Каменная галерея

Алексей Аимин
Илл. Каменная голова. Сергиевка



Древнейшие свидетели истории Земли – камни. Они же являются самыми первыми свидетельствами деятельности человека и развития земной цивилизации. Это и наскальные рисунки, и каменные орудия, и истуканы, и древнейшие сооружения:  мегалиты, дольмены, пирамиды.
Камень не только один из самых прочных и долговечный материалов, но и один из самых почитаемых. В Коми на реке Усе недавно был найден российский Стоунхендж – 10 установленных в круг обработанных каменных стел прямоугольного сечения высотой 6-7 метров. По побережью Белого моря и в Карелии встречается множество сейдов – пирамид из камней, а также каменные лабиринты. Даже в степях, на просторах Русской равнины, где на поверхности земли нет выходов горных пород, на вершинах холмов стояли истуканы. Как правило, это были каменные бабы – свидетели матриархата у сарматских племен.  Возможно, их привозили издалека, и они служили не только предметом культа, но и являлись ориентирами или пограничными знаками.
Обломки горных пород раскиданы по всему свету, многие из них, подобно айсбергам, показывают на поверхности лишь свою макушку, пряча основную часть глубоко в земле. Особенно привлекательными и интересными являются камни, целиком лежащие на поверхности. Тысячи таких валунов можно видеть на равнинах Европы и Северной Америки, в долинах и у подножий гор. Объем некоторых из них достигает нескольких тысяч кубометров. Например, на Кавказе в русле Терека находится гигантский Ермоловский камень. Длина его превышает 28 м, а высота около17 м.
Наибольшее благоговение у наших предков вызывали отдельно лежащие камни, встречающиеся среди равнин вдали от горных массивов, будто бы заброшенные какой-то неведомой силой. Особенно удивляло людей отсутствие у камней острых граней и их округлая форма. Самые древние орудия человека – зубила и скребки – тоже имели овальную форму, удобную для держания в руке. Может, именно потому эти огромные камни-валуны казались нашим предкам орудиями великанов или богов.
Сейчас-то мы знаем, что той самой неведомой силой, обработавшей и переместившей эти огромные камни, были ледники. Ученые утверждают, что они наступали на Средне-Русскую равнину за последние 700-800 тысяч лет четырежды. Самые мощные из них доходили до широты нынешнего Киева. Но в глубокой древности по поводу этих камней рождалось множество легенд и сказаний. Недалеко от деревни Соотагузе в Эстонии находится один из самых больших известных валунов северо-запада Европейской равнины (высота 7 м, диаметр 40 м). По эстонской легенде, его появление в этих местах связано с Линдой – женой Калева. Она несла камень в переднике и обронила, когда у него оборвались завязки. Так и появился Лодикиви, или камень Линды.
На территории Эстонии, у границы с Россией живет древняя народность сету. Во времена Ивана Грозного, в середине XVI века, игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий обращал сету в православную веру. Работавший с подлинниками записей игумена Леонид Зауров в своем историческом очерке „Корнилий“ так описывает языческие ритуалы сету: „Их поля охраняли насаженные на колы коневьи головы, а сады – можжевеловые кусты. Возвратясь к священным рощам, они украшали дуплины дубов вышитыми полотенцами и молились теплому Мигузицкому камню. Обмазывая его творогом и маслом, они прикладывали к нему детей и одежду больных. Девушки, подплясывая и гикая, кружились вокруг костров, взмахивая белыми рукавами“. Камень этот сохранился, и до сегодняшнего времени возле него сету проводят народные гуляния.
Такое же почитание священных камней зафиксировано и в глубине России. Например, недалеко от Тулы на реке Башевке лежат два очень больших камня – Баш и Башиха (баш в переводе с тюркского – голова). С незапамятных пор люди приходили к этим камням, брали из-под них землю, считающуюся целебной, а приносили сюда холсты, тряпки и даже кольца и серьги. Вятичи, а именно их потомки живут на тульских землях, принесли этот культ из Прибалтики еще в первых веках нашей эры.
По мнению многих ученых, культ камней на древних Новгородских землях, в том числе и в Полужье, тоже берет начало задолго до нашей эры и имеет финно-угорские и балтские корни. Пришедшие сюда славяне частично переняли этот культ. Но это произошло не сразу, а когда местное коренное население ассимилировалось с пришельцами и приняло христианство. В наших краях почитание камней получило особенное развитие в средние века. Отдельные наиболее известные и почитаемые камни сохранили на себе следы нескольких культур, разделенных по времени.
