Уроки мастерства. Правильно строим предложения

Инна Криксунова
Одна из распространенных ошибок авторов ПрозыРу — злоупотребление сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Они не только усложняют чтение, но и лишают читателя удовольствия. Ему постоянно приходится продираться сквозь смысловые нагромождения, как через бурелом.

А кому это понравится? В итоге помучаешься, помучаешься в попытках уяснить смысл нескольких абзацев — да и закроешь страницу. Хватит, дорогой автор. Не обессудь, утомил. Прости уж, пойду к другому…

Читателей надо уважать! Поэтому не изливайте на него поток сознания, как это делают любители слишком длинных предложений. А пишите так, чтобы человеку было легко и удобно читать ваше произведение. И главное, чтобы он смог ПОНЯТЬ смысл того, что вы написали.

Рассмотрим примеры (все они взяты из вещей, размещенных на ПрозеРу).

«Вот потому-то я попытаюсь рассказать эту историю —  романтическую историю любви  ветерана Чеченской кампании, орденоносца Пашки и сестры милосердия Людки, и еще историю любви к Родине, и к  большой Родине, и к малой, и историю о юношеском бесстрашии и героизме, и о Великой Национальной Идее, я попытаюсь рассказать эту очень сложную историю от своего лица».

Разобьем это предложение на несколько более коротких:
«Вот потому-то я попытаюсь рассказать романтическую историю любви. Любви  ветерана Чеченской кампании орденоносца Пашки и сестры милосердия Людки. А еще историю о любви к Родине — большой и малой. Историю о юношеском бесстрашии и героизме и о Великой Национальной Идее. Я попытаюсь рассказать эту очень сложную историю от своего лица».

Сейчас отрывок воспринимается лучше. Нам уже не приходится тратить больших усилий, чтобы «выудить» оттуда смысл, верно?

Следующий пример:
«Я так переполнена любовью, что готова  дарить ее всем – курочкам, трамваям, смешному рекламному  негру - бутерброду с Тушинской («Кухни  какие –то там- мы работаем в убыток!»), здоровскому     старикану  с бородкой –эспаньолкой   (наверное,  именно так выглядит значительная часть моей Интернет – аудитории, чмюк ее всю, и каждого по одиночке) и  низкозадой девочке – официантке  с  личиком ,отмеченным  многими наследственными пороками ,характерными для московских рабочих окраин».

Исправим текст. Вот что получилось:
«Я так переполнена любовью, что готова  дарить ее всем. Курочкам, трамваям, смешному рекламному негру-бутерброду с Тушинской. Симпатичному старикану с бородкой-эспаньолкой (наверное, именно так выглядит значительная часть моей Интернет-аудитории). Низкозадой девочке-официантке с личиком, отмеченным многими наследственными пороками, характерными для московских рабочих окраин».

Теперь текст выглядит более грамотно и профессионально, согласны?

Еще один отрывок. Вот как было у автора:
«Для «сопровождавших» своих подопечных офицеров-воспитателей это тем более был дополнительный отпуск, поскольку, вроде бы все их воспитанники были на месте и никуда деваться с корабля не могли; контроль за ними, хотели они того, или нет, все равно, как и за всеми находившимися на борту, осуществляла дежурно-вахтенная служба; худо-бедно, но все они были расписаны по боевым постам и должны были исполнять какие-то обязанности (а если они этого не делали, по обыкновению филоня), то уж за это отвечали те, в чьи подразделения они были расписаны, и дублерами кого они являлись…».

А теперь текст выглядит так:
«Для офицеров-воспитателей, сопровождавших своих подопечных, это был дополнительный отпуск. Все воспитанники были на месте и не могли никуда деваться с корабля. Контроль за ними, как и за всеми находившимися на борту, осуществляла дежурно-вахтенная служба. Худо-бедно, но все они были расписаны по боевым постам и должны были исполнять какие-то обязанности. А если они этого не делали (по обыкновению филоня), то за это отвечали те, в чьи подразделения они были расписаны и чьими дублерами являлись».

Думаю, с перегруженными предложениями все ясно.

Теперь несколько слов еще об одной любимой «мульке» прозовцев — многоточиях. Они, дескать,  символизируют недосказанность, глубокий смысл, призывают додумывать самим и пр.
А на самом деле получается засорение текста.
Частенько сюда еще добавляется множество восклицательных и вопросительных знаков, смайликов и т. д. Плюс неоправданно частое написание слов большими буквами. 

Поверьте, я не против многоточий, восклицательных и вопросительных знаков. Но все должно быть в меру!
Вот когда вы пишете посты на форумах, в чатах — нет проблем. Там пишите, как хотите.
Но ведь здесь вы претендуете на художественное произведение. Тогда оформите его, как произведение, а не как сообщение на форуме. Иначе создается впечатление, что это записка экзальтированной барышни. Такие вещи выглядят крайне непрофессионально. 

Чтобы не быть голословной, приведу пример:
«Первый этаж, иду на выход, вдруг...сзади быстрые шаги нагоняют меня (кто-то предпочитает пешее схождение вниз))) )....и голос...."Гитару??? на помойку???".....Я оборачиваюсь....и вижу мужчину, лет 37-40....до сих пор теряюсь - сосед он или нет...а да и не важно - человек)))....."Ну да...туда именно...ооо....а может она вам нужна - предложила я...тут правда одной струны нет...."
Вы бы видели это лицо....на долю секунды оно приобрело выражение как будто он миллион выиграл.....что?? серьёзно??....да, конечно - на те!)))))....он её взял, смотрел на неё, не веря своим глазам - что?? что-то так легко может прийти в его жизнь и надо только протянуть руки и взять.....Спасибо - только и сказал он ибо не мог....взял её, сел в машину и уехал...».

Вот как выглядит этот отрывок после исправления:
«Первый этаж, иду на выход. Вдруг сзади быстрые шаги нагоняют меня. И голос: «Гитару — на помойку?». Я оборачиваюсь и вижу мужчину, лет 37-40. До сих пор теряюсь — сосед или нет. Да и не важно — человек. «Ну да, туда именно… А, может она вам нужна? — предложила я, — тут, правда, одной струны нет».
Вы бы видели это лицо: на долю секунды оно приобрело выражение, как будто он миллион выиграл. «Что? Серьёзно?». — «Да, конечно — нате!». Он её взял. Смотрел на неё, не веря, что она так легко может прийти в его жизнь — надо только протянуть руки и взять. «Спасибо», — только и сказал он. Взял её, сел в машину и уехал».

Дорогие авторы! Свои тексты надо редактировать! Иначе складывается впечатление, что автор просто изливает поток сознания, не видя и не слыша ничего вокруг. Как тетерев на току.

Ну хорошо, можно впадать в творческий транс, когда пишешь первый вариант текста.
Но ведь потом его надо РЕДАКТИРОВАТЬ! Причем, много-много раз. Переставлять слова, заменять, если надо, убирать лишнее. Короче, шлифовать текст, чтобы он был удобным и понятным. Не красивеньким, а КРАСИВЫМ.

На ПрозРу очень часто слышится слово «гениально». В отзывах оно мелькает с частотой канонады.
Но прежде, чем писать нечто «гениальное», надо все-таки кое-чему научиться. Тогда вещь будет пусть не «гениальной», но — нормальной, хорошей.
И это уже отличная оценка для автора, поверьте!
***
МОЙ САЙТ: http://inna-kriksunova.ru   Много интересных статей!