Чего ради?

Вадим Бусырев
                Ч  е  г  о    р  а  д  и  ?

          

    -  Ну ,  спрашивается ,  за каким  дьяволом  ты  это  слепил  ?  -
-  Жека  презрительно  беломорину перекинул  из  одного  угла  в  другой .
    Это  я  про  его  рот .  Надо  признать ,  что  я  ему  в  него  смотрел .  И  в  пря –
мом  и  в  переносном .  И  не  я  один .
    И  так  же  презрительно  бросил  писанину  мою  на  стол .  На  крохотное  сво –
бдное  место .  Старый  круглый  обеденный  стол  был  заставлен  по  обыкнове –
нию  стандартным  набором .  Перечислять ,  что  входило  туда ,  смысла  особого
нет .   Отмечу  лишь  портвейн .  Остальное  -  воображайте  сами .  Только  без  де-
ликатесов  и  излишеств . 
     Сердиться  на  Жеку  было  невозможно .  Аура  у  него  такая  была .  По  край –
ней  мере  до  состояния  « в  разьетинушку» .  А  ещё :  он  непременно  выдал  бы
что – то  резонно – стоящее .
     Так  было  и  в  тот  раз .
     Я  скривил  щёку  левую ,  как  от  зубной  боли ,  мне  это  показалось  глубоко –
мысленным .  И  промямлил ,  чтоб  не  молчать :
     -  Не  стреляйте  в  пианиста ,  он  играет … .
     -  Ой  -  ой ,  держите  меня ,  -  заржал  Петух ,  хватаясь  за  бутылку .
     Это ,  ведь ,  его  фамилия  такая  была  -  Петухов . 
     -  Не  льсти  себе ,  графоманчик .  -   Вылил  с  этими  добрыми  словами  в  себя
полстакана  « 33» - го .
     -  На  хрена ,  спрашивается ,  ты  убогое  вступление  философское  в  свою 
«Мелодраму»  присобачил . –
-  Продолжил  обличение  моё  Жека ,  довольно  жмурясь  и  только ,  что  не  урча.
От  портвешка ,  от  беломора  и  от  воспитательного  процесса . 
     Ах ,  как  хотелось  бы  ответить  ему  по  существу ,  попросту :  « Сам  дурак» .
Но … .  Приходилось  юлить .  Таком  примерно  макаром ,  на  горло  песне  своей
наступив :
      -  Слышь – ка ,  ты !  Энштэйн  наш  доморощенный .  Сам ,  ведь  рыбина ,  мне
вещал ,  что  в  середину  любого  текста  можно  вставить  любые  ахинейные 
строки .  Очень – де  может  быть  клёво  и  полезно .  Как  теперь  выражаются  -
-  прикольно .  И  тем  самым  проверить  аудиторию  возможную  на  «вшивость» .
А  попросту  узнать :  будет  кто  читать  содеянное ,  иль  дураков  не  сыщется .
      -  Так  это ,  ведь ,  я  ж  тебе ,  старательный  наш ,  в  «диссерт»  твой  совето –
                -----  13  -----
       вал  пристроить .  Не  более  того .  –
       -  Потешался  Петухович .
       -  Опять  ты  всё  перепутал  и ,  как  говорится  :  « заставь  дурака  …» .
       Боже  ж  ты  мой !  Как  же  прекрасно  было  вот  так  вот  просто  трепаться
с  ним  ,  вроде  бы ,  и  ни  о  чём .  За  стакашиком  вина .
       Продолжал  я  изображать  придурковато .  На  большее  моих  достоинств  и
не  шибко – то  хватало :
        -  Ну, вот я и вставил .  И  там ,  и  там .  С  « кирпичиком»  кандидатским   ты
на  все  сто  в  правоте  оказался .  А  с  «Мелодрамой» ?  Так  и  её  похоже  ты  в
едином  числе  только  бдел .   Пребудет ,  видимо ,  так  и  дальше  у  меня .  Знать  судьба  такая , –
         -  посетовал  я  горько – прегорько .
         Так  в  действительности  и  вытанцовывалось .
         Жека  собой  являл  прям – таки  «энштейна»  молодости  нашей .  Теорию про
относительность  Альбертову  загадочную  читал  в  городском  транспорте .  Сме –
ялся  там  чему – то ,  сучок .  Осталось  это  ихней  тайной .  Мы  -  не  завидовали .
Каждый  из  нас  гордился  в  душе  где – то :  вишь ,  с  каким  дружком  свела  чу –
десница – судьба .
        Над  моим  «опусом»  Петух  тоже  вот  стебается .  Это  я  себе так  размыш –
ляю .  И  как  же  мне  в  итоге  быть ?  Заткнуться  что ли ?  А  пожалуй ,  что  и
ни  в  коем  случае . 
