Что для нас Пасха?

Андрей Сигутин
Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым о Пасхе

- Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха, – он ответил: "Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно".
Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах?

- В историческом смысле Пасха – это праздник Воскресения Христова. В этот день вспоминается конкретное событие, когда Господь после распятия в пятницу и пребывании во Гробе в субботу в третий день воскрес. Духовный же смысл Пасхи заключается, в первую очередь, в том, что благодаря воскресению Христову, нам дана возможность соединиться с Богом. Многие святые отцы повторяли одну и ту же замечательную фразу: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом. То есть воскресение Христово дает возможность каждому человеку стать богом. Конечно, богом с маленькой буквы, богом по благодати, тем не менее, вновь вернуться в состояние нетления и Богообщения, стать причастными самому Богу и той радости, того блаженства, для которого и был создан человек. Без Воскресения Христова такое возвращение человека к Отцу Небесному было бы невозможно. Именно поэтому Церковь всегда боролась с различными ересями, которые отвергали либо человеческое естество Христа, либо Божественное Его достоинство. Поскольку если Христос – не Бог или не Человек, то получается, что мы не можем стать богами по благодати. Только при соблюдении всех условий, которые мы называем православной догматикой, вероучением, возможно возвращение человека в недро Отчее, то есть обожение. Если же что-то в этом вероучении изменить, то такая возможность для человека исчезает. Именно поэтому Православие всегда четко и верно держалось своего вероучения, поскольку оно и только оно открывает перед человеком правильные перспективы духовной жизни и ставит перед верующим правильную цель.
Соответственно, для каждого христианина Пасха – Праздник великой церковной радости: мы вспоминаем то событие, которое продолжается в веках. Христос воскрес единожды две тысячи лет тому назад, но Он дает возможность совоскреснуть с Ним каждому христианину и поныне. Как говорил преп. Симеон Новый Богослов, накануне каждого воскресного дня мы поем "Воскресение Христово видевше". И казалось бы, как мы можем петь "видевше", если не видели того события, которое произошло достаточно давно. Воскресение Христово мы должны увидеть в своей собственной душе. Потому что если не увидим в себе это воскресение Спасителя, не увидим того, что меняется в нашей жизни, благодаря Христу, то соответственно, мы не будем настоящими христианами.

- Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова?

- Прообразом воскресения Христова, в первую очередь, является ветхозаветная пасха, то есть освобождение народа израильского из состояния рабства (исход из Египта).
Само слово "Пасха" в переводе на русский язык и означает "переход". Как ветхозаветная пасха была переходом от состояния рабства к состоянию свободы, так же и теперь новозаветная Пасха – это переход от состояния рабства греху к состоянию свободы сынов Божиих. И если мы станем настоящими христианами, то сможем перейти из тления в нетление. Надо сказать, что у святых Отцов очень много проводится различных параллелей между конкретными историческими событиями земного порядка, происходившими во времена Ветхого завета, и какими-то духовными реалиями, которые дал нам Завет Новый, благодаря Воскресению Христа. Прообразом тридневного пребывания Христа во Гробе и дальнейшего Воскресения является пребывание пророка Ионы во чреве кита. Собственно говоря, есть масса других ветхозаветных событий, так или иначе символически отображающих то, что совершилось в новозаветной реальности с пришествием Христа – Мессии. Думаю, если кому-то интересен весь ряд прообразов, связанных с этим праздником, то я предложу такому человеку почитать Ветхий Завет, желательно, со святоотеческими толкованиями или хотя бы какую-то литературу, посвященную этим событиям. Потому что говорить об этом можно очень много и долго.

- Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. К сожалению, один из участников недавней Всероссийской олимпиады по "Основам православной культуры" написал: "Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть"
Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

- С освященной вербой делать ничего не нужно: это не та вещь, которая должна нести в себе какой-то практический смысл. Освященная верба – это символ тех пальмовых ветвей, с которыми люди встречали Христа, когда Он входил в Иерусалим. Мы освящаем ее совсем не для того, чтобы потом не болеть, благодаря использованию этой вербы, или иметь большое поголовье скота или какие-то другие вещи… Не для решения земных проблем даны нам священные символы. Традиционно христиане присутствуют с этими освященными вербами на богослужении праздника Входа Господня в Иерусалим. Затем их относят домой и полагают (кладут) в хорошем благочестивом месте, например, возле икон или там, где у человека хранятся какие-то другие святыни. Ни заваривать ее в чай, ни стегать ею ишаков или друг друга – не надо. Это уже будет язычеством и кощунством. К сожалению, языческое сознание живо и во многих христианах, поэтому попытка получить земную практическую пользу от священных предметов трудно искореняема и трудно изживаема в церковном сознании. Хотя Церковь постоянно говорит, что к христианству это никакого отношения не имеет. Спаситель пришел не для того, чтобы наши ишаки не болели. По крайней мере, Господь мог сделать так, чтобы ни один человек и ни один ишак не болел и без пришествия Христова. Все болезни, страдания и скорби посылаются нам совсем для других целей, и для того, чтобы от всего этого избавиться, нужно не просто вербами друг друга постегать, а необходимо поменять свою жизнь в корне.

- Курьезный случай из приходской жизни рассказал один священник: "Как-то после литургии на Вербное воскресенье в храм вошли две дамы, которые сразу направились в угол, где стояла большая ветка вербы. Женщины были хорошо одеты и, судя по виду и разговору, были образованными, так сказать, далеко не из простых. Дама стремительным шагом подвела свою дочь к вербе и они начали обрывать с нее серёжки. Девушка набрала целую пригоршню серёжек, отправила её в рот и стала старательно пережевывать. По выражению её лица было видно, что серёжки от вербы явно не очень вкусные… Немного оправившись от шока от всего увиденного, я, еле сдерживая смех, подошел к ним и спросил: "Что вы делаете?" Мамаша этой несчастной девушки – жертвы жуткого суеверия, ничуть не сомневаясь, говорит: "Понимаете, батюшка, моя дочь никак не может забеременеть. И вот нам подсказали верный способ: прийти в храм, нарвать вербы и съесть несколько штук. Тогда всё отверзнется и благословенное зачатие наступит".

