15. Философия натиска славян на Византию

Петр Золин
Философия натиска славян на Византию

В полной мере ее еще предстоит изучать и глубоко осознать.
Поэтому здесь дадим лишь штрихи к процессу. Подчеркнем, речь преимущественно о славянах,
исходивших с земель нынешней России.

Со времен ностратического содружества земли Великой Скифии (ныне немалой частью России) единили самые разные народы, что отчасти отражает и география гаплогрупп. и др.
Не будем повторять массу подробностей, но полиэтничность Великой Скифии (как и затем Сарматии, Готии, Гуннии, Приазовской Болгарии, Хазарии) – это многотысячелетняя реальность. Элита державы не состояла сплошь из полиглотов, но хотя бы представители царствующих родов два-три языка знали. В последние три тысячи лет – обычно греческий, затем персидский и латинский, что были и языками международного общения. Внутри державы наряду с индоевропейскими наиболее популярны были тюркские,  финно-угорские и семитские языки (последние, к примеру, в округе Кавказа и Приазовье).
Говоря почти о любом скифе или сармате, всегда возникают возможности трактовать хотя бы его имя происходящим из нескольких языков. Официальная научная позиция: скифы и сарматы – индоиранцы. Но тюркологи приводят убедительные аргументы в пользу тюркских  корней многих скифо-сарматских имен. Есть свои аргументы при этимологии таких имен у финно-угорских специалистов. В рамках индоевропейства наряду с индоиранцами находят свои основы для скифских имен германцы и балты, славяне и армяне, другие индоевропейские народы. И у каждого своя нередко все более весомая правда.
В частности, ряд имен скифских царей – Ахилл, Скил, Скилур -  хороший пример для различных этимологий из большого спектра языков.
Все народы Скифии вносили свой вклад в развитие единой державы, нередко боролись за власть на ее просторах. Трудно отрицать наличие этой власти задолго до нашей эры у Гомеров-киммерийцев, оставивших не только в славянском памятью само слово «коумир» (гмыря и т.п.).  Затем веками часть скифской властной элиты была преимущественно индоарийской. Но одновременно другая часть – тюркской. Жили на просторах Скифии и далекие пращуры народов, которые обозначились в последние две тысячи лет.
Побережье Восточной Балтики в начале нашей эры контролировали венеды, из среды которых около 4 века выделялись славяне и анты. Прокопий Кесарийский в 6 веке считал , что славяне продолжают образ жизни массагетов (их царица Томирис в 6 веке до н.э. разгромила Кира Великого) и  «во всей чистоте сохраняют гуннские нравы». Тем самым еще раз подчеркивая заметную роль славян в определении нравов «гуннов». Затем в некоторых источниках Киев будет именоваться Хунегардом (Кунегардом), а Киевщина – Хунигардией.

Именно у этих славян Прокопий отмечал важные идейно-политические черты.
«.Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
   Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами.
У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные.
Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.
И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе»
http://his95.narod.ru/doc00/prokop.htm
Достаточно или недостаточно – вопрос спорный. Уже через полвека после Прокопия появилось более обширное произведение Псевдо-Маврикия, где он конкретизировал многие положения Прокопия.
«XI, 5. Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и, оказывая им знаки своего расположения [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше, начинает войну [против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, [где они находятся], на положении свободных и друзей.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер; устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

…Густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много [разнообразных способов]. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне [реки], дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их [присутствии]. А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их растущими в воде, лица же, знакомые [с этой уловкою] и распознающие камыш по его обрезу и [занимаемому им] положению, пронзают камышами глотки [лежащих] или вырывают камыши и тем самым заставляют [лежащих] вынырнуть из воды, так как они же не в состоянии дольше оставаться в воде.

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые [с места на место]. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия или [не воспользуется] другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном же случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Находя большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника» (отрывок)
http://privetslaviane.narod.ru/history1a.htm

