной из  соседних  стран,  где  люди вылавливали скатный жемчуг, ткали  узорчатые ковры,  грабили  караваны  и  вели  междоусобные  войны.   
Атаман  одной  из разбойничьих шаек Тахмаси-Кули-хан объявил себя шахом Надиром - властителем Персии. Подчиняя  своей  диктаторской  власти   все  разрозненные,   враждующие племена,  новоявленный  вождь  создал стотысячную армию  и  ограбил  Грузию, Бухару и Хивинское царство. 
Узнав  о несметных  богатствах и Павлиньем троне, великий завоеватель решил бросить свои вымуштрованные пехотные полки и легкую конницу к границам сказочной страны.
Как  и большинство  падишахов,   султанов, магараджей,  Надир-шах  был суеверен.  Он повелел  своим астрологам узнать счастливый  день и точный час похода на Индию. Звездочеты не заставили шаха долго ждать ответа. Они объявили: 
- Ты должен сесть  на своего боевого коня в праздник большого байрама, когда на юге  в созвездии Змееносца появится  Марс, а на востоке в созвездии Рыб ярко заблестит Венера.  В то, что тебе посоветует мулла,  ты не верь: мы ближе  к звездам,  чем все  его минареты, поставленные  один  на другой.  Да благословит тебя аллах и созвездие Скорпиона.
Летом  1738  года Надир-шах вторгся в Индию  и  наголову разбил  войска Великого Могола - Мухаммад-шаха. Из Кабула он направил  побежденному Моголу свой ультиматум: 
- Я пришел сюда, чтобы  присоединить  к Персии провинции  Пенджаб  и Кашмир и  получить Павлиний трон.
Своему войску шах Надир предоставил на разграбление Шахджеханабад,  где было уничтожено почти все население. Пока  мулазимы, юзбаши и пятисотники, воинские  чины  в  персидской  армии,  занимались  грабежами,  насилиями  и убийствами, а шах  Мухаммад сочинял  ответ на  ультиматум, всевеликий  шах Надир со  своими эмирами, газиями  и  минбаши предавался  буйному разгулу  с изобильными  возлияниями запрещенного мусульманам вина.
Никто из правоверных не  пожелал вспомнить изречения  пророка о том, что  “если  в колодец упадет капля вина,  то надо этот  колодец засыпать. А если над ним вырастет трава и баран съест эту траву, то употреблять его в пищу правоверному нельзя”. 
Шах Мухаммад  медлил  с  ответом.  Великому  Моголу было  менее  обидно потерять  Пенджаб  с  его  богатейшими  пастбищами,  сахарным  тростником  и рисовыми  полями,  чем  расстаться с  Кашмиром,  где  с незапамятных  времен добывались лучшие  во  всей Азии  сапфиры, те самые  сапфиры,  которые так сверкали в Павлиньем троне.
Магараджа взглянул на  свой чеканный перстень  с темным, будто  покрытым  инеем,  синим  камнем,  и  новая  морщина легла над переносицей Могола. 
Ну что ж, в конце концов, обе провинции когда-нибудь  будут отвоеваны у персов. Всему свой черед, свое время. Недаром бенгальцы говорят:
- Выбитый из седла всадник остается воином,  если он не  потерял в битве свой  меч.
Нет, рука Мухаммада еще твердо лежит на эфесе. Так и быть, он согласен лишиться двух богатейших провинций,  но  отдать Павлиний трон,  на котором сидели  отцы и деды,  решая государственные  дела Индии, -  нет, на  такую  жертву и позор шах  Мухаммад пойти не может. Нужно оттянуть время и изготовить копию Павлиньего трона.
И пока гонцы везли  шаху Надиру согласие на ультиматум, из джайпурского каземата,  по повелению Великого Могола  Мухаммад-шаха,  в  делийскую тайную тюрьму под покровом ночи были  доставлены три человека, золотых дел  мастер, чеканщик  по серебру и непревзойденный гравер, некогда выпускавшие фальшивые рупии, почти неотличимые от настоящих золотых монет. 
Заключенным предложили  в  обмен на свободу изготовить копию Павлиньего трона.  С этой целью им  было оказано полное доверие и  предоставлены  сотни алмазов, изумрудов, сапфиров и других драгоценных камней.
Тут же, в одном из караульных помещений, находился  настоящий Павлиний трон, допуск к которому разрешался только трем фальшивомонетчикам и падишаху. 
