Этюд о евгенике

Остров
История евгенических мер и преобразований общества насчитывает не одну тысячу лет. Архетипы прекрасного и безобразного, полезного и бесполезного подсказывает нам обрывочная память ранней истории человечества. В любую эпоху находились свои Гальтоны и Морганы, теоретики и практики, обосновывающие и воплощающие подсознательное чувство репродуктивного неравенства.

Уже в древнейших памятниках письменности, таких как «Энума элиш», «Энки и Нинмах» или «Эпос о Атрахасисе», принадлежащих шумеро-аккадской мифологии встречаются описания антропотехнических мероприятий. В них мы можем найти примеры, как положительной, так и отрицательной евгеники, мер, предложенных много спустя, в 1908 году, в так называемой «программе расовой гигиены» доктором Мьоеном.

Боги создают род человеков, чтобы возложить на него трудовые обязанности, «бремя богов». Этим обозначается цель, как основа разведения. Они не создают разом все человечество, что было бы логичней, если бы речь шла об орудиях производства, но выводят его из семи мужчин и семи женщин, соединяя попарно, совершенствуя и закрепляя приобретенные качества в потомстве.

Надо ли говорить, что чума, засуха и потоп, которые боги периодически насылают на быстро плодящееся население, служат не только прихотью, потревоженных суетой небожителей, но мощнейшим критерием для отбора. Выживают и передают в наследство, пусть даже каннибализм, однако ценный признак жизнеспособности, самые сильные.

Уже непосредственным примером сегрегации является запрет на деторождение жриц. Первым же в истории селектархом, «сторожем для размножения», как переводят дешифровщики клинописи, можно назвать демона родовых горячек Пушиту, запрещающего воспроизводство иным и даже вырывающего младенцев с колен рожениц. Спокойствие на небе восстанавливается с введением искусственного запрета на рождение детей.

Как пример оправданного деклассирования неполноценных людей поэма «Энки и Нинмах». Забавляясь в сильном опьянении, боги лепят из глины человеков. И выходят у них сплошь уродцы – калеки, бесплодные и бесполые существа. Не лишая их возможности жизни, боги определяют им судьбы. Физический ущерб не уничтожается, но судьба уродов предрешена пороком. Пока человек способен что-то делать, ему придумывают ремесло.

Сухорукого они определяют сторожем, слепца певцом, бесполого евнухом, а бездетную женщину ткачихой. Однако же судьба того, кто не может нести свою ношу ставит в тупик, такое существо не нужно даже богам. На протяжении многих веков эта мысль возникнет еще не раз, меняя форму и сохраняя содержание. Участь убогого кратка. «Жизнь не нужна ни ему самому, ни государству» (Ликург)

Библейская первоистория тоже богата упоминаниями целенаправленной селекции людей. Создание рода человеческого от Адама и Евы было бы невозможно без близкородственных браков. Подобным методом в разведении называют инбридинг, который способствует закреплению желательных признаков при выведении новой породы. Различают инбридинг тесный, при котором спаривают отца с дочерью или мать с сыном и близкородственный, где спаривают деда с внуком, брата с сестрой, а племянника с дядей.

Уже в первом поколении происходит выбраковка нежелательных качеств – братоубийство, что требует рождение нового сына, «другое семя вместо Авеля». Именно от него ведется генеалогия человечества. Таким образом Библия описывает отбор по социально-нравственному типу.

Ограничение человеческого возраста, земных лет допотопных долгожителей объясняется гневом Господа на великое развращение сынов Божьих с дочерями Каина и неуемное умножение. Здесь мы находим интересную взаимосвязь между смертью и размножением.

Поясню…

Для того, чтобы понять истинный смысл библейской первоистории создания человека, следует рассмотреть не книгу Бытия, а Тору.  Вот как описано творение женщины в книге Берешит: «И навалил (вайапель) Господь Бог глубокий обморочный сон (тардэма) на человека, и уснул, и взял одну из его сторон (цела) и закрыл плоть (басар) под нею" (Б.2:21).