- К сожалению, люди готовы слушать кого угодно, вместо того, чтобы идти "тесным путем" настоящего духовного христианства.

- Как мирянин должен веселиться, отмечая праздник Пасхи вне храма, чтобы при этом не согрешать?

- Пасха – это самый радостный для христианина праздник, который хочется отметить не только духовно, но и душевно, и телесно, поскольку человек все-таки не только духовное, но и телесное существо. Поэтому ничего криминального в том, что на Пасху дается утешение плоти, нет. Но здесь важно не перейти определенную границу. Так как одно дело – дать утешение своей плоти, и другое – дать возможность телу почувствовать себя "королем" на этом празднике жизни. Такого допускать ни в коем случае нельзя. И здесь все определяется духовностью человека. Если для него Пасха что-то значит в духовном смысле, то он, конечно, найдет границу, до которой можно и нужно разговляться и веселиться на Пасху. Если же человек смысла этого Праздника не понимает, то есть Пасха для него стоит в ряду других праздников и воспринимается, как повод лишний раз выпить и повеселиться, то, наверное, тут трудно что-либо говорить. Нас просто не поймут. Поэтому, думаю, в меру разговеться и выпить вина на Пасху грехом не будет, но всему должен быть предел. И если человек держит в своем уме понимание того, что Пасха – в первую очередь, праздник Воскресения Христова, а значит, и воскресения нас с вами, понимает важность этого события, то такой христианин сможет удержаться от греховных крайностей во время праздника.

- В общем, как сказал один священник, этот праздник надо отмечать ради Христа и заповеди нужно соблюдать – ради Христа. Если так станешь жить, то и падать не будешь. Необходимо, чтобы в мыслях постоянно было: "Все делаю ради Христа".

- Конечно. Людей, готовых веселиться до упаду, потому что это просто разрешено, было много во все века. И у святителя Василия Великого, это IV век, есть замечательная проповедь в Светлую Субботу, сказанная против упивающихся, против тех православных, которые настолько неумеренно праздновали Светлую седмицу, что "погубили плоды Великого Поста". Зачем они постились и пытались во время поста стяжать какие-то духовные плоды, если все это погубили на Светлой седмице?.. То есть если мы постимся, то делаем это не просто, чтобы дождаться Пасхи и расслабиться. Мы постимся для того, чтобы научиться господствовать над своими страстями или хотя бы для того, чтобы познать их в себе. Если эта цель присутствует, то, наверное, Пасха будет не просто поводом сесть за хороший стол, а именно венцом наших духовных подвигов.

- Воздержание – это образ жизни. Если эту мысль держать в голове, то она тоже, наверное, помогает сохранять умеренность.

- Конечно.

- Не секрет, что многие в пасхальные дни устраивают себе "праздник живота", были даже случаи смерти от переедания. Верно заметил один священник: "Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души". Как научиться воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: "Пост закончился!"? И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из строгих постов? Дайте, пожалуйста, практические рекомендации.

- Если христианин воспринимает пост, как нечто такое, что ему соблюдать совершенно не хочется, но он вынужден это делать, то, разумеется, тогда человек будет горячо желать, чтобы пост быстрее закончился, и началась Пасха. Ну, а если человек, хотя бы минимальный, подвиг несет, понимая необходимость и полезность воздержания для самого себя, то для него Пасха будет уже не праздником "живота", а днем духовной радости. Необходимо ожидать Пасху как христианский праздник, а не как торжество вседозволенности.
Вообще, выходить из строгих постов нужно с разумением, трезво оценивая состояние своего здоровья и предвидя последствия возможного переедания. Тем более, что вся Светлая седмица является сплошной и никто не заставляет нас все то скоромное, что мы освятили, съесть в первый же день Пасхи. Отказываться от мяса на Пасху (как советуют некоторые диетологи) я не вижу смысла: все-таки на легкой пище и на соках мы "сидели" весь пост. Объедаться, конечно, не стоит, но небольшое количество мяса на Пасху не повредит.

- Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти Светлые дни? Надо ли воздерживаться от супружеских отношений в течение Светлой седмицы, ведь в это время не совершается браковенчание?

- Понимаете, нельзя к Причастию подходить потребительски: можно или нельзя воспользоваться, грубо говоря, "халявой" – тем, что в эти дни поста нет. Причастие – это соединение со Христом, величайшее Таинство, которое Господь дал Своей Церкви. И если во время Светлой седмицы ходить причащаться каждый день без подготовки и поста, то такое причастие очень мало кому сможет принести духовную пользу. Только тем людям, которые круглый год живут сознательной церковной жизнью.

- А теоретически это возможно?

- Теоретически мы должны делать то, что нам духовно полезно. Сомневаюсь, что 99% наших прихожан могут без духовного вреда для себя причащаться на Светлой седмице без подготовки. Апостол Павел предупреждает: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:27-29). Хотите получить осуждение себе?..

- А в современном православии не принято причащаться на Светлой неделе?

- В современном православии это, действительно, не принято. Дело в том, что среди нынешних православных, как я уже говорил, очень мало людей, ведущих круглогодично подлинную духовную жизнь. То есть тех, кому такое частое причастие пойдет на пользу.

- Если не ошибаюсь, то, в основном, рекомендуют причащаться в Великий Четверг.

