Быть г, сумы образцовым городом

Николай Власов
НИКОЛАЙ ВЛАСОВ
Член национального  союза журналистов Украины. Писатель

Воспоминания О Михаиле Лушпе-бывшем первым секретарем
горкома  партии г. Сумы, в честь  которого назван Проспект ЛУШПЫ В г СУМЫ

Это крылатое изречение Михаила Афанасьевича Лушпы было девизом, рефреном и красной нитью, вплетенной в его героическую жизь. Лично я горжусь тем, что был его соотечественником, участником многих планов и стремлений в преобразовании нашего горола в образцовый. Не в прямом, а в косвенном смысле точно.

В 1970 г. я впервые в городе Сумы открыл ателье цветной фотографии по ул. Кирова, 16, в полуподвальном помещении. Первыми посетителями были генерал Ковалев и Михаил Афанасьевич Лушпа. Это являлось значительным событием в городе, о чем они констатировали.
 
С тех пор у меня с Лушпой сложились творческие отношения. Он по достоинству оценил прогресс, в смысле применения, причем впервые в Сумах, цветную  фотографию в архитектуре.

Первой попыткой в этом направлении стало оформление кассового зала вступавшего в экс-плуатацию кинотеатра "Дружба" на проспекте Карла Маркса (ныне проспект Шевченко) цветны-ми габаритными слайдами на тему: "Пятнадцать республик СССР".
Задумка М. А. Лушпы удалась на славу. Моя тоже, правда пришлось здорово потрудиться. С тех пор наша с ним дружба окрепла.
Все чаще и чаще Михаил Афанасьевич привлекал меня к своим планам и всем происходящим событиям в городе, потому что в то время только я занимался цветной фотосъемкой.
По просьбе Лушпы, мне пришлось делать фоторепортажи знаменитых гостей: Г. Берегового, П. Поповича, Маресьева и др., а также производить съемки праздничных торжеств: демонстраций, военных парадов в Сумах.
 

  В семидесятые-девяностые годы неутомимая энергия М. Лушпы проявлялась повсюду. Стоит вспомнить о ярмарках, которые он организовывал на реке Псел, в районе Басов. Это были шедевры театрализованных зрелищ и отображение украинского быта, традиций и уклада жизни, изобилия сельхозпродукции.
  А чего стоила постоянно действующая выставка живых цветов в городском парке отдыха! В полную силу работало "Общество охраны природы", следившее за сохранением флоры и фауны на Сумщине. Здесь у Лушпы был непочатый край работы. Он следил за тем, чтобы в водоемах парка экзотические утки и лебеди чувствовали себя вольготно. По его распоряжению были вырублены в городе кустарники, убраны заборы. На их местах, на клумбах были высажены тюльпаны, розы и другие сорта цветов.
Произведены зеленые насаждения с участием самих горожан на субботниках, проводившихся систематически и не для галочки, а как мера сохранения города в надлежащем порядке. Город ожил, облегченно вздохнул свежим воздухом.
 
  Радовалась душа, когда я проходил улицами города.
Надо отметить то, что М. Лушпа был вездесущим человеком. Его все беспокоило, как рачительного хозяина города. Без него не проходило ни одно мероприятие, даже качество фотографий на документы. Он требовал точного следования инструкций: человек должен был одет в костюм с белой рубашкой и обязательно с галстуком, начисто побрит, подстрижен, у женщин должна быть прическа. Малейшее отклонение от нормы наказывалось серьезно, вплоть до увольнения фотографа.
  Михаил Афанасьевич был строгим, но, в то же время, благодушным человеком. Чиновники его боялись и уважали за справедливость. Образно говоря, он находился в роли "щуки", чтобы не давать возможности дремать "карасям".

  Вспоминается случай: по улице Комсомольской сносилась усадьба моих родственников. На огороде культивировались экзотические растения: женьшень, элеутерококк, радиола розовая, аралия маньчжурская и др. По сути дела здесь был опытный участок, который посещали в целях изучения опыта многие научные сотрудники. Об этом знал Михаил Афанасьевич. Снос усадьбы планировался горсоветом. Мне пришлось пройти все муки ада, чтобы спасти многолетний мой и тестя труд. Уже стоял перед двором бульдозер.
Ни экспредседатель горсовета Павловский, ни архитектор не могли изменить свое решение или отсрочить, хотя бы на два месяца, чтобы пересадить растения в другое место. Я обратился к Лушпе. Он устроил разгон всем службам за уничтожение реликтов, приостановив решение чиновников. В срочном порядке он лично занялся поиском места пересадки растений.

