Artsploitation - внебрачный отпрыск крови поета

Ирина Гончарова
"Избранные статьи 366weirdmovies, переведенные на русский"

http://366weirdmoves.com

Выкладывается по соглашению с автором. Все права на тексты принадлежат 366weirdmovies и должны цитироваться с ссылкой на автора. Перевод мой.

http://366weirdmovies.com/artsploitation/

ARTSPLOITATION - THE BASTARD OFFSPRING OF “BLOOD OF A POET” AND “SEX MANIAC”©
ARTSPLOITATION – ВНЕБРАЧНЫЙ ОТПРЫСК «КРОВИ ПОЕТА» И «СЕКСУАЛЬНОГО МАНЬЯКА»©

May.26, 2009 in Miscellania
By: 366weirdmovies

Любой из вас знает, что такое «фильмы эксплуатирования»: это фильмы, которые нарочито апеллируют к низменной природе зрителя с целью попытаться привлечь  их, зрителей, обещанием секса, наготы, насилия и нравственного вырождения.

Когда фильм пытается апеллировать к более высокой природе зрителей, к их интеллекту и эстетическому чувству, но, в тоже время, обещает много секса, наготы, насилия и нравственного вырождения, тогда мы имеем фильм “artsploitation”:

Однако не все художественные фильмы, в которых имеют место сцены, включающие секс наготу или насилие, могут рассматриваться как “artsploitation”: Необходимо обладать некоторыми элементами безосновательности или сенсационности, для того чтобы заслужить суффикс «-ploitation». Например, не так уж много поистине эксплуатационного в том, как показан секс в Sex and Lucia (“Люсия и секс”/ Lucia y el sexo ); секс – это естественная часть отношений героев, и сценам секса есть хорошее объяснение по содержанию фильма, как, впрочем, и смысловое оправдание каждого интимного акта.
Между тем жанр “artsploitation” нельзя свести к простой процедуре, и необязательно включает некоторый ремейк узнаваемой формулы художественного фильма; для начала, с целью определения категории, приводим короткий список некоторых художественных фильмов, которые, тем не менее, прекрасно укладываются в рамки распознаваемого под-жанра “фильмов эксплуатирования”:

• EL TOPO (1970) = т.н. arthause + Spaghetti Western (глоссарий внизу)
• THE DEVILS (1971) = arthause + nunsploitation
• LIQUID SKY (1982) = arthause + science fiction
• GOTHIC (1986) = arthause + horror
• LAIR OF THE WHITE WORM (1988) = arthause + horror
• SANTA SANGRE (1989) = arthause + serial killers
• THE THIEF, THE COOK, HIS WIFE & HER LOVER (1989)= arthause + gross-out cannibal film
• DELLAMORTE, DELLAMORE [CEMETARY MAN] (1994) = arthause + zombie film
• KIDS (1995) = arthause + juvenile delinquency
• NOWHERE (1997) = arthause + juvenile delinquency + drugsploitation + sci-fi B-movie

Другой простой путь отнесения фильма к под-жанру “artsploitation”: в строке “режиссер” ищите имя “Ken Russell”.

“Фильмы эксплуатирования”, которые обычно пускали в drive-ins (или “кинотеатрах на колесах”), в дешевых киношках и grindhouses (или кинотеатрах, в которых показывали именно “ фильмы эксплуатирования”), в настоящее время часто выпускаются сразу как видео, и относятся к т.н. «кино трэш»;  они отличаются от фильмов основного направления и от фильмов arthause.

Их появление датируется 1930-ми годами, когда с выпуском голливудского Hays Code возник серый рынок, приносящий доходы с фильмов, которые обращались к запретным темам, таким как проституция, наркотики и  убийствам отмщения. Фильмы, сделанные на малые деньги, такие как Reefer Madness [Tell Your Children] (1936) (вне сомнения вульгарный фильм, направленный против употребления марихуаны), Child Bride (1938) (в нем поднята «серьезная» проблема несовершеннолетнего замужества  в среде т.н. hillbillies  причем двенадцатилетняя девочка исполняет роль в обнажённом виде), и Mom and Dad (1945) (который был разрекламирован как фильм «гигиены», и в нем графически, до малейшей детали показано рождение внебрачного младенца) быстро продвинулись вперед и использовали свое преимущество перед Голливудом, который стеснялся поднимать тему секса. Альтернативное, параллельное кино запрещенных наслаждений возникло в тени Голливуда и процветало в 1960-х и 1970-х, причем производители обнаруживали все новые и новые объекты эксплуатации (байкеров, фильмы, рассказывающие о мести за изнасилование, ужасы LSD). Эти фильмы были вполне коммерческими и имели мало общего с художническими устремлениями, стремясь только ошеломить аудиторию  шокирующими кадрами и идеями, которые зрители не могли получать в другом месте.

