Как я бросил курить

Интерровец
Не открою Америку, сказав, что курение - довольно глупое занятие. И не потому глупое, потому что человек добровольно вводит в себя кучу токсинов, а потому что не перестает это делать до самой своей смерти. А смерть – она в такой ситуации ускоряется с прибытием лет на десять-двадцать сразу. А может и сразу подъехать, на каком-нибудь раке желудка или легких. Предвижу ухмылку благодарного читателя: "А вот у меня дед курил как паровоз и дожил до девяносто лет!" Благодарный читатель! Если бы твой дед не курил, он бы дожил до сто десяти лет. А может быть и еще дольше, не попади он по рассеянности под "КАМАЗ".

Впрочем, не стану категорично утверждать, что все курящие - мудаки, а я - д'артаньянствующий абстинент. Я - точно такой же балбес, особенно когда первый раз потянулся за сигаретой. И разумеется, движущим мотивом стало любопытство. Дело было, если не ошибаюсь, когда мне было четырнадцать лет. И поехал я с родителями то ли в Минводы, то ли в Кисловодск. Тогда не было отелей - на постой остановились на какой-то съемной квартире. Именно там была стырена с подоконника первая сигарета и выкурена в кустах неподалеку.

Тогда я вообще ничего не понял. Жуткого отвращения к табачному дыму не почувствовал, но и особой приятности тоже не ощутил. А через год, на осенних выездах классом "на картошку" повторил сей опыт. Повторение происходило при некотором скоплении одноклассников и несколько шокировало тем, что у них также появился подобный "взрослый" опыт. А еще через год (16 лет) я уже начал курить более-менее постоянно - в школе это было самым простым доступным и понятным атрибутом взрослости. Да что скрывать - для любого подростка нужно просто закурить, чтобы получить должный "вес" в школьной компании. Я умудрился сделать это довольно быстро, когда был пойман военруком на перекуре в школьном туалете буквально за руку и препровожден в кабинет директора школы. Антонина Ивановна оценила мою тягу к никотину вполне адекватно - крепкой двойкой за поведение.

Моя история повторяет историю любого курильщика - табачная индустрия вербует свои жертвы только в юном возрасте и поверьте - на эти цели тратятся колоссальные деньги. В самом деле, невозможно представить, что какой-нибудь сорокалетний мужчина вдруг радостно сообщит вам: «Чувак, я только что начал курить! Прикинь, как круто!»

Поступив в институт, я вполне «легализовался», а заодно - крепко пристратился к табакокурению. Обычная норма - около двух пачек в день, причем не важно чего - сигарет «БАМ», «Прима», папирос «Любительские» или «Беломор». В ту пору с куревом в стране был некоторый дефицит, поэтому народ особо не парился - что продали, тем и дымим.

С тех пор курил я всегда и везде: в любой квартире, где я жил, в любом офисе, где я работал, в каждом автомобиле, на котором ездил. В карманах у меня всегда было несколько зажигалок, на столе - парочка пепельниц. Курево я покупал исключительно блоками. И действительно ощущал жуткий дискомфорт в тех случаях, когда покурить объективно было невозможно. В случае, если употреблялось спиртное, доза табака автоматически удваивалась. Любой курильщик это знает - под алкоголь или кофе сигареты потребляются практически одна за другой. И когда я принес корректору на вычитку свою первую повесть «Жесткий вариант», Валентина Александровна осторожно взяла рукопись и аккуратно заметила, мол, «много курите». А я, помню, еще и напыжился - дескать, «а то!»

Действительно, табачный дым пропитывает все: мебель, книги, белье, одежду, волосы и все остальное. Особенно мерзок, как верно подметил Сергей Сергеич Минаев «холодный табачный дым». И это, между прочим, один из решающих доводов к решению бросить курение. Ибо если у вас желтые от дыма пальцы, то что же тогда творится в легких? А там образуется склад сажи и всей сопутствующих веществ, что сжигаются в сигарете. Именно эту сажу организм пытается переработать, частью - растворить, частью - вывести обратно через бронхи. Именно с этим связан так называемый «кашель курильщика», когда с утра тебя выворачивает наизнанку.

