Памятник

Владим Филипп
Каждому  человеку хочется прожить чуть дольше своей жизни.
А творческому тем более.
В его  произведении.
И не важно что это  будет.
Песня.
Полотно.
Или памятник.
Конечно, памятник к вечности поближе.
Хотя бы по материалу.
Будь  камень это или бронза.
А ,если ты график ?
Или плакатист?
А в основе работа  только  бумага?
Плакат вообще произведение самое кратковременное.
Делается на событие.
Живёт мало .
Пока событие готовится или идёт.
И исчезает в небытие.
Только плакат Тоидзе « Родина-мать зовёт!»  оказался воссозданным в бронзе , да и то потому,что  был первым,  в тот страшный для нашей страны -день начала Великой Отечественной.

Поэтому когда , как-то вечером, раздался телефонный звонок с предложением принять участие в конкурсе на памятник в честь 300летия Санкт-Петербурга для места ,с которого началось строительства города, да ещё  для установки его на Государевом бастионе Петропавловской крепости , то был ошарашен предложением.
По нескольким причинам.

Первая.

Сам звонивший.
Известный в городе человек ,который стоял  во главе союза целой отрасли.
Так сложилось ,что в своей жизни был период ,когда заказы на работу , а я уже давно работал по авторским заказам, отрезало ,как ножом.
Срывались один за другим.
И хотя по жизни знал уже такую закономерность, и понимал ,что это говорит только о том ,что ангел-хранитель убирает лишнее ,чтобы не тратить впустую силы на ерунду, всё-таки в тот момент немного струхнул, ибо всегда считал ,что мужик в доме должен добывать хлеб сам и не имеет права очень рассчитывать на зарплату жены.
А залезать в долги не могу , получил на это  иммунитет ещё от мамы.   
Из-за долгого отсутствия заказов становилось тревожно.
Деньги кончались , а работы не было.
И наступил период, когда  оказался  в его фирме с работой по найму после свободной жизни «вольного стрелка».
Через месяц такого режима работы не выдержал.
Уволился .
Понял ,что ,если задержусь, потеряю нюх к добыче и поиску заказов ,как теряет нюх гончая,  привыкшая к лесу, полю  и охоте ,но посаженная на цепь у будки во дворе с миской хотя и  скромной ,но постоянной еды..

А владелец фирмы   пригласил опять.
Я поставил условия  работы, которые давали  люфт свободы , думал что  тот не согласится ,а он взял и ..принял.
Разница у нас была около пятнадцати лет.
Но я был художник.
Он бизнесмен.
И тем более только входящий на вершину своего бизнеса  и пока  не понимающий, что к человеческим ценностям любая вершина  бизнеса отношения никакого не имеет и по сути вторична.
Бизнес –это война.
Он уродует всё человеческое, в нём  нет доброты, благодушия, широты подвига души.

Но факт ,что проработал  после его последнего предложения у него около 3х лет.
И всё-таки не выдержал… свобода дороже.
Искры между нами всё-таки полетели и мы расстались. 

Работали на «слове»,без бумажек ,как когда-то русские купцы.
Я  не подставлял  его ,да  и  он ни разу меня не обманул.
Редкий по нынешним временам мужик.
Человек чести.
И слова.

Вот он и позвонил ,хотя после нашей встречи уже прошло достаточное время и жизненные дороги  разошлись ,оставив перекрёсток встречи позади. .
 
Оказалось, что общественность  города решила поставить Памятный скульптурный знак на месте основания города.
Нашёлся среди этой Общественности «богатый Буратино»,вызвавшийся быть меценатом, и  готовый к тому ,чтобы взять на себя все расходы по установке.
Объявлен конкурс.
Но подача проектов уже заканчивается ,а не одного стоящего проекта нет.
Звонивший же ,ответственный за всю процедуру организации конкурса, этим   обстоятельством очень  обеспокоен.
Попросил включиться и помочь ,при том что времени мне на работу почти не осталось. 
Я понимал ,что он человек бизнеса и для него ,как профессионала бизнеса, всё решаемо и всё просто.

А на самом-то  деле дело обстоит иначе.