В Ленинградской, Псковской и Новгородской областях сегодня известно более 250 культовых камней с различными знаками или без них. Им поклонялось местное население, о них слагались легенды. По сравнению со странами балтийского региона, где культ камней был всегда более развит, это не так много, но ежегодно появляются новые находки. В Эстонии насчитывается около 1100 культовых камней, в Финляндии – около 1000. Там и сегодня их нередко можно увидеть вблизи строений и на приусадебных участках.  Под Приозерском, где ранее жили финны, у дороги стоит жилой дом, вплотную пристроенный к огромному валуну, который прикрывает его от северного ветра.
В наших местах отношение к камням было неоднозначным. Славяне в основном жили землепашеством, при котором камни являлись постоянной помехой. Видимо, с тех времен и пошло бытующее до сих пор поверье о том, что камни растут из земли. Ничего сверхъестественного в этом наблюдении нет. При обработке земли идет постепенное выравнивание (нивелирование) поля, и на возвышенных местах появляются камни, скрытые еще в предыдущем сезоне. В процессе ежегодного замораживания и размораживания грунта под камнями образуются полости, которые при оттаивании замываются землей. Так незаметно, по нескольку миллиметров в год, камни действительно поднимаются.
Но наряду с почитаемыми валунами у славян были и камни, имевшие дурную славу. Исследователи отмечают, что славяне предпочитали селиться подальше от больших камней, но в местах их скопления они часто устраивали кладбища: у славян бытовало поверье, что камень ограждает живой мир от загробного. Устанавливая памятники и надгробья, мы, сами того не ведая, следуем языческому поверью наших предков.
В Гатчинском районе близ деревни Кобрино некогда находился Звериный камень. В 1900 году его обследовали археологи из Санкт-Петербурга. В отчете они засвидетельствовали следующее: камень лежит на берегу безымянного ручья, впадающего в речку Кобринку, имеет синеватый цвет и находится в труднодоступном месте недалеко от торфяных болот. Далее сообщалось, что валун почти наполовину врос в землю, а на его центральной поверхности „хорошо просматриваются глубоко и основательно высеченные следы двух звериных лап, сравнимые разве что с лошадиными копытами, но гораздо больших размеров“. Место, где находился камень, люди обходили стороной, так как среди кобринских крестьян оно пользовалось дурной славой и называлось Чертовым углом.
Возможно, отрицательное отношение к камням возникало у славян потому, что на камнях они часто видели греющихся на солнце змей и ящериц, которые считались олицетворением темных сил. Известно несколько камней, названных Змеиными, в том числе и трехметровый валун, находящийся в Хвойненском районе Новгородской области.
Культовые камни можно разделить на три основных вида. Это камни-следовики с выемками в виде человеческой ступни, лошадиных копыт или лап животных, а также камни с чашеобразными углублениями. Вторая группа – камни с изображением креста или других знаков позднего быта, например, подковы или топора. И наконец, камни, имеющие редкие формы, цвет или лежащие в каких-то особенных местах.
Камни-следовики принадлежат к языческой культуре балтских и финно-угорских племен. Большое их количество встречается на территории Латвии, Литвы и северной Белоруссии. Выбитые выемки предназначались для сбора воды, используемой в ритуальных или лечебных целях. В чашеобразные углубления древние финно-угры собирали кровь при совершении жертвоприношений. У племен весь и меря этот ритуал существовал до конца I тысячелетия.
Еще одним свидетельством неславянского происхождения камней-следовиков является то, что нынешнее местное население особо не почитает такие камни. Например, на следовик со знаком копыта, лежащий рядом с одним из курганов на берегу реки Луги (деревня Глухой Бережок, Батецкий район), не указал ни один местный житель. Современным почитаемым объектом в этой деревне является родник у реки.
На Псковщине местные жители называли такие знаки „чертовыми следками“. Только знак выбитой человеческой ступни был воспринят славянами как знамение Божие, и такие знаки на камнях называли „Божьими ножками“, „следами Христовыми“ или „стопами Богородицы“.
Это отождествление не возбранялось и православной церковью, особенно после посещения первыми паломниками христианских святынь. Вот как описывает святые реликвии Константинополя в книге „Паломник“ (1200 г.) Антоний Новгородский: „За тым же гробом лежит мрамор, а в нем стопа святого Петра, акы в воск вступил. Той же камень из Рима привезен“.
