ЕГЭ. Плюрализм в отдельно взятой стране

Вячеслав Дорошин
             15 мая 2009 года Верховный суд РФ отклонил иск родителей нескольких одиннадцатиклассников, требовавших признать проведение ЕГЭ незаконным. Истцы же пообещали оспорить это решение. Так что же смущает родителей и почему они так рьяно добиваются отмены Единого государственного экзамена, ставшего с 1 января 2009 года обязательной формой государственной аттестации для всех выпускников российских школ?


                А ТАК ЛИ СТРАШЕН ЧЁРТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ?

ЕГЭ-2009 – это Единый Государственный Экзамен 2009 года. Экзамен, пришедший на замену традиционным школьным, называется именно так, и теперь именно его предстоит сдавать всем ученикам средних общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации после окончания 9 или 11 класса. Впервые данный ЕГЭ был проведен в 2002 году в некоторых «экспериментальных» школах определённых субъектов РФ. Спустя пять лет, в 2007 году, был принят Федеральный закон о Едином Государственном Экзамене, одобренный Государственной Думой. По этому закону ЕГЭ вводился уже на территории всей Российской Федерация, но по прежнему как «экспериментальный».
Многие задаются вопросом: «Для чего вообще нужен этот ЕГЭ?» По замыслу авторов данного законопроекта, Единый Государственный Экзамен создаст равные возможности для всех выпускников всех школ для поступления в техникумы, профессиональные училища, университеты и институты. К тому же, этот экзамен призван структурировать и упорядочить систему сдачи экзаменов во всех субъектах нашей страны. Также Единый экзамен вводится для того, чтобы побороть коррупцию при поступлении в образовательные учреждения. Да и статистические данные об успехах выпускников школ на основе ЕГЭ собирать намного легче, удобнее и быстрее. Особо отмечается безопасность его проведения: ответы на ЕГЭ достать невозможно, части А и В проверяются компьютером, а бланки для ответов на часть С зашифрованы и независимые проверяющие не могут узнать, чью именно работу они просматривают в данный момент. На официальном уровне приводится убедительный довод, что данный вид экзамена имеет аналоги в США и странах Западной Европы, где с явным успехом используется и показывает неплохие результаты. Но споры по поводу положительных и отрицательных сторон ЕГЭ сохраняются.
О том, что выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в ВУЗах будут проводиться в форме ЕГЭ, было известно давно. Введение такого способа аттестации является одним из шагов на пути присоединения России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствие с европейскими. О связи между введением ЕГЭ и присоединением к Болонской декларации много говорил бывший министр образования Владимир Филиппов. Однако некоторые эксперты считают, что ЕГЭ не имеет никакого отношения к болонскому процессу, так как во многих европейских странах вступительные экзамены проходят в другом формате.
Ещё одна причина перехода к ЕГЭ, которую озвучивают защищающие закон чиновники, – стремление уменьшить уровень коррупции при поступлении в ВУЗы. В частности, антикоррупционную роль ЕГЭ часто упоминает министр образования и науки Андрей Фурсенко. Согласно определению г-на Фурсенко, проявлением коррупции можно считать такую ситуацию, когда абитуриента готовит к поступлению в ВУЗ репетитор, работающий в этом же учебном заведении.
Дословно слова министра звучат так: «Коррупция – это когда человек, который является репетитором, одновременно и главным образом использует свою деятельность, чтобы обеспечить /абитуриенту/ необходимые оценки».
Ещё с тех времен, когда ЕГЭ в качестве обязательной формы государственной аттестации существовал только на бумаге, у него было много противников. Основные их доводы заключаются в следующем: тесты единого госэкзамена не соответствуют текущему уровню школьной программы (слишком сложные); процедура проведения экзамена и система выставления оценок не отработаны; ЕГЭ дает возможность, например, учителям сельских школ проталкивать своих лучших учеников, «рисуя» им оценки; из-за ЕГЭ обучение в старших классах фактически сведётся к натаскиванию на сдачу экзамена. Представители ВУЗов сопротивлялись введению ЕГЭ на том основании, что предлагаемые тесты (слишком простые) не позволяют оценить уровень знаний абитуриентов в той степени, в какой требуют стандарты ВУЗа.
С доводами противников ЕГЭ соглашались многие видные политические деятели и учёные. К традиционной системе оценки знаний выпускников, например, предлагал вернуться мэр Москвы Юрий Лужков. Непримиримым борцом с ЕГЭ является ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Несовершенство новой системы признавал даже Владимир Путин.
