Частности христологии или письмо ученому соседу

Петр Скорук
Уважаемый господин профессор!

Я не могу причислить себя к истинно верующим, однако и с порога не отрицаю. Мое кредо - вера через знание. Библейские каноны и апокрифы интересуют меня, прежде всего, в историческом и философском аспектах, а потом уже - в религиозном. Вопросы, которые я хочу Вам задать, трогают меня давно, а ответы на них я, к сожалению, не могу отыскать даже среди изобилия издающейся сейчас литературы. С некоторыми Вашими трудами я знаком (конспективно), но и в них, увы, ответа не нашел. Кое-кто из ученых мужей и священников от меня уже отмахивались, объясняя, что ответы на мои вопросы "не имеют значения". Тем не менее, мною движет не праздное любопытство.


I.

   5 апреля 33 г.н.э.* римский легионер Гай Кассиус, вошедший потом в анналы как Лонгин-копейщик, проткнул копьем грудную клетку Христа между 4-м и 5-м ребрами, и "тотчас истекли кровь и вода" - Ин. 19-34. В этот момент центурион излечился от катаракты обоих глаз, а копье стало священной реликвией, хранящейся сразу в нескольких! музеях (Ватикан, Париж, Вена, Краков, где-то в Грузии и пр.)
   На картинах величайших мастеров живописи, на распятиях от самого примитивного, придорожного до Голгофы в Иерусалиме, от самых древних икон до откровенной мазни богомазов, в трудах писателей-однодневок и серьёзных учёных - богословов, упомянутая рана от копья изображается и описывается СПРАВА. В большинстве случаев - на груди, иногда на животе (Вит Ствош), а то и вовсе на бедре (Э. Ренан, "Апостолы"), но всегда СПРАВА. Только в редких, исключительных случаях (Рембрандт - "Неверие апостола Фомы", Губерт Ван Эйк - "Распятие", распятие-миниатюра из Византийской Псалтыри 1050-1250 г.г. - по Тикканену, распятие из кодекса Эгберта - по Краусу,русские художники Н.Ге и В.Боровиковский - вот и все, что мне удалось обнаружить), эта рана изображена слева.
   Большинство исследователей (Баркли, Дидон, Штраус, Фаррар и др. и даже толковая Библия 1911-13 г.г. - репринт) в один голос твердят, что Христу был нанесен удар копьем в сердце. Доходит до курьезов. В книге "Последние дни земной жизни Христа" - 1857 г., репринт, стр. 98 сказано, что "Христос был пронзен в левый бок в предсердие". Однако эта же книга предваряется серией старинных иллюстраций и, по крайней мере, на двух из них - распятие с раной от  копья СПРАВА.
   Французский католический теолог, миссионер Анри Дидон в конце 19 в. писал: "Удар копьем был последним оскорблением над бездыханным телом Иисуса. Это пронзенное СЕРДЦЕ служит самым неопровержимым доказательством смерти. Из его отверстого сердца произошла Церковь" - АСТ, Москва, с. 764.
   Среди миниатюр Лаврентьевского Кодекса (по Лабарту) во Флоренции, изготовленного монахом Рабулой в одном из сирийских монастырей в 586 году впервые изображено распятие: Христос изображен еще с не поникшей головой с пригвожденными к кресту порознь ногами, в колобии, в безрукавной пурпурной сорочке. Здесь Христа пронзает стражник мечом - в правый бок. Здесь же имеется миниатюра "Вознесение", где Христос изображен с раной от копья справа ("История искусства всех времен и народов", Карл Вёрман, том 2, стр. 85, Москва, АСТ, 2000 г.) Разночтения, как видно, наблюдались и в древнейшие времена и даже у одного и того же автора.
   "Словарь сюжетов и символов в искусстве" безмерно уважаемого мною Джеймса   Холла со ссылкой на Св. Августина Блаженного указывает на то, что эта рана обычно изображается на правой - "хорошей" стороне тела, на стороне " вечной жизни" и только к началу  XYII века эта символика забывается и рана с тех пор может находиться на любой стороне. Однако и это мнение не выдерживает критики, поскольку, как я уже говорил, разночтения в этом вопросе имели место  задолго до XYII века.