Первое..
Давно взял за правило не участвовать ни в тендерах , ни в конкурсах.
Давно разуверился  при их проведении в искренность и истинность отбора.
Как правило довлеют в них ремесленные , цеховые, родственные , международные, межрегиональные  политические или другие отношения и связи.
Понятно ,что острого желания у меня включаться в конкурс не было.

Второе..
Всё-таки сам не скульптор.
Обладаю другой профессией.
Навыком.
Недостаточно знаю  технологию скульптуры.
И немного испугался  непрофильного для себя предложения.
Хотя мыслишка и шевельнулась –« А чем чёрт не шутит?!
Вот сделать бы  что-то в камне.
На века.
Это не то ,что плакат. .. это вам ,ребята плакатисты ,не фантики!»

Звонок был в девять вечера.
Работу нужно было сдавать к 11и на следующий день.
Время на работу оставалось - одна ночь.

Авантюрой было согласиться.. при нехватке времени ,необходимости выполнения требования  самого экономного решения,  эмоциональности образа, дешевизны  исполнения в натуре ,при осознании  значимости события и  полном отсутствии практического  скульптурного опыта.
Но есть такой зверь ,как русское « авось».
Подумалось, а вдруг выпадет  джокер ?
Рискну!
Образ?!
 
Что же должно быть в основе?!
Строительство и среда.
Как их соединить в минимуме изложения?
Стройка – дерево, камень,  блоки, блок, кирпич, комната, город, дом, мебель, - всё имеет прямые углы.
И самое главное в основе всего - прямоугольники и кубы.
Исходник- кирпич.
Его форма.
Но кирпичи-то разные.
В Киевско-Печерской лавре плоские и длинные.
Пласты глины обожженной.
Такие же в Старой Ладоге- первой столице древней Руси.
В первых русских крепостях тоже такие.
Вроде похожие ,но другие.
Разнятся  размерами В каждой местности свои кирпичи лепили. 
Да уж больно далеко они все от Петра по времени. 
В то же время города ставят устроители , и думают при этом ,что детища их  на века.
А соборы  древней  Руси ,стоят как кубики со своими маковками.луковичками.
И в плане их квадрат или крест .
И опять вписан в квадрат.
Кубики.
Кубики….
КУБ! должен быть куб.
Равносторонний .
В нём все углы прямые ,как и в кирпиче.
Куб  по всем канонам основа статики.
Устойчивости.
Однозначности положения.
И углы прямые ,как у кирпича.
Но как его к среде привязать?
Какой?
Вода кругом.
Нева.
Залив.
Ладога….. 

А воды в чём отличие?

Ладога.
Опасная и глубокая.
Волны там резкие и стоячие.
Тем и знаменита.
На парусах ещё можно ходить, а на моторке страшно от берега удаляться дальше метров двухсот. 
Поднимется волнение, не выставить нос на волну.
Не поймёшь, как она идёт.
Потому на моторках и гибнут.
На её вертикалях волны.
Залив .
Мелкий.
Вода разгоняется ветром ,волны с Балтики ветром направлены , а раз мелководье, оттого и волны полные  с гребешками.
Движение воды будто бы  о дно царапает и потому низ волны медленнее идёт ,чем верх. Потому и гребешки у волны.
Как бы тормозится её подножие.. 
Редко там штормы бывают.
Но ,если Маркизова лужа волнуется ,то становится как пивная кружка с пеной.
А Нева?
Глубокая река.
До 25 метров в глубину.
Течёт вроде тихо ,а на самом деле самая быстрая в Европе.
Оправдывает выражение « В тихом омуте» .
Коварная. 
Широкая и при её глубине течёт вроде незаметно.
И волны у неё ,как зализанные. Слишком масса воды велика Подлодки свободно заходят.  .
Редко гребешки увидишь.
Волны сглажены  ,словно чуть обсосанный леденец.
Зализанные.
Даже ветер не может весь пласт воды взбаламутить.
Свинцовые при нашем ленинградском небе.
И везде свинцового цвета.
Не лазурное море.   
Гранит подойдёт  тёмно серый.
Но темноту его можно сбить бучардой.
Отбойником с насечкой на его пятке.
Похожий  на  кухонный молоток  для отбивки мяса.
Только для камня.
Если крупной насечкой на ней работать с камнем ,то тот будет светлее, а с меньшей ,то темнее.
Да.
Гранит должен быть для памятника.
Только гранит. .
И волна.
Свинцовосерая волна .