Несмотря на потоки критики, Минобрнауки твердо держалось своего намерения ввести ЕГЭ. Положение о едином государственном экзамене претерпевало изменения, чиновники отрабатывали процедуру проведения тестов в разных регионах России, признавали наличие недоработок, но упорно двигались к 1 апреля 2009 года, когда ЕГЭ стал обязательным. Часть российских ВУЗов всё-таки отстояла право дополнительно к ЕГЭ проводить свои собственные экзамены.
Но противники решили бороться с ненавистным экзаменом, опираясь на формальную букву закона. Родители трёх московских школьников, которые должны сдавать выпускные экзамены в 2009 году, подали иск, в котором требовали признать недействительным приказ министерства образования от 28 ноября 2008 года № 362. Приказ утверждает Положение о порядке и форме проведения государственной аттестации в виде ЕГЭ. Истцы обращали внимание, что пункт 9 этого Положения предусматривает, что экзаменационные задания должны быть подготовлены на основании контрольно-измерительных материалов, созданных в соответствии с федеральным государственным стандартом общего полного среднего образования. А этого стандарта, по утверждениям родителей, в природе не существует.
Иск о признании ЕГЭ недействительным рассматривался в разных инстанциях и, наконец, дошел до Верховного суда, который постановил отклонить его. Очевидно, судья посчитал доводы истцов неубедительными. Либо доводы ответчиков оказались более весомыми. Хотя в чём именно они заключаются, выяснить не удалось. В своих недавних публичных выступлениях Фурсенко ограничился присвоением иску родителей эпитета «аморальный» и призывом «не кошмарить ребят» и дать им подготовиться к экзамену в спокойной обстановке.
У инициативной группы родителей был и ещё один довод против проведения ЕГЭ. Процитируем его: «Разработка и внедрение единого государственного экзамена является научным опытом. Это официально закреплено постановлением правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Однако, согласно п. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не вправе быть подвергнутым медицинским, научным и другим опытам без личного на то согласия». Жалоба, в которой содержались эти соображения, была подана в Конституционный суд, однако процессуальные действия пока не начались.
       Разработка государственного образовательного стандарта ведётся с 1992 года. С этого момента специалисты создали множество концепций будущего стандарта, но ни одна из них так и не была принята, потому что по российскому законодательству для того чтобы принять ФГОС необходимо было сначала разработать и принять закон об образовательных стандартах, а он вступил в силу только в декабре 2007 года.
       На стороне родителей, оспаривающих законность ЕГЭ, выступили и правозащитники: на заседании Верховного суда присутствовала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Она сравнила внедрение госэкзамена в России с принятием закона о монетизации льгот: «И тогда, и сейчас грубейшим образом были нарушены гражданские права населения всей страны!».
Представляющий интересы родителей школьников Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков заявил, что сразу после получения мотивировочной части решения суда фонд и истцы подадут кассационную жалобу. «Если его и тогда оставят в силе, мы тут же пойдем в Европейский суд по правам человека. И это будет процесс века: родители учеников против госчиновников в Страсбурге», – сказал Комков.
Спикер же Совета Федерации Сергей Миронов прочит ЕГЭ недолгую жизнь: «Руководство Минобразования сделало ошибку, введя ЕГЭ, который с 2009 года получил статус обязательного и будет являться единственной формой государственной аттестации выпускников школ. Очень трудно признавать ошибки, но это нужно будет сделать обязательно». По его словам, ЕГЭ ведёт к дестабилизации высшей школы и всей системы образования и поэтому в будущем он обязательно будет отменён. Миронов высказал ещё и такую точку зрения, что недостаток ЕГЭ проявляется в первую очередь в том, что на его основе невозможно «проявить себя как личность»: «Обществознание, историю и литературу вообще невозможно сдавать по ЕГЭ». Он настаивает на том, что введение обязательного ЕГЭ в этом году может привести в том числе и к росту преступности среди молодёжи, поскольку с «бумажкой по его итогам» для многих дорога будет закрыта не только в институты, но и в ПТУ.


       «Я НЕНАВИЖУ РЕФОРМЫ...НО ЕСТЬ ЖЁСТКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ!»