- Можно причащаться в Великий Четверг, а можно – в Великую Субботу или на Пасху. Но после Пасхи, когда мы уже ослабили подвиг воздержания: начали разговляться и предаваться все-таки утешению плоти, то, наверное, сохранить трезвость духа, как в Великий Пост, могут очень и очень немногие. Поэтому не думаю, что есть необходимость причащаться на Светлой седмице без подготовки. Хотя готовиться и поститься на Светлой седмице тоже неуместно… Поэтому на этой неделе традиционно причащают либо маленьких детей, либо тех, кому по тем или иным жизненным обстоятельствам крайне необходимо причаститься именно на Светлую седмицу: кто-то ложится на ответственную операцию, у кого-то предстоит какое-то еще, не менее ответственное, дело. В таком случае – да, посоветовавшись с духовником, думаю, можно найти оптимальный способ, как порадоваться Светлому Христову Воскресенью, так и достойно подготовиться к Причастию.

- А как насчет супружеских отношений на Светлой седмице, ведь в церковном календаре указано, что браковенчание в этот период не совершается?

- Действительно, венчание на Светлой седмице не совершается. А что касается супружеских отношений, то каноны Церкви ничего об этом не говорят. Поэтому, думаю, каждый человек сам для себя решает подобный вопрос. Если относительно дней поста можно сказать однозначно, что пост есть время упражнения в воздержании не только в пище, но и в супружеских отношениях, то относительно Светлой седмицы известно, что такого запрета нет.

- От некоторых благочестивых женщин слышал, что надо воздерживаться от интимных отношений не только во время беременности, но и в период кормления грудью. Это действительно так?

- Здесь можно говорить так, что вообще идеал для христианина – это безбрачие, как учит апостол Павел. Сам Господь говорит: "ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит". То есть не все могут понести такой подвиг, а лишь те, кому дано. Аналогично этому идеал семейной жизни – когда супруги живут как брат и сестра, об этом мы читали у святых Отцов. В ранние времена были христиане, которые формально вступали в брак, но реально не жили супружеской жизнью, а проводили жизнь духовную, будучи друг другу как брат с сестрой. Если это было не по силам, то некоторые брали на себя подвиг вступать в супружеские отношения только чадородия ради. К тем, кто и такого подвига понести не мог, обращены слова апостола Павла: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве". Поэтому если муж и жена, зная свои силы, примут решение воздерживаться от интимных отношений в период кормления грудью, то это будет подвиг воздержания.

- Вспоминаются слова протоиерея Глеба Каледы: "Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов – это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость", а также правило поместного Гангрского Собора: "Аще девственник буде превозносится над бракосочетавшимися, да будет под клятвою" (то есть отлучен от Церкви).
Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского Собора, "и девство, со смирением соединенное, чтим… и брачное честное сожительство почитаем" (правило 21). А что, супружеские отношения в период кормления грудью оскверняют молоко или это считается грехом?

- Нет, это никого и ничто не оскверняет, и молоко тоже никак не оскверняется. И вообще, подобного рода отношения в период грудного вскармливания грехом не являются. Если кто-то себя в этом ограничит, то просто возьмет на себя подвиг воздержания. Апостол Павел пишет: "во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1 Кор. 7:2). Он не говорит, что в брак нужно вступать только ради чадородия. Это уже христианский подвиг, на который способны не многие. Поэтому требовать, чтобы все жили так, как некоторые подвижники, невозможно.
Есть заповеди, нарушение которых является грехом, и есть некие более высокие идеалы, соответствие которым приветствуется, а несоответствие – не грешно. Это своего рода духовная немощь, не закрывающая перед человеком путь ко спасению. Хотя если человек настроен в браке только на интим, то конечно, это грех, смещение жизненных идеалов и целей с горнего на дольнее. Просто в брачных отношениях существуют разные степени воздержания. Кто-то может воздерживаться не только в Великий пост, но, например, до Пятидесятницы. А там Петров Пост сразу. Так полгода можно воздерживаться. Каждому – свое…

- Но на это необходимо согласие обеих сторон….

- Конечно, это должно быть трезвое и осознанное решение супругов, и оно должно быть им по силам. Потому что если я буду воздерживаться от жены, но при этом стану с трепетом проходить мимо каждой женщины, заглядываясь на нее, или жадно бросать взгляды на красавиц с обложек глянцевых журналов, то я больше нагрешу, нежели приобрету добрых плодов от такого подвига. Поэтому здесь все должно быть разумно и в меру.
Есть многочисленные советы святых о том, что если из двух супругов один духовно более сильный, чем другой, то поступать нужно так, чтобы не искушать немощного. Ибо то, что сильный может понести, для немощного может оказаться погибельным.

- Что делать человеку, если по каким-то причинам, в Светлое Христово Воскресение он не имеет пасхальной радости?

- Здесь все зависит от того, что это за причины. Если они зависят от человека, то он сам виноват, что допустил какие-то события в своей жизни, которые не позволяют ему возрадоваться в Светлое Христово Воскресение. Как правило, это связано с человеческими грехами, и грехами достаточно серьезными. И тут только одно средство – искреннее и глубокое покаяние. А если человек, действительно, очистил себя во время Великого поста покаянием, если он живет церковной жизнью, то хотя бы минимальная радость у него все-таки будет, несмотря ни на какие внешние житейские обстоятельства. Потому что, подавая скорби, Господь подает и утешение. Не бывает человеку искушений, которые бы превышали его силы. Бог дает человеку только то, что полезно для его духовного роста и развития. Мы, наверное, не можем однозначно сказать, почему кто-то в Светлое Христово Воскресение не имеет пасхальной радости и что нужно сделать, чтобы ему выйти из этого состояния. Здесь все индивидуально и нужно смотреть на духовное состояние верующего.