        А  ещё  сдаётся  мне сейчас ,  что  Жека  в  альбертовых  «опусах»  чего – то
там  о  коллайдере  швейцарском  вызнал .  Потому  и  хихикал .  Сейчас  уж  -  не
узнаешь .  Одно  радует :  раз  хихикал  ( а  не  матерился ) ,  то  надежда  у  нас ещё
имеется .  Если  не  загадим  всё  окончательно .
       Поразмыслив  так ,  принял  я  тоже  « 33» - го  каплю .
       Жека  его  докончил .  И  меня ,  благодаря ему  -  портвагену  -  благодушно 
поддержал :
       -  Пиши  незатейлево .  Как  чукча  песнь .  Что  видит  -  то  и  поёт .  Друг  наш
Алька   бутылкой  по  Петропавловке  стукнул ,  помнишь ?  Чтоб  пробку  выбить ?
И – то  она  обиделась .  Крепость  Петрова .  Пузырь  разбился ,  Альке  руку  по –
лоснул ,  но … .  Не  отрезал ,  ведь , ручонку – то .  А  мог  запросто .  Об  этом  вот
и  пиши .  Или  вы ,  опять  с  ним  же  да  с  Лёхой – Шлангом ,  палкой  мне («нож-
кой  от  стула» - уточнил я ) ,  ножкой  так  ножкой ,  не  суть ,  по  башке  настуча –
ли .  Чтоб  мне  больничный  сделать .  Сделали !  Экзамен  я  потом  пересдал .  Но,
надо  сказать ,  как  в  тумане .  А  мог  бы  и  вовсе  дураком  остаться .  Пиши  и  об  этом .  А  в  Армии  Советской ,  а ?   Ты  с  дружками  своими  пистолеты  ско –
муниздил  и  пропил .  Так  ведь ?  И  мне  даже  не  признаёшься  по  сю  пору .  Вот  и  об  этом  пиши .  И  всё  это  излагай  просто .  Доходчиво .  Не  разводи  фи-
лософий – то .  Чай ,  не  Тургенев ,  слава  Богу .   А  пока  за  эту  мою  рецензию
тебе  -  дуй  в  лобаз .  Опять  твой  черёд .
      Да ,  Жека ,  да … .
      Изложил  я  всё  это .  Написал :  как  ты  учил ,  как  я  смог .  А  кто  читает ?
Кому  это  всё  нужно ? 
      Вот  только  дочку – Настьку  обмануть  удалось .  Сказал ,  что  написал  о  ней,
как  она  через  барьеры  свои  на  стадионе  сигает .  Искала  она  искала ,  получи –
                -----  14  -----
лось ,  вторую  в  жизни  книжку  прочитала .  « Как  бы  !»  . 
        Вся  страна  наша  странная  этим  словом  жутким  разговаривает .  Как  бы ….
                                «  Прорезала  вышка
                По  небу  лучом .
                Как  же  вышло ,
                Что  я  -  не  при  чём … .»
         Напевал  сам  автор ,  Генкин ,  с  небольшой  сцены  в  небольшом  зале  Дом-
жура  Ленинградского  на  Моховой .  Сам  себе  и  нам ,  под  гитару .
         Едва  ли  был  тот  зал  больше  нашего  школьного ,  что  на  соседней  улице
Чайковского .
         Царила  в  Домжуре  непередаваемая  обстановка .  Атмосфера .  Небольшое 
кафе  -  чудо .  Безо  всяких  претензий .  Нам  студентам  весьма  доступное .
         Встреч ,  концертов  -  прорва .  Вход ,  однако ,  по  билетам .  Не  членским
( как ,  к  примеру ,  в  « грибоедовском  доме» ) ,  а  по  пригласительным .  У  меня
завсегда  этих  билетов  было  -  сколь  моей  душе  угодно .  В  Доме  Журналистов
на  Моховой  тогда  мой  отец  работал .  Не  директором ,  но  билетов  этих  мы  с
друзьями  не  считали .
         Сегодня :  « Прорезала  вышка …» .
         На  прошлой  неделе :  « Зримая  песня» .  Постановка  легендарная  тех  лет .
Тюзовская ,  с  той  же  Моховой  улицы .  Георгия  Товстоногова .  Фантастика !  Он  самолично  присутствовал .  В  антракте ,  на  лестничной  клетке  с  каким – то
коллегой  вел  дискуссию :  «  Фиг  тебе .  Мой  Винстон  вчера  курили ,  сегодня
твой  будем» .  В  кафе ,  за  столиком  в  одиночку  другой  молодой  Георгий
«вживался»  в  предстоящий  великий  образ .  Мы  в  стороне  баловались  «сухо-
ньким» . 