«Слово "цела" – отмечает комментатор Торы, традиционно переводимое на русский язык как "ребро", несет в языке такое значение, но оно вторично и в Торе нигде не используется. "Цела" - это "сторона", имеющая смысл "сокрытого места". Женщина создана из некоторой определенной (с определенным артиклем) сокрытой, глубинной стороны первоначального человеческого существа».  Что же это за сокрытое место? И почему оно не названо?

Мечников в своих «Этюдах о человеческой природе» удивляется необъяснимому факту редукции кости пениса у мужчин, кости, облегчающей введение полового органа и встречающейся в строении грызунов, хищников и человекообразных обезьян. Но что больше всего его поражает, так это девственная плева (гимен), появившееся в своей эволюции, только у женщин и имеющее таинственное назначение. Мечников объясняет эти изменения ранним возрастом половых сношений, когда мужской орган окончательно не развит, а, следовательно, менее травматичен.

Возьмем на себя смелость рассеять все недоговоренности. Со всей очевидностью нам станет понятен и замысел Творца, если мы поймем, что женщину Господь сотворил из кости пениса Адама. Плодитесь и множьтесь (пру у-рву) завещает Он животным. Человека же Бог определяет возделывать сад Эдема, а поэтому творит бесплодным, изъяв для создания подмоги (ло эзер), то есть женщины, ненужной в такой ситуации косточки, и обрекает на вечность в Раю, предостерегая от запретного знания (а мы знаем, что знание это состояло в способности к половому размножению), а Еву, наоборот, награждая печатью целомудрия. Потому ли при грехопадении жена рожает в муках, а сам коитус опутан социальными условностями, ибо тонус при соитии без косточки должно поддерживать не только физиологией, но и любовью.

Что важно для нас в этом лирическом отступлении? Адам был бессмертен, пока был бесплоден. Первые люди на земле жили долго, потому что их было мало. Размножение это цена бессмертия. Размножение – есть залог смерти. Смерти индивидуальности. Как сказал Аммоний: «Индивид это то, что уничтожается делением».


В Законах Шульги, считающихся старейшим сводом правил, наравне и даже во первых строках с наказаниями за физический ущерб указывается кровавая расплата за измену мужу. Сам прелюбодей от наказания освобождается. Что в этом случае охраняет закон? Наследственное право.

Если же супруг бросает женщину с ребенком, то (как указывают Законы Билаламы) суд решит в ее пользу имущественные вопросы. Мы снова находим, теперь уже как пример позитивной евгеники, заботу о потомстве.

Ценность потомства от супруги, рабыни или наложницы четко прописывается в правовом своде Липит-Иштара и законах Хаммурапи. Детей рожденных от гетеры при бесплодной супруге, обязывалось считать наследниками. Роль матери наследников была второстепенной.

Запрет на инцест можно считать по природе своей первым евгеническим законом, наиболее ранней запретительной мерой в обществе. Кровосмешение наказывалось смертью (Законы Хаммурапи, Хеттские законы). Дети же рожденные от этих союзов уничтожались. Не кровные, но родственные союзы, скажем «возлежать на ложе» мачехи, снохи, золовки или падчерицы, за исключением особых случаев, строго наказывалось. К особым случаям относятся бесплодные браки. В Библии, скажем, Онану предписывалось «восстановить семя брата» (умершего), но отчего-то тот сильно противился.

Инцест по степени тяжести преступления находился между зоо- и некрофилией. Хеттские законы были равнодушны к тому, что называлось «сойтись с мертвым мужчиной или женщиной» и поясняли «это не преступление». Рискну предположить, что страх перед кровосмешением заключался, в страхе рождения уродливого потомства, также как от связи с животными. С мертвым человеком сотворить потомство было нельзя. (Сейчас это возможно).

Отношение к уродству я даже и рассматривать не буду. У всех на слуху обычаи Спарты. К этому призывал Ликург, к этому обязывали законы Солона в Афинах и законы XII таблиц.

Детоубийство, как и прекращение нежелательной беременности тоже своего рода евгеническая практика, распространенная в древнем мире, о чем говорит нам богатый абортарий прошлого и обычаи разных географически удаленных друг от друга народов. (Эскимосы пользовались естественными для севера неблагопрятными климатическими условиями, индусы же намазывали грудь матери опием, готтенготы зарывали в землю своих новорожденных, ацтеки употребляли для абортов настой трав.)