- Прочитал у отца Родиона Путятина, что если у человека нет на Пасху радости, то ему можно перед Христом просто поплакать, поговорить с Ним своими словами, объяснить, о чем болит душа, и что Сам Бог ради этого светлого Праздника найдет способ, как человеку помочь. То есть можно и поплакать даже, тогда будет и радость.

- Я здесь с ним полностью согласен.

- Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

- На самом деле, Церковь освящает любую пищу. Накануне Пасхи освящаются не только куличи, но и мясо, яйца, сыр. Только мясо освящают возле храма, а все остальное можно вносить внутрь дома Божия. Строго говоря, по Уставу, освящается пасхальная трапеза. То есть после пасхальной литургии совершается благословение яств с особой молитвой и, по сути, дается благословение на разговление. Но поскольку в современной ситуации это не всегда удобно и не все могут освятить свои пасхальные снеди именно после Пасхальной божественной литургии, то освящение проводится днем в Великую Субботу. Смысл этого обряда в том, что Церковь призывает вкусить эту пасхальную трапезу с благодарением Богу и пониманием: все что нам дается, – это дары Свыше, которые приходят от Бога. И если мы эту трапезу будем вкушать с благоговением и благодарением, то от этого тоже получим духовную пользу. О чем, собственно говоря, мы и молимся, освящая и пасхи, куличи и другие скоромные вещи.

- Артос (освященный хлеб) в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим как духовное врачевство от душевных и телесных болезней. Расскажите об этом подробнее, как правильно хранить и принимать артос, например, во время болезни?

- Артос – это освященный хлеб. Он освящается в вспоминание тех событий, когда Христос после Своего воскресения являлся апостолам и преломлял с ними хлеб. Опять же, артос освящается Церковью на Пасху и в течение всей Светлой седмицы он находится перед иконостасом. А в Светлую субботу раздробляется и раздается верующим. Церковная традиция предписывает употреблять артос благоговейно; его можно принимать и во время болезни с молитвою.

- А молитва должна быть специальной (особой) или просто можно помолиться своими словами?

- Думаю, здесь не надо регламентировать обращение к Богу какими-то особыми словами. Если у человека есть болезнь или какая-то житейская потребность в особой Божественной помощи, то он прибегает к святыням…

- То есть, особой молитвы нет перед приемом артоса?

- Не знаю, наверняка, кто-то когда-то написал такую молитву, но общецерковного применения она не имеет. Хранить артос нужно благоговейно, то есть в таком месте, где не допускается осквернение и смешение с житейскими вещами. Ну, и соответственно, чтобы он не испортился, желательно употребить артос в течение года. Скапливать многолетние запасы артоса дома, конечно, не хорошо. Он принимается натощак со святой водой, как и просфоры.

- Первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. Хотя Апостолы, напуганные произошедшими событиями, в это время закрылись в горнице. Значит, чтобы встретить Воскресшего Христа, помимо любви, необходимо стяжать ещё и мужество?

- Наверное, не только, чтобы встретить воскресшего Христа, но и чтобы принять Его, быть с Ним, помимо любви, действительно, необходимо мужество. Потому что, становясь христианами, мы делаем осознанный выбор, обретаем смысл жизни и ее цель. Мы понимаем, что избрали узкий путь и что, возможно, нам неоднократно придется отстаивать свой выбор. И поэтому при любых обстоятельствах, когда нас поставят перед необходимостью выбирать между Христом и чем-то еще, то, конечно, мы должны делать выбор в пользу Спасителя, чем бы это нам ни грозило, вплоть до смерти. Жены-мироносицы имели такую решимость, такую любовь и мужество, что готовы были идти к гробнице Христа, прекрасно понимая, что с ними могли сделать, попадись они в руки тем, кто Христа ненавидел. Но Господь утешил их явлением Своим собственным, показав им Свое Воскресение первым.

- Празднование Пасхи продолжается 40 дней, именно столько пребывал Христос с учениками после Своего Воскресения. В третий воскресный день после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Как следует отмечать этот православный Женский день? Можно ли считать, что для православных этот праздник альтернативен 8 Марта?

- Думаю, что не стоит называть праздник жен-мироносиц православным женским днем. Все-таки в день жен-мироносиц мы отмечаем не праздник женщин как таковых. Мы почитаем их не за то, что они – женщины, а за их духовный подвиг. Кстати, в этот день празднуется не только память жен-мироносиц, но и святых праведных Иосифа и Никодима, которые женщинами не были.

- Я от многих православных мирян слышал, что 8 Марта православными не принято отмечать. Такие люди обычно говорят: мы будем чествовать своих женщин в день жен-мироносиц.

- Наверное, тех православных женщин, которые хотят иметь свой женский день, ждут поздравлений просто за то, что они – женщины, и не желают отмечать 8 Марта как праздник революционный, приходящийся на пост, думаю, вполне можно поздравлять и в День жен-мироносиц. Но христианство выше само по себе, и смысл этого праздника гораздо более глубокий, нежели просто чествование прекрасной половины человечества. Поэтому, думаю, наши дорогие женщины когда-нибудь перерастут этот уровень в своей духовной жизни и станут отмечать этот день не как альтернативу 8 Марта, а как день памяти тех, кто был верен Христу во всех обстоятельствах. Действительно, апостолы разбежались после ареста Христа, а жены-мироносицы пребывали с Ним до конца, вплоть до его смерти на Кресте. И затем пришли к Нему первыми. То есть здесь отмечается не просто женский день, но превозносятся именно такие любовь и мужество, которые сделали этих жен-мироносиц способными и готовыми быть со Христом везде и во всех обстоятельствах. То есть чествуется именно духовный подвиг, а не женское естество как таковое.

