Герасимов Н. С

Олег Шушаков
ГЕРАСИМОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ

Родился 06.12.11 г. в г. Симбирске. Русский. Его отец, Семен Дмитриевич, до революции служил кучером у фабриканта Арацкого в Ишеевке, мать, Евдокия Васильевна, работала няней в семье помещика, а потом была домохозяйкой [1]. В 1913—1919 гг. жил в с. Ишеевка, в 1919—1921 гг. в с. Баратаевка, затем вернулся в Симбирск. В 1923 г. окончил 5 классов школы. C 1924 г. был чернорабочим, в 1926—1930 гг. работал ткачом на текстильной суконной фабрике им. М. А. Гимова в Ишеевке. Играл на многих музыкальных инструментах и был незаменимым участником самодеятельных кружков. В том числе – знаменитой ишеевской агитбригады «Синие блузы»[2]. В 1931 г. окончил курсы шофёров в Ульяновске. До декабря 1932 г. работал шофёром в Ульяновской бронетанковой школе.

В 1933 г. окончил Ульяновскую лётную школу Осоавиахима. Учиться Николаю было нелегко, он даже пытался оставить школу, но отец категорически запретил [3]. В 1934 г. окончил курсы инструкторов при Тушинском аэроклубе в Москве. В 1934—1935 гг. работал лётчиком-инструктором аэроклуба авиазавода N 21 в городе Горький.

В РККА с 1934 г. В 1936 г. окончил 3-ю военную школу авиационных техников имени В. М. Молотова в Перми. В 1937 г. окончил 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске. Служил командиром звена в в 72-й истребительной эскадрилье 56-й истребительной авиабригады Киевского военного округа в Житомире. мая 1938 года — командир звена 28-го истребительного авиационного полка 69-й истребительной авиабригады КВО.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 10.06.38 по 26.10.38 гг. Совершил 80 боевых вылетов, провел 38 воздушных боев, сбил 1 Bf.109 и 2 «фиата» лично и 4 самолета в группе. Был ранен в правую руку в воздушном бою.

20.06.38 г. в Испанию прибыла внеочередная и последняя группа в составе 34 советских летчиков-добровольцев[4]. Ее спешно подготовили и отправили на замену предыдущей группе, так неудачно начавшей боевую работу в мае.

В начале июля старший лейтенант Герасимов принял свой первый бой.

В августе-октябре 1938 гг. он участвовал в ожесточенных боях над рекой Эбро.

19.08.38 г. в 10.45 начался бой между 29 И-16 и до 20 Bf.109. 3 республиканских самолета было потеряно, пилоты… погибли. Истребитель Николая Герасимова получил 7 пробоин, но летчик сумел благополучно посадить самолет на аэродром. Немцы заявили о 4 сбитых И-16, потеряв по отечественным данным, 5 самолетов[5].

По состоянию на 06.09.38 г. старший лейтенант Герасимов совершил 58 боевых вылета и провел 25 воздушных боев[6].

Одним из подвигов Герасимова стало спасение летчика Альфонса Гарсиа. Испанский летчик вел самолет Сб-12 на свой аэродром. Раздался голос стрелка-радиста: «Командир, сверху фашисты!» Загорелся мотор. Чудо, на которое надеялся штурман, появилось в виде зелено-голубого И-15 («чато» – так называли испанцы советские истребители). «Мессеры» бросили жертву и метнулись навстречу истребителю. Герасимов не дрогнул и стремительно пошел на сближение с головной машиной, на крыльях которой чернели кресты. Казалось, машины вот-вот столкнутся. В последнее мгновение немецкий летчик не выдержал и взмыл вверх. И был тут же расстрелян. Русский летчик дрался с пятью фашистскими самолетами, заходя к ним то слева, то справа, не давая им возможности занять боевой порядок. Последнее, что видел Альфонсо, это крутой вираж «чато», двух насевших на него «мессеров», а затем – синий дымный хвост над штопорящим советским истребителем. На другой день он узнал, что его спас советский летчик Герасимов. И когда в 1940 году Гарсиа принимал советское гражданство, то попросил дать ему фамилию Герасимов [7].