Народоправство – дело хорошее. Но еще в 4 веке известен король антов Бож и его бояре. До времен Константина Великого в округе Византия владел землями князь Влахерн, которого позднесредневековые русские хронографы упоминают под именем Лахерна. При Аттиле известен влиятельный боярин Онегесий, имевший влияние на многих гуннов, включая и славян в их среде. 6 век дает имена нескольких князей славян, выступавших против Византии – Ардагаст, Пирогаст, Мусокий.
Известен и Добрент - царь славян в округе Малой Скифии, где ранее имел основные силы Виталиан. Когда около 575 г. аварские послы пришли к Давриту (Добренту) и потребовали покориться, даже платить дань, царь вместе с князьями ответил (если верить Меандру Протектору):
 "Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы будем уверены, пока будут на свете война и мечи".
Вполне философское изречение. Только не стоит думать, что властители других стран думали и действовали иначе http://smelding.livejournal.com/76082.html
Род Добрента мог происходить из фракийцев-доберов, известных еще Геродоту. Царь, по ряду версий, способствовал появлению образа русского былинного богатыря Добрыни и переименованию Малой Скифии в Добруджу, хотя есть и вероятны другие версии.
Добрент, по сути, повторил высказывание царя Ульдина, звучавшее у Дуная почти за два века до этого. Позже подобные высказывания связаны с царями южноуральских тюрков.
Аварские послы тоже начали дерзить, но были убиты - возможно, и в отместку за гибель Мезамира. Баян "питал тайную вражду" к славянам, полагал, "что склавинская земля изобилует деньгами, потому что издавна склавины грабили римлян, ...их же земля не была разорена никаким другим народом". Археологи нашли десятки тысяч римских монет и других античных ценностей в землях славян.
Под прикрытием войны с Добрентом основные силы Баяна овладели священной для скифов и праславян округой Сирмия (ныне Югославия), используя суда разных типов на реке Сава. Славяне перехватили аварского посла Таргития, который вез из Византии кагану много даров. Тогда, в 581 г., тюрки стояли под Херсонесом (Крым). Император допускал, что если авары станут активно выступать против славян и "перейдут Истр (Дунай), то это немедленно будет замечено турками". Чтобы не провоцировать их дальнейшие походы, император рекомендовал кагану аваров воздерживаться от активных действий. Аварский посол именем напоминал прародителя сколотов Таргитая.
Славяне Даврита и их союзники с этих лет фактически формировали огромную Славянскую республику в Византии, что просуществовала более двух веков, до начала IX в. "Проклятый народ славян" в 581 г. прошел "через всю Элладу и по стране Фессалонике (Солуни) и по фракийским провинциям, взял много городов и крепостей, сжег, разграбил и подчинил себе страну, сел на ней властно и без страха, как в своей собственной". При Тиверии, после смерти Юстина, "вся страна была отдана на произвол славян".
Они заняли огромные земли и растеклись по ним так, как войска из Скифии около 269 или 378 г. Славяне захватили все имперские табуны (тысячи голов элитного скота), множество золота, серебра, оружия. "Они научились вести войну лучше, чем римляне", хотя раньше не смели "показаться из лесов и степей", не имели на каждого больше двух-трех дротиков. Иоанн Эфесский под 583 г. сообщал о славянах, что "они живут, сидят и грабят в римских провинциях, без забот и страха, убивая и сжигая...". Римские легионы, византийские "банды" (части войск), веками этому северян учили. Империя срочно создавала руководства по тому, как вести войну со славянами, которые явно составляли главную угрозу для империи.
Литература:
1. Кулаковский Ю.А. История Византии. 518 - 602 гг.; 2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2428

Здесь стоит напомнить фрагменты из позднелетописного «Сказания о Словене и Русе» (и т.п.), известного почти в сотне списков.

На период много позже времен Александра Македонского отмечено:

«По сих же многим летом прешедшим, восташа от рода сих во языце словенстем два князя, Лалох и Лахерн, и сии паки воевати начаша земли скипетра греческаго. Приходиша же и под самый той царствующий град и много зла и кровопролития сотвориша скипетру греческаго царствия. И храбрый князь Лахерн под царствующим градом убиен бысть близ моря, место же то и доныне зовется Лахерново, на нем же монастырь честен возгражден во имя Пречистыя Богородицы, и множество тогда безчисленно руских вой под стенами града падоша».