Недавно депутаты Госдумы выслушали оправдательную речь министра образования и науки Андрея Фурсенко. Министр воодушевлённо доложил, что 8-летний эксперимент по ЕГЭ себя оправдал и потому никакие судебные иски противников его внедрения «единому» не помешают. Парламентариев размышления министра об успехах не убедили. Представители партий КПРФ и «Справедливой России» заявили, что на днях подадут коллективный иск против обязательного введения ЕГЭ в стране. А депутат Смолин, возмутившись, что «мы растим народ а-ля задорновских «тупых американцев», вызвал министра Фурсенко на дуэль. «По данным ВЦИОМ, большое количество россиян считает, что Солнце - это спутник Земли, видимо, живут в докоперниковскую эпоху, а радиоактивное молоко можно прокипятить, тем самым, сделав его безвредным!», – мотивировал своё заявление г-н Смолин.
Министр в свою очередь доложил депутатам о ситуации в системе образования в рамках правительственного часа. Г-н Фурсенко рассказал о достижениях в реализации нацпроекта «Образование», заверил, что по профобразованию «мы скакнули на 10-15 лет вперёд». Сообщил, что в ближайшие месяцы созданный в феврале Совет по стандартам приступит к разработке новых стандартов профобразования. Отметил, что Минюст только что сократил список тех, кто допущен к выпуску школьных учебников и пообещал, что со следующего года страна начнет учиться по новым стандартам. Цифрами он не оперировал и, характеризуя ЕГЭ, больше напирал на здравый смысл. «Я понимаю, что учиться тяжело, и всё новое мы воспринимаем с трудом», – сочувственно вещал министр и принялся «развенчивать мифы», которыми оброс за время эксперимента ЕГЭ.
По его словам, многие уверены, что ЕГЭ разрушил систему образования. «Она была разрушена гораздо раньше! К 80-м годам прошлого века требования к школе упали, и был поставлен вопрос о необходимости реформы, –  заверил Фурсенко. – Реальные изменения начались только с 2000 года».
     Убедив депутатов и себя в своей непричастности к развалу системы образования, министр бросился на защиту тестов по ЕГЭ. Кстати несколько недель назад Президент обрушился на министерство Фурсенко с критикой за неудобоваримые тесты по ЕГЭ, которые ему попались на глаза. На заседании оргкомитета «Победа», посвящённом предстоящему празднованию 65-летия окончания Второй мировой войны, Президент с недоумением рассказал о попавших к нему в руки материалах по подготовке ЕГЭ для школьников, изданных в Москве в 2006 году. «Для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной армии в годы войны, даются следующие варианты ответов: введение погон, введение должности полевого священника, формирование специальной службы для выкупа пленных у противника, – зачитал Президент, возмутившись. – Просто удивительно! Чудовищно! Если мы и дальше будем по таким учебникам готовить наших школьников, представляете, какие у них знания будут о периоде войны?»

         «В таких вопросах проявляется не только неуважение к истории, но и, если хотите, известная доля провокаций», – с явным раздражением отметил г-н Медведев, потребовав от министра Андрея Фурсенко «быть внимательным к такого рода тестам и создать компетентную группу специалистов для их анализа».
     Однако же вернёмся к выступлению министра перед депутатами.
«Некоторые считают, что тесты слишком сложные, но проблема в другом. Школьники знают намного меньше, чем мы, люди пожилого возраста!», – оправдывался он, пояснив, что нынешние школьники не решают задачи, а только привыкли «занудно заучивать теорию». «Уважаемые товарищи! Если мы хотим, чтобы дети были нормальными, они должны уметь сдавать экзамены! Мы можем сколько угодно плакать по поводу несчастных детей, но мы не можем допустить, чтобы ребята не учились».
              «В нашем веке цифр нельзя бояться. Нас окружают цифровые телефоны, цифровое телевидение, а школьники не знают математику!» – сетовал министр образования и науки РФ. По его мнению, задания по математике надо приблизить к заданиям международных тестов PISA.
 
            «Конечно, мы понимаем, что это необычно для выпускников. Но мы выложим все три тысячи задач на сайте. Достаточно будет их прорешать. И я уверен, что сдать на тройку их сможет каждый, кто хоть немного учился в школе», – заверил министр. – Тесты по математике разделят на три части – первая из шести элементарных задач, основная и одна задача олимпиадного уровня. Для тройки достаточно справиться с первой частью. А выявлять таланты призвана олимпиадная задача».
             Только вот не понятно, что больше заботит г-на Фурсенко: проведение новой общеобразовательной реформы или качество сдачи экзамена абитуриентами? То есть получается, министра не особо беспокоит, как сдадут ЕГЭ – хотя бы на «троечку» вытянуть и уже порядок. А может быть, его вообще не заботит этот вопрос, и дело лишь в очередном отмывании бюджетных средств под благородную идею очередного дутого нацпроекта?