- В России издревле пасхальными яйцами "христосовались" – разбивая по очерёдности разные концы – некоторые при этом ещё приговаривали: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (то есть без сучка и задоринки). Крестьяне пасхальные яйца катали по земле, чтобы она была плодородной, кто-то, в силу суеверий, крашенные яйца берег в течение года, чтобы использовать как защиту дома от пожара. А детишки раньше устраивали "покатушки" – у кого яйцо дальше укатится…
Почему принято дарить друг другу пасхальные яйца? Как правильно, благоговейно, нужно относиться к этому освященному продукту, тем более, что сейчас на яйцо стало модно ещё наклеивать изображение святых? Куда потом девать разбитую скорлупу?

- Что касается традиции дарения пасхальных яиц, то, думаю, все наши читатели знают предание, которое гласит, что святая равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя императору Тиверию, натолкнулась на неверие с его стороны. Он ей сказал: "Человек не может воскреснуть, так же, как и белое яйцо не может само стать красным". И тогда Господь дал такое знамение, что белое яйцо покраснело, тем самым подтвердив проповедь Марии Магдалины. Поэтому на праздник Пасхи люди традиционно красят, освящают яйца и дарят их друг другу. Но относиться к этому нужно трезво: нельзя воспринимать пасхальное яйцо как некий оберег, который сохранит человека от каких-то бед земного характера. Потому что хранит нас Сам Господь, без амулетов и талисманов. Более того, церковные каноны повелевают отлучать от Церкви тех, кто в качестве оберега носит либо крест Господень, либо образ кого-то из святых. То есть отношение к нательному кресту, к образам должно быть благоговейным, но не языческим. Если нам дарят макет яйца (изготовленный из дерева или из камня, или из металла, или из фарфора), то относиться к нему нужно как к пасхальному сувениру, который не несет сам по себе каких-то магических свойств и по своей сути святыней не является.
Если же нам подарили пасхальное яйцо, натуральное, то нужно его с благоговением съесть. Однако поскольку пасхальное яйцо все же освящено, то, думаю, скорлупу надо не выбрасывать в мусор, а утилизировать ее более благоговейно. В древности в крестьянских хозяйствах проблем с этим не возникало: она либо сжигалась, либо закапывалась. Сейчас в городских условиях это вызывает большую трудность. Призываю не набирать себе освященных яиц десятками, чтобы потом не было проблем с их утилизацией. А вообще, дело совести, как к этому относиться. Апостол Павел говорил, что все, что не по совести – грех. То есть, если совесть человека говорит о том, что скорлупа – освященная и не надо ее просто так выкидывать, то не переступай через свою совесть. А изображения святых наклеивать на яйца, полагаю, не совсем уместно.

- А "христосоваться" освященными яйцами можно?

- Яйцо освящается не как святыня. То есть нет чинопоследования превращения яйца в какой-то предмет, служащий источником благодати Божией. По сути, христианин должен благословлять каждый свой прием пищи. Да, греховного в "христосовании" пасхальными яйцами ничего нет. Но и видеть в этом какое-то благочестие тоже не стоит. Это народная традиция, которая ни хороша, ни плоха сама по себе, а носит духовно нейтральный характер.

*************************************************

Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым о Пасхе
 

 
– Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха, он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах?

– В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце.

– Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова?

– Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять.

– Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

– Это все церковно-обрядовая сторона, имеющая сугубо символическое значение. К ней относятся вербочки, куличи, пасхи, яйца и так далее. Вербочка для нас – символ жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что зима – это прообраз нашей смерти, а весна – воскресения. Вот стоит зимний сад: какое из деревьев живое, а какое – нет? Не поймем, пока не наступит весна и на деревьях не распустятся листочки. И на Пасху веточки вербы, и на Троицу ветки березы, даже на Рождество зеленые елочки – все это символы жизни. А значит, Христа мы встречаем Его символом, символом жизни, той, что Он даровал нам. Соответственно, ко всему этому необходимо иметь благоговейное отношение, но только без примеси язычества и суеверия. Например, не следует поклоняться идолу «вербобейки», о котором шла речь в вашем вопросе. Да, к сожалению, были и нередко встречаются различные передергивания в обрядовой жизни православных христиан. Но если мы будем жить глубокой духовной жизнью, то эта опасность пройдет мимо нас.

– И все-таки, что же делать с освященной вербой, когда приносишь ее домой?

– Лучше всего – поставить в вазочку возле икон; в старину веточки вербы втыкали за образа. И так она стояла целый год, напоминая о светлых пасхальных днях. Неоднократно встречал чудеса, происходившее с освященной вербой, расскажу лишь об одном из них. Как-то весной было холодновато, и верба не успела распуститься. Поэтому освященную зеленую веточку вербы без опушек одна бабушка принесла к себе домой и воткнула ее, как водится, за иконочки. Прошло лет пять, а эта веточка так и стояла за образами. И вдруг однажды на Вербное воскресение она… распустилась! Я сам приходил посмотреть на эту веточку – удивительное чудо. Ну как сухая ветка, простоявшая пять лет без воды, смогла расцвести, распуститься?! Это свидетельствует о том, что веточка тоже имеет некую причастность к празднику, вернее, не веточка, а сама природа сопричастна Воскресению Христову. Как природа после грехопадения Адама стала сопричастна греху: «стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 22), так она и сорадуется вечной Жизни, благодаря Воскресению Спасителя.

– В народе есть поверье: чтобы избавиться от бесплодия, нужно съесть несколько сережек освященной вербы. Вроде бы, кому-то помогло. Может быть, здесь работает принцип «по вере вашей да будет вам»?