Из реальных исторических личностей с подобными (созвучными) именами (Лалох и Лахерн) подходит более всего Аларих, который возвысился при императоре Феодосии Великом. Позже, в конце 410 г. 40-летний Аларих на 28-ом году правления скончался от болезни и был погребён у города Консенции (совр. Козенца) на дне реки Бузент (ныне Бусенто, приток реки Крати, в Калабрии). Чтобы никто не мог узнать места последнего упокоения короля, пленные, которые отводили реку и рыли могилу, были убиты. Поскольку Аларих умер, не оставив после себя подходящих кровных наследников, готским королём стал его шурин Атаульф. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аларих
Вместе с тем известны Влахерны ; северо-западный пригород Константинополя, со времен Юстиниана известный церковью Богородицы, где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим. В память этого события православной церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Но храм Богородицы основан здесь значительно раньше, был ориентиром и для проплывавших мимо выходцев из Скифии.
При расширении городских стен в 627 г. район включен в состав города. Здесь находился императорский дворец, который с 1081 г. стал основной резиденцией монарха. Иоанн VI Кантакузин был коронован в дворцовой церкви. В 1453 г. турки ворвались в Константинополь, пробив стены Влахернского квартала.
Малый дворец сохранился до наших дней в руинированном состоянии, а восковая икона Влахернской Богоматери (предположительно 7 в. н.э.) была вывезена из дворца и доставлена в Москву; в настоящее время находится в Третьяковской галерее.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Влахерна
Влахерн славился своими святынями. Еще во времена Феодосия Младшего [408-450  гг.] во Влахерне, на берегу залива, построен был магистром Пименом великолепный монастырь. При Льве Великом [он же Македонянин, в 474 г.] здесь  сооружена была церковь во имя Пресвятой Богородицы, куда  и  положена  была  честная риза Пречистой Девы. По преданиям, эта местность  названа  была  по  имени какого-то Влахерна, княжившего недалеко от  Византии  еще  до  Константина Великого. Позднесредневековое русское Сказание о Словене и Руссе отчасти это и подтвердило.
В царствование Льва Македонянина два брата,  Гильвий  и  Кандид, похитили в доме одной старой галилейской еврейки честную  ризу  Богоматери [Четьи Минеи, 2 июля] и положили ее с особой  торжественностью  в  нарочно выстроенной для этого императором церкви.
http://lesbo.ru/biglib/book/6433/86.html
Выходцы из Скифии были активны в округе Византия со времен создания этого города. Хотя бы во времена скифского царя Атея в 4 в. до н.э.  Первой известной датой в истории города считается 680 год до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегара (мегарейцы) — их колонией стал Халкедон, ныне район города Стамбула - Кадыкёй.
Непосредственно сам город Виза;нтий основал Визант (Визас) из Мегара в 667 году до нашей эры. Согласно легенде, Дельфийский оракул дал напутствие Византу, в котором было предсказано поселиться в том месте, откуда «будет плохо видно людей напротив» или «напротив слепых». Основав город на полуострове, образованным проливом Босфор, бухтой Золотой рог и Мраморным морем, Визант вскоре прослышал про цивилизацию, живущую на противоположной стороне залива, которая называлась Халкидон; он чувствовал её, но не мог разглядеть. Визант посчитал их слепцами, что при выборе места поселения они не смогли разглядеть удачный европейский полуостров.
По другой легенде, возлюбленная Зевса по имени Ио нашла себе пристанище в бухте Золотой Рог, здесь она родила свою дочь Кероэссу, которая позднее также продолжила род. Ее сын Визант и стал в будущем основателем города. Сама же Ио была превращена в белую корову, после чего она нырнула в пролив, который с тех пор стал называется «коровьим бродом» или Босфором. http://ru.wikipedia.org/wiki/Византий
Из известных личностей под Константинополем примерно в то время погиб (убит молнией) грозный царь Ругила (Руас), дядя Аттилы, правивший империей Гунния с 410 по 434 гг. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/422262. Таким образом, образ Лахерна как бы суммирует сказание византийцев о каком-то Влахерне, княжившем недалеко от  Византии  еще  до  Константина Великого ( имя Влахерна) и перешло здешней округе; эпизод поражения (молнией) скифского царя Ругилы (Руаса) под Константинополем этих местах; важную роль монастыря во имя Пречистыя Богородицы . Аларих отчасти созвучен Лахерну, нанес немало бед «скипетру греческаго (да и римского) царствия», но все же завершил свою жизнь вдали от Лахерново (для славян) – Влахерна (для византийцев).
Главное, Влахерн известен до Константина Великого, но местность стала известна именно со времен перестройки Византия в Константинополь. Хотя бы с 4 века н.э.
Лалох оказывается символом спасавшихся от гибели в дальних походах славянских князей. Возможно, в других источниках он – Лях, Лех.
По сказанию:
«Князь же Лалох язвен велми со оставшими возвратися во своя со многим богатством. Живяху же отнюд погании, яко скот, не имуще закона. О них же свидетельствует в хожении своем блаженный апостол Андрей Первозванный, яко отнюдь невегласи тогда поганы беша.
В Синдерех же тогда княжаху два брата, единому имя Диюлел, а другому Дидиядакх, невегласи боги их тогда нарицаху за то, иже пчелы им налезоша и борти верх древия устроиша.
По мале ж времени прииде на землю Словенскую посланный праведный гнев божий, измроша людей без числа во всех градех и в весех, яко некому уже погребати мертвых. Оставшии же люди пустоты ради избегоша из градов в дальныя страны, овии на Белыя воды, иже ныне зовется Бело езеро, овии на езере Тинном, и нарекошася весь, инии же по иным странам и прозвашася различными проимяновании.
Овии же паки на Дунав ко прежним родом своим, на старожитныя страны возвратишась.
Первое запустение Словенску. А великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них.
По некоих же временех паки приидоша з Дунава словяне и подъяша скифи болгар с собою немало, и начаша паки грады оны Словенеск и Русу населяти.
И приидоша же на них угры белыя, и повоеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение».

Здесь сказание созвучно мнению летописей о жизни язычников.