    Вопрос 1.  В чем причина такого редкостного единодушия при изображении раны от копья, почему она изображается только справа? Ведь в библейских текстах нет ни малейшего указания на место ее расположения. Не исключено, что ответ лежит на поверхности, и я буду очень благодарен, если Вы отошлете меня к источнику.

   Вопрос 2.  Почему комментаторы и исследователи твердят об ударе копьем в сердце, если рана расположена справа?

   Вопрос 3.  Какое заключение о причине смерти Христа дал бы современный медик?

   Например, судмедэксперт. Ведь непосредственные свидетели казни, (лечащий врач Понтия Пилата сириец Эйшу, биограф Понтия Пилата - грек Гормизий, чиновник Лабириниос и пр.) современники Христа писатели, (Уриста Галилеянин, Ганон Месопотамский, Мербрум - отец Фернан из Сарепты, Навин Антиохийский, Маферкант, врач Манания) оставили воспоминания, но ничего об этом не говорят. Казначей синедриона Маферкант, выплативший Иуде деньги за предательство и участвовавший в казни Христа, оставил свидетельство только о его воскрешении.
   Заранее прошу прощения за дилетантизм и за то, что вопросы, возможно, покажутся Вам оскорбительными. Видит Бог, мои помыслы чисты.

С уважением и благодарностью


II.

Ответы профессора православного богословского института, зав. кафедрой основного богословия, старшего научного сотрудника кафедры истории религии, члена экспертно-консультационного совета по проблемам совести, дважды кандидата философских наук и богословия, профессора богословия, миссионера, дьякона Андрея Кураева.

1.  "Спасибо, замечательный вопрос. Что касается раны, можно было бы гадать, но у нас есть туринская плащаница и на ней рана расположена справа. В те времена солдат учили поражать противника в правый бок. Левый бок был защищен щитом. Очевидно, сработал рефлекс солдата, профессионала. Удар справа поражает сердце через ребра".

2.  "Никогда комментаторы не твердят, что Христос умер от удара в сердце".

3.  "Евангелист Лука описывает это … Христос умер от разрыва сердца, при этом разрывается аорта и кровь выливается  в околосердечную сумку, где смешивается с содержащейся там жидкостью… Лука был сам врачом и честным свидетелем… После удара копьем смесь воды и крови по раневому каналу вытекла наружу… Описание евангелиста абсолютно точно и достоверно".