– Давайте крайностей не будем допускать: что кушать, заваривать, прикладывать, помазывать… Все-таки это ближе к язычеству. Но не стоит забывать: пророк пророчит, а Господь как хочет. Дух Святой дышит, где хочет. Не факт, что кто-то получил просимое оттого, что сережки скушал. Может, это произошло потому, что человек поверил, что Бог воскрес: Господь увидел, что сердце просящего исцеления готово принять благодать. Есть много случаев действия благодати Божией, которые не поддаются объяснению. К примеру, апостол Петр пришел, стал проповедовать еще не крещенным язычникам, а на них сошел Дух Святый. «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников… Тогда Петр сказал: “Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?”» (Деян. 10: 45–47).

Господь зрит на сердце, обращаясь к каждому из нас, Он взывает: «Даждь Ми сердце твое». Мы же смотрим на низшее – на сережки, на вербочки: дай пожевать, дай похлестать… Если человек воспринимает веточку как магический талисман, то он становится похож на козлика из мультика, которому говорят: «Слушай, сколько можно поедать хозяйскую герань?». А Господь зрит на сердце, готово ли оно принять Его.

– Как мирянин должен веселиться, отмечая праздник Пасхи вне храма, чтобы при этом не согрешать?

– Мне кажется, сейчас есть такая проблема: зачастую люди не понимают, что такое Пасха и что такое веселье. Если человек, находившийся долгое время в тюрьме, выходит на Божий свет и видит, что оковы с него спали, то он будет радоваться и мотыльку, и свежему ветерку, и лучику солнышка. Когда человек понимает, от чего спасен, зачем он живет, то соответственное отношение у него будет и к Пасхе. А если ему все равно, Пасха сегодня или День шахтера, значит, ему нужен только повод, чтобы напиться. Когда же верующий совершает осмысленное восхождение к вершине, проходящее через весь Великий пост к Пасхе, то, естественно, в конце этого пути он будет испытывать радость. Через подвиг веры православный христианин вступает в этот великий праздник, свидетельствующий нам о вечной жизни. Разумеется, за сорокадневный пост невозможно полностью освободиться от греха, какие-то страстишки в душе остаются, не все поборено, но в сердце все равно ликование – от надежды на милосердие Божие, праздник от осознания того, что стремящийся исполнять заповеди ради Христа никогда не будет забыт Богом. Это чудо! Словами такое трудно объяснить.

Только веселье должно быть светлым, небесным, одухотворенным, весельем ради Христа. Помните, как преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя, нет нам дороги унывать, Христос Адама воскресил, смерть умертвил…».

Но опять-таки, когда речь идет о Пасхе, то говорить нужно о действии благодати Божией. Даже маловоцерковленные люди на Пасху переживают такие ощущения, которые трудно поддаются описанию. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Приходите все – постившиеся и не постившиеся». Здесь уже действует Дух Божий. Было много таких случаев, когда люди, случайно придя в храм на пасхальную службу, оставались там навсегда. Они испытывали переживания, подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: мы не поняли, где были – на небе или на земле. Это переживание само по себе необъяснимо.

– Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти светлые дни?

– Что касается ежедневного причащения на первой неделе после Пасхи, да и вообще, то говеть – соблюдать какое-то воздержание и молитвенно готовиться ко причастию – нужно всегда. В каком объеме – каждый определяет себе сам. Если с этим есть проблемы, то лучше посоветоваться с духовником. Традиционно православные причащаются в Великий четверг или на Пасху. Поскольку на Светлой седмице люди проводят жизнь несколько рассеянную, несобранную, то ежедневно причащаться наставники не рекомендуют. А говеть в том или ином объеме, повторюсь, нужно всегда, и на Светлой неделе в том числе. Нельзя подходить к чаше, грубо говоря, натрескавшись и налопавшись так, что из ушей еда сыплется. Если же ты способен с переполненным желудком сосредотачивать внимание во время молитвы – пожалуйста, причащайся без поста. Но святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что когда мы обильно покушали, плоть утучняется, и мы не способны как следует бодрствовать. На Светлой неделе можно воздержаться или от мяса, или от молока – каждый решает сам. Общего правила не в силах никто дать, все индивидуально и зависит от усердия, веры, образа жизни каждого верующего. По этому поводу полезно почитать записи старца Иоанна Валаамского. Он перечисляет много позиций из того, на что нужно обращать внимание при подготовке ко причастию.

– Если обобщить ваши слова, получается: на Светлой седмице, несмотря на мнимую вольготность (ибо все вокруг радуются и ликуют), ко причастию необходимо относиться, как всегда, очень ответственно и сосредоточенно.

– Да. Если батюшка благословил кого-то причащаться часто, то это не означает, что этого православного благословили причащаться без внимания и благоговения, без сокрушения сердца и страха Божия. Нет! Либо старец знает твои силы, либо понуждает к тому, чтобы ты внимательно относился к своей духовной жизни. Если же проводишь жизнь рассеянную, не смей покрывать благословением духовника свою греховную жизнь. Тебя благословили жить свято, а не грешить и потом идти причащаться.

Вообще ныне в церковных кругах идет много разговоров о том, как часто нужно причащаться. Здесь надо различать духовность и душевность. Как говорил святитель Серафим (Звездинский): «Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь». А что происходит у нас? Например, приходит ко мне человек и говорит: «Меня старец благословил каждую неделю причащаться». Я начинаю уточнять: «Что-то здесь не так. Старец, наверное, благословил тебя не каждую неделю причащаться, а жить так свято, чтобы ты мог каждую неделю причащаться? Это значит жить внимательно по отношению к себе. Правильно?». А то живут, как поросята, и говорят: «У меня есть благословение старца на частое причащение». Вечером у них телевизор, днем работа, беготня по магазинам, бессмысленные и пустые разговоры… На скорую руку вычитали «Правило…» и идут причащаться со спокойной совестью: старец благословил. Выходит, старец, давший то благословение, берет на себя ответственность за людскую бездуховность. Так же получается?..