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру.
И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, который ходил походом на персидского царя Хоздроя. В те времена существовали и обры, воевавшие против царя Ираклия и чуть было его не захватившие. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это уже после - при Олеге.
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.
   Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если будут далеко от своей страны.
    Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".
    Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту - хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись. http://old-rus.narod.ru/02-main.html
Понятно, раз мы христиане (мусульмане, иудеи и т.п.) – мы лучше других.
Внимание в сказании неизбежно привлекает фраза: «В Синдерех же тогда княжаху два брата, единому имя Диюлел, а другому Дидиядакх, невегласи боги их тогда нарицаху за то, иже пчелы им налезоша и борти верх древия устроиша…»
На роль Синде-рех в округе Скифии – вероятнее всего – претендует только  Синдика 1) территория и государство на Таманском полуострове и северо-восточном побережье Чёрного моря (V—IV вв. до н.э.). Города: Синдская гавань (столица), Корокондама, Гермонасса, Фанагория и др. С IV в. до н.э. в составе Боспорского государства. 2) Синдская гавань, древнее поселение синдов (в районе Анапы). Уже с IV в. до н.э. называлась Горгиппия.
Дию-лел – вариант трактовки - Дия лелеющий (почитающий). Дидиядакх (Дидия-дакх) – Дидия из дакхов (даков ?). Фраза представляет собой какой-то нравоучительный эпизод, понятный россиянам 17 века, но не очень понятный ныне.
Понятно одно: «По мале ж времени праведный гнев божий прииде и на землю Словенскую». И оставшиеся в живых бежали в разные земли, в том числе и на Дунай. Затем они с болгарами возвращались. Но «угры белые» славян « повоеваша… до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение».
Летописи первое «бело-угорское» завоевание земель славян относят ко временам аваров, которые особенно эксплуатировали дулебов округи Карпат. Указано - при императоре Ираклии (610 – 641) и персидском царе Хоздрое (правил примерно в этот же период).
Но тогда получается, что до этого аваро-угорского нашествия был (небольшой ?) период «По некоих же временех паки приидоша з Дунава словяне и подъяша скифи болгар с собою немало, и начаша паки грады оны Словенеск и Русу населяти». Словено-болгарское взаимодействие прослеживается примерно со времен Зинона (Трасколисия и т.п.). А усиление аваров и угров происходит почти через век.
Могли ли славяне и скифы болгары с Дуная временно возрождать античные городища  - «грады оны Словенеск и Русу населяти» (понятно, не только и не столько округи одних Словенска-Новгорода и Старой Руссы) ?! Теоретически – могли, тем более усиление болгаро-славянского союза фиксируется по многим источникам. Но если, действительно, затем «угры белые» славян « повоеваша… до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение», то следов этого кратковременного возрождения археологам обнаружить и трудновато. Грады-то противники славян раскопаша…
Некоторые влиятельные археологи из медиевистского клана решают проблему проще, как бы глубоко «закопаша» любые подозрения о существовании античных и раннесредневековых «градов» на землях России. А затем и «умолчаша» различные письменные и иные свидетельства о существовании таких «градов» - трипольских и приуральских, античных городищ разных культур от Балтики до Сибири.
Автор 859 года как времени основания Новгорода академик М.Н. Тихомиров в своих «Древнерусских (понятно – средневековых) городах» ( Издание второе, дополненное и переработанное. Государственное издательство политической литературы, М., 1956 ) свои рассуждения начинал так:
«В северных источниках, как известно, Русь называют страной городов - Гардарики. С таким названием вполне совпадают известия анонимного баварского географа IX в. (866 - 890 гг.). Отрывок из его работы сохранился в рукописи конца XI в., и сведения его тем более ценны, что они относятся ко времени более раннему, чем свидетельства нашей летописи и византийского императора Константина Багрянородного. Баварский географ упоминает об отдельных славянских племенах и количестве их городов. Бужане (busani) имели 230 городов, уличи (unlizi), «народ многочисленный», - 318 городов, волыняне (velunzeni) - 70 городов и т. д. Неизвестно, откуда баварский географ заимствовал свои сведения, но, возможно, они восходят к какому-либо византийскому источнику, так как включают «описание городов и областей на северном берегу Дуная» (descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubium), а берег Дуная был рубежом византийских владений. К северу от этого рубежа находилась обширная область, заселённая многочисленными племенами антов, враждовавших с Византийской империей 1).
Города, упомянутые в сочинении баварского географа, несомненно, обладали незначительными размерами, что доказывается следующими соображениями. Для племени attorosi, под которым Шафарик с основанием понимает тиверцев, географ указывает 148 городов. Даже в позднейшее время такое количество более или менее значительных городских поселений не уместилось бы по течению Днепра и Буга, где, по летописи, жили тиверцы и уличи. Говоря об этих племенах в прошедшем времени, летописец замечает: «И суть города их и до сего дня». Эта несколько неясная фраза должна быть понята в том смысле, что остатки городов тиверцев и уличей ещё сохранились во времена летописца (т. е. в XI в.).
Что же представляли собой славянские города IX в., о которых говорит баварский географ?