Вот что надо.
Невская тяжёлая.
Словно тяжестью зализанная волна.

Куб и волна.
Устойчивость и Движение.
Вечность  города.
И вечность движение воды.
Жизни. 
Вот и всё ,что должно быть.
И ничего лишнего.
И всё просто.
Как в то Петрово время для самого Петра.
А кроме того куб ,древней символ четырёх стихий- воды, огня ,земли и железа.
И всё из этого связано с человеком.
«Лёд тронулся!»

Пошли эскизы. 
Поиск движения, линий.
В них поиск плавности и динамики волны.
Надо было одновременно просматривать ,как это сделать технически.
И играть на фактуре и её массе.
Стало понятно ,что если куб символ строительства ,то он должен быть обработан.
Может быть даже отполирован.
До зеркального блеска.
Серый каменогорский гранит тогда  смотрится ,как мокрый асфальт.
А выборгский гранит пестрит.
Слишком большие вкрапления базальта.
А пяткарантский красный не подходит.
Не мавзолей всё-таки.
Итак каменогорский! 
Отполированный.
Зрительно весомо.
И мощно.
Он будет тёмным.
На нём будут выбиты буквы.
Светлосерые.   
С востока ,с восхода солнца, как символом начала дня ,рассвета новой России , ожидания нового,  будет дата начала строительства города 1703 ,причём римскими буквами- MDCCIII.

Пётр Запад уважал , и на западной стороне, на заходе, как символ  свершения события- основания города , существования города в течение трёхстолетий   – MMIII. 
По-нашему  2003.
Сверху имеет смысл поставить монограмму Петра , две перекрещённые большие латинские P.
Но без короны над ними.
 
Всё-таки не по повелению императора ставится знак.
Куб должен выходить из волны , словно великан поставил его в окаменевшую волну.
А всё вместе должно быть  расположено   на стиллабате, широкой квадратной площадке, также из полированного гранита.
Высотой сантиметров в 20.
Чтобы оторвать от поверхности земли.
И всё не должно стремиться ввысь.
Быть ниже бруствера бастиона Петропавловки.
По горизонтали  распластаться ,как простор Невы.
А гранитную волну нужно будет отбучардить, чтобы она казалась светлой ,как наше северное небо.
Вроде всё получается.

Ночная радиостанция FM начала передовать новости.
Было шесть утра.
Всё в эскизном форпроекте складывалось , как пазлы в детской игре.
Сходимость и взаимно дополняемость деталей ,говорило только об одном – верности решения. Когда идея неверна ,технология исполнения начинает сопротивляться.
Здесь этого не было. 
Проект был готов.
Всё складывалось в единую гармоничную композицию.
К одиннадцати ,тщательно запаковав его, повёз  в Союз Архитекторов ,где и проходил конкурс.
    
Около двух из Союза архитекторов позвонили и известили ,что мой проект прошёл и занял первое место.
В это в первый момент не поверилось.
Казалось слишком невероятным.
Но оказалось всё  правдой.
Дело оставалось самое важное- не ошибиться со скульптором ,который будет переводить проект в материал и с камнерубом. Со скульптором проблем не было.

