Дисбат

Игорь Лебедевъ
Дисбат*.

Август 1976 года. Ленинград. Военный институт. Все выпускники давно разъехались в отпуска, а затем отправятся к местам своей службы. Мы, будущие первокурсники, только что приехали из лагерей: худые, загорелые, изголодавшиеся и даже немного одичавшие на природе. Простая еда в обычной  курсантской столовой кажется маленьким чудом. На факультете вдруг замечаем курсанта с нашивками пятого курса. Почему он не выпустился из института вместе с остальными?  Что случилось?  Расспросы, догадки.  Наши вопросы натолкнулись на жесткую лучезарную улыбку Владимира Ивановича, нашего великолепного начальника курса:
-Этот парень поступил нездорово. Он грубо нарушил воинскую дисциплину и законы СССР, осужден судом военного трибунала и ожидает отправки в дисбат сроком на два года.

Это для нас – молодых пацанов был шок, настоящий ледяной душ, пробирающий насквозь наши неокрепшие еще души.

Июнь 1976г. Начало месяца. Великолепная питерская погода. Легкий ветерок с Невы. Вечер. Васильевский остров. С Тучкова моста выруливает красная «Ява». На ней сидят два молодых человека гражданской одежде, в мотоциклетных шлемах. Они весело смеются, свежий ветер весело приветствует этот счастливый мотоцикл, этих молодых людей, этот прекрасный вечер. Молодые люди слегка пьяны. Но больше не от вина, а от свободы, от молодости, от любви! Позади – защищенный дипломный проект,  пять лет тяжелой учебы, наряды, караулы, подработка на Бадаевском пивзаводе, танцы в Клубе на улице Красного Курсанта, гауптвахта.  Да много чего позади. А впереди – только хорошее! Сегодня – встреча с любимыми девушками. А завтра? Завтра – взрослая офицерская жизнь, карьера, служба!
Светофор. Красный свет. Загорается зеленая стрелка влево, на Съездовскую линию. Молодые люди лихо поворачиваю налево, обгоняя такси и какую-то черную «Волгу». Мотоцикл слегка заносит. Скользкий асфальт. Недавно проехала поливальная машина.
И тут сидящий сзади молодой человек срывается со своего сиденья и кубарем катится прямо под колеса также повернувшей налево черной «Волги». Визг тормозов.   
Кровь. Скорая помощь. Милиция. Пострадавшего увозит карета скорой помощи. Через два дня он умер в госпитале на Суворовском не приходя в сознание. 

Июль 1976г. Клуб военного института. Заседание военного трибунала. В зале немноголюдно. Все молодые выпускники разъехались.
Обвинитель:
-Вел транспортное средство в состоянии алкогольного опьянения, грубо нарушил воинскую присягу, устав... За действия, повлекшие за собой  гибель военнослужащего, требую строго наказать… и назначить наказание в виде… !   
Приговор.
За преступление, предусмотренное…. приговаривается к двум годам нахождения в дисциплинарном батальоне.   
Владимир Иванович, сидящий в зале, улыбается своей фирменной улыбкой:
-Ничего, потерпи! Всего два года… Они пролетят быстро! Тем более, судимости не будет при надлежащем поведении и прилежании*.

Я никогда не узнаю фамилию этого курсанта. Через пару дней он навсегда исчезнет из нашей жизни. И только наш начальник курса – Владимир Иванович еще изредка будет получать от него  бесплатные письма с синим штампом дисбата, полные слез и отчаянья…
P.S.
Указом Президента  РФ дисциплинарные батальоны были упразднены в … году .
Дисбат* - дисциплинарный батальон. Дисциплинарные части, особые воинские части (батальоны, роты), предназначенные для отбывания наказания осужденными военнослужащими.
Судимости не будет при надлежащем поведении и прилежании* - судимость для военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне не засчитавалась, они выходили на свободу при примерном поведении с чистыми документами, и отправлялись дослуживать срочную службу в свои части(срок нахождения в дисбате в годы службы не засчитывался).