Наиболее достоверные письменные источники, сообщающие сведения о восточных и южных славянах VI - VII вв., принадлежат Прокопию и другим византийским авторам. Они дают такую характеристику славянских поселений: «Живут они, - пишет Прокопий о славянах и антах, - в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства» 1). Конечно, в этих словах выражено явное пренебрежение к славянским жилищам, типичное для византийца, привыкшего к богатым и обстроенным городам Восточно-Римской империи. Из показаний другого византийского автора, почти современного Прокопию, видно, что славянские посёлки не были столь жалкими, как говорит Прокопий. Давая совет, как надо грабить славянские посёлки, автор указывает: войско должно быть разделено на две части и двигаться по двум дорогам, грабя ближайшие окрестности. Некоторые посёлки могут оказаться большими, но в этом случае не надо выделять слишком много воинов, часть которых должна грабить, а другая охранять грабящих 2).
Славянские посёлки находились близко один к другому, но были слабо укреплены. Это и есть «города» баварского анонима, насчитывающего их сотнями для некоторых славянских племён.
По летописи можно установить существование в IX- X вв. свыше двух десятков русских городов. Назовём их с показанием года основания или первого упоминания данного города в источниках: Белгород (980) 1), Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862) 2), Василев (988) 3), Вышгород (946) 4), Вручий (977) 5), Изборск (862) 6), Искоростень (946) 7), Киев (по летописи относится к древнейшим временам) 8), Ладога (862) 9), Любеч (882) 10), Муром (862) 11), Новгород (по одним сведениям был основан в незапамятное время, по другим - в 862 г.) 12), Пересечен (922) 13), Перемышль (981) 14), Переяславль (907) 15), Полоцк (862) 16), Псков (903) 17), Родня (980) 18), Ростов (862) 19), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов) 20), Туров (980) 21), Червень (981) 22), Чернигов (907) 23).
Таким образом, летописи дают сведения о бесспорном существовании в IX-X столетиях по крайней мере 23 русских городов. Но этот список безусловно неточный и должен быть пополнен.
О судьбах других городов говорить не будем. Но мнение Тихомирова (даже во 2 издании фундаментального труда) помнить будем. Включая и «Баварского географа»,  насчитавшего на землях Руси IX века не менее нескольких сотен городов (конечно, типа замков - включая и небольшие деревянные крепости). Или что для «баварца» город – для нашего медиевиста смерть ?!
Новгород - по одним сведениям, как констатировал Тихомиров, был основан в незапамятное время (хотя бы по Сказанию о Словенске Великом), по другим - в 862 г. (время прихода Рюрика на Русь). Понятно, что в этот диапазон попадают и все иные даты. Почему затем отдано предпочтение 859 году – оставим на совести консультантов директивных органов.
Текст о славянах из анонимного сочинения "Моджмал ат-таварих" ("Собрание историй"), составленного в 1126 г.
"...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна (в русских летописях мотивы связаны с хождением апостола Андрея в округе Новгорода). И много занимаются они торговлей..."
Создавались города и иначе. Гардизи. У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости (обилие Новгородов почти каждый год); в крепостях и укреплениях они по большей части проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных.
Худад ал-'алам (анонимный географический трактат). Все они зимою бывают в хижинах и подземельях; у них многочисленные крепости и укрепления.
Марвизи. У них такой сильный холод, что они роют глубокие ямы, покрывают их дёрном, затем нагревают паром от навоза и дров и остаются в них в зимние месяцы; зимою нападают на них мадьяры, у них много рабов, потому что они постоянно нападают.
Вот эта реалия раннего средневековья - У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости – никак в голове нашего заскорузлого медиевизма не укладывается. Ему фундаментальный город – с обилием улиц и мостовых - подавай. А если небольших Новгородов за века возникали и исчезали десятки (да еще и в разных местах Приильменья), эту версию учитывать в науке не будем ?!
Стоит учитывать и более ранние поселения, идущие хотя бы со времен неолита.
К сожалению, неолитические находки (например, каменные топоры типа фатьяновских и ямочно-гребенчатая керамика) на территории самого Новгорода и в округе не суммированы, а сведения о них не популяризируются. Как бы этого – урочищ типа Стрелки и Питьбы – в новгородской истории и не было.
Таким образом, создавались разные города и разным способом. Гардизи. У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости (обилие Новгородов почти каждый год); в крепостях и укреплениях они по большей части проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных.
Если сведения о славянах преимущественно Подунавья у Иордана, Прокопия и Псевдо-Маврикия можно подтягивать к западным и южным славянам, то арабские сведения преимущественно касаются славян и других народов на землях нынешней России. При этом сведения отражают глубины традиций хотя бы в несколько веков.
Вот характерные примеры.
Что же касается до русских купцов (166) - а они вид (167) славян, - то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны Славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взи-мает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по...(168) , реке Славян, и проезжают проливом столицы Хазар (169), и десятину с них взимает их (Хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому Морю (Mare hyrcanium-caspium) и высаживаются на каком угодно берегу. И диаметр этого моря 500 фарсангов, иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан и платят джизию" (170)
II. Текст варианта Ибн ал-Факиха по рукописи, изданной А.Шпренгером (перевод А.Я.Гаркави) (171)
"Что касается славянских купцов, то они вывозят меха лисиц и меха выдр из дальнейшего конца Славонии, для чего они отправляются к Румскому морю, где владетель Рума берет с них десятину; затем идут по морю к Самкушу - Еврею, после чего они обращаются к Славонии. Потом они берут путь от Славянского моря, пока не приходят к Хазарскому рукаву, где владетель Хазара берет с них десятину; затем идут к Хазарскому морю по той реке, которую называют Славянскою рекою. Часто же они выходят в Джурджане, где продают все, что у них есть, и все это попадает в Райию (Рей); удивительно, что этот город есть складочное место всего мира".
http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx003.html#part37