Значит, когда говорим о частоте причащения, надо иметь в виду, прежде всего, то, как ты к этому готовишься. Если у тебя есть благоговейное желание, уповая на бесконечное милосердие Божие, воссоединиться с Богом – пожалуйста. При этом, конечно же, ты понимаешь, что не все в твоей душе гладко и ровно. Когда, желая выздороветь, мы обращаемся к врачу, то исполняем и его предписания: лекарство пьем, воздерживаемся от чего-то. Точно так и здесь: нужно не просто стремиться к Богу, с грязными лапищами-то… Главное – душу приготовить для Великого Гостя, очищаясь от своих страстей. Ведь причастие не просто какое-то экзальтированное желание: «Ох, хочу причаститься!». А это средство, которое мне сугубо помогает побороть свои немощи, укрепить дух, сделать шаг навстречу Богу. Это надо ставить на первый план. Кто-то причащается раз в год, кто-то – раз в полгода. Есть средний путь: причащаются через два воскресенья на третье. Или, грубо говоря, один раз в месяц. Но, опять-таки, при условии внимательного отношения к себе, трезвения. Потом можно прибегать к таинству почаще. Но почаще зачастую не получается из-за нашей суетной жизни.

– Что делать человеку, если по каким-то причинам в Светлое Христово Воскресение он не имеет пасхальной радости?

– Если тот, о ком идет речь, верующий, то это немножко удивительно. Скажем так: радость за уши притягивать нет смысла, стимулировать всякими горячительными напитками тоже не стоит. Радость либо есть, либо ее нет. Если у тебя нет пасхальной радости, сходи в храм Божий, где незримо присутствует Сам Христос и люди все радуются – и тебе тоже станет радостно. Если ты хочешь быть с Богом и иметь радость, то припади к Источнику радости – к Самому Богу – и радость воцарится у тебя в душе. Бывает, что какие-то трагические обстоятельства, болезни тяготят человека. В таком случае святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: в болезни и скорбях вдвойне воздавай славословие Богу, вдвойне благодари, и постепенно радость в сердце придет под действием благодати Божией.

В трудностях и скорбях нужно заставлять себя приносить благодарение Богу, и тогда, как сказано в Писании, «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 7).

Часто меня спрашивают: за всех людей Христос принял крестную смерть или только за верующих?

Господь умер за всех людей, то есть грехи всех нас взял на Себя. А уже уверовал или не уверовал кто-то в Бога – зависит от самого человека: готов он принять Христа или нет, способен ли он к изменению своей жизни ради Христа. Люди сами делают выбор между вечной жизнью и смертью. Это вопрос не о Боге, а о человеке и о том, какой путь он сам себе избирает. Пред Богом даже намерения имеют вес. После смерти у человека уже нет возможности ни делать добро, ни молиться, ни каяться, но остаются только намерения. К примеру, появится у кого-то там намерение напиться, а сделать этого он уже физически не сможет: тела-то нет. Но выпить-то хочется! Вот и выходит для человека страдание, мука.

– Артос (освященный хлеб) в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим как духовное врачевство от душевных и телесных болезней. Расскажите об этом подробнее, как правильно хранить и принимать артос, например, во время болезни?

– Артос – это большая просфора, большой хлеб, который освящается специальной молитвой. Дома его желательно аккуратно порезать, хорошо высушить. Потому что если большим куском засушим, то его сложно будет употреблять. Принимается, действительно, во время болезни натощак с молитвой. С пониманием: это не средство, к примеру, для того, чтобы волосы не выпадали или глазки блестели, а благодатная помощь в укрепление душевных и телесных сил в борьбе с грехом и его последствиями.

– Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

– Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения. Все, что мы кушаем, – освящаем.

Употребление освященных пасх и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую народ вкушал семейно (см.: Исх. 12: 3-4). Так же и православные христиане, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения всей семьей начинают и телесное подкрепление: все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

– Первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. Хотя апостолы, напуганные произошедшими событиями, в это время закрылись в горнице. Значит, чтобы встретить воскресшего Христа, помимо любви, необходимо стяжать еще и мужество?

– Мужество в любом случае уже присутствует у того, кто следует за Христом. Допустим, мужество сказать: я – гордый, чтобы преодолеть эту страсть. Мужество признать себя бессильным, то есть смириться, и самое главное, мужество – решимость жить по-христиански. Здесь тоже необходимо это качество характера, потому что если все вокруг веселятся и гуляют, а тебе надо поститься, то без твердости духа тут никак не обойтись. Если все тебя осуждают, а ты благодаришь Бога за все, если тебе на добро отвечают злом, а ты прощаешь и молишься за обижающих – это тоже настоящее мужество. Такого рода мужество можно назвать еще жертвенностью, без которой невозможно быть со Христом.

– Празднование Пасхи продолжается 40 дней, именно столько пребывал Христос с учениками после Своего Воскресения. В третий воскресный день после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Как следует отмечать этот православный «женский день»? Можно ли считать, что для православных этот праздник альтернативен 8-му марта?

– Насчет альтернативы 8-му марта: думаю, параллель проводить не стоит. Мы никому это в пику не ставим. Празднику 8-го марта всего-навсего около ста лет, а так называемому православному «женскому дню», хотя все-таки это день святых жен-мироносиц, уже более двух тысяч лет. Это несоизмеримо.

Один батюшка сказал, что в этот день мы прославляем любящее женское сердце, а любовь – это жертвенность. Так ведь? Мы чествуем их, любящих жен-мироносиц, которые, несмотря на темноту и страхи, пошли ко Христу, а во время Его земной жизни служили ему своим имением и даже на Голгофе были вместе с Ним.

– А мужчине нужно делать женщине какие-то подарки в этот день, как на 8-е марта?

– Женщине необходимо всегда оказывать внимание. А уж если она стремится жить по образу жен-мироносиц, то любое ее стремление должно быть похвалено и вознаграждено.