Характерно, что роль селектората берут на себя старейшины общин, а затем и должностные лица. Старейшины в силу возраста напрямую не участвуют в размножении, и таким образом исключены из соперничества. Это дает общине значительные преимущества по сравнению со стаей, обеспечивающей половое превосходство вожака. 

Евгеник должен быть исключен из самого евгенического процесса. Не заинтересован ни в соитии, ни в потомстве. Этим тезисом можно возразить Тимофееву-Ресовскому, противнику евгеники, сказавшему: «Свиновод совершенно знает, чего он хочет от своих свиней и в каком направлении ему хочется улучшить свое свинство. Это же знает и скотовод о своем рогатом скоте. А скажите, пожалуйста, кто знает, как нужно и в каком направлении улучшать человечество? Нет таких людей... Свиньи не могут улучшать свою породу. Каждая свинья думает, что она лучшая свинья. Это же наблюдается часто и в пределах человечества".

Селектарху следует исключить себя из размножения, то есть стать свиноводом. Это первое условие, которое рождает за собой второе: быть вне моральных категорий, а также быть бескорыстными. Такими качествами наделяет Платон «должностных лиц» в своем идиллическом «Государстве». Младенцев рожденных от худших родителей или имеющих телесный недостаток, эти должностные лица укрывают в недоступном месте, способствуя не только улучшению рода, но и во избежание излишества населения.

В их действиях нет корысти, однако есть некоторое лукавство. Платон формулирует закон негласной евгеники: «А жеребьевку надо, я думаю, подстроить как-нибудь так, чтобы при каждом заключении брака человек из числа негодных винил бы во всем судьбу, а не правителей… А юношей, отличившихся на войне или как-либо иначе, надо удостаивать почестей и наград и предоставлять им более широкую возможность сходиться с женщинами, чтобы под благовидным предлогом ими было зачато как можно больше младенцев».

Кампанелла в «Городе Солнца» в отличие от Платона полагает, что в жеребьевке не будет смысла, если каждый житель воспримет идею совершенствования рода, как религиозное дело и добровольно возложит обязанности подбора пар на государственного деятеля – опытного врача.  Половой потребности уделяется внимание, дабы избежать нежелательной беременности, похотливым дозволяется сходиться с бесплодными и беременными женщинами. Что же до участия в размножении самих правителей, то разрешение им может быть дано только при соблюдении многих условий, «ибо от усиленных умственных занятий ослабевают у них  жизненные силы,  и мозг их не  источает мужества,  потому  что они постоянно о чем-нибудь размышляют, и производят из-за  этого худосочное потомство.»


Целью евгенических предприятий ставится полученное с рождения совершенное телосложение, «благодаря которому развиваются добродетели», поэтому подбор пар происходит не как однородный (худые с худыми, красивые с красивыми), а по принципу разнородного (худых с толстыми, резвых с кроткими). «Ученых  сочетают с женщинами  живыми,  бойкими  и красивыми».


Что же касается вопроса, «в каком направлении нужно изменять человечество», то вспомним, что идея управления размножением и селекция человечества существуют издревле. И чья бы ни была эта идея, при любом строении общества она избирает сходные мотивы, а именно воплощает смысл жизни.

В средние века от рук инквизиции погибли десятки тысяч душевнобольных, признанных бесо-одержимыми. Это очистительная мера бессознательной жизни общества, изгоняющая все мерзкое и ненужное.

Петр Великий одно время был одержим идеей создания карликовой породы людей для работы на флоте. С этой целью он устроил свадьбу для своего придворного карла Якима Волкова с карлицей. На свадьбу со всех близлежащих волостей было собрано до 80 «карла мужеска и девичьего пола». Эксперимент этот закончился неудачей. Карлица забеременев, умерла при родах.

Различные социальные утопии, следовавшие за человеческим познанием последние 500 лет, нередко затрагивают вопрос семьи и брака. Воплощаясь периодически в неустойчивые общества, такие как гернгутеры, государство Либерталия. Лозунг французской революции «Liberte, egalite, fraternite» чуть не привел к отмене семьи