Страна Славян примерно на 8 – 9 века предстает как большая и мощная реалия, ведущая активную торговлю. И обильные клады арабских монет на Руси лишь подтверждают это. Но на землях России найдено немало византийских и римских, греческих и персидских, многих других ранних монет. И это говорит об активной хозяйственной жизни державы задолго до Рюрика.
Конечно, по сравнению с арабскими и южными городами той поры «грады» Руси впечатления на купцов халифата не производили. Но обычай строить многочисленные крепости  в Словении арабам был хорошо известен.
http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/11.htm
Мадьяры арабской литературы – обобщенный образ раннесредневековых тюрков.
Между владениями болгар 76 и владениями искилей, тоже принадлежащих к болгарам, находится область мадьяр. Эти мадьяры - тюркское племя. Их начальник выступает в поход с 20 000 всадников; этого начальника зовут кенде. Кенде - титул их главного царя; титул того начальника, который заведует делами, - джыла; мадьяры делают то, что приказывает джыла.
Им принадлежит равнина, вся покрытая травой, и обширная местность; длина и ширина их владений - 100 фарсахов. Их владения прилегают к Румскому морю 77. Они живут между [этими двумя] реками. С наступлением зимы каждый, кто раньше удалился от реки, возвращается к берегу ее и проводит там зиму; они занимаются рыболовством и этим живут. [На берегу] той реки, которая находится влево от них, в сторону славян, живет народ из румийцев; все они - христиане; их называют нендерами (?): они многочисленнее мадьяр, но слабее их.
Из этих двух рек одну называют Итилем, другую - Дунаем. Когда мадьяры живут на берегу реки, они видят этих нендеров; над областью нендеров, на берегу реки, возвышается высокая гора, по склону которой течет река. За горой живет народ из христиан, которых называют мардатами (?); между их областью и областью нендеров 10 дней пути. Они составляют многочисленный народ; их одежда походит на одежду арабов [и состоит] [59] из чалмы, рубахи и джуббы. У них есть пашни и виноград; воды у них текут [только] по поверхности земли; подземных каналов нет. Говорят, что они многочисленнее румийцев. Они составляют особый народ; торговлю ведут преимущественно с арабами. Та река, которая находится по правую сторону мадьяр, течет по направлению к стране славян и оттуда к стране хазар; эта река больше другой. Область мадьяр вся покрыта деревьями и болотами; земля пропитана сыростью. Все они производят набеги на славян, постоянно налагают на славян оброки и обращаются с ними, как со своими военнопленными.
 Мадьяры - огнепоклонники. Они производят набеги на славян и русов, уводят оттуда пленных, привозят их в Рум и продают. Эти мадьяры - люди красивые и видные; их одежда сделана из парчи, их оружие - из серебра и. .. 78. Они постоянно нападают на славян; из страны мадьяр до страны славян 10 дней пути. В ... славян есть город Вантит (?). Относительно сватовства у них есть следующий обычай. Сватаясь на какой-нибудь женщине, жених уплачивает калым из большего или меньшего количества лошадей, сообразно своему богатству. Во время переговоров о калыме отец невесты приводит отца жениха в свой дом, собирает все, что у него есть из мехов горностаев, бобра, белки, куницы, лисицы... 79; он выбирает 10 мехов, свертывает их на ровном месте, привязывает их к лошади отца жениха и отпускает последнего домой. Тот присылает за невестой условленный калым из лошадей, денег и товаров; тогда ту женщину приводят к нему в дом 80.
[Славяне 81; прибавлено, что «из одного улья иногда добывается 50, 60 или 100 манов 82 меда». О религии сказано, что они «поклоняются быку». Посевы, музыкальные инструменты и радость при смерти, как Ибн Русте 83; дальше: «лошадей у них мало. Одежда их - рубахи; они носят сапоги; их обувь походит на табаристанские сапоги, которые носят табаристанские женщины. Их средства к жизни не очень обильны». Оружие, правители и город, как Ибн Русте 84; прибавлено, что «начальник их носит венец». Дальше:] у них есть обычай строить крепость; собираются несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости; в крепостях и укреплениях они большею частью проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных. Захватив вора, они отнимают у него все имущество, отправляют его на окраину своих [60] владений и там подвергают его наказаниям. Прелюбодеяния между ними не бывает. Если какая-нибудь женщина полюбит какого-нибудь мужчину, она идет к нему; соединившись с ней, он, если она оказывается девицей, берет ее себе в жены; в противном случае он продает ее и говорит: «Если бы в тебе был прок, то ты сохранила бы себя». Если кто-нибудь совершит прелюбодеяние с замужней женщиной, то его убивают, не принимая от него никаких извинений. Вина и меда у них много; иногда у одного человека бывает до 100 кувшинов вина из меда.
[О русах - как Ибн Русте 85. «Длина и ширина острова -три дня пути»; прибавлено, что «на этом острове живут до 100 000 людей». §§ 2 и 3, как у Хвольсона; вместо § 4 только: «Предметы их торговли - меха горностаевы, беличьи и другие». Об одежде прибавлено: «Одежда русов и славян из полотна». Конец рассказа о человеческих жертвоприношениях (§ 9): «Если врач говорит: „Таково повеление царя?, никто ничего не говорит ему, но все примиряются с его поступком». Вместо § 10: «Их царь взимает десятину с купцов. Они постоянно в числе 100 или 200 человек приходят в страну славян и силой отнимают у них полезные предметы, чтобы они находились у них [русов]; много людей из славян приходят к русам и служат им, чтобы этой службой обезопасить себя». После § 11: «Они носят верхнюю одежду и надевают шапки». §§ 12 и 13, как у Хвольсона.]
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/text_1.phtml
Русские летописи владычества мадьяр на середину 9 века помнят мало. Для них основные княжения Руси поделены между варягами и хазарами. И первыми добиваются относительной независимости княжения, бывшие под влиянием варягов. Но это происходит вдали от интересующего нас пока 6 века.
А особо заняты были славяне в этом веке «ославяниванием Византии».
http://society.polbu.ru/kareva_midhistory/ch15_i.html
 
