Что ищем, гордецы?!

Василий Попов
Отрывки из книги "Я видел Сына Божьего..." (разговор посвящённого с крутолобым сомневающимся).

***

К сожалению, времённые достижения нашей цивилизации (так называемый «научно-технический прогресс») породили у человека иллюзию всемогущества.
«Ученый люд» возгордился и стал заложником своих иллюзий.

С.(сомневающийся) А действительно, при чём здесь Бог, когда гений человеческого интеллекта материализует самые фантастические идеи?

П.(посвящённый) Насчет «человеческого гения» повременим. А вот интеллект, воспалённый «лихорадкой технических достижений», начинает блуждать в потёмках безбожного лабиринта.
В своей гордыне он протестует против заведомого принижения религией его «значимости». Ему претит Библейская категоричность: «...мудрость этого мира – глупость в глазах Бога» (Иов 5:13, 1 Кор. 3:19).
Нравственную составляющую Главной Заповеди («Возлюби Господа твоего всем сердцем...») человек, как правило, готов признать в качестве моральной основы жизни (притом, что с исполнением Заповедей у большинства из нас – проблемы).
Мистическую часть («Возлюби Господа твоего всей душою...»), а это как выяснили, – необъяснимые (неподвластные анализу) жизненные моменты, мы, опять же, готовы допустить. Сие в нас – ещё с детского, безоговорочного восприятия сказочных преданий. О чём и напомнил Христос: «Истинно говорю, кто не принимает Царство Божье, словно малое дитя, не войдёт в Него никогда» (Лук. 18:17).
А вот третья составляющая – логическая («Возлюби Господа твоего всем разумом...») для человека, «забронзовевшего»  в своей «учёности», порой становится труднопреодолимым препятствием.
Мол, как это я, «изобретший... открывший... доказавший...» поверю в какого-то «эфемерного бога», когда всё в моих руках: молекулы, атомы, геномы... Я сам – творец, я сам – создатель!
Но «...что имеешь ты такого, что не было дано тебе? И если всё было дано тебе, то почему похваляешься ты, как будто это не был дар?» (1 Кор. 4:7).
Гордыня – коварное искушение, нарушающее «триединое равновесие» Веры.
Безусловно, в первую очередь речь идёт о людях, по человеческим меркам «крутолобых» - высокообразованных, авторитетных, определяющих техногенное развитие цивилизации. Эти люди увенчаны всевозможными земными наградами и званиями. Их мнение влияет на общество. Простому обывателю трудно противостоять «весомым» антирелигиозным аргументам «ученых личностей».
Поэтому стоит обратить внимание на Библейское предупреждение: «Эти люди ищут похвалы друг от друга, а не одобрения Божьего... ибо возлюбили они славу человеческую больше, нежели славу Божию».
Но «Бог против гордецов» (Ин. 5:4; 12:43; 1 Пет. 5:5, Притч. 3:34).
Конечно можно «поиграть» словами: я верю в Природу, или я верю в Высший разум, я стараюсь не делать никому ничего плохого, но это – всего лишь лукавая риторика (та же гордыня).

С. А разве порядочный человек не в праве задаться вопросом: почему не достаточно для Бога и для общества того, что я просто соблюдаю нравственные нормы? Разве этого мало – быть совестливым?

П. Резонно.
Если найдётся такой человек, без Веры в Спасителя удержавшийся в пределах высокой морали от рождения до скончания дней своих, то и возразить будет нечего...
...Кроме «наивных» вопросов: а на чем зиждется его совесть? (т.е. стыд за неправедность).
Откуда у него взялись представления о нравственных нормах – сам придумал или где «подсмотрел»?
Кто, в конце концов, первичен в этом мире, а кто вторичен? (оговорюсь: в рамках нашего понимания).
Может, эволюционировавшая из небытия, «человеческая молекула» взяла и сотворила то, что до сих пор сама познать не может (да ещё с совестью в придачу)? ...Только вот Бога забыла об этом спросить!

С. Но согласись, говоря о нравственности, нельзя отрицать воспитательный фактор. Ведь поведенческая норма – условность, которая определяется терпимостью или нетерпимостью семьи, общества к тем или иным проявлениям деятельности индивида. А тут можно двояко повернуть и, без всякого Бога, такую мораль получить...