Рассчитывал ,  скульптором модели будет  известный в городе своими работами Борис Петров.
Тонкий и умный художник.
Стоит в Петербурге и его Ломоносов у Университета на Неве, и Пётр Булла , фотограф под зонтиком,   на Малой Садовой любимый горожанами,  Мосин в Сестрорецке,словом ..талантливый человек..
И мужик приятный.
Его почерк скульптора совпадал с моим ощущением графики.
Знал его уже лет десять  и давно заметил сходство взглядов на искусство ,а  если так видим объекты, то  всё в паре и сотрудничестве должно получиться.
Борис походил на римлянина, с квадратным  подбородком, прямым носом , крепкий , с  привыкший к тяжёлой работе руками и при первом знакомстве выглядел  , как гладиатор.
Внешне своей основательностью сразу же собеседника располагая к себе.
Он знал ,что делаю и над чем работаю,  предложение перевести проект в материал модели принял с радостью.
Дело было почётным.
Хотя сразу его предупредил ,что судя по всему, денег особенно много город не заплатит
- Ну было бы удивительно ,если бы город расщедрился, -только и сказал.,- Понимаешь, место знаковое.
Не каждому доводится в жизни в таких местах вещь ставить.
Будем делать!
Шёл  март.
Времени оставалось мало.
Во-первых нужно было в скальном срубе  найти камень нужного размера тонн на 5.
Во-вторых успеть вывезти  скалу из карьера до того ,как размокнут дороги и пока стоят ночные заморозки.
Иначе трайлер завязнет.
А в карьерах при отвале шла скала колотая.
Менять же решение проекта ох как не хотелось.
Но повезло.
И однажды камнеруб позвонил и сказал ,что скала есть.

Валентин Иванов, камнеруб, славился тем ,что камень чувствовал хорошо.
Ему доверяли .
И хотя тому очень хотелось считать себя скульптором ,но всё же он был больше камнерубом. И оказываясь  перед дилеммой, какое принимать в спорных  моментах творческое решение , начинал паниковать, но с хитрецой, особо свою испуганность не показывая.
Деньги свои отстаивать и расчёт с ним  точный ,любил , жёстко отставая при этом свои интересы, говоря ,если что: «Ну нет ,так нет. На хрена мне всё это.
У меня могильных памятников завались.
Работайте сами. Либо та цена ,которую назвал. Либо гуляйте!».
На каком -то этапе работы так и произошдо.

В какой-то момент почувствовал ,что работа застопорилась, а Иванов начал чего-то вилять .
По телефону тоже застать не удавалось и в итоге нагрянул к нему в мастерскую на берег Охтинки без предупреждения.
Оказалось ,что Валентин  запутался в акцентах обрубки волны.
Что усиливать?
Что ослаблять?

Пришлось  взять   штихель и на гипсовой модели выполненной Борисом в масштабе 1:4 выявить грани волны, чтобы тени работали более активно.
А потом красным карандашом обвёсти  те зоны на гипсе, главные, на которые следовало обратить особое внимание, поставив ещё на них и  восклицательный знак. Обратившись к Валентину спросил:
- Всё понятно?
- Ну теперь другое дело ! Знал же ,что так ,но не хотел трогать. Искал более      интересное   
решение.
- А позвонить трудно ,если затык пошёл?
- А чего тебе звонить ? Сам скульптор!
- Скульптор то скульптор, да только вот здесь лишнее срубил! Видишь чашка    получилась.     Вода стоять будет. Вниз пройдёт если  , то  камень рванёт в морозы..

- Это да. Винюсь.  Но я куб в волну вставлять буду. На каменный клей посажу. А если вода пройдёт , то внизу  у волны уже штробы сделаны для её спуска. Всё будет нормально.

- Ну смотри ,Валентин. Будут ещё проблемы, звони сразу же. Времени уже нет. Открытие   скоро . Меня заказчик за причинное место уже берёт. И грани у волны не очень     затачивай.   Поострей ,но не очень. В облом могут пойти на погрузке. Чем поднимать будешь?
- Как обычно на цепях в пожарном рукаве.
- Плохо. Нужно в порту выпросить нейлоновые тали  у докеров.
-Не боись!! Всё будет окей.
- Окей то окей, да смотри, чтоб не в  задницу весь хоккей!
Работа пошла.

В расчётный график к дате установке на бастионе пока входили без сбоев срока.
Юбилей города приближался.
Оставалась неделя.
И каждый день был на счету.
Фундаментная подоснова на бастионе уже была сделана.
И представляла собой почти 6 кубометров застывшего бетона.
На такой массе расход камней стиллабата быть не должен.
Всё сделано было надёжно.