31.12.38 г. ему было присвоено воинское звание капитан,

17.02.39 г. он был назначен инспектором по технике пилотирования 69-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.

05.02.39 г. ему было досрочно присвоено воинское звание майор.

22.02.39 г. майору Герасимову Николаю Семеновичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 114.

02.06.39 г. в составе группы летчиков, имевших боевой опыт, он прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Награжден орденами Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом Красного знамени (10.08.39).

27.06.39 г. его самолёт был сбит во время взлёта с аэродрома, но Н. С. Герасимов совершил вынужденную посадку и не пострадал.

В июне - августе 1939 г. был лётчиком-инспектором по технике пилотирования 70-го истребительного авиационного полка, в августе 1939 — лётчиком-инспектором по технике пилотирования 22-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителе И-16, в воздушных боях лично сбил 1 и в составе группы 8 японских самолётов.

Вспоминает летчик-истребитель П. Егоров: «Майор Герасимов (он был при командире полка инструктором воздушного боя), войдя в наш круг, как-то сказал: «Если вас в первых пяти боях не собьют, тогда сами все поймете. Мой вам совет: в бою не оставаться одному, а если так случится, ищи второго, чтобы в трудную минуту можно было придти на помощь друг другу»[8]».

В одном из боев лично сбил истребитель противника и едва не погиб, потеряв сознание на большой высоте от недостатка кислорода. Спас положение Борис Смирнов - подлетев к самолету товарища, он дал несколько длинных очередей и, тем самым, привел его в чувство.

В сентябре 1939 г. назначен на должность заместителя командующего 5-й армией по ВВС. Участвовал в освободительном походе в Западную Украину.

В ноябре 1939 г. назначен заместителем командующего ВВС 7-й армии Ленинградского военного округа.

Участвовал в советско-финской войне. Член ВКП(б) с 1940 г.

21.03.40 г. награжден вторым орденом Красного Знамени.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 512-м истребительным авиаполком 220-й иад 16-й ВА. За мужество и героизм, проявленные летчиками полка в Сталинградской битве, 512-й иап был преобразован в 53-й гиап и получил почетное наименование «Сталинградский».

В апреле-октябре 1940 г. — помощник командира 43-й истребительной авиабригады 21-й смешанной авиационной дивизии Одесского военного округа.

Из-за аварии самолёта понижен в должности и назначен помощником командира 46-го истребительного авиационного полка Киевского особого военного округа.

В марте 1941 г. назначен заместителем командира 179-го истребительного авиационного полка 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа, но почти сразу направлен на учёбу слушателем командного факультета Военно-воздушной академии.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В июне 1941 г. назначен заместителем командира 271-го истребительного авиационного полка. Осуществлял противовоздушную оборону г. Ростов-на-Дону. С октября 1941 по октябрь 1942 гг. — командир 512-го истребительного авиационного полка Юго-Западный фронта, а затем Сталинградского фронта. Участвовал в Ростовской оборонительной, Барвенково-Лозовской и Харьковской операциях, Сталинградской битве. Под его командованием в 1941—1942 гг. полк сбил 88 вражеских самолётов, потеряв погибшими 20 лётчиков. Подполковник Н.С. Герасимов за время командования полком выполнил свыше 50 боевых вылетов.

24.11.41 г. на ЛаГГ-3 сбил Хш-126  (в паре).

22.06.42 г. на ЛаГГ-3 сбил Ме-110  (в паре).

23.10.42 г. награжден вторым орденом Ленина.

Известие о награждении он получил в воздухе во время ведения неравного боя, не потеряв ни одного своего истребителя. Маршал Жуков поздравил его с победой и очередной наградой по рации.

Герасимов старался использовать любую возможность, чтобы учить молодых пилотов искусству воевать, совершенствовать боевое мастерство. Не терпел расхлябанности, безграмотности, безынициативности, ценил собранность и аккуратность. «Летчик должен иметь свою индивидуальность, свое «Я». И этого «яканья» нечего бояться! Людей, очень похожих друг на друга, нет, характеры у всех разные. Воздушный бой – искусство. И у каждого истребителя должен быть свой стиль боя, свой «почерк», – говорил он [9].

