Что же чувствовал Чувилин...

Аналогия
"Чувилин чувствует, что ему сочувствуют". Вот эту загадочную то ли поговорку, то ли пословицу, то ли еще что, внушала нам учительница на уроках русского языка. Дабы вовеки веков помнили некие правила великого и могучего.
Никто не желал отвечать (или попросту не знал, что ответить) на вопросы: кто такой был этот Чувилин, почему ему сочувствовали, кто сочувствовал, а главное - как он, Чувилин, это сочувствие ощущал.
До сих пор не знаю. Но иногда ужасно хочется знать.

Хочется знать, почему и как кто-то нашел в себе силы посочувствовать Чувилину. Как можно узнать о чьем-то сочувствии? Он, этот сочувствующий Чувилину, что-то сделал такое, отчего его сочувствие, а хотите - милосердие - стало очевидным.
А я шла с непроницаемым лицом. Утро. Четверг. Рабочие вопросы. Беготня с документами. Суетливо-серые мысли. Женщина с седыми волосами навстречу. Негрязая, даже, в общем-то, аккуратная, причесанная, прибранная. Но что-то странное в ней... обувь стоптанная, мешковатая котомка.
Она протягивает руку каждому проходящему. Проходя мимо, слышу: "Пожалуйста, на булочку..." Две секунды, чтобы краем глаза оценить ее и принять решение.
Отчего я прошла мимо? Откуда эта каменная мысль: работать надо! Откуда это подозрение-обвинение человеку, которого не знаю? Быть может, что-то случилось с ней. Быть может, это порядочный человек, попавший в жестокую жизненную круговерть. Еще не поздно вернуться. Еще не поздно повернуть обратно...

Послушай, а если это стоял Бог? Он стоял там и проверял твое сердце. И на Страшном Суде Он скажет: "Это Я просил у тебя хлеба, и ты прошла мимо..."
А что если за каждым просящим стоит Бог? Да неважно. Даже если не Он, а просто - совесть моя?
Не в том ведь суть, что в кармане было 15 рублей. Да и какая разница - была ли та женщина обманщицей или действительно нуждалась. Ведь это была моя проверка. И я эту проверку не прошла. Проверку на вшивость.
В такие моменты начинаешь много о себе понимать. Особенно выражение "вшивая интеллигенция". Про таких, как я. У которых и совесть, вроде, есть.
Таким, как я, свойственно сделать гадость, а потом долго сокрушаться о содеянном. Или наоборот - не сделать что-то хорошее, и тоже сокрушаться.

Сердечная недостаточность. Болезнь совести. Циничная насмешка над собственным милосердием.