Мастера приступили  к работе.  С  большим искусством  подбирали они  по цветам и оттенкам драгоценные камни и крепили их в подготовленные чеканщиком гнезда.  Наконец второй  Павлиний трон был окончательно  отделан и поставлен рядом с первым. 
Приглашенный  для  принятия  работы  Мухаммад-шах долго  осматривал оба трона,  но  так и не смог отличить настоящего от  копии. Затем Великий Могол приказал  стражникам   под  усиленной  охраной   вынести   из  тюрьмы  вновь изготовленную копию, а подлинный  трон опустить в подземелье каземата вместе с тремя узниками - впредь до ухода последнего персидского воина с индийской земли. 
Принимая подарок от магараджи, Надир-шах  возложил на голову Великого Могола корону и торжественно объявил: 
- Мы   дарим  падишахскую   власть   в   Индии  с  короной   и  перстнем - могущественному и славному Мухаммад-шаху.
Летописец, описывая этот исторический момент,  патетически  восклицает. “Они  стояли  рядом,  как  Луна  и  Солнце,  облокотившись  на  ослепительно сверкавший Павлиний трон, из-за которого были пролиты реки крови” и который, в сущности, оказался копией, о чем не знал ни шах Надир, ни летописец. 
Чтобы несколько смягчить впечатление  от своего опустошительного набега на Индию, шах Надир решил  породниться с Великим Моголом Мухаммадом.
С  этой целью  он  предложил бездетному  магарадже выдать  его  племянницу замуж  за своего сына - Насраллах-мирзу. Великий Могол дал свое согласие, и вскоре начался пир. 
Золотые ковши, блюда и кубки с инкрустацией из драгоценных  камней были предусмотрительно припрятаны Мухаммад-шахом. Столы ломились  от  яств. 
На  серебряных  подносах  возвышались  груды дымящегося мяса и бархатисто-нежных плодов. Из двух мраморных  фонтанов били струи вина  и  кокосового  молока. 
Свадьба  была торжественной и  пышной, с музыкой, пением и  древнеиндийским танцем  бхаратнатьям. Безудержное веселье во дворце, когда кровь погибших еще не  была смыта с каменных стен и мощеных улиц, походило на пир во время чумы. 
Наконец  наступил  час,  когда персидская  армия,  разодетая в  пестрые индийские халаты,  цокая  копытами коней и скрипя колесами походных повозок, переполненных  трофеями,  двинулась  в обратный  путь.
Дойдя  до  Инда,  где строились понтонные мосты,  войска остановились.  Первым на  противоположный берег перевезли  Павлиний трон вместе с  шахом Надиром.
Здесь визирь доложил шаху о  том,  что многие пятисотники, юзбаши  и эмиры  без  счета  награбили драгоценных камней и золота. Шах Надир погладил сверкающий  трон и ничего не ответил.
- Что можно орлу, то нельзя фазану, - проговорил  визирь и добавил: -  Когда  мы  вернемся  в Иран,  может  случиться,  что  ветер  гордости  и высокомерия проникнет  в некоторые бритые головы и люди начнут искать смуты. Да  и шахская  казна во время  войны оскудела. Подумай  над  моими  словами, великий государь.
Надир-шах не  сразу решился  на ограбление своих  соотечественников. Он хорошо помнил, как в предместье Хорасана, при дележе  имущества, отобранного у  проходившего  каравана,  главарь   их  шайки, Тахмаси-Кули-хан  был  его преемником, присвоил себе один - всего лишь один - лишний тюк шелка, в ту же ночь его нашли мертвым. 
Правда, Надир теперь не главарь шайки  разбойников,  а  шах, и никто из эмиров и минбаши не посмеет ослушаться его приказа, но подумать следовало. 
Великий полководец вызвал писца и продиктовал ему указ: “Предлагаю всем моим воинам сдать в казну все ценности, взятые у врага во время  сражений  и после боя. Мулазимы  могут иметь при себе по  50 туманов,  юзбаши - по 200, пятисотники  -  по 1000, минбаши  - по 2000,  эмиры  и газии  - по  3000. Всякий,  кто не выполнит указ,  не увидит Кермана, Шираза и  Тегерана, о чем шах будет глубоко сожалеть”. 
Боясь обысков и казней, обозленные газии, эмиры  и минбаши  побросали в глубоководный  Инд золотые изделия и драгоценные  камни. Каждый из них знал, настанет час, и они расправятся со своим диктатором. Нужно лишь объединиться и выждать подходящий момент. 
