Размышления накануне дуэли

Вера Петрянкина
"Печально я гляжу на наше поколенье!..."
М.Ю.Лермонтов, "Дума"




Учительница прочла отрывок из романа "Герой нашего времени" и предложила ученикам письменно порассуждать о том, как характеризуют Печорина размышления накануне дуэли с Грушницким. Такая форма работы называется изложением с элементами сочинения. Даже тот, кто не прочёл роман, может справиться с заданием, ведь приведённый отрывок очень хорошо характеризует героя и даёт возможность ученикам высказать своё мнение.

Итак, условия для всех учеников 10 класса были равны.
Вот две работы, написанные девушками-ровесницами:

* * *
...Размышления Печорина накануне дуэли вызвали во мне симпатию к герою. Он мне понравился! Печорин, по его мнению, уже пожил своё, ему больше нечего делать на этом свете, ему всё наскучило. В ту роковую ночь герой прощался с жизнью. Он думал, что его счастливая звезда, которая помогала ему всегда, на сей раз покинет его. Ведь недаром Грушницкий выбрал стреляться с шести шагов! Он думал, что он хитрее Печорина. Но я с этим не согласна!
Наш герой был человеком-загадкой. Если он любил, то делал это для себя. Он наслаждался тем, что любит, а не тем, что его любят. Кажется, Печорин искал такую женщину, что способна его понять, но, увы, не нашёл! Да что там женщины, люди вообще его не понимали! Печорин стал твёрд и холоден к прелестям жизни. Ему было обидно, что его так и не поняли. И обидно за то, что он сам так и не понял своего особого предназначения. А ведь оно было...
Печорин был как будто лишним, чужим, что ли?
Я думаю, что Лермонтов, написав этот роман, хотел, чтобы люди его поняли. Наш герой очень похож на Лермонтова. У них похожи судьбы! И Лермонтов просто был рождён не в то время! Его окружали не те люди. И он решил всё это отразить в романе. Автор наделил Печорина своей судьбой, своей жизнью, своим характером. Лермонтов, как и Печорин, считал себя особенным человеком. Если бы Печорин жил в наше время, я бы в него влюбилась. Он романтический герой! (орфографических и пунктуационных ошибок нет)

* * *
Герой нашего времени Грушницкий является главным героем романа. Грушницкий не может заснуть уже две ночи, он всё думает о дуэли, не хочет умереть, хочет жить. Но Печорин убил его - Грушницкого, он упал на пол, как топор, он падал без жертв. Нехотя умирать его убили, а Печорин был смелый, смерти не боялся, потому в дуэли он был лидером, сражался до последнего, хотел жить, он думал только о победе, а Грушницкий слабый человек, во время дуэли он думал о том, стоит ли ему жить, ведь жизнь для него ничего совсем не значит, он думает о тех роковых (в оригинале рАковых) шести шагах, хочет их сделать, но боится, хотя понимает, что жить ему не хочется, что смысла в жизни нет. Люди злые, одни смеются, другие плачут, и так поочерёдно.
Печорин не боится ничего, он думает о том, чтобы не выполнить роль топора, чтобы не упасть не пол. Не хочет он быть жертвой на дуэли, понимает, что никуда не деться, придётся сражаться. (орфографические и пунктуационные ошибки исправлены, с ними чтение текста становится практически невозможным).


Почему так происходит? Конечно, сколько голов, столько и умов, но тогда как же сеять "разумное, доброе, вечное" в пустые извилины? Как можно чему-то научить вторую девушку?! Она уже взрослый, физически зрелый человек, но разум-то у неё детский! Чего стоит фраза:" Люди злые, одни смеются, другие плачут, и так поочерёдно."!
Вы можете говорить об индивидуальном подходе к ученикам, об особых методиках преподавания, о дифференцированных заданиях, но результата в данном случае ждать не приходится.
Наследственность, болезнь, среда, условия жизни - что сделало мозг этой девушки аморфной массой?
Как сделать так, чтобы эта ученица не пропала в жизни, чтобы она нашла в ней своё место?Кто должен позаботиться об этом - семья, школа, друзья?



На фото - иллюстрация М. Врубеля "Дуэль Печорина и Грушницкого"
Все иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова на сайте vrubel-lermontov.ru/ illustration/demon9.php