III


"Сердце мудрого - на правую сторону,
а сердце глупого - на левую"
Екк. 10:2


   К сожалению, ответы профессора только вызвали новые вопросы.
   Первое документальное упоминание о плащанице, (если не считать трех синоптических евангелий), относится к 1353 году, когда она неизвестно откуда появилась в поместье графа Жоффруа де Шарни в Лирее близ Парижа. В исторических документах есть смутное упоминание о том, что некоторые крестоносцы, грабившие в 1204 году Константинополь, видели в одной из церквей погребальный покров с изображением фигуры Христа. Но это не позволяет отождествлять его  с плащаницей. История же с так называемым мандилионом, (плат с ликом Христа), увезенным, якобы, учеником Христа Фаддеем в Эдессу в 40 г.н.э. (ныне турецкая Урфа), настолько противоречива, что идентифицировать его с плащаницей тоже не представляется возможным. Следовательно, на протяжении 12-13 веков нет ни одного, не то, что документального подтверждения, но даже каких-либо достоверных упоминаний о существовании и местонахождении плащаницы. Однако уже с младенческих лет христианства, (за редким исключением), распятия изображаются с раной от копья справа. Причем иногда с бьющей из раны фонтаном крови, (мозаика церкви монастыря Дафни близ Афин - ХІ век; византийские эмали ІХ века и пр.).
   Туринская плащаница не могла служить основанием для художников и скульпторов при изображении сцены распятия и его деталей. Я уже не говорю о том, что до сих пор, увы, нет четкого, научного, железно аргументированного заключения о её подлинности. Кроме заключения от 13.Х.1988 года о её происхождении в период между 1260 и 1390 годами.
Что же касается предположения, (именно предположения, поскольку источник остался втуне, да и вряд ли он существует), о рефлексе солдата, профессионала, об ударе в правый бок и через все тело в сердце, пусть оно останется на совести профессора. Почему бы в таком случае не предположить, что центурион был левшой или что он вульгарно промахнулся, поскольку страдал катарактой?
   Принято считать, что Христос был уже мертв, когда ему наносился удар копьем, хотя, как уже упоминалось, в Евангелии Рабулы, (и не только), есть намек на обратное. Исследователи в большинстве уверены, что Христос умер от разрыва сердца, (правда, есть мнение, что он сам его остановил, желая избежать страданий), и удар наносился уже в мертвую плоть. И действительно, истекла кровь и вода, т.е. сукровица. Вот только раневого канала, как такового, быть не могло, если принять за основу версию профессора. Копье при таком ударе, прежде всего, пронзает богатейшую кровью инстанцию - печень, - и только после этого, задевая легкое, достигает сердца. После этого наступает так называемое внутреннее кровоизлияние, вся жидкость остается в брюшной полости. И никакая "кровь и вода" в данном случае истечь не могли.
   Гражданин Антиохии, грек Лукиос, которого единоверцы называли Лукас, врач, как гласит традиция, занимался еще и живописью и неплохо разбирался в юриспруденции. Более того, обладая несомненным литературным талантом, Лука создал самое поэтичное и художественное евангелие Нового завета, евангелие нищих и обездоленных, евангелие Христа, милосердного к несчастным и непримиримого и сурового к зажравшимся. Создал СО СЛОВ апостола Павла. Причем в начале 90-х годов н.э., т.е. будучи уже весьма почтенным старцем. Он не только не был знаком с Христом, но даже не присутствовал при его казни. Выражаясь словами профессора, (применительно к  Л. Толстому), "его на Голгофе не стояло". А поскольку "свидетель" от слов "видеть", Лука в качестве свидетеля несостоятелен. Да и в его Евангелии ничего подобного об ударе копьем нет. Об этом писал Иоанн. И только он.
И, наконец, как говорят англичане, last but not least - последнее по счету, но не по значению. История - наука не конкретная, ее всегда писали, и будут писать люди с воображением, фантазеры. История религии вообще и христианства в частности настолько мифологизирована, залегендирована и противоречива, что многие исследователи считают Христа личностью скорее проповедуемой, нежели исторической. В когда-то издаваемой серии "ЖЗЛ" насчитывалось около полутысячи томов. Книг под названием "Жизнь Иисуса" издано различными авторами не меньше. Уроню и я свою лепту в копилку версификации истории Христа.
   ДЕКСТРОКАРДИЯ. Зеркальное расположение внутренних органов. Точнее, зеркальная, или истинная декстрокардия на языке кардиологов. Сердце расположено справа, печень слева (27% всех аномалий положения сердца). Еще более высок процент (54%), когда сердце расположено справа при нормальном расположении печени и предсердий. Сведения взяты из руководства для врачей Н. Белоконя и М. Кубергера, Москва, "Медицина", 1987 года.
   Христос - личность неординарная, начиная с рождения. Возможно, именно такая аномалия расположения сердца была и у него. По крайней мере, это объясняло бы причину попадания копья в сердце (и сердце, и рана справа). Кроме того, такой факт лишний раз свидетельствовал бы в пользу историчности  Христа, его существования, Например, могу лишь догадываться, отдавали ли себе отчет Ж. Мелье, А. Бинэ-Сангле и Я. Минц, выдвигая теорию о психической и половой несостоятельности Христа, в том, что такая полемика возможна лишь при априорном признании факта физического существования Христа, как человека во плоти.

P.S.  Я абсолютно не претендую не только на открытие в области христологии, но даже на оригинальность. Так, или иначе, это вопрос веры или знания. Знание через веру меня не интересует. Это не знание, а уверенность, т.е. то, что обычно выражается высокомерным и несостоятельным - "Я знаю!". А вера и уверенность - понятия диаметрально противоположные.

*-вопрос о дате распятия Христа не выяснен до сих пор. Это касается и дня, (называются дни от 5-го до 12-го апреля),  и года, (от 6-8 года до н.э., до привычного нам с Вами Рождества Христова)