Узнав  о  потоплении ценностей, Надир-шах спокойно сказал:
- Целью  моей было отнять вещи  у  жадных воинов, поэтому безразлично, каким  способом они стали неимущими. 
Через  двадцать  дней изнурительного  пути великий победитель  вошел со своей армией в Тегеран. Шах уселся  на Павлиний трон и принялся  решать государственные дела, а его армия разбрелась по стране до следующих набегов на соседние земли. 
Время  текло,  знойный день сменял ночь,  но злоба, застывшая в сердцах воинов, так и не оттаяла. В назначенный день  и час эмиры и газии тайно собрались у  опушки леса.
Никто из них  не произнес  имя узурпатора, но всем было ясно, о ком говорили вожди подчиненных шаху Надиру племен.  Первым  выступил  гроза морей, бывший пират, старейший из рода белуджи - Хамзад. 
- Нужно смотреть правде в лицо, - сказал старик. 
- А что такое правда, и какова она собой? - спросил молодой минбаши по имени Ашраф. 
- Что ж, я расскажу вам, друзья, сказку о правде, - ответил Хамзад. - Когда-то  в  Африке  жил  юноша  по  имени Ганар-Ида. И  пожелал  тот  юноша настоящую правду увидеть  своими  глазами.  Взял Ганар-Ида копье и пошел  на восток через Кайэс, Бафулаба, через Мигуэль и мыс Мезурадо. Смотрит, ищет - нигде правды не видно. Переплыл юноша  моря и  океаны, но  правды истинной и там не нашел. И  где  она находится, и какова собою - ни арабы, ни индийцы, ни черные, ни белые не знают.
- На сто третьи сутки своего пути юноша дошел до густых,  заросших лианами джунглей. Захотелось ему  отдохнуть.  Забрел  он в непроходимую лесную чащу, нашел  там огромный  тысячелетний баобаб  с  таким дуплом, что  в  нем даже слон мог свободно уместиться. Залез Ганар-Ида в  то дупло  и заснул. Трижды  солнце прошло по  небу, трижды  погасли  звезды.
- На четвертую ночь взошла белесая  луна.  Через полянку  возле чащи,  постукивая копытами, пробежал жираф. От топота и треска пальмовых веток юноша проснулся и видит: идет по звериной тропе старая беззубая колдунья,  вся в  лохмотьях.
- Выскочил  Ганар-Ида  из дупла  баобаба, схватил  ведьму за горло и  говорит: “Покажи мне,  старуха, правду,  не то -  удушу тебя!”. Прохрипела  колдунья: “Отпусти меня,  юноша, я покажу  тебе истинную  правду”.
Выпустил  Ганар-Ида старуху. Она  поправила свои седые космы  и сказала: “Погляди на  меня:  я и есть  правда. Только  ты не говори людям,  что я  такая страшная. Скажи  им, будто я молодая и красивая”. Вот такая  же правда и на нашей земле. А кто ее сотворил сами знаете. 
Затем вышел вождь курдов Аббас-Туман-оглы. Он был  менее  красноречив и произнес одну лишь фразу: 
- Убей кобру, если не хочешь, чтобы твоя жена стала вдовой. 
И они убили шаха Надира. Богатейшая  казна  и  монетный  двор  были разграблены  разноплеменными вождями и воинами. Курдам достался Павлиний трон. Они разломали его на куски и увезли в горы. Так закончил свое короткое существование поддельный трон. 
Спустя   столетие,   когда  Индия  фактически  превратилась  в  колонию Великобритании,  англичане  перебили  всех   отпрысков  Великих  Моголов,  а восставшего в 1858 году последнего из них Бахадур-шаха сослали в Рангун, где он и умер. 
Лишь через четверть века после смерти Бахадур-шаха англичане обнаружили настоящий Павлиний трон Великих Моголов. Скрыв от индийцев  это событие, они тайно  погрузили  драгоценность  на  парусное судно  “Гроусвинер”, шедшее  в Англию. 
По  имеющимся сведениям,  летом 1882  года “Гроусвинер”  заходил  в цейлонский  порт Тринкамали,  а 27 июня  того  же  года у берегов  Восточной Африки  наскочил на  коралловые рифы и  затонул. 
Точное место гибели этого парусного судна не установлено, и великолепный Павлиний трон до сего времени покоится на дне Индийского океана.