  Сначала Лушпа предложил разместить экспериментальный участок на базе пединститута, затем был найден другой, более подходящий вариант для этой цели.
Михаил Афанасьевич прикладывал огромные усилия по сохранению в городе ценных пород го-
лубей, растений и прочей экзотики, как карликовая рябина. Он ратовал за то, чтобы сумчанин чувствовал себя комфортно, приближенно к естественной среде обитания. Стоит ли говорить о том, что озеро Чеха обрело новую жизнь, а "стометровка" освобождена от городского транспорта.

 У Михаила Афанасьевича до всего доходили руки. Он обладал особым чутьем на происходящие в городе события. Одно время я работал учебным мастером на факультете общественных профессий в Сумском сельхозинституте (ныне аграрный университет) и вел дисциплину "искусствоведение". Одновременно строил со студентами дискотеку в заброшенном подвальном помещении одного из общежитий. Об этом знали немногие студенты, так как мы хотели преподнести сюрприз другим к Новому году. Но секрет от Михаила Афанасьевича скрыть не удалось.
Ректор института Н. Брюховецкий получил порицание за то, что умалчивал, по определению самого Лушпы, важное мероприятие. Он заметил, что с пользой дела используется бросовая площадь, сделал упрек строителям и коммунальным службам за расточительство строительного фонда.

  Лушпа одобрил почин сельхозинститута в деле изыскания подобных площадей по всему городу.
Нашу стройку стали посещать многие руководители предприятий. Поскольку оформляли дискотеку подручным материалом, то Лушпа дал команду соответствующим организациям в оказании нам помощи. Надо сказать, что М. Лушпа всячески поддерживал любые прогрессивные начинания и почины. Он не любил, извините за выражение, дураков любых рангов и всегда был готов помочь тем, кто на пути к прогрессу. Сам трудился до упора и заставлял других следовать его примеру. Он не мог прощать бездельникам, тунеядцам и бюрократам.
Михаил Афанасьевич вмешивался в их бестолковые решения, зачастую настаивал на их отмене. Жители города видели в нем единственного человека, руководителя, доброго, отзывчивого, кто мог придти на помощь в трудную минуту. Человека, которому можно доверить свои сокровенные мысли, тайны,планы.

  В связи с этим хочу привести пример: одна сотрудница предприятия, где я работал, обратилась к Лушпе с жалобой по поводу хамского отношения к ней председателя месткома. Она попросила выделить квартиру в связи с беременностью, на что получила ответ: "Вы будете рожать, а я должен выделять вам квартиры?!" Михаил Афанасьевич тут же про-реагировал: председатель месткома был снят с должности без всяких формальностей и уволен с предприятия. Я не берусь комментировать этот факт, однако, скажу, как отнесся к нему коллектив. Он в коллективном письме на имя Лушпы выразил полное одобрение. Вскоре за подобные выходки был уволен и сам директор. Сотрудники облегченно вздохнули.

  Генеральной задумкой Михаила Афанасьевича стало строительство детского парка "Сказка". Это был шедевр! Любоваться им приезжали почти со "всего света". И кого только в нем не побывало: и корреспонденты из России, Белоруссии, и с ближнего зарубежья, а также не проминали свои. В то время на телевидении делал репортаж о "Сказке" Евгений Махонько. На мою долю выпала честь по распоряжению Лушпы производить цветные фотоснимки для почтовых конвертов, в качестве рекламы, а также для телевизионных заставок.
Гости Сум увозили на память сотни чудесных видов парка. Но главным в этом деле было то, что Михаил Афанасьевич привлек к участию строительства, дизайна малых и больших архитектурных форм буквально всех, кто владел мастерством, в основном, художников. Был открытый конкурс на лучшую скульптуру.