По утверждению Фурсенко, ЕГЭ нужен для того, чтобы отсеять желающих попасть в ВУЗы.
          «Не будут учиться – никем не будут», – резонно заметил он и перешел к статистике. Тут выяснилось, что на самом деле внедрённое в образование система ЕГЭ вовсе не ставит задачи повысить уровень знания у нынешних школьников. По словам министра, в советское время в ВУЗы поступало 20% школьников, а в наши дни – все 80%. ЕГЭ позволяет отсеивать желающих попасть в ВУЗы и уравновешивает перекошенный сегодня рынок труда.
         Тяжесть сложившейся ситуации в том, что сегодня в Высших учебных заведениях учатся 7,5 млн. студентов: 1,8 млн. – на экономистов и менеджеров, 800 тыс. – на юристов, 600 тыс. – на преподавателей. Рынок труда сегодня не востребует такое количество специалистов. «Для этих ребят рабочих мест сегодня нет!» – честно признался Фурсенко, добавив, что рынок нуждается в высококвалифицированных специалистах рабочих специальностей. В связи с чем в этом году Минобразования собирается сократить число бюджетных мест по «престижным, но совершенно невостребованным специальностям» юристов, экономистов и педагогов». 10-20% «сокращённых» мест перераспределят между техническими, инженерными специальностями, связанными с наукоёмкими технологиями. Остальным детям будут предложены ПТУ. Как сформулировал г-н Фурсенко, «ВУЗ – это не камера хранения!». «Мы не должны обманывать ребят, брать их на специальности, по которым они потом не найдут работу». «Я не люблю реформы! Я ненавижу реформы больше всех! Но есть жёсткая необходимость!» – с прискорбием на лице резюмировал министр.


                А МЕЖДУ ДЕЛОМ...


      А между делом социологи ВЦИОМ в ходе апрельского опроса составили портрет сторонников ЕГЭ. Согласно полученным данным, среди школьников за ЕГЭ выступают отличники и хорошисты, «ответственно относящиеся к своей учёбе и верящие в свои силы». Не боятся его также выпускники, у которых ЕГЭ сдавали знакомые или родственники – видимо, подразумевается, что они своим примером показали им, что ничего страшного в сдаче этого вида экзамена нет. ЕГЭ не страшит педагогов, которые, согласно формулировке социологов, готовы повышать свой профессиональный уровень и не боятся внешних оценок результатов своей работы. Также за ЕГЭ свои голоса отдают учителя, выступающие против коррупции в системе образования. По их мнению, если раньше учителя могли ещё три дня после экзамена решать работы за учеников, то «теперь такого не будет». Среди родителей за введение ЕГЭ выступили те, которым социологи приписали наличие «высоких адаптивных качеств».
       К разряду противников ЕГЭ отнесены двоечники – «так как теряют возможность списать или получить подсказку во время сдачи». В их числе также ребята с повышенным уровнем тревожности и те, кто рассчитывал на поступление в ВУЗ за деньги. Среди учителей, по данным ВЦИОМа, ЕГЭ сопротивляются преподаватели, которые могут работать только по старым методикам и избегают нововведений. Родители, согласно результатам исследования, ропщут на новую форму сдачи выпускных экзаменов и вовсе только в тех случаях, когда «испытывают недостаток достоверной информации о ЕГЭ». Примечательно, что положительных образов среди противников ЕГЭ социологам ВЦИОМа обнаружить не удалось.
            Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков заявил, что результатам опроса не верит.
         «Это сделано по заказу Минобрнауки, чтобы как-то сгладить ситуацию», – рассказал он.
           По словам Комкова, среди школьников с наибольшей опаской к ЕГЭ относятся как раз отличники, так как им есть что терять, и любая оплошность будет стоить им учёбы в ВУЗе. А вот двоечники, наоборот, самые лояльные, так как «им терять нечего, а на тройку они всегда надеются сдать». Среди учителей, по данным Комкова, за ЕГЭ ратуют не передовые учителя, а «середнячки», так как «им проще натаскивать детей на ЕГЭ, поскольку для этого не нужно никакого творчества».  А среди родителей, по версии Комкова, сторонников ЕГЭ вообще нет: «Пусть эти товарищи из ВЦИОМа заглянут в Интернет и посмотрят что там пишут родители по поводу ЕГЭ. Где они нашли таких родителей, я не знаю».
     В преддверии Единого государственного экзамена Рунет расцвел заманчивыми предложениями: сайты наперебой предлагают готовые ответы за 10 000 рублей. Рособрнадзор уверяет, что подобная утечка невозможна, однако бизнес уже во всю процветает. Сайтов сотни, и каждый продавец клянётся, что лишь его варианты вопросов и ответов единственно верные. Чаще всего ресурсы ссылаются на «своего человека» в Рособрнадзоре – среди тех, кто формирует задания.
          «Мы продаём ответы и задания на ЕГЭ 2009 года. Итак, откуда же у нас данная информация? Мы имеем доступ к конфиденциальным источникам и во время формирования заданий  получаем варианты ЕГЭ, затем группа квалифицированных репетиторов работает над решением полученных ранее заданий. Мы располагаем вариантами и ответами только по русскому языку и математике, так как достать варианты по другим предметам чисто гипотетически невозможно!» - уверяет главная страница одного из таких порталов. Там же оговорка: гарантия совпадения 80-90%.
Цена «счастливого билета» – около 10 000 рублей. «Если хотите 100%-ную гарантию, воспользуйтесь нашей услугой sms-поддержка», – добавляет ресурс. Проще говоря, выпускникам предлагают покинуть аудиторию, в которой проходит тестирование, и начать строчить фирме смс. Разумеется, потом придёт счет за мобильную переписку. Практика показывает, что в большинстве случаев это обыкновенный лохотрон. Однако эксперты не исключают, что утечка информации всё-таки бывает.