С собирающейся в углублениях валунов водой связано множество легенд. Вблизи деревни Линья Новгородской области лежит Святой Камень. Предание, записанное со слов местных жителей, гласит следующее: „В древности несколько слепых нищих, переходивших из селения в селение за милостынею, в лесу (тут был большой лес) заблудились и должны были ночевать. Проснувшись рано поутру, не знали они, что делать, дороги нет, селения нет, и они стали молиться Богу и угоднику Его Николаю Чудотворцу. Тогда один из них напал на камень этот, и на нем ощупав воду, умылся ею, и вдруг прозрел. За ним то же сделали и другие и прозрели“.
Свойство камней-следовиков собирать и долго сохранять воду замечено давно. И действительно, в сухую и жаркую погоду выбитый след всегда влажен. Как пример можно привести известный камень „Пятница“ со следом человеческой ступни, находящийся неподалеку от деревни Конезерье Лужского района. До сих пор к нему приносят цветы, а в углубление бросают монеты.
В 2003 году на известной сопке Шум-гора в районе Передольского городища (граница Лужского района с Новгородской областью) хранители и исследователи сопки братья Алексашины обнаружили два небольших обработанных камня с необычными знаками. После предварительной расшифровки знаков и букв стало ясно, что они уводят нас в IX век, во времена Рюрика. С версией С.С. Алексашина, выдвинутой в статье „Надписи на камнях с сопки Шум-гора: проблемы интерпретации и опыт прочтения“, можно ознакомиться в Интернете. По мнению автора, изображения на обоих камнях представляют собой светскую монограмму, по характеру написания и составу знаков характерную для монограмм семейства Каролингов и весьма схожую по конструкции с монограммами французских королей.
Существует изображение некоего Ольгиного камня на литографии 1882 года с подписью: „Ольгин камень в Выбутах близ Пскова“. На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. Верхняя часть камня, а также стоявшая над ним кирпичная часовня, к сожалению, утрачены. Однако нижняя часть этой каменной скалы сохранилась, и сейчас на ней установлен железный кованый крест.
С этим камнем связывалось множество преданий, в том числе и о княгине Ольге, которая когда-то сидела на нем и оставила след своей ступни, а также отпечаток платья. Одна из местных легенд гласит, что будущая княгиня спешила в выбутскую церковь к заутрене, бросила этот камень в реку и перешла по нему. Другая легенда говорит, что княгиня несла камни в платке, собираясь „на войну с поганью“, то есть с язычниками; платок порвался, и камень выпал. Не правда ли, напоминает легенду о Линде – жене Калева? Так в древние времена переплетались легенды и судьбы народов, живших на наших землях в мире и добрососедстве.
Западные территории Ленинградской и Псковской областей входят в зону распространения топонимики балтийского и финно-угорского типа. Археологические данные говорят о том, что именно эти народы в V-IX веках были здесь доминирующим населением.  Вещи этих этнических культур находят в курганах и сопках того времени. Однако постепенно часть знаковых камней перешла „в ведение“ славян. Одни камни были освящены сооружением рядом с ними христианских часовен, другие связывались с культом местных святых. Например, между озерами Сяберо и Завердужье на бывшем волоке до революции находилась часовня Параскевы Пятницы, поставленная рядом с известным еще с языческих времен „целебным камнем“ – валуном из красного гранита.
 Появление крестов на камнях многие исследователи связывают с символическим крещением – закрещиванием места с целью уничтожения языческого смысла святилища. Выбивание крестов на камнях рядом с уже имеющимися петроглифами и языческими символами или поверх них является распространенной практикой христианского населения. Камни с небольшими выбитыми крестиками часто встречаются также возле сельских кладбищ и древних могильников (сопок и курганов). Их появление связывают все с тем же символическим „крещением могил“ предков.
Самый ранний из известных почитаемых камней с изображением креста – Рогволодов камень в Могилевской области, датируемый XII веком. Надпись на нем и крест были сделаны в 1171 году по указу Полоцкого князя Рогволода Борисовича для избавления земли от неурожая.
Еще одной причиной появления крестов на камнях стало установление границ. Такие камни назывались межевыми. Самым известным в наших местах считается Мама-камень, находящийся в Гатчинском районе в одноименном урочище. После подписания Столбового мира в 1618 году граница между шведской и русской территориями проходила не только по береговым линиям рек и озер, как это практиковалось раньше, но и по природным ориентирам, среди которых были и крупные валуны. Одним из полутора десятков таких камней стал Мама-камень, на одной из сторон которого был выбит крест, а на другой символ Швеции – три короны. Этот частично стершийся знак, похожий на надпись „мама“, и дал название камню.
