Ч1. Глава 2. Сообщение Библии о Рождестве Хр

Константин Федосеев
Приводим здесь строки Евангелия  от Матфея

18.Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19.Иосиф  же муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее.
20. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
21. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 
22.А все сие произошло, да  сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит:
23. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог».
24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25. И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус.
(Мат.1.18-25)


Более подробное описание события Рождества содержится у Луки.

1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2. Эта перепись была первая  в правление Квириния Сириею.
3. И пошли все записываться, каждый в свой город.
4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5. Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7. И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9.Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом  Спаситель, Который есть Христос (помазанник на царство, Царь) Господь;
12. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14. Слава в вышних Богу,  и на земле мир, в человеках  благоволение
15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16. И поспешивши, пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17. Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23. Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу;
24. И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. (Лук. 2.1-24)
 

Описание Рождественской истории у Луки оканчивается следующими строками:

«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет». (Лук. 2.39)


Неотъемлемой частью Рождественского повествования традиционно считается описание поклонения волхвов, приведенное у Матфея.
 
1.Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2. Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться  Ему.
3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка:
6. «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, который упасет народ Мой Израиля».
7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11. И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12. И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
13. Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне  Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет,
15. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Из Египта воззвал Я Сына Моего».
16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит:
18. «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».
19. По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23. И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем наречется.
(Мат. 2.1 - 23)


Как выше было сказано, при сопоставлении сообщений Луки и Матфея обращает на себя внимание следующее:
 
1. У Луки Святое Семейство возвращается в Назарет (Лук. 2.39).
Согласно же сообщению Матфея, Иосиф с Марией и Младенцем бегут в Египет (Мат. 2.14).
2. Волхвы находят Марию с Младенцем в доме (Мат 2.11).
У Луки же пастухи находят Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях.
3. Ирод, осмеянный волхвами, посылает избить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже по времени, которые выведал  у Волхвов.


Традиционно противоречие с Назаретом – Египтом  разрешается в пользу  последнего. А  сообщение о возврате в Назарет либо просто  игнорируется, полагая его ненадежным  свидетельством, либо, может быть, отождествляется с возвращением в Назарет из Египта.
Несоответствие, когда мы видим Младенца то в яслях, то в доме, кажется,  можно объяснить тем, что Святое Семейство пребывало в Вифлееме не один и не два дня, а довольно долго: 8 дней  до обрезания Младенца (Лук.2.21), 33 дня очищения по закону (Лук.2.22). Вероятно,  за это время Семейство могло найти более подходящее жилье в Вифлееме.


Представляется легким ответить и на вопрос: почему Ирод в своем чудовищном приказе  приговаривает к смерти только тех Младенцев, которым не более двух лет – вроде бы ясно: Волхвы обманули злого царя, и ушли в пределы свои, минуя Иерусалим. Деспот же тщетно ждал два года, и не дождавшись страшно отомстил.


  То есть, согласно традиционному прочтению, события Рождества следовали таким порядком:

1) Выходит указ о переписи;
2) Иосиф  с Марией отправляются из Назарета в Вифлеем, чтобы записаться;
3) В Вифлееме рождается Младенец;
4) Семейство некоторое время пребывает в Вифлееме и переселяется в некий дом;
5) Приходят Волхвы с Востока;
6) Отправлены Иродом в Вифлеем;
7) Идут в Вифлеем и, следуя указанию звезды, находят дом, в котором поселилась Мать с  Младенцем (Младенец, возможно, лежит в яслях). Подносят подарки.
8) Получив откровение, покидают Вифлеем: Иосиф с Мариею и Младенцем бегут в Египет; Волхвы, минуя Иерусалим и Ирода, отходят в свои страны;
9) Ирод два года пребывает в ожидании вестей от Волхвов;
10) Наконец понимает, что его план не удался, и в гневе страшно мстит.


Этот способ объяснения всех проблемных мест  ссылкой на неточность сообщений, давность лет, скудость данных, а также применение первой подходящей идеи, возможно, сыграли злую шутку с нашим восприятием. Предполагаются ошибки в Библии, и на это списываются все встречающиеся недоразумения. Но что, если это не так? Если Библия верна!


В таком случае, представим себе объем новой задачи. Итак, снова три вопроса:
1) В Назарет или в Египет?
2) В доме или в яслях?
3) Почему «от двух лет и ниже»?

Следующая страница - http://www.proza.ru/2009/06/11/834
Оглавление - http://www.proza.ru/2009/06/10/189