Ночная Энергия

Игорь Лебедевъ
Ночная Энергия.

На въезде в тот город стоит одиноко,
На месте проезжем одна,
Советская – может, немецкая – только!
Ракета, не ель, не сосна…

Первыми опытными образцами ракетной техники были вывезенные в качестве военных трофеев из побежденной Германии ракеты «Фау-2».



Этот город возник по велению железного века, он был построен железными людьми путем нечеловеческих усилий всей страны и до сих пор является живым дышащим памятником самому себе, городу-заводу, порождающему и отправляющему в космос своих железных детей - космические корабли.    

Я неожиданно был приглашен на одно закрытое мероприятие, посвященное юбилею фирмы, эксплуатирующей спутники связи. Собралось множество гостей из смежных организаций. Были официальные поздравления. Был концерт. Хорошие артисты. Шикарные номера. Затем банкет, закончившийся за полночь. Получилось так, что банкет проходил на территории, противоположной той, в которую мы въезжали, а разделял обе территории довольно широкий мост над ярославской железной дорогой, по которому свободно проехали автобусы с гостями. Можно только догадываться, что еще возят по ночам через этот мост.   
Мы с приятелем решили уйти с банкета немного пораньше и пройтись пешком до той самой проходной, где оставили машину.    Надо сказать, что приятель раньше здесь работал и добровольно решил выступить в качестве полуночного экскурсовода.
Огромный город-завод дышал в темноте, выпуская клубы пара своими стендами-цехами. В ночи высились громадные корпуса МИК*, еще какие-то чрезвычайно важные  цеха и объекты, о которых рассказывал мой товарищ.
Мы шли не спеша, по абсолютно безлюдной, громадной территории, по которой,  возможно,  так же как и мы, бессонными ночами шагал погруженный в свои думы,  железный хозяин и создатель этого всего – великий СП*. Странный, выпуклый, какой-то нереально-реальный мост над Ярославской железной дорогой, соединяющий две территории этого предприятия-монстра в единое целое, казался живым организмом.  Скорее всего, так оно и было на самом деле. СП всегда добивался оптимального результата в своих железных планах. И построить собственный мост для него  было сущей мелочью! Сколько человеческих судеб, жизней, интеллектуальных и физических сил перемолол этот завод, сколько породил железных детей железного века? Ради чего? Неужели ради амбиций и гения одного единственного человека? Кем бы он ни был на самом деле…  Кто оценит, и способен ли кто-нибудь дать оценку масштабов планов и дел его? И раскрыл ли полностью свой потенциал этот город-завод? Что было бы, если бы СП был жив, и лунная программа с испытаниями ракеты Н-1* продолжилась бы? Кто знает? История не имеет сослагательного наклонения. Об этом я размышлял во время нашей ночной прогулки…
Вот и освещенная электрическими огнями проходная. Пожилой вохровец* сделал отметку в журнале о нашем убытии и пожелал спокойной ночи.
Спокойной ночи, Энергия!


МИК* - монтажно-испытательный корпус;
СП* - Сергей Павлович Королев (1906-1966г.г.), создатель и Главный конструктор НПО «Энергия», в настоящее время РКК «Энергия», советский ученый и конструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Под руководством С.П.Королева созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд»), космические корабли «Восток » и «Восход », на которых впервые в истории человечества совершены космический полет человека и выход человека в открытый космос.
Н-1* - С.П.Королев дальнейшую реализацию советской космической программы планировал на основе сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, испытания которой после его безвременной смерти и первых неудачных полетов в 1969-72 были свернуты по ряду причин, в т.ч. политических. Гигантские производственные мощности и научно-исследовательские программы вместе с задействованными сотнями тысяч гражданских и военных специалистов в спешном порядке «бросили» на решение иных задач. 
ВОХР* - военизированная охрана.