Из цикла. ГАИ. Дороги и диалоги. Красота это-сила

Владимир Гугель

               
Где-то в шестидесятых годах, ещё на  первом своём автомобиле - „Победе” поехали мы в Донецк на майские праздники.  День рождения моего институтского друга Юры Куколева и мой совпадали, вот и решили мы  отпраздновать их вместе, пообщаться и погулять. Первый раз приехали в Донецк. 
   
    Город красивый (в центре), с добротными, „сталинскими” домами. Кстати, до разоблачения культа личности вождя он и назывался Сталино. Бросались в глаза местные контрасты. С одной стороны – ухоженный, вылизанный центр города, с красивыми скверами, газонами, массой кругом высаженных роз . С другой – такая кругом пыль, что дважды в день приходилось менять рубашку. Кругом же  шахты, металлургические заводы. А чуть в сторону от центра – полное запустение, разбитые дороги, убогие домишки – типичная старая Юзовка, как раньше, до революции, назывался Донецк.. И ещё поражало одно – обилие света, яркая, богатая иллюминации (опять же в центре города), и целый день гремящая кругом музыка.
   К тому времени я побывал уже во многих городах страны, но такого праздничного убранства нигде не видел.
 
    Учитывая довольно высокий должностной пост моего друга (он работал тогда заместителем начальника городского уголовного розыска), мы оказались в одной компании с фактическими хозяевами города и области: в числе прочих там были высокие партийные бонзы – заведующие  промышленным и административным отделами горкома КПСС. Надо заметить, что в те годы сурового дефицита продуктов Донецк снабжался гораздо лучше, чем другие города,  в магазинах было  много такого, чего  в Харькове можно было достать только „из-под полы”. Ну, а уж тут, у таких уважаемых людей, да ещё в праздник - стол ломился  от „дефицита”: и тебе икра, и тебе рыбные балыки, и сырокопчёные колбасы,  и т.д. и т.п.
 
    Закусив всем этим после хорошей выпивки, я, пребывая в отличном настроении, стал  расхваливать город его хозяевам, восхищаться его праздничным убранством. А, учитывая располагающую к свободе общения неформальную обстановку, позволил себе и покритиковать высокое начальство. Мол,  зачем же так безрассудно расходовать электричество!. Эти городские хозяева переглянулись между собой и один из них, этак свысока, но по-свойски,  всё-таки вместе пьём-закусываем,   разъяснил мне, неразумному:

   - Понимаешь, спускается шахтёр в забой. Там грязь, грохот, кислорода нехватает, страшные физические нагрузки, работают они, согнувшись в три погибели, постоянная угроза травмы – и это в лучшем случае,  а вообще-то и смерть рядом ходит! За свой труд они получают, сам знаешь, сколько. – И тут он произносит фразу, которая в устах партийного работника тогда потрясла меня:

    – Вот и надо это  быдло удивлять   светом и фейерверком ослеплять, как на Бродвее. Да ещё и музыкой оглушать.  И водярой поить, и закуской хорошей обеспечивать... Чтобы они норму не только выполняли, но ещё и  перевыполняли!  И они довольны, и мы. И все спокойны...


     Я сразу протрезвел. Вспомнил  богатые прилавки донецких магазинов. Этот откровенный цинизм открыл мне глаза на многое.  Очередное открытие сути  коммунистической  власти и её „заботы” о передовом классе – пролетариате, её опоре! Неплохо уже  зная систему этой власти, я отдавал себе отчёт в том, что такие меры поощрения трудового народа – отнюдь не местная самодеятельность, а продуманная, общегосударственная политика. Как всегда,  дъявол – в деталях! Эти, вроде бы незаметные детали,  которые постоянно встречаются в моих зарисовках, постепенно накапливались в нашей действительности. Именно из них, по-существу, образовывалось  основание для будущего, якобы неожиданного, а фактически неизбежного разрушения, казалось бы, нерушимого Советского Союза. Разруха, как говорил  герой М.А.Булгакова профессор Преображенский, начинается в головах!


    Ну вот, как всегда,  занесло меня  в сторону от моих дорог,  от диалогов с их хозяевами - работниками ГАИ!
 
    Едем мы с женой обратно, в Харьков. Солнечный, весенний, ещё  праздничный день, трасса абсолютно пустая. Еду медленно. Впереди  крутой вираж а перед ним какие-то дорожные знаки, на которые я, как обычно,  не обращаю ни малейшего внимания.
 
    И вдруг вижу перед собой стоящего на дороге, хорошо освещённого солнцем,  как-то  картинно подбоченившегося,  автоинспектора.  В руках у него, как положено, жезл.. Парень необыкновенно красивый типично украинской  красотой: высокий, чернобровый, черноусый, что называется, „чорнії брови, карії очі”. Даже жена моя, залюбовавшись этим блюстителем порядка на дороге, говорит мне:

      -Ты посмотри , какой красавец, хоть картину с него рисуй!

     Подъезжаю я ближе, и вдруг он срывается с места и энергично, возмущённо машет жезлом, требуя остановиться. Понимаю, что, не обратив внимания на дорожные знаки, я в очередной раз что-то  серьёзно нарушил. Но, остановившись и выскочив из машины,  не давая ему даже рот открыть, чтобы   предъявить мне  какие-либо претензии, сам иду в  наступление:

   - Тебе разве в ГАИ работать?! Да ещё на таком опасном участке! На напряженной трассе!

   От неожиданности, автоинспектор оторопел, удивлённо таращит глаза.
 А я, не  снижая накала своего „возмущения”, продолжаю, но уже чуть спокойнее:

  - Да такому красавцу, как ты, нельзя стоять на дороге. Вон, моя жена залюбовалась тобой, начала меня в бок толкать, мол, посмотри, какой инспектор красивый! Ну, я конечно и отвлёкся, нарушил правила, на знак поехал. Да что там правила, тебя  чуть не задавил!
    Такая мужская красота это же угроза безопасности движения!

 
    И всё это – на полном серьёзе, с возмущением и, как будто, с плохо скрытым восторгом. 

   „Виновник” моего выступления от неожиданности и смущения весь залился краской и заглянул в салон машины – поглядеть на „соучастницу”  нарушения правил дорожного движения -  мою жену.
    А она, ничего не понимая ( моего монолога, сидя в машине,  она же не слышала!), продолжала, мило улыбаясь, любоваться этим красивым парнем. Он ещё больше засмущался и стал почему-то  извиняться.

    Продолжая изображать крайнюю степень возмущения, я сел в машину, и мы уехали. На вопрос Лили, что же произошло,  что ты нарушил и почему он тебя отпустил, я с видом победителя рассказал ей , как ловко увернулся от неминуемого наказания.

    -Ах ты бесстыдник, - возмутилась она, - ещё и меня вовлёк в свою авантюру!

   Но я ничуть не считал себя виноватым В очередной раз  победил!