  Но основная нагрузка легла на плечи СМНПО им. Фрунзе. Они строили замки, водоемы, на одном из которых стояла на якоре мини модель корабля со всем движимым и недвижимым такелажем, копия времен Петра Первого.
Парк был обустроен качелями разных конструкций, фонтанами, клумбами с роскошными цветами и прочими хитроумными аттракционами. Встречала посетителей на входе в парк огромная механическая модель Кота в сапогах, отвешивавшая поклоны гостям.
К сожалению, вид парка потерял свое былое величие. Было время настоящих паломничеств туда свадебных процессий с ближайших районов. Парк являлся визитной карточкой города    Сумы. Каждый, кто посещал 'Сказку", уходил и увозил с собой буквально все виды парка.
 
  Я, как фотограф того времени, хорошо знаю контингент людей, посещавших мою фотокамеру. И еще. Воспоминания о Лушпе вызвали у меня множество событий, связанных с его неутомимой деятельностью.
 В его бытность, все фотоателье Сум ютились, если не в подвальных помещениях, то в приспособленных, без коммунальных удобств, а то и воды.
Этот факт не прошел мимо Михаила Афанасьевича. По его настоянию, завод СМНПО им. Фрунзе выделил из своего, входившего в эксплуатацию жилищного фонда почти всю площадь первого этажа в многоэтажном доме, под фотоателье. Пригласили меня на должность руководителя и старшего фотографа.

   Фотоателье стало лучшим не только на Сумщине, но и за ее пределами.
Курский район тогда только обустраивался. Не было хорошей центральной дороги, тем более подъездов к домам. Мое фотоателье заработало полным ходом, хотя приходилось пробираться клиентам через грязь и лужи. Обращения во все городские коммунальные службы по благоустройству прилегающей территории не приносили успеха. Мне отвечали, что нужно подождать общей планировки района.
Когда невеста одной свадебной пары упала в грязь, на меня посыпались проклятия, в чем я не повинен. Мне пришлось обратиться к последней инстанции - Лушпе. Буквально через три дня нагнали строительную технику и людей, и закипела работа по благоустройству территории.
А по устранению строительных недоделок, внутри помещения ателье назначили в мое распоряжение прораба! Все было выполнено быстро и качественно.

  Михаил Афанасьевич поговаривал, что служебное и общественное помещения должны выглядеть лучше домашних и к этому он обязывал руководителей всех рангов. Он начинал делать им замечания по недостаткам, уже с порога, а потом только вникал в суть проблем.
Лушпа судил о руководителях по чистоте и порядку прилегающей территории. Когда проходил слух о том, что едет "ревизор", а он был таковым, то на предприятиях начиналась паника и аврал. Бросали работу и начинали наводить наскоро порядок.
Но обмануть Михаила Афанасьевича не так-то просто. Зная о наведении порядка к его приезду, он появлялся как гром среди ясного неба.

  Так приходилось наводить порядок не только на улицах города, но и приучать к нему людей, включая и частный сектор, у своих усадеб. К слову, улицу
Роменскую Лушпа помог обустроить новыми заборами, а ее дома, которые еще имели соломенные крыши, обеспечить кровлей. Что сказать? Одним словом, хозяин! А чего стоит обустройство дорог бордюрами из базальта? Не в пример сегодняшним дорожникам делать их из бетона!
 

Стоит вспомнить, что Михаилу Афанасьевичу за его обустройство города было вынесено, по анонимкам злопыхателей из руководства области, столько выговоров, что, по его шутливым признаниям, можно вымостить дорогу в сто метров. Все стройки города стоят на фундаменте выговоров!
Лушпа знал, что они не стоят его преобразований города по конкурсным проектам и планам. Он не доверял им до тех пор, пока не "вычищал" погрешности и несоответствия с его взглядами на реальность их воплощений, архитектуру и привязку к местным условиям.
Михаил Афанасьевич брал на себя смелость и ответственность приостанавливать начатые крупные объекты, строящиеся не так и не там. Например, район озера Чеха.
Трудно оценить и какой мерой измерить внесенный Михаилом Афанасьевичем вклад в культурную жизнь сумчан. Как не хватает его сейчас!
По моему мнению, надо чаще рассказывать по радио и телевидению о творческом пути заме-чательного общественного деятеля и руководителя нашей современности.
Михаилу Афанасьевичу Лушпе надо воздвигнуть памятник, да такой, чтобы к нему не зарастала народная тропа.