Третья группа почитаемых камней – валуны, отличающиеся от других величиной, необычной формой, цветом и т.д. Иногда по их имени называют местность или населенный пункт. Например, на границе Лужского района с Новгородской областью находится заповедник Белый камень, где среди труднопроходимых болот лежит огромный валун светло-серого цвета. По местным поверьям, этот камень обладает исцеляющей силой.
Чередовский Камень на берегу реки Сабли неподалеку от села Заозерья (граница Тверской и Ярославской областей) имеет форму древнерусского шлема. Его диаметр около двух, а  высота более полутора метров. До сих пор существует поверье, что этот камень способен излечить любого человека. Поэтому вокруг можно увидеть развешенную на деревьях детскую одежду, через которую якобы должна передаваться энергия Чередовского камня больному ребенку.
В Угличе близ не сохранившейся церкви Николы-на-Петухах когда-то лежал Петуховский камень с изображением четырехпалого следа петушиной лапы сантиметров тридцать длиной. От него вся окружающая местность и получила название Петуховой слободы. Предание гласило, что когда в город приходила беда, на этот камень садился огромный петух, оповещая своим криком об опасности.
Вполне возможно, что именно эти два последних камня и предания о них подсказали А.С. Пушкину сюжеты о говорящей голове, описанной в поэме „Руслан и Людмила“, и золотом петушке из одноименной сказки. В.М. Васнецов изобразил межевой камень на картине „Витязь на распутье“.
Камни продолжают магически действовать на людей, рождая новые легенды и сегодня. Например, на Псковщине, в Печорском районе, на краю колхозного поля еще совсем недавно лежал огромный камень. На нем был виден след детской ножки в обрамлении трех солнц. Обнаружили его где-то в 70-х годах прямо посредине поля в цветущей ржи. Все жители были твердо уверены, что весной, когда поле засевали, камня там не было. После уборочной страды камень трактором отволокли ближе к лесу. Но на следующую весну он опять оказался на своем старом месте посреди поля. Вот тогда-то и решили местные бабки, что камень этот не простой. А о его целебных свойствах узнали случайно. Кто-то из мальчишек на поле сильно поранил ногу. Друзья посадили парнишку на камень, перевязали ему рубашкой рану и побежали в деревню за фельдшером. Пока тот подоспел, прошло около получаса. Каково же было всеобщее удивление, когда на ноге мальчишки вместо раны обнаружили хорошо затянувшийся шрам. Старожилы вспомнили, что к этому камню в старину приносили больных детей: считалось, что если ребенок три раза умоется утренней росой с камня, то от него отступят все болезни. С тех пор к камню стали приносить и приводить больных людей со всей округи. Но спустя несколько лет валун исчез так же загадочно, как и появился.
На берегу озера Ильмень недалеко от города Старая Русса лежит Камень-Шептун. По заверению экскурсоводов, надо нашептать ему свое желание выйти замуж, и оно обязательно сбудется.
 С некоторыми из камней связаны чисто местные обычаи. В Лужском районе у дороги на кладбище между деревнями Славянка и Задейшино, расположенных в двух километрах друг от друга, лежит большой плоский камень, на который ставят гроб с телом усопшего. Возможно, сначала, когда еще не было транспорта, это делали, чтобы передохнуть, а потом  стали останавливаться, проезжая и на повозках и на машинах.
Многие из известных по народным поверьям камней до нашего времени не сохранились. До сих пор не найден Звериный камень в Гатчинском районе. К сожалению, не сохранился „Ольгин камень“ в Выбутах, его взорвали в 30-х годах прошлого века. Из двенадцати межевых камней бывшей границы со Швецией доподлинно установлено всего пять. Правда, известно, что один из них – камень у деревни Борисово на Оредеже – в начале 70-х годов при проведении мелиоративных работ был сброшен в реку. Примерно тогда же в деревне Затрубичье Лужского района камень в форме креста был положен в ручей при устройстве переходного мостка.
Так в советское время, делая новую историю, всеми силами пытались стереть старую. Хотелось бы надеяться, что в будущем потерь в каменной галерее прошлого будет значительно меньше, чем приобретений, благодаря чему мы узнаем еще больше о своей истории и наших предках.