Многое из атмосферы жанра было позаимствовано у параллельной индустрии эксплуатирования в конец 60-х г. при упадке и, в конечном итоге, окончательном исчезновении Hays Code; такой фильм, как Midnight Cowboy (1969) получил одобрительную критику и теперь выделялся присутствием сцен наготы и откровенным обсуждением таких запрещенных тем, как гомосексуализм и проституция. И это была эра, когда начинают появляться истинные “artsploitation” фильмы.

Фильмы о сексе были главными предшественниками жанра. Фильм Рожера Вадима …And God Created Woman [Et Dieu... cr;a la femme] (1956) был выпущен в Америке в кинотеатрах, которые специализировались на показе фильмов arthause  зарубежного производства, и кадры с участием обнажённой Brigitte Bardot привлекали как биржевых маклеров, так и эстетов. Зарубежные фильмы, которые конечно не подлежали цензуре Hays Code, могли без проблем изображать наготу и промискуитет (т.е. неразборчивый секс), под маской ART. Такие фильмы смогли одновременно получить одобрительную критику и побить все показатели кассового сбора, а также давали вожделеющим мужчинам законную возможность глазеть на обнаженных женщин. Фильм Michelangelo Antonini “Blowup” (1966), вообще-то сухая и отчаянная сатира на лондонских стиляг (mod London), дали американским зрителям возможность впервые мимолетом увидеть лобковые волосы (но на большом экране). Направление секс/искусство взошло в свой апогей фильмом I am Curious Yellow (1967), сюрреалистической шведской социалистической сатирой, которая показала в течение нескольких секунд то, что могло бы быть fellatio,  и организовывала шумиху с цензурой (которая, конечно же, скоро привела к повышению кассового сбора). Сообразительные владельцы кинотеатров, где демонстрировались фильмы “arthause”, обратили внимание на не-такие-уж-незначительные скачки прибылей, когда демонстрировались зарубежные фильмы с наличием сцен наготы, и некоторые начали специализироваться на продаже таких билетов «для испорченных», постепенно трансформируя свои кинотеатры в постоянные дворцы “sexploitation”, а позже, в полноценные кинотеатры порнографии (по этой причине в 1980-е гг. вы могли бы все еще найти кинотеатры для взрослых, которые амбициозно писали на своих рекламных навесах “Pussycat Art Theater” или “Dragon Art Theater”). “Art” кино и бесплатный секс в общественном мнении слились в одно целое. Независимо оттого, собирался ли режиссер с любой степенью серьезности исследовать проблемы секса или нет, с точки зрения маркетинга показ парочки-другой обнаженных грудей и самой малости лона не могли принести никакого вреда вашему “art” фильму.

Пионером критики в движении “artsploitation” был поп художник Энди Уорхол (Andy Warhol). Уорхол, вечный провокатор, сделал несколько бессюжетных и неудобоваримых схематичных фильмов в 1960-х (например, Sleep [1963], в фильме, состоящем из 5 частей, неподвижная камера снимала спящего мужчину). Начиная с 1968 г., Уорхол поручил режиссеру Полю Моррисе (Paul Morrisey) сделать серию сексуальных и шокирующих экспириментальных фильмов, начиная с Flesh (1968), – рассказа наркомана, подсевшего на героин (Joe Dallesandro), который занимается мужской проституцией. Сотрудничество Уорхол/ Моррисе (Warhol/Morrisey) достигло своего зенита в 1973-1974 гг. с выпуском двойного “Франкенштайна” (“Frankenstein” Andy Warhol) и [“Плоть” (Flesh) AKA “Frankenstein”] (извращенного и кровавого агрессивного 3-D зрелища) и “Дракула” Andy Warhol [“Blood” AKA “Дракула”] (хилый вампир Udo Kier может пить кровь только девственниц, давая героиням объяснение, что секс ему необходим для того, чтобы предупредить вампирную инфекцию). Картины Моррисе (Morrisey) выделялись показом шокирующего секса, жестокости или деградации, какие он только мог придумать, а также нарочито похабным диалогом и часто безумный экспериментальной операторской работой и редактированием. В добавок, он вытаскивал непонятно откуда непрофессиональных актеров, таких как Далессандро и Киер (Dallesandro и Kier) на главные роли, чтобы довести фактор нелепости до бредового абсурда. Штампуя свое имя на этих повествовательных картинах, отличающихся долгими описательными сценами, Уорхол санкционировал аморальность авангарда, по крайней мере, в тех случаях, когда это делалось осознано от имени ИСКУССТВА.