05.11.42 г. награжден орденом Отечественной войны 1-й ст.

В октябре 1942 – апреле 1943 гг. – летчик-инспектор по истребительной авиации Инспекции ВВС Красной армии.

28.05.43 г. ему было присвоено воинское звание полковник.

С 25.12.43 г. по 16.11.44 г. командовал 256-й истребительной авиационной Воронежского фронта, а затем 1-го Украинского фронта. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской и Восточно-Карпатской операциях. Под его командованием дивизия получила почётное наименование «Киевская» и была награждена орденами Красного Знамени и Богдана Хмельницкого 2-й ст.

Вспоминает генерал-майор авиации Ворожейкин: «Мы только что возвратились на землю. Около наших истребителей хлопочут техники, оружейники, готовя их к новому вылету... Безветрие. От сидения в тесных кабинах самолетов мышцы просят разминки...

Вскоре мы оказались у озерка, прилегающего к аэродрому, и начали месить илистое дно. Солнце, брызги, смех... Бывают такие моменты, когда веселье, забвение от всех забот захватывают человека целиком, подобно боям и сражениям. В этом увлечении мы не заметили, как подъехал командир дивизии...

— Так вот вы чем занимаетесь! Вместо того чтобы подробно разобрать свои ошибки в бою...

Герасимов был явно не в духе. Таким хмурым и раздраженным мы его еще ни разу не видели. Я, не одеваясь, попытался было объяснить, что мы только прилетели и наши машины еще не готовы к вылету, но где там — комдив не хотел и слушать.

Шла битва за Днепр. Войска 1-го Украинского фронта, которым была поставлена задача освободить Киев, вели упорные бои за расширение плацдармов на правом берегу. Гитлеровская авиация особенно усиленно действовала по наведенным мостам, стараясь сорвать переправу наших войск через Днепр.

«Наверно, немцы отбомбились по наведенному мосту, который мы прикрывали», — подумал я.

Переправ в районе Киева несколько. Мы охраняли только одну. В это время в двух местах, недалеко от нас, шел воздушный бой. Мы на свой страх и риск попытались было помочь одной нашей группе истребителей, но строго были предупреждены с наземного КП: «Назад! И ни на один шаг из своего района патрулирования!»...

— Значит, все же немцы прорвались? — с тревогой спросил я комдива.

— А вы что, не видели?..

В разговоре выяснилось, что фашистским самолетам удалось отбомбиться по соседней переправе. Но в этом нашей вины не было.

Комдив почесал затылок.

— Значит, в этой катавасии кто-то в чем-то не разобрался, — уже спокойно было начал он, но откуда-то взявшаяся полковая собака, нарушая все правила субординации, непочтительно подала свой голос. Варвар рявкнул у самых ног Герасимова. От неожиданности он вздрогнул и гневно повернулся к командиру полка:

— А-а! Вы на аэродроме псов развели? Может, думаете охотой заняться?..

Пока полковник отчитывал майора, мы, улучив момент, оделись. Когда он повернулся к нам, то удивился, какую-то секунду стоял даже молча. Потом вдруг хмурое лицо прояснилось, и Николай Семенович примирительно рассмеялся.

— Вот это по-истребительски. Быстро сработали... — Герасимов оценивающе осмотрел нас и показал рукой на машину. — Садитесь, довезу до самолетов. Сейчас полетите...

Герасимов на ходу коротко объяснил нам наземную обстановку... Нашему 728-му истребительному полку поставлена задача: прикрыть понтонный мост через Днепр у деревни Сухолучье. Напоследок Николай Семенович предупредил:

— Смотрите, не прозевайте... — и после небольшой паузы, то ли шутя, то ли просто хотел подчеркнуть важность задачи, добавил: — Если, не дай бог, немцы разбомбят переправу — можете делать переворот у самой земли.