                *  *  *
 
            Вот такая, граждане, получается «каша». Некоторые представители российского правительства, как и в недавнем прошлом, всё хотят понравятся Западу в своих стараниях вступить то в ЕС, то в ЕврАзЭС, а то и примкнуть к Болонскому процессу, поэтому временами идут на совершенно неоправданные в общей сложности для страны политические и экономические уступки. С одной стороны это понятно – желание увеличить своё влияние на западные страны, считающиеся коллегами по той или иной организации. С другой же, уступая в чём-то нам, наши западные партнёры стремятся получить свою выгоду, причём намного значимую, чем думается нам. Принимая правила чужой игры, часто забывается то, что для кого-то там хорошо, для русского человека – смерть. Не смотря на популяризацию мнения о том, что у нас всё вечно через одно место, уровень образования в нашей стране всегда считался одним из наиболее качественных, даже по оценкам мировых специалистов. С усилением влияния Запада общая картина стала потихоньку размываться. Вспоминается, например, как одному «гению» по части образования в 90-е годы пришла в голову не менее «гениальная» мысль писать слово «цирк» через «ы», потому, что так слышится и ещё ряд «бредовых» экспериментов. А как вы хотели? Россия за последние четверть века стала подопытной лабораторией для тех, кто её кредитует. А кредитует нас Запад. И Запад же не только берёт на себя наглость диктовать, как нам жить, но и умело пользуется этой возможностью. И пока на высшем уровне происходит подобное «инфекционное вмешательство», оно же «членовредительство», организм под названием Россия качественно и стабильно функционировать не будет. И все эти нововведения добром никак не закончатся, покуда в головах министров, отвечающих якобы за стабилизацию и занимающих свои тёпленькие местечки чаще не по призванию, а по необходимости, возбудимость здравых мыслей будет приводиться в тонус от личных выгод, а не от долга и ответственности перед своим народом. А пока же мы наблюдаем совершенно за обратным процессом: молодёжь, самый пока неустойчивый (ибо легко внушаемые), но принципиально важный для будущего страны социальный класс, мало того, что уже достаточно споили, развратили, и всячески дестабилизировали, теперь же отупляют посредством отказа от прежних образовательных норм (как устаревших и себя изживших) под красивый лозунг: «У нас должно быть точно так же, как и у них».
           Когда ж мы наконец-то всерьёз озаботимся своим будущим? Сколько же можно перенимать неизвестно что, доверяться неизвестно чему и терпеть от неизвестно кого?


                Май, 2009 г.


               
Дайджест по материалам статей Ирины Якутенко («Три буквы и точка»), Алёны Марьяновой («ЕГЭ в законе»), Дарьи Токаревой («ЕГЭ-2009 будут сдавать по новым правилам»), Татьяны Кособоковой («ЕГЭ увеличит число учащихся ПТУ») и Ольги Болотовой («Когда отменят ЕГЭ», «Министра образования вызвали на дуэль», «Социологи пропиарили ЕГЭ по полной программе»).

Используемые источники:

Сайт «ЕГЭ-2009» http://ege09.ru/index.php
«Dailyonline» http://www.dailyonline.ru/
               



                * * *