Третье, более деликатное влияние на жанр, в конце 1960-х имели фильмы, эксплуатировавшие тему LSD, такие как The Trip [Путешествие](1967), The Weird World of LSD [Странный мир LSD](1967), и The Acid Eaters [Едоки кислоты](1968). В данном случае “art” фильмы скорей влияли на “фильмы эксплуатирования”, а не наоборот.

Режиссеры “фильмов эксплуатирования”, полные страстного желания написать прописными буквами на психоделической истеричности свои имена, начали использовать fisheye [рыбий глаз], kaleidoscopic [калейдоскопический] объективы и другие проделки экспериментальной  кинорежиссуры для того, чтобы попробовать воссоздать галлюциногенные опыты. Именно в этих “фильмах эксплуатирования”, в конце концов, LSD часто показывали как афродизиак, который заставлял сексуально привлекательных девушек-хиппи немедленно сбрасывать одежды после принятия дозы. Ряд галлюцинаций можно рассматривать сами по себе как «arty», вызывающие сравнение с классическими сюрреалистическими работами, такими как Chien Andalou [Андалузский пес](1929) и L'Age D'Or [Золотой век](1930).

С учетом всех этих формообразовательных влияний, этап созрел к началу 1970-ых гг., чтобы в жанре “artsploitation” произошел взрыв. Я думаю, что настоящий старт жанр “arts” взял на самом деле сюрреалистическим  “спагетти вестерном” El Topo Alejandro Jodoworsky [Алехандро Ходоворски] (1970), первое т.н. «полуночное» кино. Я написал в комментариях к El Topo, что нагота, использование Ходоворски «беззастенчивых элементов фильмов эксплуатирования, обильно показанная нагота и вырезы платья, лесбийские поцелуи, сексуальные излишества, разврат, изнасилование уродов и животных… для того, чтобы прокрасться в классический сюрреализм, обманув охранников интеллектуализма, – башни из слоновой кости, – завоевывая людей сразу, и таким образом, создав конкурентоспособный жанр для будущих режиссеров поп сюрреализма, типа Дэвида Линча [David Lynch].» Скоро, Кен Рассел [Ken Russell] (внимание которого постоянно сфокусировано на сексе, ужасах, галлюцинациях и совмещающего все это с великими идеями, что делает его типичным режиссером “artsploitation”) и другие подняли вверх факел.

С одной стороны, кино “artsploitation” слишком “arty” и слишком странное для обычной аудитории и даже для любителей “фильмов эксплуатирования”, которые не хотят, чтобы их идиотские и брутальные фильмы разбавляли претенциозными размышлениями. С другой стороны, фильмы “artsploitation” можно (и бывало часто) определено критиками как художнически незрелое. Любой автор, который серьезно заинтересован в интеллектуальных идеях, может, по всей вероятности, найти путь, как рассказать свою историю с минимумом кадров с обнаженной грудью; создается впечатление, что режиссеры “artsploitation” иногда делают немного более, чем просто щедро облекают в одежды кино собственные сексуальные фантазии и озабоченности и переносят их на экран. (Так Роджер Эберт [Roger Ebert] саркастически размышлял в своем никем не отмеченном ревю о The Devils Кена Расселла [Ken Russell]: “Нас переполняет праведное негодование по мере того, как мы становимся свидетелями грубых нарушений по отношению к беспомощным монашенкам, которое еще более ужасно оттого, что Расселл безбоязненно показывает, что все монашки, без исключения, были молоды и с аппетитными формами”). Без необходимой общей поддержки и квалифицированной поддержки критики эти фильмы, в лучшем случае, существует в кинематографической ничейной земле: их собственное маленькое феодальное владение – королевство странного.