Такой переворот — значит вместе с самолетом врезаться в землю. Мы знали, что Герасимов умел образно говорить и наверняка при других обстоятельствах приняли бы эти слова спокойно. Сейчас же, когда все наши мысли и чувства были направлены на выполнение задачи, мы восприняли их как угрозу. Это задело наши лучшие чувства... Для нас жить и умереть — не праздные слова, а постоянная реальность, и в бой мы летим не по принуждению, а по требованию долга и собственной совести. Нам перед ответственным вылетом нужна не угроза, а теплое слово и добрый совет. Герасимов такой же летчик, как и мы. Он сам часто летает в бой, всегда хорошо понимал нас и был любимым командиром и товарищем. Он никогда не подавлял подчиненных своей властью, не оскорблял — и на тебе! Мы не могли утаить от него своего недовольства.

— Эх, товарищ полковник, зачем же так-то...

Комдив порывисто остановился. Большой, солидный, в черном реглане, он напряженно, внимательно обвел нас взглядом. На открытом лице Николая Семеновича не было ни извинения, ни начальственной строгости. Оно выражало досаду и недоумение. Мы прямо в глаза смотрели на комдива...

— Вы поняли важность задачи или нет?

Дело — сильнее любых неосторожно сказанных слов. Наша обида перед таким вопросом сразу как-то повяла…

— Гордость — хорошая вещь. Но лезть сейчас в амбицию из-за сказанной мной глупости еще глупее, чем говорить глупость. В такое время на язык не всегда попадается нужное слово.

Задушевная откровенность нас успокоила...

Люди, живущие одними мыслями и чувствами, не терпят между собой никакой неясности. И в этом их сила.

Герасимов по опыту знал, что какие бы ценные указания летчики ни получили от командиров, не летящих в бой, как бы они хорошо ни изучили свое задание, но перед вылетом им необходимо остаться только одним и, словно близким родственникам, посовещаться с глазу на глаз. Николай Семенович взглянул на свои ручные часы — подарок республиканской Испании.

— Сейчас тринадцать двадцать восемь. Через пятнадцать минут взлет, — и он обвел рукой небо. — Ни облачка. При такой погоде противник внезапно не может нагрянуть. Только в воздухе нужно быть не просто летчиком, а настоящим истребителем — хозяином положения. Да что вам говорить! Вы уже в том боевом возрасте, когда прежде чем залезть в бутылку, хорошо сами обдумаете, как из нее выбраться. Желаю успеха!..

По заданию выше нас должна патрулировать другая группа «яков» для перехвата противника на больших высотах, а наша — на малых. Ее нет…

Фашистские бомбардировщики летят растянутой колонной из трех групп. Над ними парят «фоккера». То, чего я больше всего опасался, случилось: противник оказался выше нас. Мы не успели набрать высоту. С надеждой гляжу на восток, откуда должны прибыть другие наши истребители. Там никого…

Невольно в голове промелькнула фраза Герасимова, на которую мы обиделись: «Если немцы разбомбят переправу можете делать переворот у самой земли». Теперь мне эти слова Николая Семеновича уже не кажутся странными, угрозой. При виде, что делается на Днепре, я понимаю, как сейчас важно не дать туда упасть ни одной фашистской бомбе. И если действительно врагу удастся уничтожить мост, то с какими глазами после этого мы прилетим на аэродром. Нам, живым, перед мертвыми не будет никаких оправданий.

В бою бывают моменты, когда поставленную задачу нужно выполнить любой ценой. Но от Герасимова таких слов мы никогда не слышали. Он прекрасно понимал, что такое воздушный бой: в нем погибнуть легче, чем победить, — и призывал всегда к победе. А это — жизнь, придающая в борьбе уверенность и силу[10]».

08.04.44 г. награжден орденом Кутузова 2-й ст.

Полковник Герасимов пользовался огромным уважением своих подчиненных.

