Уроки мастерства. Глаголы и прилагательные

Инна Криксунова
УРОК ТРЕТИЙ


ГЛАГОЛЫ

Роль глаголов — двигать действие, придавать ему энергетику.
«Пошел, сказал, сделал, поздоровался, повернулся, ответил, выстрелил, упал, встал» и т. д.
Если вы хотите, чтобы текст был динамичным, чтобы в нем было действие, используйте как можно больше глаголов.

Эрнест Хемингуэй шутливо говорил, что предложение должно состоять только из сказуемого и подлежащего. Конечно, это преувеличение, в текстах Хемингуэя были и другие слова. Но смысл понятен, и сам писатель тоже старался следовать этому правилу.

В наше время большинство читателей хотят видеть действие. Время у нас такое: быстрей, быстрей! Издатели требуют: «Дайте нам сюжет!». Глаголы в этом помогают. Чем больше в тексте глаголов, тем легче двигать сюжет.
Посмотрим пример (придумала для наглядности):

«Александр вышел из дома. Обернулся, поднял голову на окна и проверил, не смотрит ли жена. Затем направился к машине. Оглядел ее со всех сторон, убедился, что все в порядке. Открыл машину, сел, устроился удобно, повернул ключ в замке зажигания. Когда мотор завелся, Александр нажал на педаль газа и тронул машину с места.
Затем включил приемник, поискал нужную волну и нашел веселую музыку. Выехав за пригородную трассу, увидел, что, к счастью, она сегодня не загружена. Он прибавил скорость, включил музыку погромче и помчался в сторону Николаевки».

Используйте глаголы, это поможет вам двигать сюжет!


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

К ним надо относиться осторожно, об этом я уже говорила.
«Красивая, грустная, нарядная, глупая, неинтересная, отвратительная, замечательный, сладкий, завораживающий, неприятный, кошмарный, приторный» и т. д.

Прилагательные, в основном, описывают чувства, которые испытывает автор по отношению к персонажу или действию. А это мало кому интересно.
Читатели сами в состоянии дать определение герою или ситуации. Для этого лишние авторские эпитеты им не нужны.
Посмотрим пример (взят из произведения, опубликованного на ПрозеРу):

«Разворачивающиеся в бесформенных глубинах склубившихся под тонким стеклом неба наэлектризованных туч грозовые помехи набирали угрожающие обороты и волной трепетной дрожи прокатывались над миром Чужих Огней. Искаженное небо накренялось над крышами серых домов спального района под немыслимыми углами. И, задетое антеннами совершенно нелепых форм, оно осыпалось на мокрый грязный асфальт водопадом острых осколков. Оставляемые на частоте информационного беззвучия рваные рубцы бесцветной боли разрывали виски оглушающим отчаяньем». 

Отрывок перегружен прилагательными по самое некуда, согласны? Читать сложно, понять — тем более.

А теперь попробуем убрать отсюда лишние прилагательные:
 
«Разворачивающиеся в глубинах неба грозовые помехи набирали обороты и волной прокатывались над миром Чужих Огней. Небо накренялось над крышами домов спального района. Задетое антеннами, оно осыпалось на мокрый асфальт водопадом осколков. Рубцы боли разрывали виски отчаяньем». 

Ну как, текст стал лучше? Несомненно. По крайней мере, теперь стало понятно, о чем речь. А раньше смысл тонул под нагромождением прилагательных.

В наше динамичное время прилагательные лучше использовать по минимуму. Слишком уж большой объем информации приходится нам переваривать. И когда, читая текст, увязаешь в потоке прилагательных, так и хочется воскликнуть: «Эй, рассказывай дальше! Не размусоливай, и так понятно!».

Старайтесь использовать прилагательные только там, где это, действительно, необходимо. Это сделает ваш текст более легким для восприятия и прибавит вам читателей!
***
МОЙ САЙТ: http://inna-kriksunova.ru  Много интересных статей!