http://www.novgorod.ru/images/1201.gif
 
http://mapold.narod.ru/22.jpg
 
http://lesson-history.narod.ru/map/viz-slav.gif
 

В 6 веке при натиске славян в Византии усилилось внимание к наследию Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисий) — христианского святого, неоплатоника, писавшего – вероятно, - около V века под именем Дионисия Ареопагита (афинянин, упомянутый в «Деяниях апостолов», 17, 34) сочинения (т. н. «Ареопагитики» — «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», и др.), которые имели исключительное значение для развития христианской мысли, усердно изучались и много комментировались в средневековье. В этих сочинениях он рассматривает проблему богопознания, соединив христианство с платоновской философией.
До VI века об этом авторе не было известно. Впервые «Ареопагитики» огласили монофизиты, последователи Тимофея Элура и Василиска. Затем Максим Исповедник доказывает православных характер этих сочинений.
По церковному преданию, Дионисий Ареопагит был учеником ап. Павла (Деян.17,34) и первым епископом г. Афины. В 95 г. он был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию где и погиб в гонение Домициана ок. 96 г.
Наука о происхождении сочинений Дионисия Ареопагита и времени его жизни единой точки зрения не имеет. Кох (Н. Koch) считал «Ареопагитики» подделкой, относящейся к концу V века. (См.: Н. Koch. Pseudo-Dionisius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neoplatonismus und Misterienwesen. Forsch. z. christl. Litter, a. Dogmengeschichte, t. 86, Bd. 1. Hefle 1, 2. Meinz, 1900). Эту же дату принимал и Bardenhewer в «Patrologie» [См. франц. пер.: «Les Peres de l’Eglise». Paris, 1905.]. P. J, Stigimayr старался отождествить «псевдо-Дионисия» с Севером Антиохийским, монофизитом VI в.: «Der sogennante Dionysius Areopagita und Severus von Antiochien». Scholastik, III (1928). Критикуя это мнение, R. Devreesse отнес составление дионисиевских творений к более раннему времени — до 440 года: «Denys l’Areopagite et Severe d’Anlioche». Archives d’histoire doctrinale et litteralre du moyen age, IV, 1930. М, H.-Ch. Puech настаивал на отнесении «Ареопагитик» к концу V в.: «Liberatus de Carthage et la date de l’apparition des ecrits dionysiens». Annaaire de l’Ecole des Hautes Etudes, section des sciences religieuses, 1930—1931. Преосвящ. Афинагор считал Дионисия «псевдо-Ареопагита» учеником св. Климента Александрийского и отождествляет его с Дионисием Великим, епископом Александрийским (середины III в.); наконец, P. Ceslas Рера в своей статье Denys ie Mystique et la ;;;;;;;;. Revue des sciences philosophiqaes et theologiqaes, XXV, 1936, находил в дионисиевских писаниях влияние каппадокийской школы и пытался приписать их неизвестному ученику св. Василия Великого.
По гипотезе Ш. Нуцубидзе и бельгийского ученого Э. Хонигмана (Ernest Honigmann), автором «Ареопагитик» - вероятно, - являлся грузинский мыслитель Петр Ивер. (См.: Нуцубидзе Ш. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита // Труды Тбилисского ун-та, 1959. Т. 59.) Возражения против этой гипотезы см.: Византийский временник. М.; Л., 1956. Т. 8. Если версия о Петре Ивере верна, то инициативные выходцы из Скифии, включая образованных славян, вполне могли способствовать распространению этого произведения.
Пётр Ивер (груз. ;;;;; ;;;;;, ок. 411—491) — известен как епископ Маюмы близ Газы, основатель первого грузинского монастыря в Вифлееме. Канонизирован Грузинской православной церковью как святой, почитается также многими монофизитскими церквями.