П. Преждевременный Апокалипсис ты получишь.
Конечно, теоретически, все скотское можно реанимировать в человеке.
К примеру, если несмышлёныша поощрять за то, что он гадит где попало, а не в горшок, то из него наверняка вырастет большой «поганец». Но общество, почему-то, старается предохранить себя от этого и удержаться в рамках существующих приличий.
А вся человеческая мораль, опять же, основана на Заповедях Божьих.
Круг замкнулся.
И здесь надо признать, что совесть в нас – это Голос Всевышнего.
 А лукавые попытки вычленить из Божественности мира лишь нравственную составляющую – самонадеянны, наивны, опасны.
На этом «погорело» не одно поколение «мудрецов».
О невозможности удержаться в нравственной чистоте без Бога Спасителя предупреждал Сам Иисус: «Непременно будет что-либо, совращающее человека на грех...
Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит камень...» (Лк. 17:1; Ин. 8:7).
Апостолы также назидали: «Все люди грешны...
Если говорим мы, что это не так, то обманываем себя, и нет в нас Истины... мы превращаем Бога в лжеца и не принимаем Его Послание» (Рим. 3:23; 1 Ин. 1:8-10).
Апломб возгордившихся и самонадеянных личностей «вдрызг» разбивает безвариантное: «Я сокрушу мудрость мудрецов и сведу на нет разум разумных» (Ис. 29:14, 1 Кор. 1:18,19).
Личную трагедию мудреца Соломона (к концу жизни отступившего от Создателя и впавшего в «махровое» язычество) мы уже вспоминали.
В жизни обязательно возникнут лукавые ситуации, которые породят сомнения: какой смысл в моей порядочности, если «участь всем одна – и праведному и нечестивому».
Отсюда рано или поздно – душевные срывы, выражающиеся в сомнительных поступках.
И в этом – беда. Беда самих безбожных «ученых». Беда нашего мира.
«Авторитетство» гордыни уводит нас от Веры, уводит от Истины и, в конце концов – губит.
 Но сказано Мессией: «Вы спасётесь, оставаясь непоколебимыми в Вере... претерпевшими до конца» (Мф. 10:22; Лк. 21:19).
(«Цыплят, как известно, по осени считают»).
Так что без духовной опоры, которая, повторю, держится на равновесии трёх составляющих Главной Заповеди, человеку не устоять.
Без Веры в Спасителя мы слабы и уязвимы. 

С. Ну и как же убедить этих «высоколобых агентов атеистического влияния» уверовать?
Заметь, сама церковь часто дает повод усомниться в религиозных Догматах не только «научной элите», но и простым согражданам, коих всё-таки большинство.

П. У церкви, в силу определённых причин (о которых мы поговорим позже), существует «перекос» в сторону мистической составляющей Главной Заповеди. И она этот «перекос» навязывает нам, мирянам, волевым методом.
Церковь ревниво увлечена соблюдением внутрицерковных служб (чинов), в основе которых и лежит мистическая часть Веры (литургии, таинства...).
Рассуждать здесь не принято. С этим и не поспоришь.
Но есть вещи, которые (сколько не отмахивайся от них) требуют терпеливых и компетентных разъяснений. К сожалению, на естественные, порой неудобоваримые вопросы сомневающегося скептика, тут же следуют обвинения в лукавом искушении: т.н. «прельщении» разумом.
Хотя для неверующего человека церковные обвинения – пустой звук!

С. Увы, так оно и есть.

П. А вот если логические рассуждения сподобят заблудшего прийти к Богу (у Которого, смею заметить, всё логично), тогда зачем же преграждать человеку этот путь?!
Прямое силовое воздействие на «высоколобых» обречено на отторжение религии (если, в особом случае, не вмешается Сам Господь).
Как можно запретить человеку думать?
Наоборот, служителям культа надо постараться  теологически-аргументировано помочь сомневающемуся выполнить требование Всевышнего: «Возлюби Господа твоего всем разумом твоим» (да и самим не забывать об этом).
Перекос любой «составляющей» Главной заповеди (будь то в «плюс» или в «минус») опасен для Веры.
...

А сейчас давай более подробно рассмотрим некоторые главы Библии, с учётом вышеизложенного.
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Если всерьёз «ломать голову» над тем, каким образом Всевышний осуществлял сей процесс, то, скорее всего, понадобится помощь психиатра (непостижимое лучше не трогать!).
Варианты мошеннических, спекулятивных (возможно, что и заблужденческих) «научно-исследовательских проектов-разработок» некоторых псевдоучёных на тему –  «как был создан мир», бессмысленны по сути, а экономически вредны, поскольку разбазаривают материальные средства (т.е. невосполнимые земные ресурсы), которые необходимы обществу для более полезных гуманитарных целей.
Чтобы человек попусту не тратил время и силы, соприкасаясь с Библейскими «непонятностями», Господь не поскупился на Символы, которые в процессе нашего духовного становления,  приоткрывая свой иносказательно-сокровенный смысл, рассчитаны помочь нам в правильности миропонимания (а по словам апостола Павла, мы все ещё «младенцы во Христе») (1 Кор. 3:1).
Этими Символами, как я уже упоминал, буквально дышит Священное Писание.
Через них нам дано, и мы обязаны, прийти к главному – Вере!
А через Веру приобщиться (в качестве рачительных соучастников) к созидательному Замыслу Божьему в той доступной мере, которая отпущена каждому из нас с учётом, опять же, нашей человеческой ограниченности.

С. Мудрено сказано.