– Почему принято дарить друг другу пасхальные яйца?

– Пасхальное яйцо символизирует жизнь. Скорлупа как бы гроб, а внутри – жизнь. Сам цвет – красный: красивый, прекрасный, вечный.

– Не секрет, что многие в пасхальные дни устраивают себе «праздник живота», были даже случаи смерти от переедания. Верно заметил один священник: «Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души». Как научиться воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: «Пост закончился!»? И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из строгих постов?

– Дорогие мои, пост закончился, а жизнь-то продолжается. Нужно же думать о последствиях наших действий. Если мы внимательно относимся к тому, что думаем, говорим, что кушаем, то какие тут могут быть последствия?

Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), мы воздерживаемся от пищи не потому, что ею брезгуем, а потому, что не только количество пищи, но и качество ее может негативно воздействовать на нашу плоть и повредить нашей духовной жизни. Нужно понять, что пост – это образ жизни, а не некий отрезок времени.

Если окончился пост, то что же, теперь совсем не нужно воздерживаться? Или не нужна уже более внимательная молитва, или прекращается борьба со страстями? Понимаете, кто не вкусил «сладости» поста с его ограничениями и напряженностью молитвенного подвига, тот не вкусит в должной мере и радости от победы Христа над смертью, и утешения после окончания Великого поста. Но и в этом утешении, которое присутствует в виде разговения, нельзя допускать искажений того, что дозволено.

– Что лично у вас сейчас лежит на сердце сказать еще о Пасхе?

– Во-первых, это – чудо из чудес во всех отношениях: и по отношению ко Христу, и к человеческой истории, и по отношению лично к каждому человеку. Как и любое чудо, оно объяснению не поддается. Его можно только пережить, если мы стремимся быть с Богом. Можем ли мы описать это чудо? Да, но только ту или иную его сторону, то или иное чувство, связанное с ним. А до конца мы описать это не сможем. Поэтому пусть оно будет просто чудом, которое нужно воспринимать сердцем. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» – говорит Господь Луке и Клеопе. «Медлительные сердцем», то есть они не оставили места чуду в своих сердцах, а значит, не оставили места действию благодати Божией. Тому, что не поддается рассудочному объяснению. Господь не упрекает учеников в отсутствии каких-то познаний, а говорит «медлительные сердцем»: вы же знали писания пророков о Мессии, умом вы сильны, а сердцем… Поэтому чем меньше мы будем описывать словами это чудо Божиего к нам снисхождения, чем больше станем взывать к Богу сердцем, тем будет лучше для нас самих. И когда мы друг другу желаем пасхальной радости, то, прежде всего, мы подразумеваем именно забвение своей какой-то рассудочности, что ли, рационализма. А пасхальная радость… От чего возникает? Ответ простой: Христос Воскрес! Все. Чудо есть – есть, нравится – нравится, следуй за этим чудом – за Христом!

– Отец Сергий, какое ваше самое яркое воспоминание о Пасхе?

– Чувство пасхальной радости всегда пребывает со мной, когда бываю на Гробе Господнем. Каждый день заходишь – каждый день ощущение Пасхи: ни о чем другом, суетном, земном, и не вспоминаешь. Такая радость в сердце – как бы изнутри бурлит.

Тем более что Святая Земля – место необычное. Некоторым святыням – по нескольку тысяч лет: например гробнице пророка Давида. А центр для православного человека именно храм Воскресения Христова. Смотришь на все это и думаешь: сколько поколений людей жили, ждали пришествия в мир Христа, сколько людей живет уже после Воскресения Спасителя. И чувствуешь себя пылинкой во всемирной Божественной истории. Нам кажется, что мы – центр Вселенной, мироздания, все нас должны слушаться, уважать, любить, прощать. А на самом же деле это не так. Здесь наши проблемы кажутся нам важными, а там, рядом с такими святынями, суета исчезает мгновенно. Не то что ты забываешь о ней – нет: она словно отпадает. Ты помнишь о каких-то своих нерешенных проблемах, но вся эта суета не ощущается столь актуальной, проблематичной и угрожающей. Вся мирская мишура отпадает.

Человек, Бог, история… И ты перед этой историей, перед лицом Божиим. Хочешь – следуй за Господом, хочешь – не следуй. Вот такое ощущение пасхальной радости было у меня на Гробе Господнем. Честно говоря, я боялся каких-то разочарований, которые обычно бывают после частого посещения святынь. Действительно, человек привыкает ко всему, даже к чуду. А здесь всякий раз, как бы часто я туда ни приходил, всегда по-новому переживал одни и те же святые чувства.

– Скажите, а до Воскресения Христа праведники после смерти все равно попадали в ад?

– Да, все праведники до пришествия Христа сходили во ад. Потому что после первородного греха все попали под власть диавола, под власть смерти. Господь после Своей смерти сошел во ад как Богочеловек. Он умер и пострадал как Человек, но нераздельно с Божеством. «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником и на престоле со Отцем седяй, вся исполняяй неописанный…». А уже где пришла Жизнь, смерти быть не может. И как нельзя шарик надувать без предела – он лопнет, так же и ад не смог удержать Необъятного: разорвался. Вот оно – чудо! Господь дал чудо, оно необъяснимо. Многие праведники тогда воскресли и явились многим. Пытаться это объяснить – невозможно.

– А правда, что Иоанн Предтеча, пришед во ад прежде Христа, проповедовал Его тем, кто там находился?

– Слова об этом есть в службе Иоанну Предтече и в акафисте ему. Но надо правильно понимать: пророк не то что пришел в ад, собрал аудиторию и ну давай проповедовать. Одно его присутствие там уже было проповедью. Не стоит забывать, что это все-таки прообраз.