          Были  у  меня ,  были  тогда  смятения  в  душе .  Бросить  предстоящую  геологию ,  поменять  всё  на  такую  вот  -  « богему» .  Папаньке  давал  на  пробу
юношескую  свою  писанину .  Отбросив  и  забыв  всё  лишнее ,  как  теперь  себе
представляю ,  вынес  главный  отцовский  ненавязчивый  совет :
         -  Вон  за  столиком  у  окна  -  видишь  ?   Красивый ,  видный  сидит ,  ни  с  кем  не  спутаешь .
         Посвящён  был  вечер  журналу ,  то  ли  « Неве» ,  то  ли   « Мурзилке» .  Ли –
тераторы  разминались ,  естественно ,  в  благодатном  кафе .  Великан  с  незабываемым  лицом  и  усиками  сицилийского  мафиози  навсегда  остался в мо-
ей  памяти . 
          -  Серёжа  одарён  Богом  щедро , -  посвятил  меня  отец  в  издательско-ре –
дакторские  кулуары .  -  Но  пробиться  через  наши  « танковые надолбы» ?  При
всех  его  габаритах ,  ох ,  как  не  просто .  И  ты  хочешь  поучаствовать  в  этих
играх ?  У  тебя  почти  уж  есть  прекрасная  специальность ,  ты  с  практик  де –
нег  привозишь ,  сколько  Серёга  за  всю  жизнь  ещё  не  заработал .  А  спиртно –
го ,  ты  радуйся ,  вы  и  десятой  доли  не  потребляете .  Да ,  тебе  и  тягаться  тут
с  ними … .  Быстренько  с  дистанции  слетишь .  Так  что  -  гляди  сам .  Пока  мо-
жешь  не  писать  -  терпи  и  не  пиши .
           Лично  с  будущим  литературным  олимпийцем  мы  с  друзьями  тогда  так
и  не  выпили .  Чего – то  нас  отвлекло .  А  с  творчеством  его ?  Потом  всё было,               
                -----  15  ------

значительно  позже .   Чтение  и  восхищение .
        Отца  я  послушался ?  А  Вы ,  Господа – Товарищи ,  советам  часто  отцов
следовали ?  То – то  и  оно .  Ну ,  не  стал  я  бумагу  марать  настойчиво .  Не  стал.  Однако ,  по  какой – то  совсем  другой  причине .  Прав ,  ой ,  прав  очень
мало  нами  оценённый  О Генри : 
        -  « Не  важно  какие  дороги  мы  выбираем .
               Важно ,  что  заложено  внутри  нас» .
        Как – то  вот  так  незатейливо  он  сказал ,  И  ненавязчиво .
                ---------------------------------------
        Да ,  прав  был ,  вспоминая  юность ,  друг  наш  Жека .
        На  бастионе  Петропавловки  распивали  мы  сухое  дешёвое  вино .  После
Альку  сопровождали  в  « травму»  Военно – Медицинской  академии .  Там ,  ожи-
дая  пока  ему  ручонку  заштопают ,  Лёха – Шланг ,  тогда  уже  курсант  « Мака –
ровки»,  встретил  « бича»  натурального .  Дыхнул  он  в  нам  в  лица  морским  бризом  ( или  муссоном ,  не  один  ли  хрен ) .  И  винным  перегаром  тоже .
       Ужас ,  как  захотелось  мне  тогда  в  море !  В  который  раз  -  и  не  счесть .
Но  опять  не  довелось .
        И  опять  я  пошел  на  Петропавловку  в  мае  1970 – го .  Загорать .  В  прямом
смысле  -  загорать  на  пляж  Петропавловский   и  готовится  к  слову  выпускному
предстоящему  своему.  На  защите  диплома  в  Горном .  И  забыл  обо  всём  я 
этом .  На  пляже  был  концерт !  Нет  не  так .  Не  концерт  организованный ,  как
таковой .  На  песчаном  берегу  реки  Невы ,  в  самом  сердце  Ленинграда ,  был  -
-  Высоцкий .  С  компанией  друзей .
        Звучал  его  голос .
        Можно  не  уточнять  Вам ,  что  пел  он ,  конечно  же ,  и  « Парус» .  Тайной
Властью  своей ,  таинственной  силой  Паруса  он  в  тот  майский  день  не  зама –
нил  меня  в  мир  свой .  В  мир  таких ,  каким  был  он  сам .  Поэтом, артистом …
       Речь  я  не  подготовил .  Сгорел  напрочь  под  весенним  ленинградским
солнцем .               
      Но  диплом  на  следующий  день  защитил . 
      И  по  своему ,  мне  начертанному  пути ,  отправился  далее .  Куда ,  ради чего,
кто  путь  этот  мне  определил ?
      В  те  времена  знал  я  ответы  на  эти  вопросы .  Так  мне  казалось .
      Сейчас  -  нет .  Не  знаю .
                -------------------------------------------