П. Да что здесь мудрёного?
Разъясняю «на пальцах» (поговорим о земном, о доступном).
Земля, в материальном смысле, является сгустком  всевозможных микро- и макроэлементов, из которых реально производится всё, до чего способен додуматься изощрённый мозг.
Это можно сравнить с детской игрой  в кубики – всё дано, только собирай.
Но у меня есть вопросы для «высоколобых», кому Библия не указ.
Задумайтесь: Кем дано? Что собирать? Кто наполнил «сокровищами» эту своеобразную «кладовую»?

С. Здесь есть над чем «поломать голову».

П. Поломай.
Но при всех открывающихся головокружительных возможностях, смею заметить, творенья рук человеческих мало интересны и мало пользительны для Того, Кто создал всё и вся.
Именно поэтому нам наглядно продемонстрирована калейдоскопическая обратимость и виртуальность того, что мы называем материей.
Как первобытный человек воспринимал визуальный мир?
В форме разнообразного ландшафта: луга, поля, леса, горы, реки, моря, океаны, – одним словом то, что мы называем природой.
Но не верь глазам своим!
«Включи» своё «внутреннее зрение» и соображай!
Человек брал щепоть «земной смеси» (т.е. праха, образуемого из видимых нами лесов, полей и рек...), «процеживал» эту смесь через времённое «сито» научных познаний («складывал те самые кубики») и получал... паровой двигатель, телефон, телевизор, компьютер, средства космического передвижения...
Только всё это, пойми, уже было ранее создано и заложено Истинным Творцом в качественно и видоизменяющиеся формы.
 А чтобы данные формы качественно и внешне изменить, нужно всего лишь подобрать определённые условия (пропорции, температуру, давление и т.п.).
Эти условия, в той или иной степени (по Божьему допущению) нам подвластны.
В этом и заключается весь технический «гений» человека.
Повторю ещё раз вопрос апостола Павла: «Что имеешь ты такого, что не было дано тебе?» (1 Кор. 4:7).
Самый никудышный писатель-фантаст, в «отвязных» предсказаниях перспективы рукотворных достижений цивилизации, всегда будет выступать в роли «технократического оракула», даже не рискуя ошибиться.
Но его фантазии моментально попадут в тупик (тут уж без вариантов), как только речь зайдёт о неподвластной нам «бесконечности» (будь она в плюс или в минус).
Здесь Всевышний провёл чёткую, невидимую и непреодолимую человеческим разумом границу.
Этим показано: Кто Настоящий Хозяин «кладовой».
Апостол подтверждал: «Лишь Он – Хозяин над всем, проявляется во всём, и вездесущ» (Еф. 4:6).
Рискну оказаться нудным, но подчеркну ещё раз, это очень важно понять: всё, до чего способен додуматься наш «мыслительный аппарат», уже существовало и существует в принципе (независимо от нас).
Поэтому, к примеру, когда-нибудь в будущем, собрав из имеющихся «кубиков» очередную «искусительную фигуру» (если к тому моменту не спровоцируем преждевременный Конец света), мы, в качестве космического мусора, гордые и самодовольные будем «носиться» между галактик в поиске своей же глупости.
Естественно, с бессмысленным конечным результатом.

С. А вдруг «наткнёмся» на более высокоразвитые инопланетные цивилизации?

П. ...и они преподнесут нам «отмычку» от Вселенной («шифры, коды, явки...»).
Заменят нам Создателя (Которым сами же, как и мы, были «слеплены»).
А там уж, объединившись в совместной ограниченности, продолжим бесперспективный «бег по кругу» за ускользающим прозаическим счастьем.
Но к пониманию мироздания, к Истине – такой путь нас не приблизит.
Тогда что же всё-таки мы хотим найти или узнать?
Ответь мне!
Если Бога – не там ищем! Не в ту дверь стучимся.
Пустая, малополезная  и, к тому же, опасная трата сил.
Искать Творца нужно в тех краях, где обитаешь.
Как говорится: «Оглянись вокруг себя... Да и в себя не забудь заглянуть».
«...ведь Бог так близко от каждого из нас» (Деян. 17:27).
Вот она – виртуальная реальность!

С. Значит, с твоих слов, и «напрягаться» не надо? Даже становится скучно и не интересно жить.
Любые наши затеи заведомо осуществимы, а в итоге, никчемны? Это похоже на призыв отказаться от достижений современной науки и... галопом назад – в прошлое.

П. Не торопись. Здесь не всё так однозначно.
Дело в том, в какую сторону мы направим свои устремления.
Чей голос мы услышим?!
Выбор у нас есть. Выбор нам дан Творцом.
А лукавый – тут как тут: Какие проблемы? Чего выбирать? Давай, – говорит, – Вседержителя «за бороду подёргаем».
Дёрнули. В раю. И до сих пор «икается» (к примеру, тем же «прирученным» атомом).

***

http://www.popov-vasili.narod.ru