Наступил день установки.
Когда вещь придумана, выполнена и собрана , опутывается талями и плавно отрывается от земли , плывёт по воздуху, опускается на дно грузовика, отправляясь в путешествие на место ,где будет стоять, становится грустно.
Чем-то это напоминало покидание новорожденным роддома.
Вроде совсем недавно была скала, камень, гул отбойника , полировочного круга, поворотный танковый круг ,который позволял крутить эту многотонную глыбу для удобства работы.
А теперь уже работа  перестаёт принадлежать, тебе ,как автору..
И стремится к своей собственной жизни.

Памятный знак медленно двигался  по городу ,частью и достопримечательностью которого скоро станет.
В сопровождении машины ГАИ.
И вот уже стоит ,словно оглядываясь, на грузовике с открытыми бортами на Государевом бастионе Петропавловской крепости, ожидая разгрузки.
Было шесть часов вечера.
Поздние экскурсанты Петропавловки и любопытные подошли ,желая узнать ,что будет происходить.
Когда поняли ,стали писать свои фамилии на десятках ,пятидесяти и сторублёвках, чтобы подложить под камень на память потомкам.
Они понимали ,что такой случай , редок ,как выигрыш в лотереи, и каждому захотелось присоседиться к событию и истории..
Этому никто не мешал.

Наступал день открытия.

Странно всё-таки устроена жизнь.
Никто не знает куда и как выведет дорога.
Судьба открывает дверь и говорит : « Иди. Делай шаг.» 
А сделать его страшно,а вдруг впереди неудача или поражение.
И дверь закрывается и остаёшься с тем ,что есть.
А можно шаг сделать вперёд.
И оказаться в другом измерении и пространстве.
 Сам  из третьего поколения петербуржцев.
И никого уже из старшего поколения не осталось.
Из семьи пять человек война забрала.
А кого-то от ран и ранений после. 
И вот теперь сам в первой траншее на передовой жизни.
И горд ,что в своём городе что-то для него сделал.
И грустно, что никто из моих родных памятника  не видит.
И не узнает, что я его автор. И никто не похвастается ,что его сделал « мой внук», « мой сын»,» мой племянник».
И наступит день ,когда я не услышу пули на своей передовой, потому,что она будет моя. .. И останется  памятник.
И будет стоять долго.
И мои внуки как-то придут к нему,а  дочери скажут : « Автором  этого памятника был ваш дед!» .
Не спалось.
Наступало 27 мая 2003го  года.
День открытия.
Я остался ночевать в мастерской. 
Зелёноватой желтизной серела ночь.
Подступали белые ночи.
Город спал. 
Тихо мурлыкал джаз по радио.
Листал старые газеты.
Какие-то вырезки пожелтевшие от времени.
Но что это ?
На вырезке из газеты в выцветшей типографской краске  значилось  «  … в библиотеке Эрмитажа хранится рукопись подробно описывающая закладку Санкт-Петербурга. «..В 14й день мая месяца года 1703го /27 по новому стилю/  царь Петр Первый отдал приказ роте солдат вырубить березняк у воды. На берегу вырыл на четыре штыка лопаты яму и погрузил в неё золотой ковчег с мощами Андрея Первозванного. С этой закладки началось строительство Государева Бастиона..»

Как?
Значит под Государевом бастионом, под открывающемся  Памятником, мощи Андрея Первозванного?
И об этом  сегодня никто не знает. 
А ведь сегодня 27е.
 
Ровно 300 лет с того дня. И кроме открытия памятника в 12.00, одновременно и тоже в 12.00  в Исаакиевском соборе сегодня будет богослужение по поводу привоза в Санкт-Петербург мощей Андрея Первозванного из Афонского монастыря. .
Впервые за 300 лет!!
И только на один час.
Со службой Алексия II.

Мистика какая-то!
Как же так могло случиться ,чтобы события в 300 лет замкнулись ,и к ним я оказался непосредственно причастным?
Слышал когда-то историю об  арестантском пасьянсе, который складывается раз в 300 лет и при удаче его расклада, узников выпускали из Бастилии.
Казалось байки!
Такого не бывает!
Но ведь случилось!!
И ни с кем-то.
Со мной !!!   
Не-ве-ро-ят-но.
Создавалось ощущение выполнения мной какой-то неведомой для меня заданной, программы. Если это  Провидение  и Благость. 
То почему Я?
Не было сна у меня в ту ночь.