Этот грузинский царевич, сын царя Босмариоса, первоначально носил имя Мурван. В 423 послан политическим заложником в Константинополь, где получил блестящее образование под покровительством императрицы Евдокии, жены Феодосия II. Отправился в паломничество в Иерусалим вместе со своим учителем Митридатом, там и принял монашество под именем Петра (а Митридат — под именем Иоанна). В 430 году основал грузинский монастырь в Вифлееме. В 445 году принял священство, в 452 году несколько месяцев был епископом Маюмы, пока христиане не были оттуда изгнаны местным правителем; оттуда Пётр переехал в Египет, но затем вернулся на Ближний Восток.
По данным средневековых источников, Пётр написал несколько известных богословских трудов и имел множество учеников, однако сочинений, подписанных его именем, не сохранилось.
В. Н. Лосский ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ
http://vehi.net/vlossky/index.html
Даже при  натиске народов Скифии IV-VI веков в Византии продолжали функционировать античные высшие школы, сохранившиеся со времен позднего эллинизма в Александрии, Антиохии, Афинах, Бейруте, Кессарии...    Эти провинциальные высшие школы создавали и поддерживали образовательный уровень империи на всем ее пространстве, во всей ее ойкумене. Особенно высок был авторитет Александрии как города, наука и образование в котором имели славную историю, идущую со времен первых Птолемеев, города, куда наука и образование удалились, спасаясь от грязи распада и крови дворцовых разборок в Риме эпохи поздней империи. Эти школы посещали и выходцы из Скифии, попадавшие в имперскую элиту.
Испытывавший влияние Аспаров и иных скифов император Феодосии II (401- 450 гг.) получил еще в юности блестящее домашнее образование. Он был сведущ в математике, астрономии, истории, рисовал, писал красками, владел греческим и латинским языками. На греческом продолжало разговаривать и образованное Приазовье.

С именем императора Феодосия II связаны два крайне важных события византийской истории - открытие первой государственной высшей школы и выход в свет т.н. Кодекса Феодосия - предшественника Кодекса Юстиниана. До этого образование было либо частным, либо муниципальным, но никак не общегосударственным, хотя списки учителей в школах утверждались императором. В 425 году Феодосии издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылось высшее учебное заве¬дение, получившее наименование «Аудиториум» - по сути дела первый средневековый Европейский университет.
В его штате значился 31 профессор: пять риторов и десять грамматиков греческих, три ритора и десять грамматиков латинских, два юриста и один философ. Все они были государственными чиновниками, т.е. получали жалованье из императорской казны, а после 28 лет беспорочной службы выходили в отставку с высокой почетной пенсией, сопровождаемой получением звания коммита I степени  и титула спектабилитас.
Однако им запрещалось обучать кого-либо в каких-либо иных местах, и вместе с тем другие преподаватели под страхом сурового наказания и высылки из столицы не имели права открывать в Константинополе свои школы. Кроме того, профессора феодосиевского университета обязаны были быть христианами в отличие, к примеру, от самого древнего в империи центра наук - платоновской академии в Афинах, где по-прежнему эллинисты-язычники изучали и преподавали классическую греческую философию.
Постепенно Константинопольский университет, будучи государственно-важным учреждением, затмил, а затем и вытеснил из официальной жизни образовательного сообщества провинциальные высшие школы. В 529 году Юстиниан закрыл платоновскую академию в Афинах как гнездовище ересиархов. Так была установлена государственная монополия университетского образования в Византии. Нельзя не отметить, что в это самое время (528 - 529 гг.) Юстиниан проводил свою судебную реформу, для чего, как водится, создал комиссию из десяти правоведов. Возглавляли комиссию видные юристы, их имена дошли до наших дней, профессора Константинопольского университета Трибониан и Феофил. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38226.php
В результате своего натиска славяне – как некогда скифы и сарматы, готы и гунны, - заселяли плодородные земли империи, попадали на службу в имперские войска, делали административные и церковные карьеры. Далеко не все в этой истории выявлено и обобщено.
Тенденция очевидна. Славяне – как и ряд других народов бывшей Великой Скифии, - становились мощной силой всемирной истории.