Пробовал ли я бросить курить? Честно говоря, до тридцати лет я об этом практически не задумывался и те три слабеньких потуга даже и попытками бросить не назовешь. Уже тогда я понимал, что зависимость от сигарет - не физиологическая, а психологическая. То есть - нет никаких «ломок». Есть чувство голода по никотину, которое, кстати, бросающие и пытаются снять неумеренным обжорством. А все эти «ломки» не страшнее насморка и бесследно снимаются ровно за семь дней. Дурацкое выражение «уши пухнут» - не более чем образное выражение, ничего там не пухнет, просто очень хочется кому-нибудь в тыкву заехать)))

Гораздо опаснее оказалась психологическая зависимость. И первая серьезная попытка бросить курить закончилась провалом - слишком много жизненных мотиваций было связано с сигаретами: встретил кого-то - покурили, сел в машину - зажег сигарету, после еды - обязательно, а под кофе - вообще святое дело. И таких маленьких «привычечек» курильщик за свою «курительную жизнь» формирует целую уйму.

Именно поэтому большинство бросающих возвращаются обратно к своему пристрастию на второй-третий месяц. И дело тут вовсе не в «слабой силе воле». «Сильная сила» вообще не при чем. Единственное, для чего она нужна - потерпеть физиологический дискомфорт первые семь дней по причине отсутствия любимой соски. Дальше начинают работать совершенно другие психологические механизмы, а напрягаться по поводу собственного «слабоволия» - бесперспективное занятие.

Как только я это понял, стало ясно, что делать дальше - отвыкнуть от своих маленьких «привычечек» и тогда пристрастие к сигаретам автоматически отойдет на второй план. А уж со вторым планом мы уже как-нибудь разберемся. Я понимал, что бросать курить нужно сразу. И предполагал, что все эти шняги типа «сегодня вы курите 19 сигарет, завтра 18, полезавтра 17...» слишком похожи на изощренную пытку и скорее всего не работают (кстати, как выяснилось впоследствии - и правда не работают).

Но остаться один на один со сворой маленьких «привычечек» мне, как курильщику с двадцатилетним стажем казалось задачей архитрудной. И я решил идти по пути замещения, благо современная фармацевтика нашла что предложить. Препарат называется «Никоретто» и представляет собой экстрагированный никотин - лошадиный яд в чистом виде. Выпускается эта хрень в трех вариациях: жевательная резинка, пластыри и ингалятор (что-то вроде мундштука с капсулой). Поскольку я не знал, какой именно вид работает наиболее эффективно, то купил сразу все.

9 марта 2006 года я встретил уже без сигарет. А когда хотелось курить, доставал пластинку «Никоретто» и начинал жевать. И действительно ведь - помогло. К сигарете я больше не возвращался, потихоньку перебарывая все те курительные «привычечки», которыми обзавелся за двадцать лет «горячего стажа». И когда спустя год в аптеке не обнаружил знакомую пачку жевательных резинок, то воспринял это как сигнал - пора расставаться с препаратом.

С «Никоретто» я соскочил за три дня. А спустя месяц и думать забыл, как о табаке, так и никотиновых жевачках. И если подводить общий итог, то здоровье явно стало лучше: исчезли головные боли и синдром хронической усталости, пропал утренний «кашель курильщика» и характерное «подкашливание», резко подрос физический тонус, да и в мозгах здорово посветлело. В общем, куда не глянь - одни сплошные бонусы. Но знаете, что самое обидное? В том, что я свое здоровье никаким образом не усилил. Я всего лишь вернул себе ту часть утраченного, что у меня уже было, до того, как я начал курить. Только часть, представляете?

У благодарного читателя, возможно, сложится мнение, что я крутой перец и собственным организмом верчу как хочу. Сознаюсь - перец я самый обычный и у меня были срывы. Целых два. И в обоих случая я курил ровно два дня. И больше не продолжал. Потому что самой первой мыслью при первой затяжке было: «Чего же делаю, дубина...» Ну и прочие мультфильмы про глупость самого процесса, ненужность и так далее... И на третий день к сигарете я больше не возвращался.

Где-то на третьем году некурения мне на глаза попалась книжка Аллена Карра. И прочитав ее, я понял, что смог бы бросить дурацкую привычку гораздо раньше, попадись она мне раньше. Нет, там никакой не гипноз и не "промывание мозгов". Там самый обычный текст, вроде тех, что вы читаете сейчас. Там просто явно показаны те приоритеты, которые я пытаюсь вам пропихнуть: что Бог дал человеку жизнь не для того, чтобы он убивался в хлам курением, алкоголем или наркотиками; что этот бесценный он получил для того, чтобы дать своей планете нечто ценное. А ощущение счастья не может быть основано ни на одном химическом препарате, неважно, природного он происхождения или синтетический. И тот, кто думает иначе – обычно загибается в полтинник от инсульта или онкологии. Вы хотите этого? Жить, чтобы вдыхать дым, вместо того, чтобы дышать кислородом?

Бросьте эту дурацкую привычку. Я ведь прекрасно знаю, как это трудно. Но все равно верю, что у вас все получится. Честное слово.