Раннее утро встретил на Петропавловке.
Утро  предвещало день  солнечным.
Носовым платком я протирал полированные камни , и любовался бликами, которые на них играли от восходящего солнца.
Испытывая и гордость за себя и оторопь.
От прикосновения к чему-то вечному.
Уже зная ,что лежит на глубине под Государевом бастионом.

Прибыл Почётный караул, заранее занимая места.
Хор академического театра ещё не появился , но техслужбы и операторы ТВ начали  обустраивать места для съёмки, разматывая кишки своих телекатушек.
Телекомпаний было много. 
Рядом с Петропавловкой на Неве покачивался  « Штандарт» знаменитый тем ,что был заново отстроен по Петровским чертежам.
И был тоже частью города.
В этот прздничный  день  месяца ,он  не участвовал в парусных гонках и не находился за рубежом.
Постепенно бастион заполнялся.
И к назначенному часу был заполнен полностью.         
Прибыл Губернатор с с членами Правительства страны, города , космонавты, министры , члены Императорского дома Романовых, депутаты какие-то , то-ли  Госдумы, то-ли города, представители Общественности.   
Потом в полдень залпы.
Друг за другом .
По каждому за прожитое городом столетие.
Памятник оказался укрытым цветами .
И речи. Речи . Речи….И радостные лица ,что всё так удачно.
И интервью.
И комментарии.
И благодарности друг другу.  .   
И оживление и радость Общественного Совета ,и праздник , что всё успели к сроку и открыли в таком представительной  компании при стольких официальных лицах в столь знаковую дату города  так торжественно, да ещё на таком месте.
С Борисом Петровым я стоял рядом.

Но никто ни разу не упомянул ни фамилии  автора  проекта  памятника , ни подключённого к работе  скульптора.
О нас забыли.. 
 
     Екатерины II ,осмотрев памятник Петру I, позднее известный, как  «Медный Всадник»,  повелела Фальконе   внести  её изменения по  его улучшению.
Скульптор не стал этого делать,  и через некоторое время был вызван  в Зимний дворец.
Но ему не понадобилось даже выходить из саней.
Камердинер встречал его у подъезда. 
Бросил в сани  ,от имени императрицы её старую лисию шубу, как вознаграждение за работу над Петром Первым. 

И вручил  предписание:
« Мы , Императрица Всероссийская , повелеваем господину Фальконе покинуть пределы нашей  Империи за сутки. Екатерина II». Там же ожидал его и конный  жандармский разъезд с офицером, который  и препроводил  Фальконе от дворца в тот же день до   пограничного, полосатого столба…

За мою работу над памятником 300 летия Санкт-Петербурга  , спонсор  выплатил…. только четверть гонорара, сославшись на то, что  художнику и выплаченной четверти достаточно.

А через два с половиной месяца СМИ сообщили , что из-за дел и разногласий  по  бизнесу
спонсор памятника убит на Кипре ....топором .


Через день пришло личное поздравление академика И.Спасского , начальника ОКБ подводных лодок страны  с благодарностью за памятник посвящённый городу..со словами
"... Мне не раз приходилось присутствовать при открытии памятников. Этот лучший"...
Пустячок , а приятно.
               




Июнь2008


* * *
PS.
«Теперь уже достоверно известно, что на Кипре убиты известные петербургские бизнесмены Вячеслав Шевченко и Юрий Зорин. Первоначальная информация поступила в Агентство журналистских расследований вечером в среду. В четверг утром эти сведения нам подтвердили знакомые погибших.
По сообщению кипрской газеты «Либерал», тела бизнесменов, а также находившейся с ними женщины, были обнаружены 23 марта в одной из частных вилл недалеко от города Пафос.
После проверки выяснилось, что погибшие являются гражданами России. С запросом о личностях россиян наше посольство обратилось в полицию, где сообщили имена убитых. Об этом нам рассказал пресс-атташе посольства РФ.»
Данные на 25.03.2004 15:12 Информационное агентство «Фонтанка.ру.»