Я склонен любить эти фильмы. Часто, даже очень. Хотя показ обнажённого человеческого тела или его отдельных частей более не является табу, фокусировать внимание на этих типах изображений, которые подавлены в обыденной жизни, является подлинно сюрреалистической миссией. Несмотря на критику Эберта, что могло бы принести больше наслаждения, чем странные “либидошные” излишки Кена Расселла в The Devils? Кто не впечатлится его оргиями в монастыре, верещащими, лихорадочно исповедующимися монашками, последовательностью, которая изо всех сил укладывает странное на странное настолько беззастенчиво чрезмерно, что делает цель киносъемки режиссера абсолютно неясной: он действительно пытается сделать серьезный фильм о вероисповедном рвении, либо он показывает свои собственные сексуальные фетиши во имя собственного извращенного наслаждения, либо он разыгрывает им искусно разработанную шутку и ожидает, что мы будем долго смеяться?

И, под конец, при наличии такого большого количества всевозможных слоев, эффект в том, что мы не можем предсказать «месседж», который стоит за всем этим; мы можем только принять то, что показано, потому как оно имеет вид фантастической реальности. В лучшем случае, это ощущение, которое вызывают все фильмы “artsploitation”: они одновременно удовлетворяют наши низменные взрослые желания и наши эстетические устремления, остающиеся истинными как в отношении “arthouse”, так и в отношении “grindhouse”.

Глоссарий

1. An art film (also called an “art cinema”, “art movie”, or in the U.S., an "independent film" or “art house film”) is typically a serious, noncommercial, independently made film or a foreign language film that may have these qualities, but may have been made by a major company in its home territory and achieved popular success. It may thus be aimed at a niche audience, rather than a mass audience (Wikipedia) – Арт кино …. обычно серьезное, некоммерческое, независимо произведенный фильм или фильм на иностранных языках, которые могут иметь эти качества, но может быть произведены крупной компанией на своей территории и достигнувшем  успеха. Она может, таким образом, быть направлен на аудиторию незаполненной ниши, но не на массовую аудиторию.
2. Spaghetti Western – спагетти вестерн
3. Nunsploitation is a subgenre of exploitation film, which had its peak in Europe in the 1970s. These films typically involve Christian nuns living in convents during the Middle Ages (Wikipedia) – Nunsploitation – это поджанр фильмов эксплуатирования, пик которого в Европе приходится на 1970-е гг.. Эти фильмы обычно рассказывают о христианских монашках, живших в монастырях в средних веках.
4. science fiction – научная фантастика.
5. Horror – фильм ужасов.
6. Serial killers – фильм о серийных убийцах.
7. Gross-out cannibal film – фильмы о каннибализме, часто комичные со сценами наготы, секса, etc.
8. Zombie film – фильм о зомби.
9. Juvenile delinquency – фильм о преступлениях малолетних.
10. Juvenile delinquency + drugsploitation + sci-fi B-movie - фильм о преступлениях малолетних, наркотиках, научно-фантастический и т.н. bad movie или плохой фильм.
11. The Motion Picture Production Code was the set of industry censorship guidelines which governed the production of the vast majority of United States motion pictures released by major studios from 1930 to 1968. It was originally popularly known as the Hays Code, after its creator, Will H. Hays (Wikipedia) – Кодекс производства художественных фильмов, действовавший с 1930 по 1968 гг. Он был известен под названием Hays Code по имен своего создателя Will H. Hays.
12. Hillbilly is a term referring to people who dwell in rural, mountainous areas of the United States, primarily Appalachia and the Ozarks (Wikipedia) – термин, обозначающий жителей сельской местности, горных районов США, преимущественно Аппалачей и Озарков.
13. Mod (originally modernist, sometimes capitalised) is a subculture that originated in London in the late 1950s and peaked in the early to mid 1960s (Wikipedia) – Мод (от ‘модернист’, иногда пишется с большой буквы) – субкультура Лондона  конца 1950-х годов, которая дошла до своего пика в середине 1960-х, аналогичная нашим стилягам.
14. Промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, общий) — беспорядочные, ничем не ограниченные половые связи со многими партнёрами.
15. Fellatio (лат.) – фелляция или оральный секс.
16. Pussycat – на сленге название женского полового органа.
17. Dragon – на сленге название мужского полового органа.
18. Афродизиаки (от лат. Aphrodisiac) - вещества, стимулирующие половое влечение, вызывающие половое возбуждение)