Вспоминает генерал-майор авиации Ворожейкин: «Этот праздник Великого Октября - особенный. Впервые, на третьем году войны он проходил под гордым гимном побед Советской Армии. Наш полк уничтожил триста одиннадцать фашистских самолетов. За это время мы потеряли около сорока машин и более двадцати летчиков…

Потом комдив Герасимов, взяв баян… заиграл и сочным тенором затянул свою любимую песню:

Пройдет товарищ все бои и войны,
Не зная сна, не зная тишины…

Ужин затянулся… Душой вечера был наш комдив. И конечно, не потому, что был он старше всех по званию, и даже не потому, что прекрасно играл на баяне. В боевом коллективе, чтобы так естественно, проникновенно завладеть сердцами летчиков, нужно еще другое, более важное - быть самому настоящим бойцом и настоящим человеком. И не на один бой, не на один месяц или год, а постоянно. Именно таким и был наш комдив[11]».

За время Великой Отечественной войны совершил 155 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9.

В октябре 1944 г. отозван с фронта и назначен заместителем командира 245-й истребительной авиационной дивизии 12-й воздушной армии Забайкальского фронта.

Участвовал в советско-японской войне. Умело руководил боевыми действиями частей, лично совершил 3 боевых вылета. Участвовал в Хингано-Мукденской операции.

За пять войн полковник Герасимов совершил около 500 боевых вылетов, сбил 14 самолетов лично и 10 в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС на прежней должности на Дальнем Востоке.

С ноября 1947 г. — старший лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта управления ВВС Киевского военного округа, с января 1948 г. — старший инспектор-лётчик отдела боевой подготовки 17-й воздушной армии. С ноября 1948 г. — помощник командира 279-й истребительной авиационной дивизии 52-го истребительного авиационного корпуса 57-й воздушной армии Прикарпатского военного округа. Освоил реактивный истребитель МиГ-15.

С февраля 1954 г.— в отставке по болезни. Жил в городе Жданов.

Умер 29.06.60 г. Похоронен на Старом кладбище в городе Жданов (Мариуполь) Донецкой области УССР (ДНР). Именем Героя названа улица в г. Ульяновск.

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина (22.02.39, 23.10.42), двумя орденами Красного Знамени (29.08.39, 21.03.40), орденом Кутузова 2-й ст. (08.04.44), орденом Отечественной войны 1-й ст. (5.11.42); двумя орденами Красной Звезды (28.08.45, 15.11.50), медалью «За боевые заслуги» (6.11.45) и др. медалями, орденом Красного знамени (МНР) и медалью «За победу над Японией» (МНР).


Литература:

1. Ульяновцы в боях за Родину. – 2-е изд. – Саратов, 1964. С. 17-31


Примечания:

[1]

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Капитаны Шугуров И.Г. и Якушин В.Ф., ст. лейтенанты Грицевец С.И., Коробков П.Т., Неделин П.И., Романов Н.А., Хотелев И.С. и Старков В.В., лейтенанты Богданов Б.С., Богуславчик Л Д., Быковский С.Д., Венгерский Г.С., Волков В.С., Воробьев В. Ф., Герасимов Н.С., Горяинов Н.А., Журавлев Н.П., Зубарев И.И., Зюзин В.В ., Какутич И.И., Коновалов А.Н., Луковников С.А., Онищенко М.В., Павлов И.Н., Сапронов М.С., Свергун И.Т., Семенко В. М., Туров А.Г., Федосеев М.А., Филипченко Ф.В., Фомин Н.Я. и Шаулов И.Г., старшины Глушков П.Г. и Максименков С.Л. В воздушных боях и авиакатастрофах погибли 9 человек. За мужество и героизм 3 человека были удостоены звания Герой Советского Союза, 3 награждены орденом Ленина, 23 – орденом Красного Знамени.

[5] Абросов С.В. Указ. соч. С. 263.

[6] Абросов С.В. Указ. соч. С. 269.

[7]

[8]Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура // Сост. А. Кошелев. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 89.

[9]
[10] Ворожейкин А.В. Над Днепром // 2-я воздушная армия в боях за Родину. - Монино, 1965. С. 112.

[11] Ворожейкин А.В. Солдаты неба: Рассказы о летчиках-истребителях. – М.: Воениздат, 1986. С. 218.